Воспитательные системы школы. Характеристика. Этапы развития
Билет 1
Педагогическое исследование, его структура. Методы педагогического исследования.
Педагогическое исследование — это сложный сознательный и целеустремленный поиск путей совершенствования педагогического процесса с использованием определенного научного аппарата, позволяющего сделать поиск более успешным.
Цель педагогического исследования — раскрытие закономерностей педагогического явления, установление реальных противоречий процессов воспитания, обучения и развития и отражение их в теоретических положениях. Раскрытие закономерностей может осуществляться на различных уровнях.
Педагогическое исследование имеет сложную структуру. Ее компонентами являются:
проблема как сущность противоречий в педагогических явлениях или разрыв между теорией и практикой;
область — некоторая сравнительно однородная часть науки, например, области обучения, воспитания, педагогики семьи, профессиональной подготовки, непрерывного образования и др.;
аспект— фундаментальный, теоретический и прикладной, методический. Например, изучение философских основ теории воспитания представляет теоретический аспект, то же — разработка концепции непрерывного образования; изучение методики трудового воспитания — прикладной, то же — подготовка сборника задач, упражнений.
На их основе формулируется тема исследования — конкретное диалектическое противоречие, которое уже осознано как противоречие, но еще не разрешено, например: индивидуализация и дифференциация обучения; технология целостного обучения в начальных классах и др.
Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений.
Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Они необходимы для определения проблем, выдвижения гипотез и оценки собранных. Вторую группу методов - методы изучения педагогического опыта (это скорее эмпирические методы). Такие методы используются для изучения как передового, инновационного педагогического опыта, так и для изучения опыта рядовых учителей. Данные методы позволяют обнаружить реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы.
Беседа, интервью и анкетирование составляют блок опросных методов. Беседа применяется с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. В этом случае исследователь задает заранее намеченные вопросы в определенной последовательности, а ответы открыто фиксирует.
Анкетирование — метод массового сбора материала, когда респонденты дают письменные ответы на вопросы. Особое место в системе методов исследования занимает тестирование, которое осуществляется по отобранным стандартизированным вопросам и заданиям со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий тестируемых. Среди методов педагогических исследований большое распространение получили социометрические методы, которые позволяют изучать скрытые межличностные отношения в коллективе.
Метод изучения продуктов деятельности учащихся (письменных, графических, контрольных и творческих работ) может дать информацию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области, о его интересах и способностях.
Метод изучения педагогической документации (классных журналов, протоколов собраний и заседаний, личных дел учащихся и их медицинских карт) дает исследователю некоторые объективные данные, которые характеризуют реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.
Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент — исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и возможностей воздействия исследователя на педагогическое явление.
Определите методологический аппарат в рамках предложенной темы.
Билет 2
Воспитательные системы школы. Характеристика. Этапы развития.
Задачи ВСШ:
-форм-е у детей целостной , научно-обоснованной картины мира
-форм-е гражданского самосознания
-приобщение детей к общечеловеческим ценностям
-форм-е у подрастающего человека таких качеств как толерантность, креативность и мобильность
-форм-е самосознания, осознание собственного «я»
Развитие ВС:
ВСШ- это не застывший, а постепенно развивающийся феномен. Общее для всех ВСШ- это противоречия, преодоления которых дает возможность двигаться вперед.
1. М/у хаосом и упорядоченности в развитии , с одной стороны развитие с-мы- есть ее движение, с другой исключительность- есть смерть с-мы.
2. М/у традициями и инновациями в ВСШ, хорошо чувствуют себя люди творческие, нестандартные, поскольку они в большей системе ощущаются субъектами и элементами.
3. ВС развиваются достаточно быстро, но иногда не достигают особенно высоких степеней целесообразности.
4. Каждое поколение должно ощущать себя субъектом развития с-мы
Процесс развития ВСШ противоречив. В нем бывают спады, подъемы.
Этапы:
Становления
Создание ВСШ начинается с целеположения, цели на этом этапе носят достаточно аморфный характер, нередко представленный в виде пожеланий. Формируется через отрицание целей. Общешкольной кол-во еще не сложилось. Возникают ситуации напряжения, порой даже конфликты. Некоторые педагоги не воспринимают новых людей, другие принимают, но не могут работать в новых условиях. Взаимодействие с окр. средой у с-мы на этом этапе носит систематичный хар-р.