Глава 4. история развития психологических знаний 8 страница
тощения. Особенно опасен такой тип, когда он получает власть над другими людьми: исходя из благих пожеланий, намерений садист терроризирует других людей, проявляет нравственную глухоту, демонстрирует крайнюю форму аморальности, ригоризма. Обычно такие люди много занимаются самообразованием, своим физическим воспитанием, волевой подготовкой, стремятся возвыситься над другими.
Другие, которым свойственны интрапунитивные ориентации, проявляют мазохистские тенденции. Им присуще чувство собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности (Э. Фромм). У них проявляется стремление принижать себя, возводить на себя немыслимые обвинения даже там, где они не виновны. Их характеризует жертвенность в мыслях, действиях, поступках.
Э.Фромм обнаружил, что у этого типа наряду с мазохистскими тенденциями обычно проявляются и садистские склонности. Они стремятся приобрести власть над другими, причинить им боль и страдание: проявляют авторитаризм по отношению к другим людям. Многие известные в истории деспоты относились к такому типу (Гитлер, Калигула).
Разрушитель. Это тип человека, который видит причины своих успехов и неудач не в людях, а в обстоятельствах, предметах, средствах и т.п. (импунитивная ориентация личности). И поэтому такие люди стремятся изменить (например, преобразовать природу), устранить, разрушить обстоятельства, объекты (общественный строй, например). У этих людей притуплено, приглушено созидательное начало (например, Ельцин, Горбачев).
По мнению Э.Фромма, разрушительность выступает средством избавления от невыносимого чувства бессилия, повышенной тревожности. Разрушительность проявляется у людей, которые испытывают ограничение возможностей в реализации их интеллектуальных и эмоциональных возможностей, физического потенциала, это люди с завышенной самооценкой и чрезмерными притязаниями. При социальных катаклизмах такие люди выступают в качестве основной, ведущей разрушительной силы.
Конформист-автомат. Это тип личности с ярко выраженной, доминирующей конформной ориентацией, человек, не имеющий собственной позиции, мнения. Такие люди беспрекословно подчиняются любым требованиям, обстоятельствам, нормам и правилам, легко их усваивая. Для них правда там, где сила и большинство. Это «хороший» человеческий материал для разного рода Политических авантюристов и провокаторов, поскольку конформист быстро меняет свои убеждения (часто не имея их вообще), не особенно задумывается над моральной стороной своих поступков, оправдывает свои действия приказом, распоряжением свыше, поведением других. У этих людей с особой силой проявляется стадность, леность, инертность мышления и даже бездумность
поведения в массе (см. подробнее: Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990)
Одной из общих основ характера выступает темперамент, который определяет своеобразие динамических проявлений свойств характера. К числу таких характерологических особенностей личности относят:
впечатлительность — степень воздействия на личность различных обстоятельств, время их сохранения в памяти и сила реакции на них;
эмоциональность — скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события, степень придания им особой значимости;
импульсивность — степень несдержанности реакций человека на внешние воздействия, спонтанность их проявления;
тревожность — частота возникновения беспокойства в связи с эмоциональными переживаниями: боязнь, страх, опасения и др.
Очевидно, что степень выраженности этих особенностей неодинакова у представителей того или иного темперамента. Так, например, высокая впечатлительность, тревожность в большей мере проявляются у меланхоликов, а эмоциональность — у холериков. У последних чаще, чем, например, у флегматиков и сангвиников, чертой характера становится импульсивность. У сангвиников и флегматиков нередко в достаточно выраженной и устойчивой форме проявляются впечатлительность, эмоциональность, тревожность.
Наряду с темпераментом, как физиологически обусловленным свойством личности, в психологии используются и другие биологически обусловленные объяснения характерологических особенностей людей.
Так, например, немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер связывал своеобразие характера с особенностями строения тела человека. Э. Кечмер выделил и описал три основных типа строения тела, конституции человека, каждому из которых присущ соответствующий тип личности со своими характерологическими особенностями: атлетический, астенический и пикнический.
Атлетический тип характеризуется достаточно развитым скелетом и хорошей мускулатурой, широкими плечами, мощной грудной клеткой. Рост — от среднего до высокого.
Астенический тип отличается недостаточной толщиной при среднем и высоком росте тела. И этот недостаток толщины присутствует во всех частях тела и во всех тканях. Обычно это худой человек хрупкого, тонкого телосложения, с узкими плечами, плоской грудной клеткой, впалым животом, тонкими и длинными руками, слаборазвитой мускулатурой и небольшими жировыми накоплениями. Женщины этого типа обычно еще и малорослы.
Пикнический тип телосложения характеризуется выраженным развитием внутренних полостей тела (голова, грудь, живот), склонностью к ожирению при относительно слабом развитии мышц и опорно-двигательного аппарата, округлой фигурой, короткой массивной шеей, толстым брюшком, выходящим из-под грудного свода и расширяющимся к нижней части тела. Обычно это люди среднего роста.
Диспластичный тип: к нему относятся люди с явно выраженными девиантными аспектами строения тела.
Есть и промежуточные, смешанные типы телосложения: атлетический с проявлениями астенических или пикнических черт, астенический или пикнический смешанный.
Э. Кречмер обнаружил связь психических заболеваний личности с типом телосложения человека. Так, например, маниакально-депрессивным психозом чаще болеют люди с явно выраженным пикническим телосложением. К шизофреническим заболеваниям более склонны атлетики и особенно астеники. Тех, кто по своим проявлениям напоминает больных с маниакально-депрессивным психозом, Э. Кречмер назвал циклотимиками, а тех, кто напоминает шизофреников, — шизотимиками. Соответственно выделены психотипы личности: циклотимный и шизотимный. Смешанный, гармоничный психотип получил название вискозного.
Циклотимики обладают веселостью, разговорчивостью, задушевностью, беспечностью, энергичностью, склонностью к юмору, настойчивостью, общительностью, тенденцией к изменчивости настроения, готовностью прийти на помощь другим, заботливостью. Они особо нуждаются в понимании со стороны окружающих.
Шизотимный тип характеризуется такими чертами характера, как деликатность, аристократичность и тонкость чувств, властность, холодность; дистантность во взаимоотношениях с людьми, сухость, педантизм, слабая выраженность эмоций.
Наиболее популярной классификацией характеров является описание акцентуаций черт характера личности. Это понятие введено немецким ученым К. Леонгардом и означает выраженность отдельных черт характера, при которой имеет место не выходящие за рамки нормы отклонения в психике и поведении человека, могущие граничить с патологией.
Акцентуация характера — это чрезмерное усиление отдельных его черт, проявляющееся в избирательном отношении личности к определенного рода воздействиям при достаточной устойчивости к Другим. Различные комбинации таких черт у человека создают тот или иной тип акцентуации характера. Знание этих типов, умение выявить их среди окружающих, коллег по работе может помочь специалисту в решении задач профессионального и личного плана. Например, «слабыми местами» для так называемого гипертимного
типа являются изоляция от людей, вынужденное безделье, однообразие, строгий режим. Все это для него может оказаться мощными психотравмирующими факторами. Для шизоидного типа акцентуации сильное психогенное воздействие оказывает необходимость быстро установить глубокие, неформальные, эмоциональные контакты с окружающими. Истероидный тип болезненно воспринимает удары по его эгоцентрической позиции, невозможность быть в центре внимания, вызывать всеобщий интерес к себе.
В зависимости от степени развитости акцентуации характера могут быть скрытые и явные. Акцентуации характера обладают относительной устойчивостью и могут переходить друг в друга под воздействием различных обстоятельств, внешних факторов: семья, социальное окружение, профессиональная деятельность, учеба, спорт, состояние физического здоровья и т. п.
Существуют разные подходы к классификации типов акцентуации характера (К.Леонгард, А. Е.Личко, П. Б. Ганушкин, А. В. Петровский и др.).
К.Леонгард предложил классификацию акцентуаций личности, основанную на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. Он выделяет следующие типы акцентуаций характеров: гипертимный, дистимный, циклоидный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный, интровертированный (см. подробнее: Леонгард К. Акцентуации характера; Немое Р. С. Психология. — М., 1994.-Кн. 1).
Акцентуации характера часто бывают у подростков и юношей (50—80 %). Такие акцентуации при взрослении часто теряют свою остроту, но с возрастом могут опять проявиться.
А. Е.Личко составил следующую классификацию акцентуаций характеров у подростков: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный (см. подробнее: Личко А. Е. Психотип и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий: Тексты. — М., 1982; Немое Р. С. Психология. - М., 1994. - Кн. 1).
А. В. Петровский, заимствуя наиболее удачные термины из обеих классификационных схем, выделяет следующие «важнейшие типы акцентуации характера»: интровертный, экстравертный, неуправляемый, неврастенический, сензитивный, демонстративный (см. подробнее: Петровский А. В., Ярошевский М. С. Психология. — М., 2000).
Все представленные типологии акцентуаций характеров имеют для этого достаточные основания и могут использоваться в практической работе.
Характер существенно влияет на жизнь и деятельность человека, определяя линию его поведения. Влияния характера на жизне
деятельность человека становятся особенно резко выраженными, когда проявляются те или иные акцентуации характера.
В психологии не только описаны акцентуации характера, но и разработаны методики их выявления, диагностики.
Раскрывая и понимая своеобразие своего характера, его как положительные, так и отрицательные черты, человек может соответствующим образом программировать саморазвитие и профессиональное становление своей личности при обучении в вузе, осуществлении своей профессиональной деятельности. Познания в этой области могут помочь специалисту лучше ориентироваться в окружающей среде, успешнее осуществлять контактное взаимодействие с ней.
Способности — это такое своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней. Они — продукт общественно-исторической практики человека, результат взаимодействия его биологических и психических особенностей.
Способности и знания, умения, навыки взаимосвязаны, но не тождественны. По отношению к знаниям, умениям, навыкам, мастерству способности человека выступают как возможность с той или иной степенью быстроты и эффективности их приобретать и наращивать. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, навыках и мастерстве, а в динамике их приобретения и развития, скорости, легкости и прочности овладения мастерством и наращивания его. Способность — это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном деле — это действительность.
Способности человека обнаруживаются только в деятельности, при этом лишь в той, которая не может осуществляться без наличия соответствующих способностей. Способности — это личность в ее продуктивности. Как только человек начинает заниматься какой-либо деятельностью, его способности актуализируются, проявляются и развиваются.
Способности не следует противопоставлять другим индивидуально-психическим качествам, свойствам личности: качествам ума, особенностям памяти, чертам характера, волевой подготовленности, эмоциональным особенностям человека. Если какое-либо качество или совокупность качеств личности отвечают требованиям деятельности или формируются под влиянием этих требований, то это дает основание рассматривать данную индивидуально-психологическую особенность личности как способность.
При изучении данной проблемы важно обратить внимание на то, что способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру из-за индивидуального своеобразия психических качеств и их сочетания. Например, в структуре
организаторских способностей у одних людей могут преобладать такие качества, как практичность ума, наблюдательность, работоспособность, самостоятельность и самообладание, а у других — общий уровень психического развития, критичность, логика воздействия на сотрудников.
Нередко при осуществлении той или иной деятельности человек не имеет к ней способностей. Если он вынужден продолжать заниматься этой деятельностью, то сознательно или бессознательно он будет компенсировать недостаток способностей сильными сторонами своей личности (например, волевой подготовленности), другими более развитыми способностями. Так, средний и даже низкий уровень умственных способностей может компенсироваться широтой знаний, высокой работоспособностью и др.; недостаточные организаторские способности — высоким уровнем самоорганизации и т. п. Свойство компенсации одних способностей другими, отмечает А. В. Петровский, открывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком, раздвигая границы выбора профессии и совершенствования в ней.
Рассматривая конкретно-психическую характеристику различных способностей, можно выделить совокупность общих качеств личности, необходимых для успешного овладения многими видами деятельности, — общие способности. К ним относятся, например, умственные способности, тонкость и точность ручных и других движений, развитая память, речь и др. Вместе тем есть и совокупность специальных качеств, необходимых для той или иной деятельности, — специальные способности: музыкальные, художественные, математические, технические, литературные, спортивные и др.
Различают несколько уровней в развитии способностей людей:
одаренность — это совокупность нескольких способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц. Обычно она проявляется в наличии разносторонних способностей;
талант — совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью. Особенность таланта — высокий уровень творчества при осуществлении деятельности;
гениальность — высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Творчество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.
В психологии выделяют еще и так называемые творческие способности, позволяющие создавать новое, никогда ранее не существовавшее. Творческие способности человека проявляются в лю
бой деятельности: научной, художественной, производственной, политической, юридической.
Биологической базой развития способностей являются задатки как врожденные анатомо-физиологические особенности человека: преобладающий тип высшей нервной деятельности, особенности развития отдельных структур головного мозга, правого и левого полушарий и т.д.
При этом важно понять, что, несмотря на биологическую обусловленность способностей, их конкретное развитие определяется социальным. Например, не каждый, кто имеет достаточно развитые музыкальные задатки, становится музыкантом, вокальные — певцом, художественные задатки — живописцем и т.п.
Исключительно большую роль в развитии соответствующих способностей играют и потребностно-мотивационная сфера личности, желание и стремление человека заниматься тем или иным делом.
В целом формирование и развитие у человека соответствующих способностей определяются главным образом тремя обстоятельствами:
1) наличием соответствующих задатков, предрасположенности;
2) потребностно-мотивационными особенностями личности;
3) социальными обстоятельствами, которые в определенном смысле слова имеют решающее значение.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Раскройте понимание темперамента как психического свойства личности.
2. Что выступает физиологической основой темперамента? Поясните.
3. Дайте характеристику основных видов темпераментов человека.
4. Сделайте сравнительный анализ особенностей и возможностей людей в зависимости от того или иного темперамента.
5. Раскройте черты характера, обусловленные особенностями темперамента человека.
6. Покажите влияние темперамента на познавательную деятельность, чувства и волю человека.
7. Раскройте понимание характера как психического свойства личности.
8. Что является физиологической основой характера?
9. Дайте анализ особенностей характера личности в зависимости от устойчивых се отношений.
10. Охарактеризуйте общие и специфические черты характера человека.
11. Покажите взаимосвязь характера и других психических феноменов человека.
12. Раскройте профессиональные черты характера личности специалиста.
13. Проанализируйте подходы К. Юнга к выделению основных типов личности.
14. Раскройте современные подходы (отечественные и западные) к развитию концепции К. Юнга о типах личности.
15. Дайте характеристику основных типов личности по Э. Фромму.
16. В чем состоит особенность подхода Э.Кречмера к типологии личности?
17. Что вы понимаете под акцентуациями характера?
18. Проанализируйте основные подходы к классификации акцентуаций характера.
19. Раскройте понимание способностей как психического свойства личности.
20. Что выступает физиологической основой способностей?
21. Каковы взаимосвязи способностей с познавательной и другими сферами личности?
22. Раскройте классификацию способностей.
23. Покажите особенности проявления компенсаторных возможностей психики в сфере способностей.
24. Раскройте содержание способностей личности к профессиональной деятельности'.
ЧАСТЬ II. ПЕДАГОГИКА
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
ГЛАВА 10. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
§ 1. Общее представление о педагогике как науке
Свое название педагогика получила от греческого слова «пай-дагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает «детоводство» или «дитяведение».
В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно — педагогами первоначально называли рабов, сопровождавших детей своего господина в школу. Позже педагоги — это уже вольнонаемные люди, Которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название «мастера». Это были свободные люди (дьячки или морские), которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам, как сказано в одном «Житии», «книги писати и учити ученики грамотные хитрости».
Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приобретает определенные знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавали от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например: «Повторение — мать учения», «Яблоко от яблоньки недалеко падает», '«Век живи — век учись» и т.п.), составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика в жизни как общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.
Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книги, школу, учителей, науки. Но она старше педагогической Науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.
Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопрос: почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания? Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д.Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.
Однако житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальное™ и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Именно поэтому К.Д.Ушинский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть «бессильным, оно должно быть народным».
Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета.