Семья как субъект педагогического взаимодействия
Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью.
Семья реализовывает определенные функции:
- репродуктивную – рождение детей;
- хозяйственно-экономическую (ведение общего хозяйства и бюджета, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение);
- воспитательную (создание условий для формирования личности каждого члена семьи; систематическое воздействие семейного коллектива на каждого из его членов; передача жизненного опыта, нравственных норм и ценностей);
- коммуникативную (организация внутрисемейного общения, взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, социальными группами);
- рекреативную (организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива).
Семья для ребенка – это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности. Она сохраняет принятые в ней взгляды, традиции, установки, образцы поведения.
Реализация воспитательной функции семьи обусловлены национальной спецификой, социокультурными традициями и присущими данному сообществу нормами, носителем которых она выступает.
Существуют общие факторы, обеспечивающие особую роль семьи в социализации личности. Это непрерывное, устойчивое влияние на ребенка с момента рождения; построение отношений в семье на чувствах родства, любви, доверия, взаимной ответственности; передача опыта от поколения к поколению, чему способствует общение и взаимодействие в семье между людьми разного возраста. Родители имеют возможность учитывать индивидуальные особенности своего ребенка, его интересы и потребности. Воспитание детей – не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание – составная часть относительно социально контролируемой социализации человека. В процессе семейного воспитания передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.
Семейное воспитание – это организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи. Таким образом, семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.
Семейное воспитание – это сложная и многогранная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.
Каковы же задачи семейного воспитания? Они состоят в том, чтобы:
- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:
- гуманность и милосердие к растущему человеку;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
- открытость и доверительность отношений в семье;
- оптимальность взаимоотношений в семье; последовательность стар-ших в своих требованиях; оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы.
Кроме этих принципов, существует ряд частных правил, не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, не морализировать, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Содержание семейного воспитания охватывает все направления: умственное, физическое, трудовое, эстетическое, экономическое и др.
Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие. В последние годы возрастает роль религиозного воспитания в семье с его культом человеческой жизни и смерти, с множеством таинств и обрядов.
Семьи классифицируют по различным признакам:
- по структуре (количеству членов, их возрастному составу): различают семьи из трех поколений – родители, дети, внуки; из двух поколений – родители и дети; однодетные семьи; многодетные (имеющие трех и более детей); неполные, в которых нет одного из родителей; бездетные и др.;
- условиям жизни и развития в семье (благополучные и неблагополучные);
- стилю семейного воспитания (авторитарный, демократический, либеральный).
Имеются и другие подходы к классификации семей. Так, И. Клемантович предлагает выделять семьи по воспитательным возможностям:
- ۟благоприятные для формирования личности ребенка (семьи, в которых сложились гармоничные отношения между родителями и детьми, основанные на высоких нравственных нормах; родители имеют высокий культурный уровень);
- менее благоприятные для развития ребенка (семьи, в которых ему уделяется или чрезмерное внимание, или его недостаточно);
- неблагоприятные для формирования личности ребенка (семьи, в которых родители ведут аморальный образ жизни, имеют низкий культурный уровень);
- нейтральные (дети предоставлены самим себе).
В современной практике семейного воспитания выделяют три стиля отношений: авторитарный, демократический, либеральный.
Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, излишней требовательностью. Угрозы, принуждение – вот главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха и незащищенности, протест или агрессивность, апатию или пассивность. Проявляется это в грубости, лжи, лицемерии.
Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, ему сопутствует успех, он не боится родителей, рассказывает о сокровенном, прислушивается к советам, имеет чувство собственного достоинства.
Либеральный стиль предполагает потакание ребенку во всем, вседозволенность, безнаказанность. В результате дети растут недисциплинированными, безответственными. Это социально опасный способ отношений с детьми.
Наиболее часто в семейном воспитании используются следующие методы и приемы: личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, поручение, похвала, сочувствие, и т.д. Их применение осуществляется сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуаций.
Выделяют несколько типов неправильного семейного воспитания.
Безнадзорность, бесконтрольность. Этот тип, чаще всего, характерен для родителей, излишне занятых своими делами и не уделяющих должного внимания детям. Как правило, в таких семьях дети предоставлены сами себе, часто попадают под влияние негативных факторов социальной среды («уличных компаний» и др.).
Гиперопека. При данном типе жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он постоянно сталкивается с многочисленными запретами. В результате этого ребенок постепенно становится нерешительным, безынициативным, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя. Часто у детей, особенно у подростков, это выливается в бунт против родительского насилия, они могут принципиально нарушать запреты. Другой разновидностью гиперопеки является воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе такой человек тяжело адаптируется.
Воспитание по типу Золушки.Такой тип семейного воспитания характеризуется безразличием родителей к своим детям, холодностью, эмоциональной отверженностью. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя со стороны может показаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Ребенок переживает особенно сильно, когда кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.
«Жесткое воспитание». За малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К.Д. Ушинский отмечал, что страх – самый обильный источник пороков: жестокости, приспособленчества, угодничества и др.
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. С малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей, или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. В таких случаях возможны невротические срывы, трудно складываются отношения с окружающими.
Синдром опасного обращения с детьми. Это один из самых недопустимых типов семейного воспитания, связанный с физическими наказаниями детей, когда на детей воздействуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребенка. Чаще всего физическим наказаниям подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравиться унижать других, бить, издеваться.
Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать друг друга, стремление к поиску совместных решений – вот залоги эффективного семейного воспитания (рис. 27).
Самовоспитание | Воспитание | Перевоспитание |
Рис. 27. Процесс формирования личности
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое воспитательный процесс?
2. Какие особенности имеет воспитательный процесс?
3. Что означает непрерывность воспитательного процесса?
4. В чем выражается комплексность воспитательного процесса?
5. Что такое принципы воспитания? Назовите принципы воспитания и охарактеризуйте их сущность.
6. Методы воспитания и их классификация.
7. Назовите основные виды воспитания.
8. Какие средства и формы воспитания используются в воспитательной практике?
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Тест к главе 1
1. Психология занимает центральное место согласно классификации наук:
а) В.И. Вернадского;
б) Б.М. Кедрова;
в) М.В. Ломоносова;
г) Ф. Бэкона.
2. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:
а) Эпикуром;
б) Демокритом;
в) Аристотелем;
г) Б. Спинозой.
3. Термин «психология» в научный оборот ввел:
а) Р. Декарт;
б) Г. Лейбниц;
в) Х. Вольф;
г) Аристотель.
4. Психология как наука о сознании возникла:
а) в XV в.;
б) XVI в.;
в) XVII в.;
г) XVIII в.
5. Психилогия как наука о поведении возникла:
а) в XVII в.;
б) XVIII в.;
в) XIX в.;
г) XX в.
6. Краткое стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, – это:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) самонаблюдение.
7. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:
а) У. Джемсом;
б) Г. Эббингаузом;
в) В. Вундтом;
г) Х. Вольфом.
8. Первая в мире экспериментальная лаборатория начала свою работу:
а) в 1850 г.;
б) 1868 г.;
в) 1879 г.;
г) 1885 г.
9. В России первую экспериментальную психологическую лабораторию от-крыл:
а) И.М. Сеченов;
б) Г.И. Челпанов;
в) В.М. Бехтерев;
г) И.П. Павлов.
10. Автором трактата «О душе» является:
а) Платон;
б) Демокрит;
в) Аристотель;
г) Эпикур.
11. Психология как самостоятельная наука оформилась:
а) в 40-х гг. XIX в.;
б) 80-х гг. XIX в.;
в) 90-х гг. XIX в.;
г) начале XX в.
12. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:
а) интроверсия;
б) интроекция;
в) интроспекция;
г) интроскопия.
13. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющие анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определённые выводы, принято называть исследованием:
а) пилотажным;
б) лонгитюдным;
в) сравнительным;
г) комплексным.
Тест к главе 2
1. С переходом организма из гомогенной среды в материально оформленную среду дискретных предметов связанно возникновение:
а) раздражимости;
б) чувствительности;
в) чувственности;
г) чувств.
2. Совокупность нервных образований, участвующих в осуществлении рефлекса, – это:
а) рефлекторная дуга;
б) рефлекторное кольцо;
в) безусловный рефлекс;
г) условный рефлекс.
3. Выработка всякой новой реакции начинается со случайных проб и продолжается до тех пор, пока одна из них не приведёт к успеху согласно принципу:
а) активности;
б) диадического взаимодействия;
в) проб и ошибок;
г) рефлекторной дуги.
4. Теория эволюции в широком смысле:
а) принимается в настоящее время подавляющим большинством учёных;
б) представляет собой не просто гипотезу, а установленный факт;
в) обогатилась данными генетики и открытием законов наследственности;
г) все ответы верны.
5. Рефлексы:
а) всегда врожденные;
б) встречаются только у низших животных;
в) имеют мало отношения к выживанию;
г) все ответы неверны.
6. Инстинктивное поведение преобладает главным образом:
а) у насекомых;
б) рыб;
в) рептилий;
г) млекопитающих.
7. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения:
а) воля;
б) эмоции;
в) рефлекс;
г) сознание.
8. Психологическая характеристика сознания есть:
а) активность;
б) интенциональность;
в) рефлексивность;
г) мотивированность;
д) все ответы верны.
9. Приобретённные формы поведения обеспечивают животному адаптацию:
а) идеально соответствующую условиям среды;
б) к вполне определённому типу среды;
в) к различным средам;
г) все ответы неверны.
10. Нормальным уровнем функционирования сознания является:
а) состояние измененного сознания;
б) состояние повышенной психической активности;
в) уровень средне-психической активности;
г) все ответы верны.
11. Значение как форма существования общественно-исторического опыта опредмечено:
а) в социальных ценностях;
б) личностных смыслах;
в) межличностных отношениях;
г) все ответы неверны.
Тест к главе 3
1. Совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия, – это:
а) апперцепция;
б) перцептивная система;
в) перцептивные действия;
г) осязание.
2. Основным критерием классификации восприятия на восприятие пространства, времени, движения выступает:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) активность субъекта.
3. Основанием разделения восприятия на произвольное и непроизвольное служит:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) целенаправленность характера деятельности субъекта.
4. Иллюзии восприятия не обусловлены:
а) особенностями строения глаза;
б) спецификой процессов кодирования и декодирования информации;
в) эффектом иррадиации;
г) темпераментом воспринимающего.
5. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:
а) иллюзиями восприятия;
б) галлюцинациями;
в) фантазиями;
г) грёзами.
6. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и особенностей его личности называется:
а) инсайтом;
б) перцепцией;
в) апперцепцией;
г) сенсибельностью.
7. Константность восприятия – это свойство:
а) врождённое;
б) приобретённое;
в) генетически обусловленное;
г) частное.
8. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:
а) целостность;
б) предметность;
в) константность;
г) структурность.
9. Отражением отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:
а) ощущение;
б) восприятие;
в) память;
г) воображение.
10. Проводящие пути, по которым возбуждения, возникающие в рецепторе, передаются к вышележащим центрам центральной нервной системы, называются:
а) афферентными;
б) эфферентными;
в) эффективными;
г) аффективными.
11. Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающее замечаемое различие интенсивности ощущения, называ-ется:
а) абсолютным нижним порогом;
б) порогом различения;
в) временным порогом ощущений;
г) диапазоном чувствительности к интенсивности.
12. Рецепторы, специализирующиеся на отражении воздействий из внутренней среды организма, называются:
а) экстерорецепторами;
б) интерорецепторами;
в) проприорецепторами;
г) внутренними.
13. К экстерорецептивным относятся ощущения:
а) зрительные;
б) органические;
в) вибрационные;
г) температурные.
14. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений, – это:
а) апперцепция;
б) иллюзия;
в) наблюдательность;
г) осязание.
Тест к главе 4
1. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как:
а) объём;
б) концентрация;
в) распределение;
г) переключение.
2. Комплексной характеристикой внимания является показатель:
а) его скорости;
б) точности;
в) успешности;
г) объёма.
3. Интенсивность и концентрация внимания являются такой характеристикой внимания, как:
а) уровень;
б) объём;
в) скорость переключения;
г) длительность.
4. Характеристикой интенсивности внимания является:
а) её объём;
б) степень;
в) направленность;
г) концентрация.
5. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает:
а) рефлексия;
б) восприятие;
в) внимание;
г) память.
6. Внимание – это направленность сознания на определённый предмет, который при этом представляется ясно и отчетливо. Эта направленность:
а) избирательная;
б) рассеянная;
в) распределённая;
г) неосознаваемая.
7. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием:
а) непроизвольным;
б) произвольным;
в) послепроизвольным;
г) зрительным.
8. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является:
а) отсутствие цели деятельности;
б) постановка цели деятельности;
в) новизна раздражителя;
г) эмоциональная значимость объекта.
9. Числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости, оценивается такой показатель внимания, как:
а) концентрация;
б) переключение;
в) распределение;
г) объём.
10. Непосредственно под воздействием раздражителей, действующих в данный момент и вызывающих оптимальное возбуждение в определённых участках коры головного мозга, возникает внимание:
а) непроизвольное;
б) произвольное;
в) послепроизвольное;
г) внутренненаправленное.
11. Условием возникновения непроизвольного внимания не является:
а) новизна раздражителя;
б) неожиданность раздражителя;
в) интерес человека;
г) усталость человека.
12. Произвольное внимание не обусловлено:
а) осознанием долга и обязанности;
б) наличием интересов, мотивов, побуждений;
в) привычкой работать, выполнять ту или иную деятельность;
г) контрастностью внешних воздействий.
13. Скорость переключения внимания зависит:
а) от стимульного материала;
б) характера деятельности субъекта с ним;
в) уровня мотивации личности;
г) гендерных особенностей субъекта.
Тест к главе 5
1. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) активность субъекта;
г) вид деятельности.
2. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:
а) механической;
б) логической;
в) эмоциональной;
г) аудиальной.
3. Вид памяти, при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:
а) наглядно-образная;
б) феноменальная;
в) эмоциональная;
г) словесно-логическая.
4. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется:
а) долговременной;
б) эмоциональной;
в) произвольной;
г) механической.
5. Объём, хранящейся информации в кратковременной памяти:
а) 7 ± 2;
б) неограничен;
в) предел неизвестен;
г) в среднем 10.
6. Значение структурирования материала для запоминания подчеркивали представители:
а) психоанализа;
б) гештальтпсихологии;
в) бихевиоризма;
г) ассоцианизма.
7. Индивидуальные особенности памяти не выражаются в таких ее свойствах, как:
а) быстрота;
б) прочность;
в) точность;
г) интенсивность.
8. Опосредованная и непосредственная память различаются:
а) по ведущему анализатору;
б) использованию вспомогательных средств в процессе запоминания;
в) степени активности субъекта;
г) видам деятельности.
9. Высшим видом памяти считается память:
а) двигательная;
б) образная;
в) эмоциональная;
г) вербальная.
10. В течение четверти секунды функционирует память:
а) сенсорная;
б) кратковременная;
в) долговременная;
г) оперативная.
11. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью:
а) оперативной;
б) иконической;
в) кратковременной;
г) эхонической.
12. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если:
а) он включается в условия достижения цели;
б) входит в содержание основной цели деятельности;
в) включается в способы достижения цели;
г) предъявляется в свободном порядке.
13. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) активность субъекта;
г) вид деятельности.
14. Емкость долговременной памяти и длительность хранения информации не зависят:
а) от важности запоминаемого материала;
б) характера материала;
в) предшествующего опыта;
г) объема кратковременной памяти.
Тест к главе 6
1. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется:
а) восприятием;
б) мышлением;
в) воображение;
г) вниманием.
2. Механизмом эмпатии как необходимого условия творческого воображения выступает:
а) заражение;
б) идентификация;
в) интроекция;
г) проекция.
3. Сходство представлений с восприятием характеризуется:
а) яркостью;
б) фрагментарностью;
в) неустойчивостью;
г) модальностью.
4. Между представлениями разных людей всегда есть различие:
а) только по яркости;
б) только по полноте образа;
в) только по отчетливости;
г) по яркости, полноте и отчетливости.
5. Устойчивостью и многообразием отличаются от других представления:
а) зрительные;
б) слуховые;
в) вкусовые;
г) тактильно-кинестетические.
6. Основанием классификации воображения на зрительные и слуховые является:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) активность субъекта.
7. Воспроизведенный субъектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте этого субъекта и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств, называется:
а) ощущением;
б) восприятием;
в) представлением;
г) следовым процессом.
8. Пассивное и активное воображение различают:
а) по предмету отражения;
б) форме существования материи;
в) направленности отражения;
г) степени психической активности.
9. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется:
а) агглютинацией;
б) типизацией;
в) схематизацией;
г) все ответы неверны
10. Воображение, предполагающее самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности, – это:
а) мечта;
б) греза;
в) творческое воображение;
г) все ответы неверны.
Тест к главе 7
1. Сущность процесса мышления состоит в установлении связей и от-ношений между такими предметами и явлениями, как:
а) беспричинные;
б) корреляционные;
в) причинно-следственные;
г) какие-либо связи, не являющиеся сущностью мышления.
2. Теоретическое и эмпирическое мышление различают:
а) по типу решаемых задач;
б) характеру обобщений;
в) активности субъекта;
г) ведущему анализатору.
3. Практическое мышление направлено:
а) на разрешение конкретных задач;
б) нахождение общих закономерностей;
в) выявление законов;
г) установление причинно-следственных связей.
4. Предположение, проект решения задач проявляется как:
а) интеллект;
б) инсайт;
в) эвристика;
г) гипотеза.
5. Мгновенное осознание решения некоторых проблем – это:
а) мышление;
б) интеллект;
в) инсайт;
г) эвристика.
6. Относительно устойчивая структура умственных способностей – это:
а) мышление;
б) инсайт;
в) интеллект;
г) одаренность.
7. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:
а) анализ;
б) синтез;
в) обобщение;
г) классификация.
8. Форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется:
а) понятием;
б) суждением;
в) умозаключением;
г) рассуждением.
9. В умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами проявляется такое качество мышления, как:
а) быстрота;
б) гибкость;
в) самостоятельность;
г) широта.
10. Основные формы мышления рассматривает:
а) философия;
б) формальная логика;
в) педагогика;
г) психология.
11. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:
а) индукцией;
б) дедукцией;
в) понятием;
г) суждением.
12. Основанием классификации мышления на наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое является:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) активность субъекта.
13. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления:
а) наглядно-действенного;
б) наглядно-образного;
в) словесно-логического;
г) индуктивного.
14. Теоретическое и практическое мышление различают:
а) по типу решаемых задач;
б) характеру обобщений;
в) активности субъекта;
г) ведущему анализатору.
15. Выделение одной какой-либо стороны, свойства с отвлечением от остальных называется:
а) сравнением;
б) анализом;
в) синтезом;
г) абстрагированием.
Тест к главе 8
1. Речь – это:
а) психическое явление;
б) процесс общения посредством языка;
в) обмен информацией между людьми;
г) процесс отражения мыслей и чувств.
2. Человеческий язык характеризуется:
а) наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие реакции;
б) возможностью передать информацию о прошлых и будущих событиях;
в) ограниченной лингвистической компетентностью;
г) все ответы верны.
3. Согласно теории научения, речь развивается в результате:
а) интериоризации усвоенного языка;
б) последовательности приближений;
в) подражания родительской модели;
г) все ответы верны.
4. В соответствии с релятивистскими теориями любой язык «относителен» и зависит:
а) от нашего восприятия мира;
б) той или иной культуры;
в) опыта, приобретенного путем обусловливания;
г) все ответы верны.
5. Внутренняя речь:
а) эклектична;
б) предикативна;
в) эмоционально насыщенна;
г) все ответы верны.
6. Звуковая единица речи – это:
а) звук;
б) слог;
в) фонетическое слово;
г) все ответы верны.
7. Вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью структуры и содержания и являющийся основным инструментом мышления:
а) монологическая речь;
б) внутренняя речь;
в) письменная речь;
г) диалогическая речь.
8. Свойство речи, характеризующееся объёмом выраженных в ней мыслей, обеспечивающееся подготовленностью говорящего, – это:
а) выразительность;
б) понятность;
в) содержательность;
г) конкретность.
9. Эгоцентрическая речь – это:
а) вид беззвучной речевой деятельности, являющийся основным инструментом мышления;
б) вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники;
в) громкая речь ребенка, адресованная самому себе;
г) произвольная, развернутая и организованная речь.
10. Письменную и устную речь различают:
а) по средствам общения;
б) способам общения;
в) выполняемой функции;
г) условиям общения.
Тест к главе 9
1. Из следующих понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» наименее широким по содержанию является понятие:
а) индивида;
б) личности;
в) субъекта деятельности;
г) индивидуальности.
2. Из следующих понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» наиболее широким по содержанию является понятие:
а) индивида;
б) личности;
в) субъекта деятельности;
г) индивидуальности.
3. Понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» по объёму содержания находятся в отношении:
а) включения;
б) соподчинения;
в) рода-вида;
г) рядоположенности.
4. Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать следующей последовательностью понятий:
а) индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность;
б) индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность;
в) индивид, субъект деятельности, индивидуальность, личность;
г) субъект деятельности, индивид, личность, индивидуальность.
5. Человек как типичный носитель видов человеческой активности – это:
а) индивид;
б) личность;
в) субъект деятельности;
г) индивидуальность.
6. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:
а) индивида;
б) личности;
в) субъекта деятельности;
г) индивидуальности.
7. Человек как индивид – это человек, в обусловленности поведения которого не раскрываются предпосылки:
а) генетические;
б) метаболические;
в) нейродинамические;
г) социальные.
8. Человек как личность – это человек, раскрывающийся в обусловленности:
а) его общением с другими людьми;
б) структурой его ценностных ориентаций;
в) интернализированными им этническими и культурными стереотипами;
г) все ответы верны.
9. Человека как индивида характеризует:
а) индивидуальный стиль деятельности;
б) креативность;
в) мотивационная направленность;
г) средний рост.
10. Высший этап онтогенетического развития человека в обществе – это:
а) индивид;
б) личность;
в) субъект деятельности;
г) индивидуальность.
11. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, – это:
а) воспитанность;
б) авторитет;
в) задатки;
г) равнодушие.
12. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами, – это:
а) инстинкты;
б) механическая память;
в) ценностные ориентации;
г) музыкальный слух.
13. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, – это:
а) темперамент;
б) характер;
в) способности;
г) направленность.
14. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляются человеку привлекательными и воз-можными, характеризует:
а) уровень притязаний;
б) локус контроля;
в) самооценка;
г) самоотношение.
Тест к главе 10
1. Какая группа особенностей описана следующей структурой свойств «Индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную лёгкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности?»:
а) общие умственные способности;
б) художественные способности;
в) педагогические способности;
г) математические способности.
2. Практическая реализация утверждения «способности не существуют до деятельности» привела:
а) к отсутствию научно обобщенной классификации способностей;
б) всеобщей специализации способностей;
в) окончательному отрыву способностей от общих родовых человеческих качеств;