Психических качеств военнослужащих

Процесс физической подготовки предоставляет благоприятные возможности для проявления различных психических качеств и свойств личности военнослужащих, а, следовательно, и для их воспитания и совершенствования. Это обеспечивается многообразием физических упражнений, приемов и действий, активным характером деятельности воинов в процессе занятий, тренировок и соревнований, необходимостью постоянного преодоления внешних и внутренних трудностей, точным дозированием нагрузок и избирательным воздействием на те или иные показатели психической готовности военнослужащих к боевой деятельности.

Воспитание умственных качеств военнослужащих.Трудно назвать такие стороны интеллекта человека, которые бы не активизировались и не проявлялись в ходе физической подготовки и спорта. Процессы восприятия и мышления, память и внимание, способность быстро анализировать различные ситуации и другие умственные качества личности в разнообразных сочетаниях, с различной степенью интенсивности обнаруживаются при выполнении практически любого физического упражнения.

В ходе занятий физической подготовкой и спортом непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, требующие значительного умственного напряжения. Даже простое решение двигательных задач: как сделать движение быстрее, точнее, что надо предпринять, чтобы исправить допущенную ошибку, и т.д. — представляет собой цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие плана действий. Специфичность умственной деятельности при выполнении физических упражнений заключается в тесном взаимодействии между движениями тела и умственными операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу действий с ее фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и способом ее осуществления.

В ходе физической подготовки военнослужащие получают новые знания из области педагогики, психологии, анатомии, физиологии и др. Сопоставляя их с ранее полученными сведениями, они совершенствуют умение рассуждать и оценивать вклад физического воспитания в эти науки. Умственное воспитание идет более успешно, если в процессе занятий постоянно создаются познавательные ситуации, в которых занимающиеся вынуждены сами принимать решения и действовать творчески.

Восприятие пространства и времени, способность к точной оценке расстояний и интервалов времени, зрительная и двигательная память, имеющие весьма важное значение в самых различных видах военно-профессиональной деятельности, в существенной мере зависят от двигательного опыта человека, следовательно, могут активно совершенствоваться под воздействием физических упражнений. Еще более важное значение физические упражнения имеют для совершенствования таких свойств внимания, как активность, устойчивость к утомлению и воздействию внешних помех, способность к широкому распределению и быстрому переключению. Воспитание их в процессе физической подготовки благоприятно сказывается на улучшении и различных других интеллектуальных качеств военнослужащих.

Воспитание волевых качеств военнослужащих.Целеустремленность, смелость и решительность, настойчивость и упорство, инициатива и находчивость, выдержка и самообладание — таков перечень основных волевых качеств, формирование и совершенствование которых может активно осуществляться в процессе физической подготовки.

Целеустремленность военнослужащих воспитывается в ходе преодоления специфических объективных (внешних) и субъективных (внутренних) трудностей, связанных с выполнением различных по своему характеру физических упражнений, как в обычной обстановке, так и в условиях соревнований. Важное значение для воспитания целеустремленности воинов имеет постоянная постановка перед ними посильных, но все более и более усложняющихся задач по их физическому и спортивному совершенствованию.

Смелость и решительность воспитываются преимущественно при выполнении упражнений, содержащих элементы новизны, риска и опасности, при изменении и усложнении условий их выполнения: передвижение на значительной высоте по узкой опоре, прыжки в глубину и через широкие (глубокие) препятствия, соскоки с гимнастических снарядов, опорные прыжки, прыжки в воду, акробатические упражнения, спуски с крутых склонов и прыжки на лыжах, упражнения на специальных снарядах, приемы единоборства.

У воинов, специализирующихся в различных видах спорта, проявления смелости и решительности неодинаковы. Наиболее смело и решительно при встрече со специфическими трудностями (опасность, необходимость принятия быстрых решений) ведут себя представители тех видов спорта, основная деятельность которых в ходе тренировок и соревнований характеризуется непрерывностью и быстротой изменения условий, наличием различных по степени и характеру элементов реальной или условной опасности, непосредственным противоборством с соперниками в процессе состязаний, решительностью, смелостью, активностью действий. К таким видам спорта в первую очередь относятся бокс, все виды борьбы, фехтование, прыжки с парашютом. Инициатива и находчивость наиболее эффективно вырабатываются при выполнении упражнений, требующих принятия самостоятельных решений (спортивные игры, приемы единоборств, приемы и действия по внезапно подаваемым командам и сигналам, бег с ориентированием на местности), а также в ходе осуществления обязанностей спортивных организаторов подразделений, тренеров и судей по спорту. Настойчивость и упорство воспитываются главным образом путем использования упражнений, в процессе выполнения которых военнослужащие переносят большие и продолжительные физические нагрузки и психические напряжения, особенно в условиях соревнований (кроссы и марш-броски, марши на лыжах, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, поднимание тяжестей и силовые упражнения на максимальное количество раз).

Выдержка и самообладание вырабатываются, прежде всего, при выполнении упражнений, связанных с необходимостью действовать точно и сноровисто в условиях физических нагрузок и психических напряжений (преодоление сложных препятствий, плавание в обмундировании с оружием, ныряние, переправы вплавь, действия на воде и под водой, метание гранат по целям).

Таким образом, занятия по физической подготовке и спорту в существенной мере влияют на характер и степень развития волевых качеств военнослужащих.

Воспитание эмоциональных качеств военнослужащих. Влияние физической подготовки на эмоциональную сферу личности военнослужащих проявляется, во-первых, в активизации различных положительных эмоций и чувств; во-вторых, в воспитании эмоциональной устойчивости (способности военнослужащих противостоять различным неблагоприятным факторам военно-профессиональной деятельности путем подавления отрицательных эмоций).

Активизация положительных эмоций и чувств личного состава может обусловливаться различными обстоятельствами. Успешное преодоление различных трудностей на занятиях по физической подготовке и спорту уже само по себе может служить источником положительных эмоций. Еще более сильные эмоции у военнослужащих вызывает достижение конкретных результатов в физическом и спортивном совершенствовании: рост выносливости, силы, быстроты и ловкости, овладение важными в военно-прикладном отношении двигательными навыками, укрепление мускулатуры, улучшение состояния здоровья, пропорций тела и т. д.

Одной из особенностей физической подготовки и спорта является постоянное присутствие на всех занятиях, тренировках и, особенно, на соревнованиях ситуаций успеха или неуспеха в достижении отдельными военнослужащими и подразделениями соответствующих целей. Эти ситуации порождают у личного состава широкий диапазон эмоциональных состояний (от восторга до отчаяния) и сопровождаются сильными специфическими переживаниями.

Благодаря действию эффекта соревновательного соучастия успех или неуспех одного воина или команды, как правило, вызывает сильные эмоциональные реакции у остальных членов коллектива, формируя соответствующие чувства. Особо выраженные переживания возникают при победе, достигнутой в соревнованиях, в которых в качестве одной команды участвовали все члены воинского коллектива. Умело, организованные занятия и соревнования по физической подготовке и спорту служат также средством разрядки отрицательных эмоций военнослужащих.

Важным моментом для воспитания эмоциональных качеств военнослужащих в процессе физической подготовки является исключительное многообразие средств, методов, форм и условий их физического совершенствования, постоянное наличие элементов новизны. Это удовлетворяет потребность личного состава в новых впечатлениях — одну из важнейших потребностей людей, а также играет роль стартового механизма в проявлении и активизации различных положительных эмоций, способствующих развитию у военнослужащих чувства удовлетворенности службой в армии и на флоте.

Физическая подготовка и спорт располагают большими возможностями и применительно к воспитанию эстетических качеств военнослужащих. Красота движений хорошо подготовленных воинов-спортсменов, красота телосложения, осанки, радостное ощущение своего здоровья, силы, ловкости и других качеств, искусное владение своим телом, проявление высоких моральных качеств в спортивной борьбе, торжественность соревнований, спортивных праздников, вечеров и других мероприятий по физической подготовке и спорту способствуют воспитанию у личного состава чувства прекрасного, умения восхищаться красотой человеческих движений, формируют идеал физического совершенства человека, создают положительный эмоциональный настрой на активные занятия физическими упражнениями.

Одним из свойств эмоций является их заразительность. Эмоции, возникшие у одного воина, сразу же передаются другим, а совместная деятельность неизбежно приводит к взаимоусилению эмоций у всех членов коллектива. То обстоятельство, что физическое совершенствование военнослужащих, как правило, осуществляется в виде коллективной деятельности, в составе воинских подразделений, выступает в качестве дополнительного фактора, усиливающего эффективность воспитания эмоциональных качеств у личного состава.

Воспитание эмоциональной устойчивости военнослужащих необходимо, прежде всего, потому, что даже наличие высокого уровня развития тех или иных эмоциональных качеств еще не гарантирует безусловную успешность действий их в современном бою. В экстремальных условиях боевой деятельности в интересах выполнения боевой задачи воин может заставить себя перенести чрезвычайно большие психические напряжения, но в связи с неадаптированностью его эмоциональной сферы к таким нагрузкам он не всегда будет готов противостоять рассогласованию военно-профес-сиональных навыков и умений. В то же время в системе физической подготовки войск накоплен достаточно солидный арсенал средств и методов целенаправленного развития у военнослужащих способности сохранять качество выполнения тех или иных действий в различной неблагоприятной обстановке.

Неоднократное выполнение физических упражнений в условиях опасности, ограниченной видимости, сильного физического утомления позволяет воинам эмоционально адаптироваться к тому или иному воздействующему фактору и не только выработать соответствующее эмоциональное состояние, но и закрепить определенный способ поведения в той или иной ситуации.

Так, например, военнослужащие, подвергаемые в течение нескольких занятий по физической подготовке специальному педагогическому воздействию, направленному на повышение их эмоциональной устойчивости, после преодоления «огневой» полосы препятствий практически сохраняют свой уровень работоспособности. В то же время личный состав, не прошедший специального курса занятий по физической подготовке, под влиянием указанного стресс-фактора снижает результаты в стрельбе из АКМ на 38-39 %, в метании боевых гранат на точность — на 44-45 %, существенно ухудшает показатели кратковременной памяти, переключения и распределения внимания.

У эмоционально адаптированных в процессе физической подготовки и спорта военнослужащих военно-специальные навыки и умения оказываются более устойчивыми и в других сложных условиях: при обкатке танками, при прыжках с парашютом, действиях в условиях ограниченной видимости и т. д.

Напряженность, мышечную скованность и чрезмерные вегетативные реакции, характерные для некоторых военнослужащих при действиях в сложной обстановке, также удается в значительной мере преодолевать с помощью упражнений, направленных на выработку навыков произвольного расслабления мышц и нормализацию реакций сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому активная физическая подготовка военнослужащих, включающая различные эмоциогенные факторы, является важным условием, предопределяющим положительные поведенческие реакции личного состава в реальной боевой деятельности.

Таким образом, физическая подготовка обладает большими потенциальными возможностями по воспитанию различных психических качеств военнослужащих, по формированию их психической готовности к боевой деятельности. Однако решение воспитательных задач с использованием соответствующих физических упражнений осуществляется не автоматически. Более того, с помощью одних и тех же средств физической подготовки могут быть достигнуты различные и даже прямо противоположные результаты. Поэтому наряду с подбором упражнений важное значение для воспитания у военнослужащих желаемых психических качеств приобретает методика воспитания, педагогическая деятельность командиров подразделений и офицеров-специалистов по физической подготовке и спорту.

Наши рекомендации