Самовоспитание как путь развития личности
Процесс самовоспитания. Основные факторы, стимулирующие работу учащихся над собой:
- способность к самооценке;
- наличие нравственных идеалов;
- притязания личности на признание в коллективе;
- правильное педагогическое руководство.
Факторы взаимосвязаны между собой.
Формирование адекватной самооценки. Психолог Рубинштейн – «всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого… Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от его внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять». Воспитание должно быть так организовано со стороны педагога, чтобы создать условия возникновения потребности самовоспитания ученика. Примеры самовоспитания– фил. Демосфен был косноязычным, и со слабым голосом, но мечтал стать оратором – разработал систему тренировок, подкладывал камни под язык, в результате стал выдающимся оратором. Суворов в детстве был больным и жилым, закалял себя, стал полководцем, не проигравшим ни одного сражения. Николай Островский «Как закалялась сталь» - прикован к постели, Маресьев, Бетховен.
Большой вклад в разработку теоретических и методических основ самовоспитания в отечественной науке – педагог Ковалев, Кочетов, Рувинский (большое значение формированию самооценки в процессе организации самовоспитания учащихся).
Самовоспитанием учащиеся начинают заниматься в подростковом возрасте (начинают отдавать отчет в своих действиях и поступках, способны к выделению у себя положительных и отрицательных качеств). Проблема: не хватает волевого усилия для исправления недостатков, подменяют одно понятие другим.
Педагогическое руководство процессом формирования адекватной самооценки:
- исп. сист. методов выявить самооценку учащихся
- в корректной форме помогать бороться с недостатками
- исп. методы формирования сознания, формировать с их помощью нравственные идеалы
- притязание личности на достойное место в коллективе – помочь каждому найти место в школьном коллективе
- правильное педагогическое руководство (знать методы самовоспитания)
1) Дети должны знать, что такое самовоспитание.
2) Познакомить с его сущностью (примеры рассказать).
3) Выявить самооценку.
4) Тактично указывая на недостатки, помочь составить программу по самовоспитанию – от простого к сложному.
Методы самовоспитания. Познакомить детей и проговаривать вслух:
- Самоубеждение – выявить недостатки, убеждай себя их изжить.
- Самовнушение – какие действия будет или не будет совершать.
- Самокритика – человек знает свои недостатки и их критикует.
- Самообязательство – близко к самоубеждению. Влияние на собственную мотивационную сферу.
- Эмпатия.
- Самопринуждение, самоприказ – осуществляется, когда нужно проявить дополнительное волевое усилие.
- Самонаказание – если что-то не выполнил, то чего-то себя лишаю. Сам виноват.
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ
«ВОСПИТАНИЕ ГУМАНИЗМА»
Одна из основных задач нравственного воспитания, морально-волевые качества личности составляют структуру характера.
Характер (греч. черта, признак) - это сочетание устойчивых существенных психических особенностей, которые обуславливают типичный образ поведения человека в определенных жизненных ситуациях.
Структура характера:
I II
черты, отражающие моральную волевые черты, в которых проявля-
направленность ся готовность сознательно направ-
лять свое поведение
чуткость, трудолюбие, честность, целеустремленность, смелость,
скромность, дружелюбие сдержанность, инициативность
Факторы, влияющие на формирование характера: биологические (наследственность, закладываются задатки) и социальные (среда, воспитание).
Педагогические условия формирования:
1. Совокупность методов воспитания
2. Учет индивидуальных и возрастных особенностей
3. Овладение педагогическим мастерством и педагогическим общением
Основы закладываются в дошкольном возрасте.
( ) моральные качества ( + честность – ложь
+ скромность – проявление нескромности)
( ) волевые качества (целеустремленность, смелость, борьба со страхами,
инициативность)
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ
«КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ»
О значении коллектива – Песталоцци, Ушинский, Толстой и др.
Современная педагогика – идея коллективизма (Макаренко, Сухомлинский, Крупская)
Отечественная педагогика – внимание личностей.
Современный этап – принцип дихотомичности (нельзя разрывать понятия антиподы). Развивает индивидуальное и коллективное начало в личности
Коллектив (от лат. «собирательный») – контактная группа, в которой объединяются люди по производственно-деловому принципу.
Отличие коллектива от самовозникающей группы:
- объединение по производственному принципу
- в коллективе существуют деловые отношения и личные
- ц. и з. коллектива определяются ц. и з. общества
Структура школьного коллектива:
- Общественный коллектив
- Первичные классные организации
- Органы самоуправления
- Временные коллективы
Стадии развития коллектива.
Макаренко
- Формальное объединение
- Поддержка активистов
- Зрелый коллектив (когда коллектив влияет на развитие личности и наоборот).
Новикова
- Формальное объединение (гл. роль – классный руководитель)
- Организаторская (кл. руководитель + актив)
- Расцвет коллектива (роль Кл. руководителя опосредованная)
Пути формирования коллектива:
- На основании совместной творческой деятельности
- Создание традиции
- Цели
- Воздействие на коллектив через отдельные личности и наоборот
Отличие дошкольного коллектива от школьного:
4. Главная роль у дошкольников принадлежит воспитателю, нет органов самоуправления
5. Коллектив дошкольников имеет коллективный образ жизни
6. Нет ярко выраженных социально-значимых целей.
ВЫВОД: в дошкольном возрасте закладываются основы коллектива, формируется коллективизм.
Воспитание коллективизма у дошкольников:
- через разные виды деятельности
- в процессе общения
- через совместную деятельность, где будут общие радости и переживания
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ
«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Механизм нравственного воспитания (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.
Главная особенность – отсутствие принципа взаимозаменяемости. Гибкий характер (последовательность компонентов может меняться в зависимости от…)
Задачи:
I группа. Входят задачи формирования механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий (запросов общества, экономических факторов, возраст воспитуемых).
II группа отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребованными качествами. На содержание влияет исторический этап, особ. возр. объекта воспитания, конкретные условия жизни.
Средства:
1. Художественные средства (литература, музыка, кино) – способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений
2. Природа (возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее…)
3. Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность – главное общение
4. Окружающая ребенка обстановка (атмосфера доброжелательности, любви, гуманности)
Методы. Несколько классификаций методов воспитания – Бабанский, Лихачев, Подласый – в общей и школьной педагогике, Нечаева, Логинова – в дошкольной педагогике.
Лихачев:
- Методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива
- Методы доверительного взаимодействия
- Методы воздействия
Нечаева:
- Организация практического опыта общественного поведения
- Формирование у дошкольников нравственного представления, суждений, оценок
Логинова:
- Метод формирования нравственного поведения
- Метод формирования нравственного сознания
- метод стимулирования чувств и отношений
Как бы хороши не были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:
1) Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка
2) Метод должен быть реальным, осуществимым, логически завершенным
3) Подготовлены условия, средства для использования метода
4) Метод не должен применяться однотипно, шаблонно
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ
«ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формироваться творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б.Т. Лихачев).
Задачи:
I группа:формирование эстетического отношения детей к окружению. Развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное, воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
II группа: формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей лепке, рисованию, конструированию, пению и т.д.
Эстетика быта, эстетика обстановки.
Методы эстетического воспитания:
I группа:Показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого
II группа:Практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.
Общий принцип отбора методов – находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками. Можно давать творческие задания (Я захотел устроить бал, и гостей к себе (позвал)).
Формы:
1. Самостоятельная художественная деятельность (возникает по инициативе детей, признак – внимание ребенка к движению, рисунку, умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность).
Экскурсии на природу, в музей.
2. Театрализованные игры
- Праздники и развлечения
- Совместно-раздельная – дизайн + деятельность по благоустро2ству и декоративному оформлению интерьера.
По принципу управле-ния деятельностью де-тей | Под прямым руковод-ством взрослого | Под косвенным руко-водством взрослого |
По способу объедине-ния детей | Совместная деятель-ность детей и взрослого: - фронтальная - подгруппами - с одним ребенком | Индивидуальная, подгруппами |
По видам деятельности | Занятия, экскурсии, праздники, развлечения, игры, труд | Театрализованные игры, повторение занятий, праздников |
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ
«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Большое Значение трудовому воспитанию придавали Ушинский, Макаренко, Крупская, Сухомлинский. 1-ый съезд по дошкольному воспитанию 1919 г. определил содержание труда дошкольников и требование к нему. 2 съезд – 1921 г., 3 – 1924 г., 4 – 1929 г.
Программа д/с 1962 по исследованиям Борисова, Нечаева: трудовое воспитание на основе труда взрослых. С 1964 г. – систематическое углубление в проблему трудового воспитания: содержание, средства, методы, формы труда, его роль в воспитании личности ребенка.
Мотивы: «+» оценка взрослого, самоутверждение, общение со взрослыми, польза др.
Задачи:
- помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью
- развитие личности ребенка в труде
(Классификации: Бабанский, Логинова, Нечаева).
Содержание труда:
- самообслуживание
- хозяйственно-бытовой (общественная направленность - // уборка)
- труд в природе (растения, животные, основы экологического образ., происхождение нравственного воспитания, эстетическое, умственное, физическое развитие)
- ручной и художественный труд (направленный на удовлетворение эстетических потребностей; изготовление поделок. Способствует развитию фантазии, воспитание настойчивости, развивает мелкие мышцы).
- Зарождение умственного труда (сопровожд. др. вида труда --- чтобы труд выполнялся осознанно).
Формы организации труда:
1. Поручения (индивидуальные, подгрупповые, общие, кратковременно-длительные, постоянно-одноразовые).
2. Дежурства (труд в интересах всей группы).
3. Общий, совместный, коллективный труд (решение задач нравственного воспитания).