Данная гипотеза сформирована достаточно содержательно
Пример 3. Тема: «Роль педагогического мастерства учителя в формировании знаний школьников». Гипотеза: чем выше педагогическое мастерство учителя, тем более глубокие знания у школьников он формирует. Гипотеза неудачна, так как носит самоочевидный характер и не нуждается в проверке и доказательстве.
Из целей и гипотезы исследования вытекают и задачи исследования. Чтобы их осмыслить, исследователь должен поставить перед собой вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели и проверить гипотезу исследования? В дипломном исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования. Задачи исследования могут быть описаны следующими стандартизированными терминами: проанализировать, выявить, дополнить, конкретизировать, обобщить, описать, определить, проверить, разработать, систематизировать, уточнить и др.
1. Первая задача, как правило, связана с выявлением сущности, природы, структуры, законов функционирования и развития изучаемого объекта, например:
вскрытие, выявление, знакомство, исследование, описание.
2. Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов преобразования объекта, на построение его моделей, например: выработка, дополнение, использование, обобщение, подтверждение, оценка, построение, развитие, разработка, рассмотрение, создание, сравнение.
3. Третья задача направлена на разработку, создание конкретных методик педагогического действия, выработку практических рекомендаций: проверка, внедрение, применение, использование.
Пример 1. Тема дипломной работы: «Дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов».
Цель исследования: выявить дидактические условия, при которых оптимально формируется культура учебной деятельности студентов.
Задачи исследования: 1) выявить дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов как педагогическую проблему; 2) в процессе опытно-экспериментальной работы проверить дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов (на примере психологического факультета Института экономики, управления и права); 3) разработать технологию и рекомендации по управлению формированием культуры учебной деятельности студентов.
Пример 2. Тема «Формирование логической культуры учащихся в процессе обучения»
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть и обосновать сущность и содержание формирования логической культуры учащихся на основе обобщенных логических способов и приемов учебно-познавательной деятельности.
2. Выявить дидактические условия, повышающие эффективность формирования логической культуры учащихся в процессе обучения.
3. Разработать дидактическую модель формирования логической культуры учащихся и определить логико-познавательные формы и методы её реализации в процессе обучения.
На основе разработанных показателей и критериев проверить эффективность дидактических условий и модели формирования логической культуры учащихся в процессе обучения.
В разделе методологические основы исследованияприводятся названия научных подходов, принципов, теорий и концепций, положенных в основу дипломного исследования. Выбор методологических основ исследования определяет, в каких понятиях и терминах будут описаны объект и предмет исследования и его проблема, а также выбор конкретных методов и методик исследования. Все ключевые положения теорий авторов, указанных в этом разделе введения, обязательно должны быть описаны в теоретической части дипломного исследования.
Пример 1. Методологическими основами дипломного исследования на тему «Педагогические условия коррекции Интернет-аддикции у подростков» могут выступать, например, теории аддиктивного поведения, изложенные в трудах Б.С. Братуся, А.Ю. Егорова, Ц.П. Короленко, А.Е. Личко, Н.П. Фетискина; труды современных авторов, исследующих формирование медиакультуры (Д.Е. Григорова, Е.С. Полат, А.В. Федоров, Ю.Н. Усов, И.Ф. Сибгатуллина); биогенетические (З. Фрейд, А. Адлеp, Э. Берн, Э. Эриксон, Э. Фромм) и социогенетические (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, А. Бандура, Р. Уолтерс) концепции отклоняющегося поведения; теория и методика применения инфокоммуникационных технологий в образовании (Д.З. Ахметова, Г.В. Ившина, Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров, Е.А. Машбиц, В.П. Дьяконов); работы о развитии, саморазвитии и самосовершенствовании личности (В.И. Андреев, Л.А. Казанцева, Л.М. Попов, Ф.Д. Ратнер и др.).
Пример 2. Теоретико-методологическую основу составили исследования: по теории и логике научного познания (М.Н. Алексеев, В.С. Библер, Б.М. Кедров, П.В. Копнин и др.); концепции развития мышления (К.А. Абдульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн); по теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, Д.Б. Эльконин), по теории проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, Г.И. Ибрагимов, М.И. Махмутов, М.А. Чошанов и др.); компетентностному подходу в образовательном процессе (В.И. Андреев, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.М. Новиков, А.В. Хуторской и др.); по теории коммуникативно-развивающего обучения (И. Пассов); по теории содержания образования (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и др.).
В качестве методологических основ исследования могут выступать и отдельные принципы психологии и педагогики, такие, как принцип активности, развития, субъектности и т.д., которые акцентируют те или иные аспекты этих теорий.
Методы и методики исследования — это способы получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности (например, изучение и анализ научной литературы, моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование и т.д.). В данном разделе также обычно указывается способ математической обработки результатов и для чего он применяется (выявление корреляции, выделение неявных связей и т.п.).
Пример.Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретические (анализ философской, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме); эмпирические (анкетирование, интервьюирование, метод экспертной оценки, беседа, тестирование, изучение педагогической документации, продуктов деятельности учащихся); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента); педагогическое моделирование, методы математической статистики.
Экспериментальная база исследования включает в себя описание выборки испытуемых (пол, возраст, социально-демографические характеристики), а также место и сроки исследования.
Желательным является определение новизны исследования, которая определяется отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки задачи, цели, гипотезы; результатом, который был получен впервые, подтвержден или обновлен, или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения. Автору необходимо ответить на вопросы: «что сделано из того, что другими не было сделано? Какие результаты получены впервые? Какие конкретные недостатки практической психолого-педагогической деятельности можно исправить с помощью полученных в исследовании результатов?»
При этом новые результаты могут иметь как теоретический, так и практический характер. В первом случае новизна исследования может быть описана с помощью таких стандартизированных терминов, как закономерность, идея, концепция, модель, принцип, система (дидактическая, воспитательная), теория, тенденция, условия, функции и др. Практическая новизна исследования требует для своего описания терминов прием, описание, правило, рекомендация, способ, средство, технология, требование и др.
Пример. Научная новизна исследования:
1. Выявлены и экспериментально проверены дидактические условия формирования логической культуры учащихся в процессе обучения:
- структурирование содержания обучения на основе обобщенных логических способов и приемов познавательной деятельности;
- реализация специальных логических форм и методов учебной работы, способствующих развитию логических свойств мышления учащихся;
- разработка специальных учебных заданий мыслительно-коммуникативного характера по овладению учащихся логическими операциями мышления;
- обеспечение реализации развивающих технологий обучения по формированию логико-познавательных умений и навыков учащихся в познавательной деятельности.
2. Разработана и реализована дидактическая модель формирования логической культуры учащихся в процессе обучения. В модель включены следующие компоненты: цель, задачи; структура; технологии, обеспечивающие эффективность и качество познавательной деятельности учащихся и применяемые комплексно, как целостная совокупность дидактических, психологических и методических процедур; взаимосвязанная деятельность учителя и ученика с использованием адекватного содержания, форм и методов учебной работы; показатели развития логической культуры, а также критерии её сформированности.
3. Выявлены дидактические возможности развивающих технологий обучения (метод проектов, дискуссионный метод, метод ролевых игр, портфолио, кейс-стади, мозговой штурм) в аспекте развития логического мышления учащихся: развитие активности и стремления к созданию чего-то нового; способностей концентрировать мыслительные усилия по решению учебных задач; генерировать идеи, выдвигать гипотезы; гибкости и рационализма мышления; критичности и способности к оценочным суждениям; видение проблем и противоречий; обобщение и свертывание мыслительных операций; рефлексия мышления и преодоление инерции; способность к переносу принципов и методов научного познания в новые ситуации.
4. Определены показатели (логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, абстрагирование, обобщение, конкретизация; логические свойства мышления: глубина, аналитичность, осознанность, гибкость, перспективность, доказательность; формы и способы мышления: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция), критерии (овладение учащимися знаниями законов, форм и методов формальной и диалектической логики; усвоение формально-логических и диалектических форм и методов мышления, превращение их в логико-познавательные умения и навыки; сформированность у учащихся логико-познавательных операций и логических способов деятельности, умение ими пользоваться на практике) и уровни (низкий, средний, высокий) сформированности логической культуры учащихся в процессе обучения.
Теоретическая значимость исследования включает определение направления, отрасли или раздела в психолого-педагогической науке, которую обогатил своими новыми результатами исследователь, с содержательным уточнением, чем именно (разработка классификации, формулировка новых или уточнение существующих основных понятий, углубление и расширение научных представлений об объекте или явлении, описание специфики изучаемого процесса и т.п.).
Приведем несколько примеров описания дипломниками теоретической значимости исследования: выявлены уровни отношения студентов к национальной культуре и критерии каждого из уровней; выявлены основные тенденции описания педагогических проблем в непедагогической прессе; определены механизмы влияния социального положения современного учительства на профессиональные намерения выпускников; на основе типологии учителей выдвинута гипотеза об оптимальном типе учителя начальных классов; выявлены особенности потребностей современных студентов педагогических специальностей; определена специфика применения метода проблемного изложения в начальной школе.
Пример. Теоретическая значимость исследования состоит в углублении теоретических подходов к формированию логической культуры личности в аспекте выявления связей мышления с другими психическими процессами (восприятие, представление, воображение, память, внимание); видов и этапов мыслительных операций; овладении правилами и приемами анализа и решения учебных задач; особенностей развития логического мышления учащихся, а именно логические свойства (глубина, аналитичность, осознанность, перспективность, доказательность) и качества (прогностичность, гибкость, самостоятельность).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности.
Примеры описания практической значимости дипломных исследований: составлен алгоритм изучения фонетического материала в начальной школе; выявлены три типа заданий при формировании теоретических знаний у младших школьников; определены основные типы заданий к текстам учебника по природоведению в начальной школе; разработана система проблемных задач по изучению темы «Организм человека»; разработаны методические рекомендации для учителей по изучению темы (называется тема); разработана методика по набору оптантов для обучения в педагогическом классе; разработана методика по определению уровня адаптации первокурсников к обучению в вузе и др.
Пример. Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы учителями и специалистами системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров; методистами в процессе разработки учебно-методического инструментария по повышению эффективности процесса обучения в целом и формирования логической культуры учащихся в процессе обучения.
При наличии публикаций авторапо теме исследования, они приводятся в разделе апробация результатов исследования. В этот раздел включают также информацию об участии автора в научно-практических конференциях и методических семинарах по исследуемой проблеме.
Структура дипломной работы содержит описание данных об объеме работы, количестве глав, параграфов, графических объектов (графики, схемы, рисунки, таблицы и другой иллюстративный и информативный материал), приложений, использованных литературных источников.
Объем «Введения» около 3 – 5 страниц.
Основная часть дипломной работы обычно состоит из одной теоретической и одной экспериментальной (практической) глав, при этом каждая глава – из двух-трёх параграфов. Формулировка глав и параграфов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание дипломной работы. Недопустимы одинаковые формулировки названия диплома в целом и отдельных глав или параграфов. Объем параграфа в главе должен быть не менее 5 страниц. Подзаголовки в параграфе не допускаются.
Изложение материала должно быть последовательным и логичным. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа — от вопроса к вопросу. Каждый параграф в дипломной работе должен завершаться кратким выводом по нему. Для этого может быть выделен, например, последний абзац параграфа. Выводы могут начинаться оборотом типа «Таким образом, ...», «Следовательно, ...» и т.д. Особое внимание в выводах обращается на умение студента анализировать, обобщать изученный и изложенный материал.
Первая глава представляет собой аналитический (теоретический) обзор по проблеме, рассматриваемой в дипломной работе. На основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы ее решения, дается их критический анализ, излагается собственная позиция исследователя. Даются теоретические основы и краткая история изучаемого вопроса; выявляются нерешенные, слабо изученные или требующие решения стороны проблемы. Большое значение имеет правильная трактовка понятий (дефиниций), их точность и научная обоснованность. Первая глава заканчивается проблематизацией данной области исследования, т.е. обосновывается наличие противоречия или пробела в существующем психологическом знании и происходит постановка (формулировка) нерешенной проблемы, выделяемая на основе всего предыдущего анализа существующих литературных источников. На основе поставленной проблемы в следующей главе дипломной работы формулируется гипотеза исследования.
Работая с литературой, необходимо обратить внимание на:
– общую характеристику вашей области исследования;
– классификацию основных направлений исследований в данной области, – практически используемые и находящиеся в стадии разработки направления;
– разные точки зрения на разрешение проблемы,
– результаты исследований по каждому разделу классификации, по используемому методу,
– применяемый научный аппарат.
По объему первая глава, как правило, не должна превышать 30% всей работы.
Выводы по I главе показывают умение студента анализировать, обобщать и делать выводы из изученного и изложенного материала. Наряду с изложением концепций, описанием фактического материала, важно сравнение точек зрения авторов, их анализ и обобщение. После изложения теорий и фактов, содержащихся в изученных источниках, студент должен выразить собственное мнение и взгляды по проблеме, а также сформулировать цель следующей главы.
Вторая глава посвящена практической части исследования, в которой описывается гипотеза и методики исследования, представляются, анализируются и обсуждаются результаты.
Вторая глава может носить эмпирический или экспериментальный характер.
Целью эмпирического исследования является сбор нового материала и обоснование приемов его анализа.
Необходимость эмпирического исследования определяется отсутствием достаточно полного описания исследуемого психического явления либо противоречием между эмпирическими данными, полученными другими исследователями. Целью исследования в таком случае будет более точное или полное определение характеристик явлений и разработка рекомендаций по практическому применению данных результатов исследования.
В теоретической части такого исследования важно уделить внимание обоснованию выбора или построения определенной категориальной системы (номинальной шкалы), в единицах которой осуществляется фиксация и анализ эмпирического материала.
В психолого-педагогических исследованиях желательно наличие формирующего этапа эксперимента, где студент применяет специальную систему мер, направленных на формирование у испытуемых определенных личностных качеств, на улучшение их учения, трудовой деятельности. Эта глава показывает умение студента планировать и проводить экспериментальное исследование. Такие дипломные работы, как правило, содержат собственные теоретические разработки студента, предлагающего новые схемы, модели осмысления уже имеющихся в науке данных, которые лучше описывают или объясняют те или иные психологические явления.
Теоретическая часть такого исследования является результатом самостоятельного теоретического поиска автора и не сводится к реферату на избранную тему. Цитирование научных источников, пересказ результатов исследований других авторов включается в текст лишь для того, чтобы позволить автору работы развернуть дискуссию с другими исследователями, изложить свою позицию, показать новый взгляд на приводимые в обзоре факты и его преимущества. Практическая часть работы содержит экспериментальную проверку выдвинутых теоретических предположений на конкретном экспериментальном материале. Особенно ценится в экспериментальных исследованиях разработка авторской программы коррекции или профилактики негативных явлений или программы развития определенных умений и навыков у испытуемых (в зависимости от целей исследования).
Структура параграфа «Организация эксперимента и обоснование выбора методов исследования» должна быть представлена следующим образом:
– гипотеза исследования (копировать из введения);
– задачи практического исследования;
– этапы исследования;
– описание методов исследования, типа и схемы эксперимента, характеристики конкретных психодиагностических методик. Планируя методики и процедуры эмпирического исследования, важно обращать внимание на их валидность и надежность. Использование методик других авторов предполагает знание условий их разработки и предшествующей апробации. Для описания известных методов и психодиагностических методик достаточно краткой аннотации и ссылки на соответствующую литературу. Необходимо обосновать выбор используемых методов и методик;
– методы статистической обработки данных;
– выборка испытуемых (пол, возраст, социально-демографические характеристики), место исследования.
Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья, индивидуально-психологические особенности испытуемых и другие параметры, которые могут оказать влияние на результаты. Выборка должна моделировать генеральную совокупность, то есть быть репрезентативной по отношению ко всей изучаемой категории людей. Для этого она должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испытуемых, существующие в популяции. При этом переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется. Выводы исследования должны распространяться на всех членов изучаемой группы людей, а не только на представителей этой выборки. Испытуемых необходимо правильно распределить относительно разных условий исследования, важно обеспечить эквивалентность экспериментальной и контрольной групп.
Численность выборки испытуемых для эмпирического исследования или практической психологической работы должна обеспечивать доказательность положений, которые защищаются в работе. В зависимости от целей и возможностей она может быть от одного испытуемого до нескольких тысяч человек. Количество испытуемых в отдельной группе (экспериментальной или контрольной) в большинстве экспериментальных исследований варьирует от 1 до 100. Исходя из методов математической обработки, рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 25–30 человек.
Цель параграфа «Анализ и обсуждение результатов исследования (эксперимента)» – связать воедино содержание теоретической и практической частей исследования и обосновать его выводы. В ходе обсуждения необходимо сопоставить полученные результаты с первоначальной гипотезой и ответить на вопросы: как эти результаты соотносятся с гипотезой, в какой мере гипотеза подтверждается результатами, как полученные данные соотносятся с имеющимися данными по научным публикациям, к каким выводам подводит это сопоставление и т.п. Если в ходе обсуждения появляются новые гипотезы, не имеющие пока подтверждения, можно изложить их и указать возможные пути их подтверждения. Анализ и интерпретация данных должны быть всесторонними и объективными. Если получаются отрицательные результаты, не подтверждающие гипотезу, их также необходимо изложить. Это придает достоверность и убедительность работе.
Результаты представляются в виде таблиц, графиков, рисунков. Они должны демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования или эксперимента данных.
В случае большого объема итоговых данных, они выносятся в приложение.
Выводы по II главе отражают основные результаты практического исследования. Выводы излагаются кратко по пунктам: 1, 2, 3 и т.д.
Нумерация выводов в этом разделе придает им большую четкость и структурированность. Желательно, чтобы было не более 3-4 выводов общего и конкретного вида, которые позволят увидеть главные достижения работы, проведенной студентом. Целесообразно выводы соотнести с задачами исследования, сформулированными в начале главы. Необходимо также указать, подтвердилась ли гипотеза исследования.
Раздел «Заключение» представляет собой последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, составленными и сформулированными во введении. В заключении излагаются основные результаты проведенных исследований, вытекающие из материалов предыдущих глав и характеризующие степень решения задач и достижения поставленной цели.
Каждая поставленная задача должна быть определенным образом отражена в выводах. Не следует перечислять результаты исследования вместо выводов. Выводы должны быть сформулированы предельно лаконично, четко и кратко. Из формулировок должны быть исключены общие фразы, ничего не значащие слова. Рекомендации (предложения) предполагают конкретные указания на способы использования полученных результатов. Рекомендации имеют конкретного адресата. Например, они могут быть даны психологу, учителю, врачам, родителям, Министерству образования, супругам, психолого-педагогическим комиссиям и т.д.
Каждая рекомендация, сделанная в квалификационной (дипломной) работе, должна вытекать из результатов исследования, а также быть обоснованной с позиций эффективности, целесообразности и перспектив использования в практической деятельности или учебном процессе. В нем в сжатой форме излагается вытекающая из конечных результатов научная новизна и практическая ценность, важные побочные результаты, вновь возникающие задачи, перспективы дальнейшей разработки проблемы. Объём заключения не должен превышать двух-трех страниц.
«Список использованной литературы» отражает осведомленность студента в имеющейся литературе по теме. Список включает в себя специальную научную и учебную литературу, другие использованные материалы. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов и названиям сборников (сначала литература на русском языке, затем иностранная), как правило, включает в себя не менее 50 пронумерованных источников. Допустимо ссылаться на Интернет-ресурсы.
В «Приложении» дается вспомогательный и справочный материал: таблицы цифровых данных, схемы, рисунки, инструкции и методический материал, формы отчетности, вопросы и ключ обработки использованных автором методик (за исключением общеизвестных). Приложения включают таблицы первичных цифровых данных (берутся из протоколов обследований), образцы протоколов обследований, описание аппаратуры и приборов, иллюстрации, облегчающие восприятие информации и более подробно раскрывающие практическую часть исследования и т.п. Приложения располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов. При ссылках на приложение пишется, например, «данные, полученные в результате первичной обработки, приведены в приложении 4», или «программа развивающих занятий, использованная в нашей работе, приводится в приложении 6». В случае, если приложение одно, то его не нумеруют, ограничиваясь надписью «Приложение». Если приложений больше 10, то их рекомендуется объединять по темам и по видам. Например, таблицы, графики, расчетный материал и т д. Приложения следует оформлять как продолжение дипломной работы. Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово «Приложение» и номер, обозначенный арабской цифрой (без знака №). Приложение должно иметь содержательный заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения должны помочь читателю углубить представление о проделанной работе, убедить его в обоснованности и доказательности представленных выводов. Однако следует помнить, что все материалы исследования, важные для его понимания и доказательности выводов, приводятся в основном тексте работы. Суть всех этапов и результатов исследования должна быть понятна из основного текста (без обращения к приложению).