Билет Классно-урочная система обучения
Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский.
Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:
– постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
– каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
– учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
– каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
– постоянное чередование уроков (расписание);
– руководящая роль учителя (педагогическое управление);
– применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной:
– при массовом охвате детей школьного возраста учебными занятиями данная система обеспечивает организационную четкость и непрерывность работы учащихся и стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика;
– предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной работы школьников;
– обеспечивает возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы;
– создает благоприятные предпосылки дня воспитания и развития учащихся;
– экономична, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся.
Вместе с тем данная форма не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых – опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.
Коменский ввел:
Форма урока
Структура урока
Домашнее задание
Расписание
Режим дня
Перемены
Каникулы
1 учитель на 1 класс. Класс одного возраста, приблизительно одного уровня развития
Появляется учебный год
Класс набирается в начале уч. года и он стабилен
Проверка, контроль и итоговая аттестация
Требование к уроку: урок посвящается только одной теме/проблеме. Темы собираются в блоки
Появляются тетради и методические пособия
Существует несколько форм организации обучения:
1) индивидуальная;
2) индивидуально-групповая;
3) коллективная;
4) классно-урочная.
Индивидуальная форма – самая древняя форма организации обучения. Она подразумевала отдельное обучение ребенка на дому, при этом помощь учителя была лишь косвенной. Недостаток внимания педагога является существенным минусом данной формы обучения.
Индивидуально-групповая форма. Учитель занимается с группой учащихся, однако их уровень подготовки различен, поэтому приходится разъяснять материал индивидуально, затрачивая дополнительно время на каждого отдельного ученика, следовательно, данная система была неэкономичной и также не могла удовлетворить всех требований в образовании.
Дифференцированное обучение – разбивка по группам в зависимости от уровня подготовки.
Постепенно стала формироваться концепция коллективного обучения (групповая форма), которая была впервые опробована в братских школах Украины и Белоруссии. Из этой концепции и возникла классно-урочная система обучения, которая была теоретически обоснована чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592–1670). Согласно его научным разработкам можно выделить следующие особенности классно-урочной системы:
1) главную основу системы представляет класс, (учащиеся одного возраста, постоянный состав);
2) основой процесса обучения является урок. Он предусматривает знания и навыки учащихся по одной отдельной теме, предмету;
3) главная деятельность на уроке принадлежит учителю, который руководит работой на уроке, оценивает достижения учащихся.
К структурным признакамклассно-урочной системы относятся:
1) учебный день;
2) учебная четверть;
3) учебный год;
4) учебные каникулы;
5) расписание уроков.
Урок классно-урочной системы включает в себя следующие компоненты учебно-воспитательного процесса:
1) содержание урока;
2) цель урока;
3) методы и средства;
4) дидактические элементы урока;
5) деятельность учителя по организации учебной работы.
Классно-урочнаясистема существует около трех столетий.
За это время ее подвергли тщательному анализу. Можно отметить следующие позитивные стороныданной системы:
1) экономичность обучения;
2) взаимодействие учащихся и помощь друг другу;
3) четкую структуру урока;
4) доминирующую роль учителя, который грамотно управляет процессом обучения;
5) в процессе индивидуально-коллективного общения между учителем и учениками последние осваивают навыки, знания и развивают способность общения с другими людьми, друг с другом;
6) осуществляется процесс совершенствования педагогического мастерства учителя, происходит двухстороннее развитие;
7) ученика, приобретающего новые знания, и педагога.
В классно-урочной системе существует и ряд недостатков:
1) педагог вынужден часто принимать во внимание индивидуальные способности отдельных учащихся, что тормозит темпы обучения всего класса;
2) единая программа обучения рассчитана на всех и каждого и не всегда учитывает индивидуальные способности учеников, что создает трудности для слаборазвитых учащихся и не поощряет особо одаренных.
Билет