Тема 19. педагогическое творчество и его

УРОВНИ

Задачи занятия:1. Ознакомиться с сущностью творческо­го процесса в педагогической деятельности. 2. Рассмотреть ис­точники творчества и уяснить, какие личностные свойства педа­гога наиболее важны, а какие мешают творческому процессу.

В результате изучения лекционного курса и участия в за­нятии студенты должны:

знать- уровни педагогического творчества, условия (профессиональная компетентность и др.) и причины, побуж­дающие педагога к творчеству;

уметь - объяснить необходимость и содержание творче­ства в деятельности специалиста по физической культуре и спорту.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качест­венно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью (Большой энциклопедический словарь. - М., 2001.- С. 1185).

Педагогическое творчество следует понимать как про­цесс решения бесчисленного ряда учебно-воспитательных задач в меняющейся обстановке педагогического процесса. Творчест­во есть поиск новых, более результативных и, обычно, менее трудоемких по времени или по затратам энергии путей решения педагогических задач.

Уровни педагогического творчествапо мере их услож­нения:

• Умение приспособить методические рекомендации и теоретические положения к конкретным условиям педагогиче­ского процесса.

• Совершенствование, рационализация, модернизация известного в соответствии с возникновением новых педагогиче­ских задач.

• Разработка новых методов, форм, приемов, средств в их оригинальных сочетаниях.

• Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях, удачная импровизация на основе точного знания и компетентного расчета.

• Умение видеть и применять «веер» вариантов решения одной и той же проблемы.

• Создание новых, высокоэффективных или принципиаль­но новых систем обучения, воспитания и техники исполнения спортивных действий.

Вопросы и задания:

1.Как часто и в чем может проявляться педагогическое творчество тренера, учителя ФК?

2. Являются ли тождественными понятия «педагогиче­ское творчество» и «педагогическое мастерство»?

3. Постарайтесь объяснить, почему К.Д.Ушинский оха­рактеризовал педагогику как науку и искусство.

4. Чем может быть обеспечена успешность проявления педагогического творчества?

5. Какие личностные свойства являются наиболее важ­ными для творческой работы педагога? А какие-мешают прояв­лению творчества?

6. Есть ли среди ваших знакомых учитель, вызывающий у вас восхищение своим творчеством, нестандартностью мышле­ния, педагог, которому бы вы хотели подражать? В чем его си­ла? В чем, по-вашему, источник его творчества? Как он добива­ется мастерства в работе?

7. С каким передовым педагогическим опытом вы знако­мы? Кратко раскройте его содержание.

8. Охарактеризуйте уровни творчества педагогов, с которы­ми вам доводилось встречаться во время обучения в школе и при занятиях спортом.

9. Изучите уровень развития у себя творческих способно­стей, используя предложенную методику (приложение № 16). Вы­скажите предположения о возможности повышения этого уровня. Определите пути развития у себя творческих способностей.

10. Оцените уровень Вашего творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения, используя предло­женную методику (приложение № 17). Выскажите предположе­ния о возможных путях повышения этого уровня.

Советы по подготовке к занятию:

Следует иметь в виду, что педагогическая деятельность, являясь сплавом науки и искусства, по обоим своим компонен­там всегда предполагает творчество.

Осуществляя творческий подход к воплощению намечен­ных педагогических действий, помните, что недопустимо экспе­риментировать с воспитанниками без твердой уверенности в пользе того, что делаете. Убедиться в ценности разработанных воздействий и методик поможет регулярное применение мето­дов педагогического исследования.

Определяя пути развития творческих способностей (зада­ние 9), необходимо вспомнить, что способности формируются и развиваются только в. процессе деятельности и упражняёмости.

Итоговая работа по Ш разделу курса «Педагогическое мастерст­во тренера, учителя физической культуры»: напишите сочинение-эссе о вашем тренере (учителе физической культуры), в котором отразите степень проявления у него личностных и профессионально-значимых качеств, охарактеризуйте уровень его педагогического мастерства, сте­пень развития педагогических способностей, проявления педагогиче­ского творчества в воспитании и обучении занимающихся.

Литература для подготовки:основная - 8, 12, 31; до­полнительная - 4, 16, 29,40.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ по учебной дисциплине «Педагогика физической культуры

И спорта»

1. Причины, повлиявшие на развитие педагогики физиче­ской культуры и спорта как научной и учебной дисциплины.

2. Дайте определение педагогики спорта как науки, ее предмета и объекта. Основные понятия педагогики физической культуры и спорта.

3. Задачи педагогики физической культуры и спорта как самостоятельной научной дисциплины.

4. Перечислите науки, смежные с педагогикой физиче­ской культуры и спорта. Проиллюстрируйте это примерами.

5. Дидактика физической культуры и спорта как частная ветвь общей дидактики, ее связь с ТиМФК и теорией спортив­ной тренировки. В чем особенности дидактики физической культуры и спорта.

6. Основные понятия (категории) дидактики физической культуры и спорта.

7. Особенности реализации принципов сознательности и наглядности в педагогике физической культуры и спорта.

8. Особенности реализации принципов доступности, сис­тематичности и последовательности в педагогике физической культуры и спорта.

9. Пути реализации принципов активности и прочности в педагогике физической культуры и спорта.

J0. Раскройте два подхода к классификации методов обу­чения: по источнику знаний и по характеру познавательной дея­тельности. Какие задачи с их помощью возможно решать?

11. Что такое обратная связь и ее роль в обучении двига­тельным действиям.

12. Какое влияние занятия физической культурой оказы­вают на развитие личности занимающихся?

13. Единство учебной и воспитательной деятельности спортивного педагога. Причины, по которым педагог и тренер в области физической культуры обязаны заниматься вопросами воспитания.

14. Цели воспитания при занятиях физическими упражне­ниями и спортом.

15. Сущность и особенности воспитательного процесса Осо­бенности воспитательного процесса в спортивной деятельности.

16. Принципы воспитания, покажите их значение, охарак­теризуйте каждый из принципов воспитания.

17. Принципы воспитания, обеспечивающие успех в педа­гогическом общении.

18. Раскройте понятия «средства воспитания» и «методы воспитания», определите условия их выбора. Покажите взаимо­связь между ними при организации и проведении воспитатель­ного процесса.

19. Основные группы методов воспитания. Методы фор­мирования нравственного сознания. Особенности применения активных и условно-пассивных методов воспитания.

20. Сущность и условия эффективности метода внушения. Пример и его роль в воспитательном процессе.

21. Пути формирования нравственных убеждений у зани­мающихся физической культурой и спортом.

22. Педагогическое требование как метод приучения и уп­ражнения, его разновидности и условия успешности.

23. Различные типы нравственных упражнений в воспита­тельной практике: четкая организаидя деятельности, режимные упражнения, тематические игры, соревнования. Примеры ис­пользования этих методов на занятиях спортом. Условия ус­пешности их применения.

24. Методы организации положительного опыта: создание педагогических ситуаций, поручения, общественные обязанно­сти. Приведите примеры их использования в вашем виде спорта.

25. Методы педагогического стимулирования и коррекции поведения. Требования к методам побуждения (поощрения) и торможения (наказания). Их роль в формировании нравствен­ных чувств. Приведите примеры из своей спортивной практики.

26. Задачи и содержание нравственного воспитания в ус­ловиях спортивной деятельности.

27. Сущность и содержание спортивной этики, ее особен­ности и связь с общечеловеческими нормами нравственности.

28. Деятельность тренера по формированию нравственных знаний, взглядов, убеждений занимающихся. Почему это важно для спорта и жизни?

29. Формирование у занимающихся нравственных чувств, совести, роль в этом процессе тренера и товарищей. Воспитание патриотических чувств.

30. Формирование нравственного поведения - навыков и привычек.

31. Задачи и содержание эстетического воспитания в ус­ловиях спортивной деятельности. Критерии и эстетическая ха­рактеристика действий в различных видах спорта.

32. Предупреждение возможного отрицательного влияния спорта на личность в нравственной и эмоциональной сферах.

33. Задачи, содержание и особенности интеллектуального воспитания личности в спорте. Нейтрализация возможного от­рицательного влияния спорта на интеллект.

34. Воспитание потребности к здоровому образу жизни и бе­режному отношению к окружающей среде и природе.

35. Воспитание трудолюбия в условиях спортивной дея­тельности и в связи с учебой в школе.

36. Понятие дисциплины и условия воспитания дисципли­ны на занятиях физической культурой и спортом.

37. Возможные причины недисциплинированности на за­нятиях физической культурой и спортом, пути их преодоления.

38. Сущность и содержание управленческих действий в воспитательном процессе.

39. Характеристика диагностических методов по выявле­нию воспитанности-учащихся и занимающихся спортом и по­становка воспитательных целей.

40. Особенности содержания при планировании воспита­тельной работы в зависимости от контингента занимающихся спортом: а) в группе новичков; б) со спортсменами юношеских разрядов; в) в летнем оздоровительном лагере.

41. Сущность комплексного подхода к воспитанию. Чем следует руководствоваться при определении количества воспи­тательных задач на каждое занятие и зачем необходимо выде­лить среди них приоритетную задачу?

42. Особенности постановки воспитательных задач, ре­шаемых в процессе занятий, на примере вашего вида спорта с учетом конкретного контингента и ситуации.

43. Понятие коллектива, его признаки. Значение коллек­тива в формировании личности спортсмена.

44. Особенности спортивного коллектива как демократи­ческого объединения при руководящей роли педагога. Роль пер­вичного спортивного коллектива в решении учебно-воспитательных задач.

45. Первоначальное сплочение группы. Система перспек­тивных целей. Формирование целей личных, групповых, жиз­ненных.

46. Характеристика этапов развития коллектива.

47. Методы и средства воспитания коллектива на каждом этапе его развития.

48. Выбор и последовательная работа с активом как усло­вие перехода к 3-й стадии развития коллектива.

49. Роль общественного мнения в коллективе, его содер­жательная направленность и пути формирования.

50. Традиции как основные регуляторы внутриколлективных отношений.

51. Самовоспитание как неотъемлемая составная часть воспитания, его движущие силы. Условия, обеспечивающие ус­пешность самовоспитания.

52. Роль педагога в организации самовоспитания. Харак­теристика этапов самовоспитания.

53. Педагогическое руководство самовоспитанием.

54. Ведение личных дневников воспитанниками, их со­держание и значение для самовоспитания и внесения корректи­вов в организацию учебно-тренировочного процесса.

55. Самовоспитание и перевоспитание. Профилактика правонарушений среди учащихся.

56. Профессиональные обязанности (функции) учителя физической культуры, тренера.

57. Требования, предъявляемые к личности преподавателя в области физической культуры и спорта.

58. Уровни педагогического мастерства.

59. Авторитет педагога и его слагаемые.

60.Понятие педагогической деятельности. Структурные компоненты педагогической деятельности: гностический, про­ектировочный, конструктивный, организаторский, коммуника­тивный и их характеристика.

61. Гностическая деятельность педагога.

62. Способности личности как условия успешного приобрете­ния профессионально-педагогического мастерства. Характеристика общих и специальных способностей и пути их развития. Необходи­мость единства общих и специальных способностей для успешности педагогической деятельности.

63. Проектировочные и конструктивные способности и со­путствующие им дидактические и психомоторные способности.

64. Организаторские способности и сопутствующие им наблюдательность и распределенность внимания.

65. Коммуникативные способности и их составляющие: перцепция и эмпатия, педагогический такт, экспрессивность и мажорность общения, суггестивные способности, аттракция.

66.Педагогическое общение, его функции и структура: моделирование предстоящего общения, его организация, управ­ление общением, анализ результата и моделирование нового цикла.

67. Стили педагогического общения, их характеристика.

68. Особенности объединяющего (интегративного) общения.

69.Личная педагогическая техника, ее содержание.

70. Условия, обусловливающие педагогическое творчест­во. Возможные уровни педагогического творчества.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (к теме № 4)

Наши рекомендации