Тема 19. педагогическое творчество и его
УРОВНИ
Задачи занятия:1. Ознакомиться с сущностью творческого процесса в педагогической деятельности. 2. Рассмотреть источники творчества и уяснить, какие личностные свойства педагога наиболее важны, а какие мешают творческому процессу.
В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:
знать- уровни педагогического творчества, условия (профессиональная компетентность и др.) и причины, побуждающие педагога к творчеству;
уметь - объяснить необходимость и содержание творчества в деятельности специалиста по физической культуре и спорту.
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью (Большой энциклопедический словарь. - М., 2001.- С. 1185).
Педагогическое творчество следует понимать как процесс решения бесчисленного ряда учебно-воспитательных задач в меняющейся обстановке педагогического процесса. Творчество есть поиск новых, более результативных и, обычно, менее трудоемких по времени или по затратам энергии путей решения педагогических задач.
Уровни педагогического творчествапо мере их усложнения:
• Умение приспособить методические рекомендации и теоретические положения к конкретным условиям педагогического процесса.
• Совершенствование, рационализация, модернизация известного в соответствии с возникновением новых педагогических задач.
• Разработка новых методов, форм, приемов, средств в их оригинальных сочетаниях.
• Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях, удачная импровизация на основе точного знания и компетентного расчета.
• Умение видеть и применять «веер» вариантов решения одной и той же проблемы.
• Создание новых, высокоэффективных или принципиально новых систем обучения, воспитания и техники исполнения спортивных действий.
Вопросы и задания:
1.Как часто и в чем может проявляться педагогическое творчество тренера, учителя ФК?
2. Являются ли тождественными понятия «педагогическое творчество» и «педагогическое мастерство»?
3. Постарайтесь объяснить, почему К.Д.Ушинский охарактеризовал педагогику как науку и искусство.
4. Чем может быть обеспечена успешность проявления педагогического творчества?
5. Какие личностные свойства являются наиболее важными для творческой работы педагога? А какие-мешают проявлению творчества?
6. Есть ли среди ваших знакомых учитель, вызывающий у вас восхищение своим творчеством, нестандартностью мышления, педагог, которому бы вы хотели подражать? В чем его сила? В чем, по-вашему, источник его творчества? Как он добивается мастерства в работе?
7. С каким передовым педагогическим опытом вы знакомы? Кратко раскройте его содержание.
8. Охарактеризуйте уровни творчества педагогов, с которыми вам доводилось встречаться во время обучения в школе и при занятиях спортом.
9. Изучите уровень развития у себя творческих способностей, используя предложенную методику (приложение № 16). Выскажите предположения о возможности повышения этого уровня. Определите пути развития у себя творческих способностей.
10. Оцените уровень Вашего творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения, используя предложенную методику (приложение № 17). Выскажите предположения о возможных путях повышения этого уровня.
Советы по подготовке к занятию:
Следует иметь в виду, что педагогическая деятельность, являясь сплавом науки и искусства, по обоим своим компонентам всегда предполагает творчество.
Осуществляя творческий подход к воплощению намеченных педагогических действий, помните, что недопустимо экспериментировать с воспитанниками без твердой уверенности в пользе того, что делаете. Убедиться в ценности разработанных воздействий и методик поможет регулярное применение методов педагогического исследования.
Определяя пути развития творческих способностей (задание 9), необходимо вспомнить, что способности формируются и развиваются только в. процессе деятельности и упражняёмости.
Итоговая работа по Ш разделу курса «Педагогическое мастерство тренера, учителя физической культуры»: напишите сочинение-эссе о вашем тренере (учителе физической культуры), в котором отразите степень проявления у него личностных и профессионально-значимых качеств, охарактеризуйте уровень его педагогического мастерства, степень развития педагогических способностей, проявления педагогического творчества в воспитании и обучении занимающихся.
Литература для подготовки:основная - 8, 12, 31; дополнительная - 4, 16, 29,40.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ по учебной дисциплине «Педагогика физической культуры
И спорта»
1. Причины, повлиявшие на развитие педагогики физической культуры и спорта как научной и учебной дисциплины.
2. Дайте определение педагогики спорта как науки, ее предмета и объекта. Основные понятия педагогики физической культуры и спорта.
3. Задачи педагогики физической культуры и спорта как самостоятельной научной дисциплины.
4. Перечислите науки, смежные с педагогикой физической культуры и спорта. Проиллюстрируйте это примерами.
5. Дидактика физической культуры и спорта как частная ветвь общей дидактики, ее связь с ТиМФК и теорией спортивной тренировки. В чем особенности дидактики физической культуры и спорта.
6. Основные понятия (категории) дидактики физической культуры и спорта.
7. Особенности реализации принципов сознательности и наглядности в педагогике физической культуры и спорта.
8. Особенности реализации принципов доступности, систематичности и последовательности в педагогике физической культуры и спорта.
9. Пути реализации принципов активности и прочности в педагогике физической культуры и спорта.
J0. Раскройте два подхода к классификации методов обучения: по источнику знаний и по характеру познавательной деятельности. Какие задачи с их помощью возможно решать?
11. Что такое обратная связь и ее роль в обучении двигательным действиям.
12. Какое влияние занятия физической культурой оказывают на развитие личности занимающихся?
13. Единство учебной и воспитательной деятельности спортивного педагога. Причины, по которым педагог и тренер в области физической культуры обязаны заниматься вопросами воспитания.
14. Цели воспитания при занятиях физическими упражнениями и спортом.
15. Сущность и особенности воспитательного процесса Особенности воспитательного процесса в спортивной деятельности.
16. Принципы воспитания, покажите их значение, охарактеризуйте каждый из принципов воспитания.
17. Принципы воспитания, обеспечивающие успех в педагогическом общении.
18. Раскройте понятия «средства воспитания» и «методы воспитания», определите условия их выбора. Покажите взаимосвязь между ними при организации и проведении воспитательного процесса.
19. Основные группы методов воспитания. Методы формирования нравственного сознания. Особенности применения активных и условно-пассивных методов воспитания.
20. Сущность и условия эффективности метода внушения. Пример и его роль в воспитательном процессе.
21. Пути формирования нравственных убеждений у занимающихся физической культурой и спортом.
22. Педагогическое требование как метод приучения и упражнения, его разновидности и условия успешности.
23. Различные типы нравственных упражнений в воспитательной практике: четкая организаидя деятельности, режимные упражнения, тематические игры, соревнования. Примеры использования этих методов на занятиях спортом. Условия успешности их применения.
24. Методы организации положительного опыта: создание педагогических ситуаций, поручения, общественные обязанности. Приведите примеры их использования в вашем виде спорта.
25. Методы педагогического стимулирования и коррекции поведения. Требования к методам побуждения (поощрения) и торможения (наказания). Их роль в формировании нравственных чувств. Приведите примеры из своей спортивной практики.
26. Задачи и содержание нравственного воспитания в условиях спортивной деятельности.
27. Сущность и содержание спортивной этики, ее особенности и связь с общечеловеческими нормами нравственности.
28. Деятельность тренера по формированию нравственных знаний, взглядов, убеждений занимающихся. Почему это важно для спорта и жизни?
29. Формирование у занимающихся нравственных чувств, совести, роль в этом процессе тренера и товарищей. Воспитание патриотических чувств.
30. Формирование нравственного поведения - навыков и привычек.
31. Задачи и содержание эстетического воспитания в условиях спортивной деятельности. Критерии и эстетическая характеристика действий в различных видах спорта.
32. Предупреждение возможного отрицательного влияния спорта на личность в нравственной и эмоциональной сферах.
33. Задачи, содержание и особенности интеллектуального воспитания личности в спорте. Нейтрализация возможного отрицательного влияния спорта на интеллект.
34. Воспитание потребности к здоровому образу жизни и бережному отношению к окружающей среде и природе.
35. Воспитание трудолюбия в условиях спортивной деятельности и в связи с учебой в школе.
36. Понятие дисциплины и условия воспитания дисциплины на занятиях физической культурой и спортом.
37. Возможные причины недисциплинированности на занятиях физической культурой и спортом, пути их преодоления.
38. Сущность и содержание управленческих действий в воспитательном процессе.
39. Характеристика диагностических методов по выявлению воспитанности-учащихся и занимающихся спортом и постановка воспитательных целей.
40. Особенности содержания при планировании воспитательной работы в зависимости от контингента занимающихся спортом: а) в группе новичков; б) со спортсменами юношеских разрядов; в) в летнем оздоровительном лагере.
41. Сущность комплексного подхода к воспитанию. Чем следует руководствоваться при определении количества воспитательных задач на каждое занятие и зачем необходимо выделить среди них приоритетную задачу?
42. Особенности постановки воспитательных задач, решаемых в процессе занятий, на примере вашего вида спорта с учетом конкретного контингента и ситуации.
43. Понятие коллектива, его признаки. Значение коллектива в формировании личности спортсмена.
44. Особенности спортивного коллектива как демократического объединения при руководящей роли педагога. Роль первичного спортивного коллектива в решении учебно-воспитательных задач.
45. Первоначальное сплочение группы. Система перспективных целей. Формирование целей личных, групповых, жизненных.
46. Характеристика этапов развития коллектива.
47. Методы и средства воспитания коллектива на каждом этапе его развития.
48. Выбор и последовательная работа с активом как условие перехода к 3-й стадии развития коллектива.
49. Роль общественного мнения в коллективе, его содержательная направленность и пути формирования.
50. Традиции как основные регуляторы внутриколлективных отношений.
51. Самовоспитание как неотъемлемая составная часть воспитания, его движущие силы. Условия, обеспечивающие успешность самовоспитания.
52. Роль педагога в организации самовоспитания. Характеристика этапов самовоспитания.
53. Педагогическое руководство самовоспитанием.
54. Ведение личных дневников воспитанниками, их содержание и значение для самовоспитания и внесения коррективов в организацию учебно-тренировочного процесса.
55. Самовоспитание и перевоспитание. Профилактика правонарушений среди учащихся.
56. Профессиональные обязанности (функции) учителя физической культуры, тренера.
57. Требования, предъявляемые к личности преподавателя в области физической культуры и спорта.
58. Уровни педагогического мастерства.
59. Авторитет педагога и его слагаемые.
60.Понятие педагогической деятельности. Структурные компоненты педагогической деятельности: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный и их характеристика.
61. Гностическая деятельность педагога.
62. Способности личности как условия успешного приобретения профессионально-педагогического мастерства. Характеристика общих и специальных способностей и пути их развития. Необходимость единства общих и специальных способностей для успешности педагогической деятельности.
63. Проектировочные и конструктивные способности и сопутствующие им дидактические и психомоторные способности.
64. Организаторские способности и сопутствующие им наблюдательность и распределенность внимания.
65. Коммуникативные способности и их составляющие: перцепция и эмпатия, педагогический такт, экспрессивность и мажорность общения, суггестивные способности, аттракция.
66.Педагогическое общение, его функции и структура: моделирование предстоящего общения, его организация, управление общением, анализ результата и моделирование нового цикла.
67. Стили педагогического общения, их характеристика.
68. Особенности объединяющего (интегративного) общения.
69.Личная педагогическая техника, ее содержание.
70. Условия, обусловливающие педагогическое творчество. Возможные уровни педагогического творчества.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (к теме № 4)