Ничто так не формирует ценные волевые качества человека, как практика повседневного преодоления трудностей
Весьма велико влияние коллектива на формирование волевых качеств. Человек, находясь в коллективе, с мнением которого он считается, вынужден выполнять взятые на себя обязательства, проявлять настойчивость и самообладание, принимать решения, одобрение коллектива является для него наградой за умение, иногда за пережитые неприятные эмоции.
Волевые качества человека формируются не только под воздействием окружающих людей и при выполнении поставленных задач, но и в процессе самовоспитания, когда человек начинает сознательно воспитывать у себя нужные волевые черты. Тренировка воли заключается в систематическом выполнении интересных (непосредственно не привлекающих), но осмысленных и полезных действий. При этом надо заставить себя регулярно совершать волевые усилия в разных делах. Сознание того, что человек владеет собой, что умеет подчинять низшие потребности целям более высокого порядка, не только снимает у него состояние неуверенности, но и повышает его самооценку, поднимает уровень самоуважения.
При этом важно, чтобы переживания внутренней собранности не покидало человека и проявлялось регулярно в его действиях. Иначе у человека возникает лишенное оснований представление, что он всегда сумеет себя остановить в своей приверженности тем или иным соблазнам.
Тема 6. Социально – психологические явления и процессы
Вопросы:
1. Взаимодействие людей.
2. Взаимоотношения людей.
3. Общение.
4. Социальная перцепция.
5. Психология малой группы.
Человек живет среди других людей и строит с ними определенные отношения. Люди как члены общества входят в различные социальные группы, внутри которых формируется и развивается психика людей их составляющих. Принадлежность людей к различным группам (общностям) определяет возникновение, функционирование и развитие многих социально – психологических явлений, знание и правильное понимание которых важно для каждого человека.
Под социальными группами понимают устойчивые общности определенного количества людей, занятых типичным для них видом деятельности и связанных системой отношений, которая регулируется общими интересами, ценностными ориентациями, настроениями и переживаниями, нормами жизни и традициями.
Социально – психологические явления, возникающие в процессе жизни людей в обществе, можно классифицировать по разным основаниям: по принадлежности к различным типам социальных групп, по устойчивости, осознанности и т.д. При этом первое основание является наиболее значимым и методологически обоснованным.
В основе всех социально – психологических явлений лежат реальные социальные процессы взаимодействия, восприятия, взаимоотношений и общения людей. В процессе жизнедеятельности люди вступают в различного рода социальные отношения, в основе которых лежат их взаимодействие, восприятие и общение.
Взаимодействие людей
Взаимодействие– это философская категория, обозначающая объективную и универсальную форму движения или развития любой материальной системы. Как материальный процесс оно сопровождается передачей материи, энергии и информации. Оно относительно, осуществляется с определенной скоростью и в конкретных пространственно – временных координатах.
В психологии же взаимодействие рассматривается как процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные связи, отношения, общение, совместные действия и переживания.
Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов: содержания и стиля.
Содержание взаимодействия определяет, вокруг чего или по поводу чего оно развертывается.
Стиль взаимодействия указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими. При этом такой стиль может быть либо продуктивным, либо непродуктивным.
Продуктивный стиль – это плодотворные контакты людей, способствующие установлению и поддержанию отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и получению эффективных результатов совместной деятельности. Непродуктивный стиль обеспечивает достижение противоположных результатов.
Чтобы правильно оценить (понять) стиль взаимодействия людей, важно использовать правильные критерии. В качестве таких критериев используются следующие:
· характер позиции партнеров (в продуктивном стиле – “рядом с партнером”, в непродуктивном – “над партнером”);
· характер выдвигаемых целей (при продуктивном стиле партнеры вместе разрабатывают все цели (и близкие и далекие); при непродуктивном стиле – один из партнеров (обычно доминирующий) выдвигает только близкие цели, не обсуждая их с другим);
· характер ответственности (при продуктивном стиле за результаты деятельности ответственны оба участника взаимодействия, при непродуктивном – только один партнер);
· характер отношений, возникающих между партнерами (при продуктивном стиле – отношения доверительные и доброжелательные, при непродуктивном – агрессивные, с обидой и раздражением);
· характер функционирования механизма идентификации – обособления между партнерами (при продуктивном стиле партнеры рассматривают себя и коллегу как нечто целое, а при непродуктивном – каждый думает прежде всего только о себе).
Следует учитывать, что эти критерии представляют собой систему и их всегда нужно рассматривать все вместе.
В процессе взаимодействия реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир, поэтому взаимодействие людей в обществе – это всегда и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, эмоциональное состояние и т. д. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.
Различают два вида взаимодействия людей: межличностное и межгрупповое.
Межличностные взаимодействия – это случайные или преднамеренные, частые или редкие, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные, частые или публичные контакты и связи двух и более человек, в результате которых изменяется их поведение, деятельность, отношения и установки.
Важнейшими признаками такого взаимодействия являются:
· наличие внешней по отношению к взаимодействующим людям цели (или объекта), достижение которой предполагает совместные усилия;
· эксплицированность (доступность) для внешнего наблюдения и регистрации другими людьми;
· рефлексивная многозначность, т.е. зависимость его взаимодействия восприятия от условий, в которых оно протекает, а также оценок его участников.
Межгрупповое взаимодействие – это процесс непосредственного взаимодействия групп (или их частей) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений.
Взаимодействие людей - это процесс, который может иметь три уровня развития: низкий, средний и высший, каждый из которых имеет свои отличительные характеристики.
В своей начальной стадии (на низком уровне развития) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты между людьми, обеспечивающие очень упрощенное взаимоотношение или одностороннее влияние их друг на друга с целью обмена информацией и общения. Такое взаимоотношение может и не достигать своей цели, и поэтому не получать дальнейшего развития.
Наиболее важным условием, обеспечивающим успех первичных контактов, является принятие или непринятие друг друга партнерами по взаимодействию. Любой контакт всегда начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей.
На начальном этапе взаимодействия очень большую роль играет эффект конгруэнции.Конгруэнция – подтверждение взаимных ролевых ожиданий, полное взаимопонимание, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта. Она предполагает минимальное рассогласование в узловых точках линий поведения участников взаимодействия, что обеспечивает снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне.
Средний уровень развития процесса взаимодействия называют продуктивной совместной деятельностью. Здесь постепенно развивающееся активное сотрудничество все чаще находит свое выражение в успешном соединении взаимных усилий партнеров.
При этом происходит постепенное согласование мыслей, переживаний и отношений партнеров по взаимодействию. Оно воплощается в различные формы влияния людей друг на друга. Регуляторами взаимодействия являются механизмы внушения, конформности и убеждения, когда под действием мнений и убеждений одного партнера изменяются мнения и отношения другого.
Высший уровень взаимодействия – это исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. Взаимопонимание – это такой уровень взаимодействия людей, когда они знают все моменты настоящего и возможного поведения партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, необходимо также взаимосодействие и полное исключение взаимопротиводействия, появление которого приводит к возникновению недопонимания, а затем и непонимания человека человеком.
Рис. 6.1. Динамика процесса социального взаимодействия людей (этапы и уровни).
Используя различные основания, можно выделить разные типы взаимодействия:
· по результативной направленности процесса выделяют такие виды взаимодействия как кооперацию и конкуренцию;
· кооперация – это такое взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного согласия о преследуемых целях и стремятся его не нарушать до тех пор, пока совпадают их интересы;
· конкуренция – это взаимодействие, характеризующееся достижением индивидуальных или групповых целей в условиях противоборства и соперничества между людьми.
Во всех случаях и тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), и степень его выраженности (более или менее успешное сотрудничество) определяют характер межличностных отношений между людьми).
В ходе реализации названных типов взаимодействия, как правило, проявляются следующие ведущие стратегии поведения его участников:
· сотрудничество,направленное на полное удовлетворение потребностей участников взаимодействия;
· противодействие,предполагающее ориентацию на свои цели одного из участников без учета интересов партнера;
· компромисс,реализующийся в частном достижении целей партнерами ради условного равенства;
· уступчивость,проявляющаяся в жертвовании собственными интересами для достижения целей партнера;
· избегание,представляющее собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша партнера.
Другим основанием для выделения типов взаимодействия могут быть намерения и действия людей, которые отражают понимание ими ситуации взаимодействия. При этом выделяют три типа взаимодействия: дополнительное, пересекающееся и скрытое.
Дополнительным (или дополняющим) называется такое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позиции друг друга.
Пересекающееся– это такое взаимодействие, в процессе которого человек, с одной стороны, демонстрирует неадекватность понимания позиций и действий другого участника взаимодействия, а с другой – ярко проявляет свои собственные намерения и действия.
Скрытоевзаимодействие всегда включает в себя два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Оно предполагает или глубокое знание личности партнера, или большую чувствительность к невербальным средствам общения – тону голоса, интонации, мимики и жестам, так как именно за ними стоит скрытое содержание.
Взаимоотношения людей
В любом виде взаимодействия, в каждом его конкретном случае всегда присутствует отношение людей друг к другу.
Понятие «отношение» – это важнейшая категория психологической науки. Оно находит конкретное воплощение в любых контактах, в любых взаимодействиях человека с человеком, а также с материальными и идеальными объектами и явлениями. Отношение как бы эмоционально окрашивает любые связи человека с внешним миром. Поэтому даже безразличие к кому-либо или к чему-либо – это всегда отношение. Можно сказать, что отношение – это обязательный компонент любой связи человека: непосредственный и опосредованный, материальный и идеальный. Через отношение определяется система потребностей, мотивов человека.
Отношение – это связь внутреннего мира человека с окружающей действительностью, а также со своим собственным сознанием. Такая связь может возникнуть либо в рамках «субъект – объект», либо – «субъект – субъект».
Отношения в рамках «субъект – объект» и «субъект – субъект» не являются идентичными, они имеют как общие, так и различные черты. Общими являются такие характеристики отношений, как их активность (или выраженность), модальность (положительная, отрицательная, нейтральная), широта, устойчивость и т.д. В то же время, по таким характеристикам как направленность и взаимность, эти две группы отношений существенно отличаются. Субъект – объектные отношения всегда однонаправлены, а субъект – субъектные – взаимные. При этом последние характеризуются как постоянной взаимностью, так и постоянной изменчивостью. Субъект – субъектные отношения также включают в себя не только отношения человека к другим людям, но и отношение к самому себе, т.е. самоотношение.
Отношения можно классифицировать на устойчивые и ситуативные. Первый вид отношений близок к такому психологическому феномену, как привязанность, которая выступает устойчивым отношением, определяемым зависимостью от чего-либо или кого-либо.
Следует различать психологические отношения и общественные отношения. Последние – это такие отношения, которые возникают в процессе взаимодействия людей в обществе при производстве и распределении материальных благ. Такие отношения могут быть экономическими, правовыми, идеологическими, политическими, а также национальными, классовыми, конфессиональными и др.
Все виды общественных отношений пронизаны психологическими отношениями, поскольку участниками таких отношений всегда выступают конкретные люди, каждый из которых обладает своими неповторимыми и уникальными индивидуальными психологическими свойствами и особенностями. Психологические отношения людей (синоним взаимоотношения) – это субъективные связи, которые возникают в результате фактического их взаимодействия и сопровождаются различными внутренними проявлениями у их участников (переживаниями, симпатиями, антипатиями и т.п.). Психологические отношения – это живая внутренняя «человеческая ткань» любых общественных отношений.
Психологические отношения – результат непосредственных контактов между конкретными людьми, имеющими определенные психологические особенности, способных выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они всегда насыщены эмоциями и чувствами, т.е. переживанием и выражением своего отношения к взаимодействию с другими людьми и (или) группами. Психологические отношения полностью персонифицированы, так как они всегда имеют сугубо личностный характер. Их специфика и содержание зависят от конкретных людей, между которыми они возникают.
Межличностные отношения можно классифицировать по глубине вовлеченности личности в отношения на:
· отношения знакомства,
· приятельские отношения,
· товарищеские отношения,
· супружеские отношения,
· любовные отношения.
Рис. 6.2. Межличностные отношения и совместимость людей.
Названные виды отношений имеют другой порядок расположения по степени избирательности при выборе партнеров для взаимоотношений.Наибольшую избирательность обнаруживают отношения дружбы, супружества, любви, наименьшую – родственные отношения и отношения знакомства.
Кроме этого, каждый вид межличностных отношений характеризуется определенной дистанцией между партнерами, предполагает ту или иную меру ролевых клише. При этом имеет место следующая закономерность: по мере углубления отношений сокращается дистанция, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише (например, дружба по сравнению со знакомством).
Рис. 6.3 Основные факторы межличностных отношений (по Н.Н. Обозову).
Общим критерием разделения межличностных отношений является привлекательность. Составными элементами межличностной привлекательности(и межличностной непривлекательности) выступают: симпатия -- антипатия и притяжение – отталкивание.
Симпатия – антипатияпредставляет собой переживание состояния удовлетворения – неудовлетворения от реального или мысленного контакта с другим человеком.
Притяжение – отталкиваниеесть практическая составляющая этих переживаний.
Межличностные отношения определяют такой феномен как совместимость людей (см. рис. 6.2), а основные факторы, определяющие характер межличностных отношений, показаны на рис.6.3.
Общение
Общение– это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия.
Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективную игру и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности.
Общение представляет собой процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью речевых и неречевых средств с целью достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах у лиц – участников общения.
В процессе общения люди обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами труда, но также и мыслями, идеями, планами, переживаниями, чувствами.
Человек учится общению в повседневной жизни под влиянием среды, в которой он живет, и людей, с которыми он взаимодействует, обычно это происходит стихийно, в житейском опыте. Следует сказать, что во многих случаях такого опыта бывает недостаточно. Многие профессии предполагают высокий уровень навыков и умений общения. И вообще, чтобы продуктивно и цивилизованно общаться, нужно знать закономерности процессов общения, приобретать и совершенствовать навыки и умения их учета и использования.
Общение – это сложный, многоплановый процесс, который обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной. Каждая из них представляет собой следующее:
· межличностная сторонаотражает взаимодействие человека с другими людьми;
· когнитивная сторона обеспечивает познание особенностей личности партнера по общению;
· коммуникативно-информационная сторона представляет собой обмен информацией;
· эмотивная сторона связана с функционированием эмоций и чувств в ходе личных контактов партнеров;
· конативная (поведенческая) сторонаобеспечивает согласование внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.
Общение выполняет определенные функции, чаще всего выделяют следующие из них:
· прагматическая функцияотражает его потребностно-мотивационные аспекты и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом достаточно часто само общение выступает самой важной потребностью;
· функция формирования и развитияотражает способность общения оказывать влияние на партнеров, и совершенствует их во всех отношениях путем формирования и изменения их психических свойств и качеств;
· функция подтверждения (самоутверждения) обеспечивает человеку возможность познать, утвердить и подтвердить себя в процессе общения с другими людьми;
· функция объединения – разъединения людей позволяет настроить людей на общие цели, намерения, задачи и тем самым соединить их в единое целое. Но иногда она может быть причиной дифференциации и изоляции личностей в результате общения;
· функция организации и поддерживания отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей и отношений между людьми в интересах совместной деятельности;
· внутриличностная функция реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь. построенную по типу диалога) и способствует развитию рефлексии.
· Существует множество видов общения, которые можно классифицировать по разным основаниям (см. рис. 6.4.)
· Другой подход к выделению видов общения показан на рис. 6.5.
· Общение возможно лишь при помощи знаковых систем, реализация которых осуществляется с использованием вербальных и невербальных средств. Вербальные средства общения – это речь в различных формах: устная, письменная и др.
· Невербальные средства общения – это все то, что дополняет вербальные средства, помогает регулировать течение процесса общения, создает психологический контакт, выражает эмоции и т.д. К таким средствам относятся мимика, жесты, позы, взгляды, интонации, паузы и др.
· Другой подход к выделению видов общения показан на рис. 6.5.
· Общение возможно лишь при помощи знаковых систем, реализация которых осуществляется с использованием вербальных и невербальных средств. Вербальные средства общения – это речь в различных формах: устная, письменная и др.
· Невербальные средства общения – это все то, что дополняет вербальные средства, помогает регулировать течение процесса общения, создает психологический контакт, выражает эмоции и т.д. К таким средствам относятся мимика, жесты, позы, взгляды, интонации, паузы и др.
Рис. 6.4. Виды общения (по Р.С. Немову).
Рис. 6.5. Виды общения (по Л.Д. Столяренко).
Важнейшей стороной общения является коммуникация.
Коммуникация – это связь, в ходе которой осуществляется обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Применительно к связям между людьми,коммуникация – это процесс двустороннего обмена информацией в ходе общения, ведущий к взаимному пониманию.
Коммуникации между людьми имеют ряд специфических особенностей:
· в отличие от простой передачи информации между двумя техническими устройствами, здесь мы имеем дело с отношениями двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование предполагает налаживание их совместной деятельности, поэтому каждый из них имеет свое отношение к передаваемой информации, а она сама, как процесс общения в целом, имеет для них личную значимость;
· в процессе общения партнеры могут повлиять друг на друга, то есть обмен информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера;
· коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования;
· в условиях человеческой коммуникации могут возникнуть специфические коммуникативные барьеры.
Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Типы коммуникативных барьеров показаны на рис. 6.6.
Важнейшим условием эффективности процесса общения является достижение взаимопонимания.
Взаимопонимание – это социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в согласовании индивидуального осмысления предмета общения, а также во взаимной двусторонней оценке и принятии целей и мотивов партнеров по взаимопониманию, в ходе которого наблюдается близость или схожесть когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности.
Причин недопонимания может быть очень много, вот некоторые из них:
· искажение восприятия людьми друг друга;
· различия в структуре и способах подачи и восприятия речевых и неречевых сигналов;
· недостаток времени для осмысления получаемых и (или) передаваемых сведений;
· умышленное или случайное искажение передаваемой информации;
· отсутствие возможности исправить ошибку или уточнить данные;
· отсутствие единого понятийного аппарата для оценки личностных качеств партнера, контекста его речи и поведения;
· нарушение правил взаимодействия в процессе выполнения конкретной задачи;
· потеря или одностороннее изменение цели совместных действий и др.
Для достижения взаимопонимания между людьми в процессе общения должен соблюдаться ряд специальных условий, важнейшими из которых являются:
· понимание речи партнера;
· осознавание проявляющихся качеств взаимодействующей личности;
· выявление влияния на личность ситуации общения;
· выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам.
Рис. 6.6. Типы коммуникативных барьеров.
Взаимопонимание будет тем выше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные правила взаимодействия. Такие правила должны устраивать обоих партнеров, не сковывать их действия. Поэтому их нужно периодически корректировать, т.е. согласовывать с обстоятельствами. Лучше всего это делать в ситуации равноправного положения партнеров.
Человек понимает только то, что находит отклик в его сознании, что соответствует содержанию его памяти, - для понимания всегда нужны некоторые знания о предмете. Чтобы обеспечить понимание, люди должны исходить из одних и тех же постулатов общения и взаимодействия, и соотносить предмет обсуждения с одинаковыми социальными образами и нормами поведения.
Нельзя понять другого человека, не вступив с ним в личностные отношения, не проявив эмпатию по отношению к нему.
Человек обычно хорошо понимает то, что соответствует его прогнозам, гипотезам, целям, поэтому для обеспечения взаимопонимания можно использовать следующие приемы:
· антиципацию (предвосхищение) возможных ситуаций, что позволяет осмыслить те обстоятельства, которые будут препятствовать взаимопониманию;
· определение своей точки зрения на объект, что обеспечивает возможность последовательно отстаивать свои собственные позиции в общении и взаимоотношениях;
· проработку гипотез о точках зрения партнеров, что позволяет избежать конфликтов во взаимотношениях;
· согласование общих точек зрения, что дает возможность полностью предотвратить взаимное недопонимание.
Социальная перцепция
Социальная перцепция– это процесс восприятия социальных объектов (людей и социальных групп). Данный процесс представляет собой специфическое социально-психологическое явление, имеющее свои особенности. Важнейшие из них состоят в следующем:
1) Субъект социальной перцепции всегда активен, т.е., он не безразличен и не пассивен по отношению к воспринимаемому (это проявляется в том, что восприятие других людей отличается от восприятия неодушевленных предметов). Здесь и объект и субъект восприятия воздействуют друг на друга, стремятся изменить представления о себе в благоприятную сторону.
2) Целостность воспринимаемого заключается в том, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено, прежде всего, не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия.
3) Мотивированность субъекта социальной перцепции, проявляется в том, что восприятие социальных объектов характеризуется огромным совпадением его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, очевидной зависимостью восприятия от мотивационно-смысловой ориентированности воспринимающего.
На практике социальная перцепция обычно осуществляется как:
1. Восприятие членами группы:
а) друг друга;
б) членов другой группы.
2. Восприятие человеком:
а) самого себя;
б) другого человека;
) своей группы;
в) другой группы.
3. Восприятие группой:
а) своего человека;
б) чужого человека;
в) членов другой группы.
Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность субъекта по оценке внешнего облика, действий и поступков, психологических особенностей воспринимаемого объекта (человека или группы), в результате которой у него складывается конкретное отношение к данному объекту и формируются определенные представления о возможном его поведении. На основании этих представлений он прогнозирует свои отношения к объекту и свое поведение при взаимодействии с ним.
Социальная перцепция обеспечивает выполнение следующих функций:
· познание самого себя;
· познание партнера по общению;
· установление эмоциональных отношений;
· организация совместной деятельности на основе взаимопонимания.
Механизмы, с помощью которых реализуется процесс социальной перцепции, представлены на рисунке 6.7.
В процессе социальной перцепции проявляется несколько специфических эффектов межличностного восприятия. Их знание и правильное понимание имеет важное практическое значение. К числу таких эффектов можно отнести:
Рис. 6.7. Механизмы социальной перцепции.
Эффект стереотипизации, который заключается в использовании специальных стереотипов. Под социальным стереотипом понимают устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Когда человек усвоил стереотипы своей группы, они позволяют ему «экономить» психологические ресурсы в результате упрощения и сокращения процесса восприятия других людей. При этом стереотипы наиболее часто используются при восприятии людей определенной национальности, профессии, определенного возраста. Положительный результат использования стереотипов заключается в сокращении и упрощении процесса восприятия. Однако следует иметь ввиду и возможный отрицательный результат, который состоит в том, что в условиях дефицита информации стереотипы могут быть ложными, неадекватными, и тем самым осложнять общение.
Эффект проекции, который заключается в том, что приятному собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному свои собственные недостатки.
Эффект средней ошибки, который проявляется в ситуациях, когда мы снижаем оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону средних показателей.
Эффект ореола, который заключается в том, что человека начинают считать выдающимся во всем после первой удачи, или наоборот во всем ущербным после первой неудачи.
Эффект порядка поступления информации, который состоит в том, что на формирование представления о человеке оказывает влияние порядок поступления информации о нем.