Базовые понятия «Научная деятельность»

Предисловие

Учебный процесс максимально должен быть приближен к решению задач реального сектора экономики, это позволит студентам использовать полученные теоретические знания на производстве. Поэтому в свободное от аудиторных занятий время перед студентами стоит задача познакомиться с организацией научно-исследовательской и инновационной деятельности, изучить основы научных исследований, подготовиться и участвовать в олимпиадах и научно-технических конференциях, выбрать тему с элементами исследования, провести маркетинговые исследования, Результаты решения поставленных задач могут быть использованы в курсовом или дипломном проектировании, внедрены в производство, использованы в докладах на научных конференциях [1].

Наука в современных условиях является важным фактором, обусловливающим прогрессивные преобразования в обществе во всех областях деятельности, в том числе в образовании, физической культуре, спорте, физическом воспитании. Научно-методическая подготовка служит важнейшей составляющей профессионализма действующих специалистов и залогом высокого уровня профессиональной готовности выпускников вузов

Каждый студент-выпускник специальности ФКС должен иметь представление о процессах «наука - производство», «наука - образование»; знать методы организации и проведения научно-исследовательской работы, основы методической деятельности в сфере физической культуры и спорта; уметь организовывать и проводить научно-исследовательскую и методическую работу по проблемам физического воспитания, оздоровительной физической культуры и спортивной тренировки, применять навыки научно-методической деятельности для решения конкретных задач, возникающих в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий[2].

Включение учебной дисциплины по экспериментальной программе бакалавриата специальности ФКС «Основы НИР в избранной специализации», которая раскрывает мето­дические основы педагогического исследования, его научно-понятийный аппарат, логическуюструктуру и методы исследования, а также, согласно Госстандарту, изучение дисциплин магистрантами «Организация и планирование научных исследований» и «Современные методы научных исследований в ФК и С», направлено на совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов посредством соединения учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью в КазНУ им. аль-Фараби (подготовкой). Изучение основ научно-исследовательской работы студентами способствует усилению акцентов и приоритета организации научно-исследовательской и инновационной деятельности для достижения в перспективе высокого уровня профессионализма в физической культуре и спорте.

Введение

Организационной базой для формирования знаний и навыков научно-методической деятельности служат учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) и научно-исследовательская работа студентов (НИРС). УИРС осуществляется в процессе освоения всех дисциплин учебного плана и всех видов занятий на их предметной основе, с научным объяснением (обоснованием) содержания и проблем, которые возникают в науке применительно к тем или иным разделам и темам, с выполнением студентами заданий методического характера, ознакомлением с методическими и исследовательскими работами, методами исследования. НИРС предполагает на основе методов научного исследования в области физической культуры, спорта и физического воспитания, выполнение самостоятельно и в коллективе научно-исследовательских работ, выступление на конференциях и т.п. В итоге студенты приобретают умение применять различные методы для решения задач в области физической культуры и спорта.

Целью учебно-методического пособия является раскрыть теоретические основы и технологию веденияучебно-исследовательских работ в физической культуре и спорте, а также научить студентов практически реализовывать научные методы исследования: уметь анализировать литературные источники, обобщать литературные данные, уметь организовывать и проводить эксперимент, пользоваться методами математического анализа полученных данных, научиться иллюстрировать и оформлять учебно-исследовательские работы.

В учебно-методическом пособии для студентов и магистрантов специальности ФКС представлено содержание учебно-исследовательской деятельности: проблематика научных исследований и тематика методических работ в области физической культуры и спорта. Раскрываются вопросы планирования, выбора темы, постановки цели и задач.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Базовые понятия «Научная деятельность»

Наука определяется как сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; она включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. В ходе исторического развития наука превратилась в производительную силу и важнейший фактор, оказывающий значительное влияние на все сферы общества [2, 3, 4].

Наука в современных условиях является важным фактором, обусловливающим прогрессивные преобразования в обществе во всех областях, в том числе образовании, физической культуре, спорте, физическом воспитании. Научно-методическая подготовка служит важнейшей составляющей профессионализма действующих специалистов и залогом высокого уровня профессиональной подготовки выпускников вузов – будущих специалистов.

Цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов, новых знаний.

Таким образом, наука производит новые знания, теория обобщает эти знания, общественную практику, опыт и выявляет закономерности, в данном случае применительно к физическому воспитанию и спорту, Однако знания приносят пользу только тогда, когда они реализуются в деятельности, в нашем случае – в деятельности специалиста по физической культуре и спорту.

Выработка нового знания происходит в процессе научного исследования – целенаправленного познания, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Для научного познания характерны свои цели и методы получения и проверки новых знаний. Научное исследование опирается на методологию науки – учения о принципах построения, формах и способах научного познания. Методология есть первостепенное условие эффективности научного поиска и исследования, она предопределяет верный и ближайший путь к истине, дает возможность выработать общую стратегию и тактику того пути, который ведет к достижению поставленной цели. В этом плане методологию можно рассматривать в значении общего метода познания, как систему методов, функционирующих в конкретной науке или в ряде наук смежного порядка, в смысле учения, позволяющего критически осмыслить методы познания и практики.

Основу методологии составляют диалектический метод и системный подход. Принципы и основы диалектики обладают формой всеобщности, они действуют во всех областях мира и проявляются в действиях остальных законов, выступают их основой. В условиях интегрирования отраслей знания формировались принципы системности, теория и методология системного анализа, системный поход и системный метод. Задача системного исследования заключается в унификации отдельных отраслей знаний путем указания на то, каким образом закономерности, наблюдаемые в пограничных областях, Могут быть поняты как частные случаи более общих закономерностей. Системный подход предполагает установление связей между составными частями изучаемого объекта как единого целого и рассмотрение его в конечном счете как системы. Наряду с методологией успешность научного исследования во многом зависит от выбора методов исследования.

Методология есть первостепенное условие эффективности научного поиска и исследования, она предопределяет верный и ближайший путь к истине, дает возможность выработать общую стратегию и тактику того пути, который ведет к достижению поставленной цели. В этом плане методологию можно рассматривать в значении общего метода познания, как систему методов, функционирующих в конкретной науке или в ряде наук смежного порядка, в смысле учения, позволяющего критически осмыслить методы познания и практики.

С наукой тесно связано понятие теория – логическое обобщение опыта, общественно практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества; система обобщающих положений в той или иной отрасли знания, совокупности правил какого-либо мастерства, искусства.

Таким образом, наука производит новые знания, теория обобщает эти знания, общественную практику, опыт и выявляет закономерности, в данном случае применительно к физическому воспитанию и спорту, Однако знания приносят пользу только тогда, когда они реализуются в деятельности, в нашем случае – в деятельности специалиста по физической культуре и спорту.

В этой связи важное значение имеет методика – совокупность способов проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, которая излагает правила и методы преподавания отдельного учебного предмета, например «физическая культура» в школе. По сути своей методика служит для реализации на практике, в профессиональной деятельности, научно-теоретических положений [3].

Выработка нового знания происходит в процессе научного исследования – целенаправленного познания, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Для научного познания характерны свои цели и методы получения и проверки новых знаний. Научное исследование опирается на методологию науки – учения о принципах построения, формах и способах научного познания.

Цель науки в физической культуре и спорте – производство новых знаний, выявление закономерностей направленного использования на организм человека с целью физического совершенствования, укрепления здоровья, повышения спортивных достижений, содействия гармоничному развитию личности; формирования теоретических обобщений в области физической культуры, физического воспитания, спорта [4].

Наши рекомендации