Понятие о педагогическом эксперименте
Педагогический эксперимент является своеобразным комплексом методов исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы (предположения). Он позволяет глубже, чем другие методы исследования, проверить эффективность тех или иных нововведений в области обучения и воспитания, сравнить значимость различных факторов в структуре педагогического процесса и выбрать наилучшее (оптимальное) для соответствующих ситуаций их сочетание, выявить необходимые условия реализации определенных педагогических задач.
Эксперимент позволяет искусственно отделять изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условие педагогического воздействия на испытуемых.
Виды педагогического эксперимента:
1. Естественный проводится в обычных, естественных условиях обучения и воспитания (в школе, классе, лагере и т.д.).
2. Лабораторный эксперимент проводится в классе, где выделяется группа учеников. Исследователь проводит с ними особые беседы, индивидуальное и групповое обучение и наблюдает за их эффективностью.
3. Констатирующий – педагог исследователь экспериментальным путем устанавливает только сочетание изучаемой педагогической системы, констатирует факт связи, зависимости между явлениями.
4. Формирующий – исследователь применяет специальную систему.
Основные этапы эксперимента:
1-ый этап (предшествующий эксперименту) включает в себя тщательный теоретический анализ ранее опубликованных по этой теме работ. На его основе выявляются:
нерешенные проблемы;
выбор темы исследования;
постановка целей и задач;
изучение реальной практики по решению данной проблемы;
изучение существующих в теории и практике мер, содействующих решению проблемы;
формулирование гипотезы исследования.
2-ой этап – подготовка к проведению эксперимента
выбор необходимого числа экспериментальных объектов (числа школьников, классов и т.д.);
определение необходимой длительности проведения эксперимента;
выбор конкретных методик для изучения начального состояния экспериментального объекта (анкета, интервью и т.д.);
проверка доступности и эффективности методик на небольшом числе испытуемых;
определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий.
3-ий этап – проведение эксперимента по проверке эффективности определенной системы мер.
изучение начального состояния условий, в которых проводится эксперимент;
оценка состояния самих участников педагогических воздействий;
формулирование критериев эффективности предложенной системы мер;
инструктирование участников эксперимента о порядке его проведения;
осуществление предлагаемой автором системы мер по решению определенной экспериментальной задачи;
фиксирование данных о ходе эксперимента на основе промежуточных средств;
указание затруднений и возможных типичных недостатков в ходе проведения эксперимента;
оценка текущих затрат времени, средств и усилий.
4-ый этап – подведение итогов эксперимента.
описание результатов экспериментальной системы мер (конечное состояние уровня ЗУН, уровня воспитанности и др.);
характеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты;
описание особенностей субъектов экспериментального воздействия (учителей, воспитателей и др.);
данные о затратах времени, усилий и средств;
указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.
Исследователь выходит на задачу проведения обязательного педагогического эксперимента, если он вводит в исследование элементы сравнения, сопоставления, сочетания, выбора оптимального варианта и определяет меры применения тех или иных педагогических средств.
Перед педагогом-исследователем всегда встает вопрос – сколько учеников включить в эксперимент, сколько учителей должно участвовать в нем.
Ответить на этот вопрос – значит осуществить репрезентативную (показательную для всей совокупности) выборку числа экспериментальных объектов.
Для этого необходимо учесть специфику темы исследования. Если речь идет о проверке методики изучения какой-то темы по курсу, то в данном случае можно ограничиться одним экспериментальным и одним контрольным классом.
В экспериментальном классе проводятся необходимые изменения в соответствии с разработанной системой, а в контрольном идет обычный процесс. Очень важно, чтобы экспериментальный класс был бы типичным по наполняемости и по уровню успеваемости не превосходил контрольный класс.
Если же педагог- исследователь хочет выяснить, например, типичные причины неуспеваемости современной школы, то ему придется собрать информацию об учащихся каждой возрастной группы, поэтому охват учащихся должен быть большой на 3000 – 250 учащихся.
Когда речь идет об эксперименте по воспитательным проблемам, то здесь возможно случай, когда в эксперимент вовлекаются 30-40 человек.
Таким образом, нет и не может быть какого-то единого, шаблонного, стандартного решения о выборе числа экспериментальных объектов, просто всегда необходимо доказать репрезентативность выбора.