Основные признаки общественного управления

Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной вла­сти создаются общественные органы, в которые входят предста­вители учительского и ученического коллективов, родителей и об­щественности. Их участие в управлении создает реальные пред­посылки для создания атмосферы научного поиска и положитель­ного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образовани­ем является деятельность коллективного органа управления — со­вета школы. Функции и содержание работы совета определяют­ся "Временным положением о государственных общеобразова­тельных учебных заведениях в Российской Федерации"1.

Высшим руководящим органом школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия: на общешкольной конференции избирается совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конферен­ции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Таким образом, Ус­тав одной общеобразовательной школы в своих деталях может отличаться от Устава другой школы, но общая направленность Устава задается "Временным положением о государственных об­щеобразовательных учебных заведениях". Как коллегиальный орган совет школы утверждает основные направления развития, пути повышения качества учебно-воспитательного процесса, оп­ределяет язык обучения. Совет школы может создавать времен­ные или постоянные комиссии, штабы, советы по различным на­правлениям работы учебного заведения и устанавливает их пра­ва, обязанности, границы полномочий. Делегатами конференции с правом решающего голоса на собраниях своих коллективов из­бираются учащиеся II и III ступеней, учителя и другие работни­ки учебного заведения, родители (лица, их заменяющие), пред­ставители общественности.

1 См.: Вестник образования: Справочно-информационное издание Министер­ства образования РФ. — М., 1991. — С. 5.




426 Раздел V. Основы управления педагогическими системами

Глава 22. Сущность и основные принципы управления пед. системами 427



Основные признаки общественного управления - student2.ru В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения).

Деятельность совета школы осуществляется по следующим основным направлениям:

организует выполнение решений конференций;

наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечива­ет социальную защиту учащихся при рассмотрении в государст­венных и общественных органах вопросов, затрагивающих инте­ресы этих учащихся;

устанавливает возраст учащихся при наборе в I класс, необ­ходимость и вид ученической формы;

рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд, определяет направление исполь­зования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения;

заслушивает отчеты о работе директора школы, его замести­телей, отдельных педагогов;

совместно с администрацией учебного заведения и его обще­ственными организациями создает условия для педагогического образования родителей1.

Совет школы, как правило, возглавляемый одним из предста­вителей общественности или родителей, работает в тесном кон­такте с администрацией школы и общественными организация­ми. Совет доводит свои решения до сведения родителей или лиц, их заменяющих. Решение совета считается правомочным, если за его принятие проголосовало не менее двух третей присутствую­щих членов совета.

Одним из важнейших показателей усиления общественного ха­рактера управления образованием является разгосударствление сис­темы образования и диверсификация образовательных учреждений.

Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата, педагоги и воспи­татели, учащиеся и родители действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, национальных, профессио­нальных, конфессиональных объединений и групп.

Диверсификация (в пер. с лат. — разнообразие, разносторон­нее развитие) образовательных учреждений предполагает одновре­менное развитие различных типов учебных заведений: гимназий,

1 Там же. - С. 13 — 14.

лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, — как государственных, так и негосударственных.

В заключение укажем некоторые особенности управления него­сударственным образовательным учреждением. Руководство него­сударственным образовательным учреждением осуществляет не­посредственно его учредитель или по его поручению попечитель­ский совет, формируемый по усмотрению учредителя. Негосудар­ственное образовательное учреждение имеет свой Устав, в кото­ром определены правомочия попечительского совета, структура управления, порядок назначения и выборов руководителя обра­зовательного учреждения.

§ 2. Общие принципы управления педагогическими системами

Любая деятельность, в том числе управленческая, основыва­ется на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. В специальной литературе имеются попытки опреде­лить совокупность принципов, регулирующих протекание отдель­ных функций: целеполагания и планирования, организации и контроля и др. Мы же обратимся к характеристике принципов, имеющих отношение ко всем функциям, ко всему управленческо­му циклу. Принципы управления являются конкретным прояв­лением и отражением закономерностей управления. К числу ос­новных закономерностей специалисты внутришкольного управ­ления и менеджмента относят такие закономерности, как зави­симость эффективности функционирования системы управления учебно-воспитательной работой от уровня структурно-функцио­нальных связей между субъектом и объектом управления; обу­словленность содержания и методов управления учебно-воспита­тельной работой характером содержания и методов организации педагогического процесса в школе и др.1. В числе ведущих зако­номерностей внутришкольного менеджмента называют также ана­литичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность школьных руководителей к различным видам управленческой деятельности2.

' См.: Орлов А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. — М., 1991. - С. 34 - 35.

2 См.: Конаржевский ЮЛ Внупжшкольный менеджмент. — М., 1993. — С. 42 — 45.



Раздел V. Основы управления педагогическими системами

Глава 22. Сущность и основные принципы управления пед. системами 429



Вытекающие из закономерностей управления принципы управления выступают в качестве основных положений, ориен­тирующих руководителя, директора, менеджера в практической деятельности. К основным принципам относятся: демократизация и гуманизация управления педагогическими системами; систем­ность и целостность в управлении; рациональное сочетание цен­трализации и децентрализации; единство единоначалия и колле­гиальности; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.

Наши рекомендации