Социально-педагогическая реабилитация людей с девиантным поведением
Одним из направлений работы социального педагога и социального работника с дезадаптированными людьми является их реабилитация. реабилитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение человека к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую (полное или частичное восстановление или компенсация утраченной функции, замедление прогрессирующего заболевания), психологическую (преодоление в сознании представления о его ненужности и никчемности как личности), профессиональная (обучение, переобучение доступным для каждого индивидуально, поиск работы);педагогическую (формированиеличностных качеств, значимых для жизнедеятельности человека, его активной жизненной позиции), социально-экономическую (денежная помощьна условиях господдержки), профессиональную, бытовую (предоставление нормальных условий жизни); социальная (процесс восстановления способности человека к жизнедеятельности в социальной среде. Социально-педагогическая реабилитация людей с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами. Задачами таких учреждений являются: профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и людей; медико-психологическая помощь людям, попавшим в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию; формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми; выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию; психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности; содействие в возвращении в семью; обеспечение возможности получать образование, нормально развиваться; забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве.
Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого человека и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь в приобретении навыков коммуникативного общения. Постреабилитационная защита предполагает помощь человеку после его выхода из реабилитационного центра в восстановлении гармоничных отношений с семьей, друзьями, коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.
В зависимости от личностных особенностей человека и условий, в которых он находится, при построении реабилитационных программ следует учитывать, в каком состоянии находится человек. Это может быть предкризисное состояние, обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье или на работе; побегами из дома, непосещением образовательного учреждения. Работа социального педагога или социального работника с этой категорией людей ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира человека. Специалист должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный человек – в семье, школе, коллективе; выявления причин возникновения социально-личностно-эмоциональных нарушений.
Основными видами деятельности являются; индивидуальное консультирование; включение людей в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей человека; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.
Эффективная реализация реабилитационных программ возможна при соблюдении трех условий: 1) высокой мотивации всех участников программы: человека, родителей, социального педагога, специалистов;
2) психолого-педагогической компетентности специалистов и руководителей реабилитационного учреждения;
3) координации деятельности различных государственных служб: образования, здравоохранения, правоохранительных органов. Соответствующие технологии работы с дезадаптированными людьми направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности человека в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ от уголовного или административного преследования людей, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, гомосексуализмом, проституцией и др.; в-четвертых, создание специальных служб социальной помощи: суицидологической, наркологической и др.