Задачи обучения и воспитания

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., 2003.

Изобразительная деятельность

Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте теснейшим образом связана с эмоциональным развитием ребенка, с формированием игровой деятельности и зависит от уровня развития восприятия, мышле­ния, речи. Рассматриваемая продуктивная деятельность возникает у ре­бенка в процессе становления его коммуникативной потребности и наряду с игрой и речью является действенным средством удовлетворения этой потребности. Развитие изобразительной деятельности связано с формиро­ванием у ребенка активного интереса к окружающему миру и предостав­ляет возможность ребенку отражать действительность.

Дети с нарушением интеллекта до окончания периода дошкольного возраста без целенаправленного коррекционно-педагогического воздей­ствия практически не овладевают изобразительной деятельностью.

На начальном этапе обучения занятия протекают в форме эмоциональ­но насыщенной, привлекательной для ребенка игры, построенной на тес­ном его взаимодействии со взрослым. Эти занятия направлены на создание предпосылок к развитию изобразительной деятельности: воспитание инте­реса к графическому изображению, к себе и окружающему миру; развитие сенсорно-перцептивной сферы, аналитико-синтетической деятельности; формирование предметной деятельности и элементарных изобразитель­ных операционно-технических умений и др.

Такие занятия проводятся как воспитателем (фронтально), так и учи­телем-дефектологом и психологом (индивидуально). Для каждого ребенка необходимо создать условия, способствующие формированию изобрази­тельной деятельности.

Содержание занятий по изобразительной деятельности тесно связано с задачами обучения игре, социальным развитием, тематикой занятий по ознакомлению с окружающими миром и развитием речи.

Занятия по изобразительной деятельности проводит воспитатель по подгруппам, как правило в первую половину дня 3 раза в неделю. Изобра­зительные средства используются и другими специалистами: на занятиях по развитию речи, при формировании представлений об окружающем, на прогулке, во время, предусмотренное для свободной деятельности, и т. д. На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, леп­ки, привлекать их внимание к полученному результату. Во время демонстрации необходимо приучать детей выполнять работу вместе со взрослыми (прибегая к совместным действиям), с другими детьми, что постепенно делает полученный результат личностно значимым для ребенка.

В данном подразделе программы определены требования по формиро­ванию следующих видов продуктивной деятельности: лепка, аппликация, рисование.

Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходи­мых для умственно отсталого ребенка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. Знакомясь с пластичными материалами (глиной, тестом, пластилином), ребенок усваивает способы передачи ос­новных признаков предмета — формы и величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выде­ления его формы. Внимание ребенка концентрируется на предмете, а выполняемые действия по обследованию предмета закрепляются в слове, сначала в пассивной, а затем и в активной речи ребенка.

Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета, который затем ляжет в основу графического образа, служащего опорой для разви­тия у ребенка изобразительных навыков, т. е. умения изобразить предмет той или иной формы. В ходе выполнения аппликаций также создаются условия для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.

Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. В ходе занятий по рисованию у детей развиваются восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки, об­разная сфера в целом. На данных занятиях у детей формируются элементы учебной деятельности - умение принять задачу, удержать ее в ходе вы­полнения задания, произвести первичную элементарную самооценку. Си­стематические занятия рисованием способствуют нормализации поведения ребенка, наполняют смыслом его самостоятельную деятельность.

В целом продуктивные виды деятельности вносят существенный вклад в компенсацию первичных нарушений в структуре имеющихся у ребенка отклонений и в коррекцию вторичных недостатков, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии его личности, поведении и обще­нии, социализации в целом.

Лепка

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания

Воспитывать у детей интерес к процессу лепки. Учить детей проявлять эмоции при работе с пластичными матери­алами (глина, тесто, пластилин).

Формировать у детей представление о поделках как об изображе­ниях реальных объектов.

Знакомить детей со свойствами различных пластичных материа­лов (глина, тесто, пластилин мягкие, их можно рвать на куски, мять, придавать им различные формы).

Учить детей наблюдать за действиями взрослого и другого ребен­ка, совершать действия по подражанию и по показу.

Учить раскатывать тесто (глину, пластилин) между ладонями пря­мыми и круговыми движениями, соединять части, плотно прижимая их друг к другу.

Приучать детей лепить на доске, засучивать рукава перед лепкой и не разбрасывать глину (тесто, пластилин).

Учить детей правильно сидеть за столом.

Воспитывать у детей умение аккуратного выполнения работы.

Учить детей называть предмет и его изображение словом.

Закреплять положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам.

Наши рекомендации