Методическая разработка семинарского занятия (алгоритм)
I. Тема занятия.
1. Обоснование выбора темы.
2. Определение места темы в программе курса.
3. Цель занятия. Задачи: познавательные, воспитательные, методические.
4. Литература. Обоснование отбора рекомендуемой литературы с учетом объема чтения, сложности текстов.
II. Форма организации семинара.
1. Обоснование выбора формы проведения семинара в связи с характером подготовки аудитории: а) вопросно-ответная (опрос); б) развернутая беседа на основе плана; в) доклады с взаимным рецензированием; г) обсуждение письменных рефератов с элементами дискуссии; д) групповая дискуссия (направляемая, свободная); е) учебно-ролевая игра
2. Программа предварительной ориентировки студентов в теме, задачах, объектах, операциях, характере занятия, в литературе. Распределение ролей участников обсуждения, требования к докладам, рефератам, форме и характеру обсуждения темы.
III. План и конспект хода занятия.
1. Программа содержания занятия: основные разделы темы, основные задачи каждого раздела темы, фиксация основных противоречий в ходе решения рассматриваемой проблемы.
2. Конспект содержания разделов программы. Выделение дидактических приемов, обеспечивающих выявление противоречий, доказательность и обоснованность рассматриваемых точек зрения. Выделение положений и задач, предполагающих групповые формы обсуждения. Приемы групповой коммуникации на разных этапах занятия.
3. Резюме обсуждения темы на семинарском занятии.
4. Анализ хода семинарского занятия после его проведения.
Б) Практические занятия.Их цель: закрепление знаний, выработка умений и навыков диагностирования (применение известных техник и методик диагностики) и коррекции (организация проведения тренингов) психологических процессов, свойств и состояний. Они применяются в тех случаях, когда изучаются курсы, ориентированные на вышеназванную работу, а также решение задач и выполнение значительного количества упражнений.
Функции практических занятий по психологическим дисциплинам исходят из их целей: 1) закрепляющая знания и умения; 2) выработки умений и навыков диагностирования; 3) формирования умений и навыков психокоррекции (тренинги, упражнения); 4) обобщающая; 5) закрепления материала на основе решения задач.
Проведение практических занятий требует достаточной подготовки преподавателя, так как практические занятия должны обеспечить более высокий уровень усвоения материала и успех в решении этой задачи во многом зависит от профессионального уровня преподавателя.
Общая структура практических занятий:
1. Вступление преподавателя.
2. Вопросы студентов по непонятному материалу.
3. Собственно практическая часть.
4. Заключительное слово преподавателя.
5. Подведение итогов и объяснение домашнего задания.
Структура практического занятия, ориентированного на решение задач:
1. Повторение основного теоретического материала путём фронтальной беседы в виде вопросов студентам, задаваемых в определённой последовательности, или ответов преподавателя на вопросы, задаваемые студентами по поводу того, что им было неясно в лекции или в учебнике.
2. Объяснение нового типа задач с показом как общих путей и правил их решения, так и разработки алгоритмов их решения (для большого класса задач).
3. Организация решения ряда задач на занятии с вызовом отдельных студентов к доске или полностью самостоятельно.
4. Разбор их решения с опорой на теоретический материал.
5. Объяснение домашнего задания – содержание, методики работы над ним, включая ссылки на теоретический материал, знание которого необходимо для его выполнения.
Следующее занятие может начинаться с проверки и разбора выполнения домашнего задания.
Формы практических занятий (т.е. формы практической части занятия) могут быть многообразны:
1) Деловая игра – анализ сложных или конфликтных ситуаций, разбор которых даёт возможность взвесить различные способы их разрешения. В их основу положено реальная производственная (служебная, практическая) или психологическая ситуации, в которых студенты должны вести себя в соответствии с «ролями»,отражающими функции лиц, вовлечённых в данную ситуацию.
2) Дискуссия.
3) Тренировочные упражнения. Они тесно связаны с лекцией. Задача наполнения знаний здесь совсем не стаится, основное внимание уделяется выработке уменийии навыков, на основе заний, полученных во время лекций и семинарских занятий.
4) Методика малых групп.
5) Решение задач.
6) Наблюдения.
7) Эксперимент.
8) Защита реферативных абот.
9) Выступления с докладами.
10) Дебатная форма.
В) Условия эффективности проведения практических занятий:
1. При составлении расписания практических занятий нужно, чтобы они следовали за лекциями с необходимым интервалом, дающим возможность подготвиться кним, и не были слишком отдалены от лекции по времени.
2. Включение заданий, обеспечивающих связь теории с реальной практикой, показ значимости теории для решения профессионально важных задач.
3. Включение заданий, носящих проблемный характер, требующих поиска не только способов решения, но и источника получения недостающей информации.
4. Обучение студентов приёмам работы с источниками получения необходимой информации.
5. Использование по возможности доступных технических средств (диапозитивов, компьютеров, слайдов, мультимедийных средств и т.п.).
6. Разбор и анализ возможных методов или способов решения, выполнения практического задания, нахождение более эффективного и рационального его решения.
7. Поощрение изобретательности и находчивости.