Школа и педагогика Древнего Рима
Проходили века за веками, и Афинская государство начало терять свое могущество. Под давлением бурно растущей Римской империи Афины упадок. В Риме унаследовали некоторые лучшие традиции афинян, но на смену музыкальному воспитанию пришло воспитания ораторов.
Римская система воспитания и образования отвечала развития рабовладельческого строя, она сложилась в VI-V вв. до н.э. Это был период быстрого развития рабовладения и классового расслоения населения (патриции - рабовладельцы, свободное привилегированное населения и плебеи - всадники, беднота). Социально-классовое расслоение населения Древнего Рима наложило свой отпечаток и на систему воспитания. Для бедного населения здесь существовали элементарные частные и платные школы, для детей привилегированных слоев населения - грамматические школы. Элементарные школы обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободно рожденного населения (плебеев). Там учили писать, читать и считать, знакомили с законами государства. Богатые и знатные люди предпочитали обучению своих сыновей грамоте в домашних условиях.
В грамматических школах, также частных и платных, обучались дети знатных родителей. Учащиеся изучали грамматику, латинский и греческий языки, риторику (искусство красноречия с некоторыми сведениями из литературы и истории). В школах обоих типов учились только мальчики. Развитие этих школ был вызван необходимостью овладения ораторским искусством теми, кто пытался занять руководящие должности в государстве.
Значительно позднее в Риме появились школы риторов, в которых дети знати готовились к государственной деятельности. Они изучали риторику, философию, правоведение, греческий язык, математику, музыку. Обучение в школах было платным. В середине первого тысячелетия до нашей эры частные грамматические и риторские школы были преобразованы в государственные.
Провозглашения христианства государственной религией Римской империи вызвало резкое изменение содержания обучения и воспитания детей в школах. Христианство предоставило школе ярко окрашенного религиозного характера, что снижало уровень умственного воспитания подрастающих поколений.
Итак,
Вследствие того. что Спарта – это город, где главенствующую роль играл спорт, то и целью воспитательного и педагогического процесса считалось воспитание и подготовка мужественных и выносливых воинов, которые позже могли стать рабовладельцами.
В отличие от Спарты, целью воспитания в Афинах становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считался идеальным тот, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении.
В древнем Риме существовала практика семейного образования, когда все обучение велось в стенах дома. Но, так же как и в Афинах, характер образования зависел от материального достатка и социального положения семьи.
3. Роль семьи в профилактике социально-отклоняющего поведения у детей
Подростковый возраст - это период формирования личности, выражающийся в усвоении норм морали, ценностей, социальных качеств, необходимых и общепринятых в данном социуме, а также мировоззрения, устойчивых взглядов на жизнь, интересов. Происходит идентификация себя. В процессе социализации неотъемлемым фактором социального развития личности являются агенты социализации. Ключевую роль традиционно играет семья – ячейка общества. Основные ценности, традиции и нормы морали ребенок получает в семье. От того насколько будет происходить правильное воспитание зависит дальнейшее восприятие социальной жизни подростком. Каждый ребенок–индивид и универсального метода воспитания нет. Но часто в период, незамеченного родителями, возрастного кризисного развития ребенка, т.е. это особые, относительно недолгие периоды в жизни человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями, нормальные процессы, необходимые для нормального постепенного хода личностного развития [3], когда подросток неуправляем, раздражителен, груб, взрослые начинают воспитывать его только методом «кнута», результат вышеописанные – нарушения психики. Здесь можно объяснить суицидальное поведение детей.
Часто подростки не удовлетворены взаимоотношениями с родителями. В современном обществе налицо нерешенность проблемы "отцов и детей", которая проявляется в нестабильности положения подростка в семье, отсутствии благоприятного микроклимата, препятствующем возникновению отклоняющегося поведения, в самых разнообразных формах.
Также причиной совершения преступления подростками являются полученные детские психологические травмы: алкоголизм и наркомания родителей, сексуальное насилие и т.д.
В последнее время функции семьи по воспитанию ребенка трансформируются, реализуются под воздействием других агентов социализации, в частности СМИ, школа, сверстники.
Второй период формирования личности происходит под активным воздействием Средств Массовой Коммуникации. Большой поток информации активно сопровождает подростка с детства, в последнее время, перенимая на себя те функции, которые ранее выполнялись семьёй. Интернет как свободный источник информации не регулирует ее объем и качество.
Школа как главный источник социализации ребенка после семьи теряет свои воспитательные и образовательные функции. Она перестала воспитывать в ребенке нормы морали, ценности, чувство патриотизма или подпитывать то, что заложено семьей – столь необходимого стране, тем самым снижается потребность у школьников учиться, а само качество обучения оставляет желать лучшего.
Невозможность контролировать игровой бизнес, распространение и легкодоступность наркотических средств, нехватка различных клубов по интересам для детей все эти «пятна» затрудняют адаптацию детей и подростков в социуме.
В настоящее время, именно взаимодействие всех агентов социализации формирует личность подростка. Главная роль здесь, безусловно отдана семье.
Ниже предложена одна из практических рекомендаций по профилактике девиантного поведения среди подростков с неблагополучных и нормальных семей.
Государство призвано охранять и защищать интересы детей. При невозможности семьи преодоления девиантности у ребенка, необходимо вмешательство государства в воспитательный процесс. Создание множества коррекционных школ – интернатов для детей с отклоняющимся поведением порождает только количественные индикаторы, где общество клеймит детей - девиантов, придает статус отверженных даже страшным словом «интернат», затрудняя тем самым их адаптацию в обществе. Необходимо создание специализированных детских учреждений для детей и из нормальных семей с дневным посещением с выраженной толерантностью со стороны педагогов и воспитателей, благополучным авторитетом данного учреждения и социальная успешность подростков будет зависеть от восприятия их обществом.
Создание такого реабилитационного центра не новизна, а качество, где необходима индивидуальная профессиональная помощь психологов не только ребенку, но и родителям, религиозное воспитание и учение, наставление на истинный путь, занятия в клубах по интересам, где произойдет не замена семьи, а комплексная помощь в воспитании. Цель данного учреждения обретения чувство любви, ценностей, нужности обществу. Сегодняшние дети – будущее завтрашнего дня. Необходима вера в трудных детей, их реабилитацию. Дети – легко контролируемый слой населения, подобие пластилина из которого общество, прежде всего, семья формирует личность. Но данный процесс социализации, не умоляет вину и причиненный вред подростком, не уклоняет их от моральной ответственности и общественного осуждения. Смысл такого желаемого отношения к детям – девиантам не жалеть, а предотвратить последующие правонарушения, помочь адаптироваться и найти себя. Цель данной рекомендации по созданию подобных учреждений – не замена семьи и лишение функций воспитания, а содействие и профессиональная комплексная помощь родителям и детям.