Iv. индивидуальные творческие достижения
Дата защиты | Название творческой работы | Руководитель | Результат |
V. ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ | Раздел программы | Результат |
Итоги учебного года:________________
(решение педсовета от_____________)
Директор школы:
РЕЗЮМЕ
Образовательная диагностика — это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.
В состав диагностики входят различные формы контроля, который означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учеников. Выявление и измерение называют проверкой. Оценка — это процесс, деятельность или действие по оцениванию; отметка — результат этого процесса.
Измерение и оценка успехов в обучении требует анализа вопроса о том, что подлежит измерению, а также вопроса о критериях, показателях, шкалах, единицах и инструментах измерения.
В обучении применяются различные виды контроля: предварительный, текущий, повторный, периодический, итоговый. Содержание контроля определяется на основе выбранной модели образования. Например, в когнитивно-ориентированном подходе контролю будут подлежать иные образовательные элементы, чем в личностно-ориентированной системе обучения.
От того, какие результаты и в какой форме будут контролироваться, зависит построение образовательного процесса. Ориентирами для контроля выступают предметные знания, умения и навыки, усвоенные детьми способы деятельности, развитые способности.
Субъектами образовательной деятельности и диагностики выступают не только ученики, но и учителя, а также образовательные учреждения. Деятельность субъектов каждой из групп проверяется на основе анализа их образовательной продукции.
Личностно-ориентированному обучению свойственна диагностика образовательных результатов с привлечением герменевтических, «понимающих» методов анализа происходящих в детях изменений. Методами контроля образовательной деятельности учащихся выступают способы анализа и оценки их образовательной продукции. Признание субъективности творчества ученика — руководящий принцип в планировании, диагностике и оценке его образовательных достижений.
Личностный подход к образованию восстанавливает в правах субъективизм в оценке образовательных достижений ученика, повышает роль учителя в диагностике и оценке образовательных приращений ученика. Одно из средств диагностики личностно-ориентированного обучения — образовательная характеристика результатов обучения ученика. Итоговые документы также не только фиксируют усвоение учеником образовательных стандартов, но включают достижения ученика в углублении и опережении программных требований, сведения об уровне развития его личностных качеств, наиболее значимые творческие достижения.
ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Каково, на ваш взгляд, происхождение отметки? Почему в ряде дидактических систем происходит отказ от нее?
2. В чем состоит дидактическая роль понятий «относительность творчества», «степень творчества», «область творчества»?
3. Какими способами можно осуществлять контроль и оценку уровня развития личностных качеств учащихся?
4. В чем отличие диагностики достижения учениками образовательных стандартов от диагностики их творческой образовательной деятельности?
5. Какие дидактические задачи решают контроль, взаимоконтроль и самоконтроль обучения?
Дидактический практикум
Тема 20. Контроль обучения
1. Выберите любую пару из указанных ниже дидактических систем и сравните применяемые в них подходы к диагностике и оценке обучения:
а) школа свободного развития и система «погружения»;
б) школа самоопределения и Методологический колледж;
в) школа диалога культур и Русская школа. Результаты сравнения изложите в форме таблицы:
Параметры диагностики и оценки | Дидактическая система 1 | Дидактическая система 2 |
Главные цели обучения | ||
Объект контроля | ||
Эталон для оценивания | ||
Способ оценки | ||
Методы контроля | ||
Форма оценки | ||
Обучающая роль контроля |
2. Предложите способы оценки образовательных результатов разных учеников и выполните примерную оценку каждого из них в письменной форме:
а) один ученик придумал задачу на несколько действий после того, как учитель решил на доске задачу на одно действие;
б) другой — предложил свою последовательность действий в решении задачи после того, как учитель решил ее на доске;
в) третий — придумал задачу, обратную задаче учителя;
г) четвертый — придумал задачу, построенную на ином математическом принципе — с избыточным или недостаточным количеством данных.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.; Воронеж, 1998.
Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994.
Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М., 1999.
Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. Минск, 1987.
Подласый И. П. Педагогика. М., 1996.
Полонский В.М. Оценка знаний школьников. М., 1982.
Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.
Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методологическии анализ / Под ред. А.А. Кузнецова. М., 1987.
Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. М., 2000.
Усова А.Б. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М., 1986.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. Часть II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004.
Шишов С.Е., КалънейВ.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1998.
Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста/ Пер. с нем. СПб, 1997.
Итоговая рефлексия (глава 5)
1. Восстановите этапы своего изучения данной главы в форме обнаруженных вами ключевых проблем и противоречий. Изложите ход ваших мыслей и действий по отношению к дискуссионным вставкам в текст учебника, блокам самоопределения, вопросам и заданиям в конце параграфов, дидактическому практикуму.
2. Каковы основные результаты вашей деятельности по отношению к теме «Средства обучения и контроля»? Результаты рефлексии оформите в виде таблицы (заполните те пункты, в которых вами получены наиболее существенные результаты):
3. Сформулируйте свое личностное педагогическое приращение по теме «Средства обучения и контроля» и причины, благодаря которым оно произошло. Запишите цели своего дальнейшего освоения данного курса.
Дидактические проблемы по теме «Средства обучения и контроля» | Мои основные результаты освоения данного компонента (обнаруженная проблема, противоречие, личное приращение и т.д.) | Виды деятельности, благодаря которым достигнуты эти результаты |
1. Классификации средств обучения | ||
2. Дидактические функции средств обучения | ||
3. Кабинетная система | ||
4. Урок с использованием средств обучения | ||
5. Средства медиаобразования | ||
6. CD-Rom | ||
7. Электронный учебник | ||
8. Образовательный сайт | ||
9. Образовательные веб-квесты | ||
10. Образовательная диагностика | ||
11. Формы и виды контроля | ||
12. Оценка и отметка | ||
13. Контроль в разных моделях образования | ||
14. Герменевтика. Субъективность контроля | ||
15. Образовательные характеристики |
ГЛАВА 6 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
В связи с интенсивным развитием информационных технологий возникают основания для пересмотра подходов к образованию детей, которые будут жить в системе знаний и деятельностей, отличающихся от сегодняшних. Развитие локальных и глобальных электронных сетей, мультимедийных средств обучения, стремительная бытовая компьютеризация могут существенно изменить формы, содержание, а быть может, и смысл школьного образования.
Эти изменения относятся прежде всего к обучению с использованием ресурсов и технологий сети Интернет.
§ 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Возможности дистанционного обучения.Все больше школ сегодня активно работают с электронной почтой, используют удаленный доступ к информационным базам и образовательным ресурсам сети Интернет, создают собственные сайты, участвуют в межшкольных и международных проектах, курсах, олимпиадах. К 2008 г. запланировано подключение к Интернету всех отечественных школ.
Интернет — всемирная компьютерная «сеть сетей», соединенных между собой. Интернет предоставляет услуги передачи файлов, удаленного доступа к электронным ресурсам, электронной почты и др.
Развитие системы дистанционного (дистантного) обучения обусловлено целым рядом его преимуществ и возможностей. Это прежде всего более гибкие условия образования для детей, которые не смогли или не могут осуществить его обычным путем из-за удаленности от квалифицированных учебных заведений; физических недостатков, индивидуальных особенностей и потребностей.
Дистантное обучение способно удовлетворить дополнительные образовательные потребности учеников. Талантливый ученик сельской школы может, например, одновременно учиться дистантно у высококвалифицированных специалистов, находящихся в любой точке страны и мира, не покидая своего места жительства. С помощью электронных сетей ученик из любого города, поселка или деревни имеет доступ к мировым культурным и научным сокровищам, может учиться в престижных университетах мира.
Предполагается, что по мере развития информационных технологий человек будет отводить до 40% своего общего учебного времени на дистанционные формы образования, сочетая их с очными занятиями (40%) и самообразованием (20%).
Дистанционное обучение имеет следующие преимущества перед очным:
— оперативные (преодоление барьеров в пространстве и времени, получение актуальной «свежей» информации, быстрая обратная связь);
— информационные (возрастает доступность образовательных массивов, которые находятся на специализированных серверах, поставляются потребителю с помощью интерактивных веб-каналов, публикуются в телеконференциях, списках рассылки, и других средствах сети Интернет);
— коммуникационные (увеличивается число потенциальных участников обучения — школьников, педагогов, специалистов, которые оперативно взаимодействуют друг с другом с помощью электронных сетей; снимаются территориальные ограничения для проведения Интернет-уроков, проектов, олимпиад);
— педагогические (в силу специфики дистанционных телекоммуникаций обучение становится более мотивированным, интерактивным, технологичным и индивидуализированным; упрощается публикация ученических работ в сети, их экспертиза и оценка);
— психологические (создание более комфортных, по сравнению с традиционными, эмоционально-психологических условий для самовыражения ученика, снятие психологических барьеров и проблем, устранение погрешностей устного общения);
— экономические (общие затраты на обучение уменьшаются примерно на 40% из-за экономии транспортных расходов, затрат на аренду или содержание помещений, сокращения «бумажного» делопроизводства и тиражирования пособий);
— эргономические (дистантные ученики и педагоги имеют возможность распределять время занятий по удобному для себя графику и темпу, выбирать и использовать для занятий наиболее подходящую технику и компьютерное оборудование).
Дистанционное обучение позволяет учебным заведениям увеличить количество учащихся. Если у школы не слишком много учеников, но есть высококвалифицированные педагоги, и у них остается свободное время, они могут обучать тех, кто физически не посещает учебное заведение по тем или иным причинам. В условиях существенного сокращения в будущем числа школьников для талантливых учителей это еще и дополнительный доход (по прогнозам специалистов, из-за демографического спада к 2010 г. в России будет только 13 млн учеников (в 1999 г. их было 21 млн).
Интернет-технологии — информационные, телекоммуникационные и иные технологии, а также сервисные услуги, на основе которых происходит деятельность в сети или с помощью сети Интернет.
Школа может приглашать для работы педагогов из других регионов. Например, школа в Перми может доверить обучение детей французскому языку учителю, который живет во Франции, а французских детей русскому языку мог бы обучать учитель из России.
Всем учителям необходимы курсы повышения квалификации. Но на их посещение обычно тратится очень много времени и средств. С помощью Интернета можно повышать квалификацию регулярно без отрыва от основной работы, используя для этого преимущества дистанционных телекоммуникаций.
Понятие «дистанционное обучение».Данное понятие — одно из развивающихся понятий современной дидактики. Термин «дистанционное обучение» иногда употребляется для обозначения форм обучения, которые существовали задолго до появления компьютеров. Заочное, корреспондентское, домашнее обучение, экстернат — эти типы обучения претендуют на название «дистанционное», поскольку обозначают обучение на расстоянии, дистанции.
Среди толкований смысла дистанционного обучения следует выделить два существенно различающихся с дидактической точки зрения подхода.
Электронная почта (e-mail) - служба в сети Интернет, позволяющая обмениваться документами в электронном виде. Адресаты имеют почтовые ящики с адресом типа [email protected], на которые приходят сообщения.
Первый, достаточно распространенный сегодня подход понимает под дистанционным обучением обмен информацией между педагогом и учеником (группой учеников) с помощью электронных сетей или иных средств телекоммуникаций. Учащемуся приписывается роль получателя некоторого информационного содержания и системы заданий по его усвоению. Результаты его самостоятельной работы высылаются затем обратно педагогу, который оценивает качество и уровень усвоения материала. Под знаниями понимается транслируемая информация, а личный опыт учащихся и их деятельность по конструированию знаний почти не организуется.
Второй подход принципиально отличается от предыдущего. Доминантой дистанционного обучения выступает личностная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций. Этот подход предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса. Обмен и пересылка информации играют в данном случае роль вспомогательной среды для организации продуктивной образовательной деятельности учащихся. Обучение происходит в реальном времени (чат, видеосвязь, общие для удаленных учеников и педагога «виртуальные доски» с графикой и т.п.), а также асинхронно (телеконференции на основе электронной почты). Параллельно с созданием учениками образовательных продуктов происходят их внутренние образовательные приращения. Личностный, креативный и телекоммуникативный характер образования — основные черты дистанционного обучения данного типа.
Отличительные признаки дистанционного обучения:
а) физическое разделение преподавателя и некоторых или всех учащихся, по крайней мере, на большую часть учебного процесса;
б) использование образовательных мультимедийных средств и электронных ресурсов, как удаленных, так и находящихся в непосредственном окружении учащихся;
в) обеспечение телекоммуникаций между педагогами и учащимися, а также между самими учениками;
г) продуктивный характер образовательного процесса, т. е. получение в качестве результата образовательной продукции, отличающейся от той, которая используется в качестве электронной образовательной среды.
Чат (chat в пер. с англ. «болтовня») — переписка двух и более пользователей Интернета в режиме реального времени, т. е. одновременно на одном и том же «текстовом полотне», расположенном на веб-сервере.
Итак, дистанционное обучение нельзя сводить только лишь к усовершенствованию заочного обучения, когда обычная почта заменяется на электронную, либо к простому переносу информационных технологий в сферу образования.
Дистанционное обучение — это обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы и др.) осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся созданием образовательной продукции и их внутренними изменениями (приращениями). Современное дистанционное обучение осуществляется в основном с помощью технологий и ресурсов сети Интернет.
Понятие «дистанционное обучение» повлекло за собой необходимость включения в современную педагогику и дидактику таких понятий, как «дистанционное образование», «Интернет-образование», «виртуальное обучение». Изменение традиционной модели взаимодействия «учитель-учащийся» привело к тому, что появились очные и дистанционные субъекты учебного процесса с новыми функциями, нуждающимися в соответствующих условиях реализации — «дистанционный учитель»1, «дистанционный ученик», «локальный координатор», «модератор» и др. Появилась необходимость введения особого типа дидактики — дистанционной, со специфическим понятийным аппаратом.
Блок самоопределения