Iv. индивидуальные творческие достижения

Дата защиты Название творческой работы Руководитель Результат
       
       
       
       
       
       
       
       
       

V. ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Раздел программы Результат
     
     
     
     
     
     

Итоги учебного года:________________

(решение педсовета от_____________)

Директор школы:

РЕЗЮМЕ

Образовательная диагностика — это процесс определения ре­зультатов образовательной деятельности учащихся и педагога с це­лью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.

В состав диагностики входят различные формы контроля, ко­торый означает выявление, измерение и оценивание знаний, уме­ний и навыков учеников. Выявление и измерение называют проверкой. Оценка — это процесс, деятельность или действие по оцениванию; отметка — результат этого процесса.

Измерение и оценка успехов в обучении требует анализа воп­роса о том, что подлежит измерению, а также вопроса о критериях, показателях, шкалах, единицах и инструментах измерения.

В обучении применяются различные виды контроля: предва­рительный, текущий, повторный, периодический, итоговый. Содер­жание контроля определяется на основе выбранной модели образования. Например, в когнитивно-ориентированном подходе контролю будут подлежать иные образовательные элементы, чем в личностно-ориентированной системе обучения.

От того, какие результаты и в какой форме будут контролиро­ваться, зависит построение образовательного процесса. Ориенти­рами для контроля выступают предметные знания, умения и навыки, усвоенные детьми способы деятельности, развитые способности.

Субъектами образовательной деятельности и диагностики вы­ступают не только ученики, но и учителя, а также образовательные учреждения. Деятельность субъектов каждой из групп проверяется на основе анализа их образовательной продукции.

Личностно-ориентированному обучению свойственна диагно­стика образовательных результатов с привлечением герменевтичес­ких, «понимающих» методов анализа происходящих в детях изменений. Методами контроля образовательной деятельности уча­щихся выступают способы анализа и оценки их образовательной продукции. Признание субъективности творчества ученика — ру­ководящий принцип в планировании, диагностике и оценке его об­разовательных достижений.

Личностный подход к образованию восстанавливает в правах субъективизм в оценке образовательных достижений ученика, по­вышает роль учителя в диагностике и оценке образовательных приращений ученика. Одно из средств диагностики личностно-ориентированного обучения — образовательная характеристика резуль­татов обучения ученика. Итоговые документы также не только фиксируют усвоение учеником образовательных стандартов, но включают достижения ученика в углублении и опережении про­граммных требований, сведения об уровне развития его личност­ных качеств, наиболее значимые творческие достижения.

ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Каково, на ваш взгляд, происхождение отметки? Почему в ряде дидактических систем происходит отказ от нее?

2. В чем состоит дидактическая роль понятий «относительность творчества», «степень творчества», «область творчества»?

3. Какими способами можно осуществлять контроль и оценку уровня развития личностных качеств учащихся?

4. В чем отличие диагностики достижения учениками образо­вательных стандартов от диагностики их творческой образо­вательной деятельности?

5. Какие дидактические задачи решают контроль, взаимоконт­роль и самоконтроль обучения?

Дидактический практикум

Тема 20. Контроль обучения

1. Выберите любую пару из указанных ниже дидактических систем и сравни­те применяемые в них подходы к диагностике и оценке обучения:

а) школа свободного развития и система «погружения»;

б) школа самоопределения и Методологический колледж;

в) школа диалога культур и Русская школа. Результаты сравнения изложите в форме таблицы:

Параметры диагностики и оценки Дидактическая система 1 Дидактическая система 2
Главные цели обучения    
Объект контроля    
Эталон для оценивания    
Способ оценки    
Методы контроля    
Форма оценки    
Обучающая роль контроля    

2. Предложите способы оценки образовательных результатов разных учени­ков и выполните примерную оценку каждого из них в письменной форме:

а) один ученик придумал задачу на несколько действий после того, как учи­тель решил на доске задачу на одно действие;

б) другой — предложил свою последовательность действий в решении зада­чи после того, как учитель решил ее на доске;

в) третий — придумал задачу, обратную задаче учителя;

г) четвертый — придумал задачу, построенную на ином математическом прин­ципе — с избыточным или недостаточным количеством данных.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.; Воронеж, 1998.

Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994.

Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психоло­гические аспекты). М., 1999.

Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. Минск, 1987.

Подласый И. П. Педагогика. М., 1996.

Полонский В.М. Оценка знаний школьников. М., 1982.

Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диаг­ностике. М., 1992.

Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методологическии анализ / Под ред. А.А. Кузнецова. М., 1987.

Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. М., 2000.

Усова А.Б. Формирование у школьников научных понятий в процессе обуче­ния. М., 1986.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. Часть II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образова­ния Российской Федерации. М., 2004.

Шишов С.Е., КалънейВ.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1998.

Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания ум­ственной одаренности в их применении к детям школьного возраста/ Пер. с нем. СПб, 1997.

Итоговая рефлексия (глава 5)

1. Восстановите этапы своего изучения данной главы в форме обнаруженных вами ключевых проблем и противоречий. Изложите ход ваших мыслей и дей­ствий по отношению к дискуссионным вставкам в текст учебника, блокам само­определения, вопросам и заданиям в конце параграфов, дидактическому практикуму.

2. Каковы основные результаты вашей деятельности по отношению к теме «Средства обучения и контроля»? Результаты рефлексии оформите в виде таб­лицы (заполните те пункты, в которых вами получены наиболее существенные результаты):

3. Сформулируйте свое личностное педагогическое приращение по теме «Средства обучения и контроля» и причины, благодаря которым оно произош­ло. Запишите цели своего дальнейшего освоения данного курса.

Дидактические проблемы по теме «Средства обучения и контроля» Мои основные результаты освоения данного компонента (обнаруженная проблема, проти­воречие, личное приращение и т.д.) Виды деятельности, благодаря которым достиг­нуты эти результаты
1. Классификации средств обучения    
2. Дидактические функции средств обучения    
3. Кабинетная система    
4. Урок с использованием средств обучения    
5. Средства медиаобразования    
6. CD-Rom    
7. Электронный учебник    
8. Образовательный сайт    
9. Образовательные веб-квесты    
10. Образовательная диагностика    
11. Формы и виды контроля    
12. Оценка и отметка    
13. Контроль в разных моделях образования    
14. Герменевтика. Субъективность контроля    
15. Образовательные характеристики    

ГЛАВА 6 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

В связи с интенсивным развитием информационных техноло­гий возникают основания для пересмотра подходов к образованию детей, которые будут жить в системе знаний и деятельностей, отли­чающихся от сегодняшних. Развитие локальных и глобальных элек­тронных сетей, мультимедийных средств обучения, стремительная бытовая компьютеризация могут существенно изменить формы, содержание, а быть может, и смысл школьного образования.

Эти изменения относятся прежде всего к обучению с использо­ванием ресурсов и технологий сети Интернет.

§ 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Возможности дистанционного обучения.Все больше школ сегод­ня активно работают с электронной почтой, используют удаленный доступ к информационным базам и образовательным ресурсам сети Интернет, создают собственные сайты, участвуют в межшкольных и международных проектах, курсах, олимпиадах. К 2008 г. заплани­ровано подключение к Интернету всех отечественных школ.

Интернет — всемирная компьютерная «сеть сетей», соединенных меж­ду собой. Интернет предоставляет услуги передачи файлов, удаленного доступа к электронным ресурсам, электронной почты и др.

Развитие системы дистанционного (дистантного) обучения обусловлено целым рядом его преимуществ и возможностей. Это прежде всего более гибкие условия образования для детей, кото­рые не смогли или не могут осуществить его обычным путем из-за удаленности от квалифицированных учебных заведений; физических недостатков, индивидуальных особенностей и по­требностей.

Дистантное обучение способно удовлетворить дополнительные образовательные потребности учеников. Талантливый ученик сель­ской школы может, например, одновременно учиться дистантно у высококвалифицированных специалистов, находящихся в любой точке страны и мира, не покидая своего места жительства. С помо­щью электронных сетей ученик из любого города, поселка или деревни имеет доступ к мировым культурным и научным сокровищам, может учиться в престижных университетах мира.

Предполагается, что по мере развития информационных тех­нологий человек будет отводить до 40% своего общего учебного вре­мени на дистанционные формы образования, сочетая их с очными занятиями (40%) и самообразованием (20%).

Дистанционное обучение имеет следующие преимущества пе­ред очным:

— оперативные (преодоление барьеров в пространстве и време­ни, получение актуальной «свежей» информации, быстрая об­ратная связь);

— информационные (возрастает доступность образовательных массивов, которые находятся на специализированных серве­рах, поставляются потребителю с помощью интерактивных веб-каналов, публикуются в телеконференциях, списках рас­сылки, и других средствах сети Интернет);

— коммуникационные (увеличивается число потенциальных уча­стников обучения — школьников, педагогов, специалистов, которые оперативно взаимодействуют друг с другом с помо­щью электронных сетей; снимаются территориальные огра­ничения для проведения Интернет-уроков, проектов, олимпиад);

— педагогические (в силу специфики дистанционных телеком­муникаций обучение становится более мотивированным, ин­терактивным, технологичным и индивидуализированным; упрощается публикация ученических работ в сети, их экспер­тиза и оценка);

— психологические (создание более комфортных, по сравнению с традиционными, эмоционально-психологических условий для самовыражения ученика, снятие психологических барье­ров и проблем, устранение погрешностей устного общения);

— экономические (общие затраты на обучение уменьшаются при­мерно на 40% из-за экономии транспортных расходов, затрат на аренду или содержание помещений, сокращения «бумаж­ного» делопроизводства и тиражирования пособий);

— эргономические (дистантные ученики и педагоги имеют воз­можность распределять время занятий по удобному для себя графику и темпу, выбирать и использовать для занятий наи­более подходящую технику и компьютерное оборудование).

Дистанционное обучение позволяет учебным заведениям уве­личить количество учащихся. Если у школы не слишком много учеников, но есть высококвалифицированные педагоги, и у них оста­ется свободное время, они могут обучать тех, кто физически не по­сещает учебное заведение по тем или иным причинам. В условиях существенного сокращения в будущем числа школьников для та­лантливых учителей это еще и дополнительный доход (по прогно­зам специалистов, из-за демографического спада к 2010 г. в России будет только 13 млн учеников (в 1999 г. их было 21 млн).

Интернет-технологии — информационные, телекоммуникационные и иные технологии, а также сервисные услуги, на основе которых происхо­дит деятельность в сети или с помощью сети Интернет.

Школа может приглашать для работы педагогов из других реги­онов. Например, школа в Перми может доверить обучение детей французскому языку учителю, который живет во Франции, а фран­цузских детей русскому языку мог бы обучать учитель из России.

Всем учителям необходимы курсы повышения квалификации. Но на их посещение обычно тратится очень много времени и средств. С помощью Интернета можно повышать квалификацию регулярно без отрыва от основной работы, используя для этого преимущества дистанционных телекоммуникаций.

Понятие «дистанционное обучение».Данное понятие — одно из развивающихся понятий современной дидактики. Термин «ди­станционное обучение» иногда употребляется для обозначения форм обучения, которые существовали задолго до появления компьютеров. Заочное, корреспондентское, домашнее обучение, экстернат — эти типы обучения претендуют на название «дис­танционное», поскольку обозначают обучение на расстоянии, дистанции.

Среди толкований смысла дистанционного обучения следует выделить два существенно различающихся с дидактической точки зрения подхода.

Электронная почта (e-mail) - служба в сети Интернет, позволяющая обме­ниваться документами в электронном виде. Адресаты имеют почтовые ящики с адресом типа [email protected], на которые приходят сообщения.

Первый, достаточно распространенный сегодня подход понима­ет под дистанционным обучением обмен информацией между педа­гогом и учеником (группой учеников) с помощью электронных сетей или иных средств телекоммуникаций. Учащемуся приписывается роль получателя некоторого информационного содержания и системы заданий по его усвоению. Результаты его самостоятельной ра­боты высылаются затем обратно педагогу, который оценивает каче­ство и уровень усвоения материала. Под знаниями понимается транслируемая информация, а личный опыт учащихся и их деятель­ность по конструированию знаний почти не организуется.

Второй подход принципиально отличается от предыдущего. До­минантой дистанционного обучения выступает личностная продук­тивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью совре­менных средств телекоммуникаций. Этот подход предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечи­вающих интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса. Обмен и пересылка информации играют в данном случае роль вспомогательной среды для организа­ции продуктивной образовательной деятельности учащихся. Обу­чение происходит в реальном времени (чат, видеосвязь, общие для удаленных учеников и педагога «виртуальные доски» с графикой и т.п.), а также асинхронно (телеконференции на основе электрон­ной почты). Параллельно с созданием учениками образовательных продуктов происходят их внутренние образовательные приращения. Личностный, креативный и телекоммуникативный характер обра­зования — основные черты дистанционного обучения данного типа.

Отличительные признаки дистанционного обучения:

а) физическое разделение преподавателя и некоторых или всех учащихся, по крайней мере, на большую часть учебного процесса;

б) использование образовательных мультимедийных средств и электронных ресурсов, как удаленных, так и находящихся в непос­редственном окружении учащихся;

в) обеспечение телекоммуникаций между педагогами и учащи­мися, а также между самими учениками;

г) продуктивный характер образовательного процесса, т. е. по­лучение в качестве результата образовательной продукции, отли­чающейся от той, которая используется в качестве электронной образовательной среды.

Чат (chat в пер. с англ. «болтовня») — переписка двух и более пользова­телей Интернета в режиме реального времени, т. е. одновременно на од­ном и том же «текстовом полотне», расположенном на веб-сервере.

Итак, дистанционное обучение нельзя сводить только лишь к усовершенствованию заочного обучения, когда обычная почта за­меняется на электронную, либо к простому переносу информаци­онных технологий в сферу образования.

Дистанционное обучение — это обучение с помощью средств теле­коммуникаций, при котором удаленные друг от друга субъекты обуче­ния (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы и др.) осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся созда­нием образовательной продукции и их внутренними изменениями (приращениями). Современное дистанционное обучение осуществля­ется в основном с помощью технологий и ресурсов сети Интернет.

Понятие «дистанционное обучение» повлекло за собой необ­ходимость включения в современную педагогику и дидактику та­ких понятий, как «дистанционное образование», «Интернет-обра­зование», «виртуальное обучение». Изменение традиционной модели взаимодействия «учитель-учащийся» привело к тому, что по­явились очные и дистанционные субъекты учебного процесса с но­выми функциями, нуждающимися в соответствующих условиях ре­ализации — «дистанционный учитель»1, «дистанционный ученик», «локальный координатор», «модератор» и др. Появилась необходимость введения особого типа дидактики — дистанционной, со специфическим понятийным аппаратом.

Блок самоопределения

Наши рекомендации