Эволюция систем эстетического воспитания и художественного образования в зарубежной педагогике
Соотношение понятий «эстетическое воспитание» и «художественное образование». Цель эстетического воспитания в современном обществе.
Соотношение процессов художественного образования и эстетического воспитания нередко являлось предметом профессиональных дискуссий:
1.художественное обра-зование полностью обеспечивает эстетическое развитие личности
2. художественное обра-зование и эстетическое воспитание – разные педагогические процессы
3. художественное обра-зование и эстетическое воспитание в чем-то совпадают, я в чем-то разнятся
Совр артпедагогика считает, что между собой процессы худ-го образования и эстет-го воспитания соотносятся как взаимосвязанные, но не рядом расположенные. Цель эстет воспитания - формирование и развитие личности, способной воспринимать и оценивать эстет-е явления в социуме, природе, искусстве; личности, стремящейся созидать и сохранять эстет-е ценности в своей практической деят-ти.
Виды эстетической деятельности как структурная основа профессиональной педагогики искусства.
Виды эстет деят-ти можно классифицировать по разным основаниям. Прежде всего, рассмотрим классиф-цию по характеру деят-ти субъекта воспитат-го процесса. Здесь можно выделить три вида эстет деят-ти:
перцептивная, т.е. восприятие искусства
когнитивная, т.е. познание искусства
креативная, т.е. самостоятельное творчество
Другая дополняющая первую классиф-цию основывается на различии образов, создаваемых в процессе худ тв-ва. В их дифференциации важную роль играет феномен хронотопа, т.е. соотношения пространства/времени. В этой классиф-ции выделяют 5 видов худ-творч деят-ти:
-литературное творчество (создает универсальные образы);
-изобразительное творчество (создает пространственные образы);
-музыкальное творчество (создает временные образы);
-театральное творчество (создает пространственно-временныеобразы);
-техногенное творчество (создает образы, чьи выразительные средства зависят от возможностей техники: радио, кино и т.п.). Их можно назвать виртуальными образами
Полноценно и разносторонне развитой в эстет отн-нии личностью принято считать человека, знакомого со всеми видами искусств, причем хотя бы с одним из них – на всех уровнях деят-ти, т.е. на перцептивном, когнитивном и креативном
Организация эстетической деятельности воспитанников в условиях академических и досуговых форм художественного образования.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Характ-ки | АКАДЕМИЧЕСКИЕ | ДОСУГОВЫЕ |
Приоритетные цели | Образовательные (знания, умения, навыки) и профориентационные (подготовка к поступлению на следующий уровень образования) | Развивающие и профориентационные (развитие и диагностика общих и специальных склонностей, способностей, анализ соотношения этих качеств) |
Содержание образования | Стандартизованное, ориентированное на преемственность ступеней образования | Гибкое, индивидуализированное с учетом своеобразия личности учеников и педагогов |
Сроки обучения | Стандартизированы | Индивидуализированы |
Формы контроля за результативностью образовательного процесса | Зачеты, экзамены, защиты | Выставки, концерты, фестивали, конкурсы |
Формы фиксации результатов контроля | Документ государственного образца, имеющий юридическую силу | Стимулирующие: дипломы, грамоты, благодарности и т.п. |
Задачи художественного образования и эстетического воспитания на разных уровнях учебно-воспитательного процесса
Уровни: | Задачи: |
Базовый | Формирование гармоничной креативной личности |
Углублённый или предпрофессиональный | Профессиональная ориентация |
Профессиональный | Подготовка к самостоятельному творчеству и/или деятельности в сфере артпедагогики |
Эволюция систем эстетического воспитания и художественного образования в зарубежной педагогике.
Осн эволюции: уже в глубокой древности – 2 направления худ обр-я: обучение простолюдинов проф худ обр-ю(обучение с помощью искусства, тех, кто зарабатывает на жизнь.Здесь сложились жёсткие требования и методы обучения(педагог знал, что если правильно и проф-но не обучит – не будет зарабатывать на жизнь). Обучение шло по репродуктивному методу – говорил учитель и показывал образцы для копирования (делай как я)). Второе направление (уже в Античности) – это овладение аристократич обучению (особенно ярко в Средневековье – рыцари должны были слагать стихи и петь песни в честь прекрасной дамы). В эпоху Нового времени возникают специлизированные учебные заведения (академии, консерватории, школы).Иезуит коллегиумы ввели чтобы человек обрёл светские навыки.На рубеже 18-19 веков вуозникла идея, что надо учитьт всех худ обр-ю. Но только в 19 в в начальных школах Европы преподают музыку, рисоваение. 20й век для Европы становится веком всеобщего элементарного худ обр-я. Также в 20-м веке рождается идея – если найти правильную методику можно научить быстро и эффективно. В 20-м веке большой интерес вызывают достижения разных нац школ. К концу столетия коммуникативность стран развив-ся и финансовый вопрос тоже – связи между странами и вузами (обмен студентов, читка лекций на фестивалях, мастер-классы). Рост фестивального движения наблюд-ся.
Становление систем эстетического воспитания и художественного образования на белорусских землях. Развитие эстетического воспитания и художественного образования в разные периоды белорусской истории.
2 основные ветви худ образования: 1. Профессиональное образование для простолюдинов; 2. Включение худ образования в систему аристократического образования
Нашим предкам эстетическое чутье и эстет. чувство было близко еще издревне. Обучение навыкам в то время, скрее всего передовалось от мастера к ученику. После прихода Христианства (10 век) начинается изучение византийского ис-ва. Белоруские мастера перенимают мастерство каменного, ювелирного дела (Лазарь Богша, крест Ефрасиньи Полоцкой), мастерство оформление книги. Бел. мастера перенимают навыки и развивают древнерускую культуру (Софийский сабор). Во время ВКЛ именно белоруский язык является госуд-ным. Высокий уровень худ-ной культуры: Мирский замок, Новогрудский замок. Систему худ. обр. начинают создавать иезуиты (вводили в образование занятия по музыке, театру, изо), участвовали в строительстве храмов. Большой вклад в формирование эстет. воспит. и худ. обр-ния внесли частновладельческие театры белоруских магнатов Радзивилы, Сапеги, Тезенгаузеры (балетная школа), Огинские. В это время формируется 2 формы эстет. воспит. и худ-ного обр-ния: аристократическое обр-ние (надомное, предпологающее обязательное обучение музыке, литературе, танцам, языкам) и профессиональное обр-ние (получали тогда только за границей (Италия, Германия). Создание подлинной системы худ обр-ния на Беларуси относится лишь к Совеискому периоду. Начальное муз. образование давалось в школах и внешкольных кружках (Худ. школа Пэна: ученик М. Шагал). Познее появляются худ-ные школы и техникумы, а затем первые ВУЗы: 1937г. – бел. консерватория, 1945г. – театральный институт, 1956 – факультет изобр-го ис-ва на базе театр. института, 1975г. – Минский институт культуры. В 90-ые годы эти вузы меняют свой статус, превращаются в Академии и университеты. В постсоветское время РБ испытывает нехватку специалистов: кинорежисеров, рестовраторов, драматургов. В БГУКиИ возникают новые специальности: культурный туризм.
Эстетические категории как объект восприятия и изучения в системе художественного образования. Эволюция эстетических представлений человечества и ее влияние на профессиональную педагогику искусства.
Функции искусства в социуме как объект теоретического и практического освоения воспитанниками. Взаимосвязь этических и эстетических категорий и ценностей в системе художественного образования.
Инкультурация личности осуществляется через освоение всего разнообразия функций искусства в социуме:
Эстетическая ;гедонистическая; креативная; когнитивная;развивающая; воспитывающая; коммуникативная; рекреационная; компенсаторная (реабилитационная); проективная
Этические ценности: нравственные, религиозные правовые (юридические)
Эстетические ценности: произведения искусства, образы искусства, эстетически осмысленные явления природы
Характер эстетической оценки передают категории
прекрасногоибезобразного, возвышенногоинизменного, трагическогоикомического, а такжеужасного
Для формирования полноценной, социально ответственной личности важно обращать внимание воспитанников на взаимосвязь этических и эстетических ценностей: «Эстетика – этика будущего» М.Горький. Все виды актёрских искусств все эксплуатируют ту позицию – хороший человек красивый – а не хороший, некрасивый. Пример: Баба Яга изобр-ся страшной, а Снегурочка красивой.