Процесс воспитания по Гербарту
Процесс воспитания в целом Гербарт понимает широко и делит его на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание.
Управление имеет своей целью не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время. Оно призвано подавить «дикую резвость» ребенка. Основные средства - угроза, дополняемая надзором, приказания и запрещения, наказания. Их подробный перечень был представлен в специально разработанной штрафной книге, которая вскоре стала международной и получила распространение в школах многих стран мира, в том числе и России. Авторитет и любовь он рассматривал как вспомогательные средства управления.
В теории обучения Гербарт стремился продолжить разработку учения Песталоцци, обнаружить «естественную последовательность» учебного процесса и найти определенную «очередность», «сериальность», посредством которых можно безошибочно подвести учащихся к цели познания. Членение процесса обучения на преподавание и учение, разработка формальных ступеней учебного процесса представляли собой определенный этап в истории дидактики.Процесс обучения, по Гербарту, обязательно проходит через углубление в изучаемый материал и осознание его учащимися. Углубление и осознание могут осуществляться либо в состоянии покоя души, либо в состоянии ее движения. Отсюда следуют четыре ступени обучения: ясность, ассоциация, система, метод.Эти ступени являются формальными, потому что не зависят от конкретного содержания учебного материала, возраста учащихся, дидактической цели урока. Данная дидактическая модель легла в основу авторитарной традиционной школы.
И. Гербарт утверждал, что обучение должно основываться на многосторонности интересов. Одни из них направлены на познание окружающей действительности, другие - общественной жизни. Всего он выделил шесть видов интересов:
Эмпирический - «Что это такое?» - развивает стремление к наблюдению.
Умозрительный -«Почему это так?» - ведет к размышлению.
Эстетический - обеспечивает художественную оценку явлений.
Симпатический - направлен на членов своей семьи и ближайший круг знакомых.
Социальный - направлен на общество, свой народ и все человечество.
Религиозный - направлен на общение с Богом.
Основная цель воспитания - формирование сильного характера добродетельного человека. Педагог выдвигает перед учащимся как необходимые цели, которые понадобятся в любой области деятельности, так и возможные, которые человек сможет когда-ни- будь поставить перед собой в области определенной специальности. Обеспечивая возможные цели, воспитание должно развить в человеке многообразную, разностороннюю восприимчивость, сделать круг его интересов шире и полнее. В отношении же необходимых целей воспитание обязано сформировать нравственность будущего деятеля.
Нравственное воспитание предполагает внедрение моральных понятий. Оно отделено от управления и опирается на прямо противоположные принципы (у Я. Коменского управление собой - это и есть нравственное воспитание). Общественная и личная нравственность, по утверждению Гербарта, покоится на пяти критериях: внутренней свободе, совершенстве, доброжелательности, праве и справедливости. Они всегда неизменны. Упорядоченная жизнь человечества требует, чтобы люди всегда руководствовались ими.
В системе нравственного воспитания Гербарта все методы опираются на то хорошее, что уже есть у ребенка, для того чтобы «поднять в глазах воспитанника его собственное Я посредством глубоко проникающего одобрения». С этой целью он выдвигает следующие средства и правила:
устанавливать границы поведения для детей;
ставить ребенка в такие условия, когда он не только из слов воспитателя, но и собственного опыта понимает, что «непослушание ведет к тяжелым переживаниям»;
формулировать четкие правила поведения;
поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», не давать повода для того, чтобы он усомнился в истине;
«волновать» душу ребенка одобрением и порицанием;
«увещевать» воспитанника, указывая на его промахи и исправляя их.
Допустимы и наказания, но в отличие от дисциплинарных, они не связаны с идеей возмездия, а являются доброжелательным предостережением.
Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удается. В системе нравственного воспитания одна искра может тотчас же зажечь другую.
Педагогические взгляды Иоганна Гербарта получили широкое распространение после его смерти и, несмотря на их метафизичность, в общих чертах формируют традиционную авторитарную педагогику до настоящего времени.
25. Педагогические взгляды А.Дистерверга
В историю педагогики Адольф Дистервег (1790- 1866) вошел как «учитель немецких учителей . А. Дистервег выдвинул идею общечеловеческого воспитания. Несмотря на отвлеченный характер этого требования, оно было исключительно важным, когда прусское правительство отстаивало идею узкого, строго сословного воспитания, основанного на религии и монархизме. По его мнению, школа должна воспитывать «людей и граждан», «человека как человека» . Он часто повторял: «Человек - мое имя, немец - мое прозвище».
В основу воспитания Дистервег положил три принципа:
природосообразностъ, понимаемую им как развитие хороших задатков, заложенных в ребенке природой;
самодеятельность детей и их активность;
кулътуросообразностъ, т.е. учет условий и уровня культуры данного времени и страны, родины ребенка.
Его большой заслугой является разработка и решительное отстаивание идеи развивающего обучения. Именно на этой основе он построил 33 дидактических правила, согласно которым учитель должен хорошо знать своего ученика, его особенности и уровень развития, круг интересов, понятий и представлений. Только в этом случае можно вести занятия «естественным путем», преодолевая трудности постепенно и последовательно. При этом учащиеся преодолевают их на основе собственных усилий, проходя три ступени: господство ощущений, памяти или накопления представлений, разума.
Глубокое понимание предмета учащимися он считал обязательной предпосылкой его усвоения. Решительно выступал против перегрузки материала учебников и занятий.
Учитель должен наблюдать за ясностью и логичностью мысли учеников, следить за четкостью дикции, приучать их к правильной речи. Дистервег высоко оценивал роль учителя, который не слуга настроений публики, а проводник принципиальных позиций.
Таким образом, А. Дистервег много сделал для дальнейшей разработки теории развития и стимулирования обучения. Ведущей идеей его педагогической системы является идея общечеловеческого воспитания, которая определила подходы и к содержанию образования, и к методам учебно-воспитатель- ного процесса. В свете этой идеи он выдвинул и обосновал принципы разумно организованного воспитания: природосообразности, культуросообразности (народность), самодеятельности. Дистервег стремился преодолеть характерное для того времени противопоставление формального и материального образования, а вместе с тем классической и реальной школьных систем.
26. Педагогическая система Ф.Фребеля
немецкий педагогог и теоретик дошкольного воспитания ( 1782- 1852). Фребель является основателем первых детских садов, задача которых, в отличие от детских приютов, заключалась в обучении и воспитании детей. Основная цель детских садов Фребеля состояла в содействии развитию природных способностей ребенка: дети растут как цветы (отсюда термин "детский сад") и задача воспитателей в том, чтобы заботиться о них и способствовать их наиболее полному раскрытию. В С. Ф. главный акцент делается на активности самого ребенка, на необходимости побуждения и организации его собственной деятельности. Обучение детей в детских садах Фребеля построено на системе игр с конкретным дидактическим материалом. Фребель разработал свой дидактический материал (так наз. "дары Фребеля"), куда входили предметы, различающиеся по цвету, форме, величине и по способу действия с ними: вязаные шарики всех цветов; кубы и цилиндры; мячи разных цветов и размеров; куб, разделенный на 8 кубиков; палочки для выкладывания; бумажные полоски для плетения и аппликаций и т. д. Большое место в С. Ф. занимает художественная деятельность детей: рисование, лепка, аппликация, музыка и стихи. Важным принципом С. Ф. является сочетание действия или чувственного впечатления со словом. Связь со словом делает действия ребенка и его чувственный опыт осмысленным и осознанным. В процессе игр с дарами Фребеля воспитатель демонстрировал ребенку предмет, подчеркивая его физические характеристики и возможные способы действия с ним и сопровождал свой показ специальным текстом (как правило, стишком или песенкой). С. Ф. предполагает активное участие взрослого в деятельности ребенка: передача "даров", демонстрация способов действия с ними, стишки и песенки - все это исходит от воспитателя. Но руководство взрослого основано на уважении к ребенку и на учете его интересов. С. Ф. оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики и нашла своих многочисленных последователей. Однако в процессе своего массового использования игры с дарами Фребеля были извращены и превратились в формальные упражнения, в которых основную активность брал на себя взрослый, а ребенок оставался лишь слушателем и наблюдателем. Принцип деятельности и активности самого ребенка оказался нарушенным. В результате эти занятия утратили свой развивающий эффект, а С. Ф. получила массу критики за формализм, педантизм, дидактизм, излишнюю регламентацию деятельности детей и пр. Вместе с тем основные теоретические и методические принципы С. Ф. остаются актуальными в настоящее время и используются в современной практике дошкольной педагогики.
27. Педагогическая система К.Д.Ушинского
Константин Дмитриевич Ушинский первоначальное образование получил в семье в таком объеме, что в 11 лет смог поступить сразу в3й класс гимназии, что примерно соответствует 6-му классу современной школы. В 16 лет он становится студентом юридического факультета Московского университета, который заканчивает блестяще, со званием кандидата.В основу педагогической теории Ушинского легла идея народности воспитания. Каждый народ отличается от других народов своеобразием исторически сложившихся черт своего характера, языка, идеалов,потребностей. Все эти и другие особенности составляют суть народности. Развивая принцип народности в общественном воспитании, Ушинский одновременно выступал против односторонних тенденций славянофильства и западничества, но, прежде всего, против официальной педагогики. Отвергал всякую попытку представить единую систему для всех стран и народов как вредную и несостоятельную: «Нельзя чужим ключом открыть свою дверь».Содержание образования, разработанное Ушинским, ориентировано на изучение национальных ценностей: родного языка, природы своей страны, отечественной географии, истории. Учебные книги, по его мнению, должны содействовать воспитанию у учащихся определенных нравственных понятий и убеждений, которые представляют собой естественный вывод из приводимых в учебнике сведений.Нравственное воспитание направлено на развитие в ребенке гуманности, честности, трудолюбия, дисциплинированности, чувства собственного достоинства, сочетаемого со скромностью и любовью к родине. Средствами нравственного воспитания, по Ушинскому, являются обучение; личный пример учителя; убеждение; педагогический такт; меры предупреждения; поощрения и взыскания.К. Д. Ушинский внес существенный вклад в дискуссию между сторонниками формального образования и материального. Он признал обе теории односторонними, считая одинаково важным как развитие умственных сил и способностей учащихся, так и овладение ими необходимыми в жизни знаниями - одно без другого немыслимо.
Значительное развитие в трудах «патриарха русской педагогики» получили вопросы дидактики: он расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, показал пути реализации принципа сознательности, основательности и прочности, а также развития активности и деятельности детей.
Среди множества книг и статей особое место занимает «Педагогическая антропология» («Человек как предмет воспитания») - капитальный научный труд, не имевший себе равного в мировой педагогической литературе. В нем Ушинский определяет и рассматривает главнейшие черты человеческого организма в приложении к искусству воспитания. Размышляя о том, чем является педагогика - наукой или искусством, он указывает, что наука изучает то, что есть, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и приходит к выводу: педагогика - это высшее из искусств.
28. Педагогическая система Л.Н.Толстого
Нравственно-религиозное учение Л.Н. Толстого строилось на идее непротивления злу насилием, стремлении распространять добро в мире каждым человеком. Предложил идею нравственной революции, в основе которой лежал тезис о свободном самоулучшении личности. Он доказывал, что духовный ненасильственный переворот может произойти в человеке со скоростью революционного переворота. Задача педагогической науки, по его мнению, должна состоять в изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели, а также тех условий, которые могут препятствовать такому совпадению.
Условия нравственного воспитания: Свобода детской активности и детскому творчеству. Уважения ребёнка как личности. Протест против угнетения детей. Уважения к детским недостаткам. Приобщение ребёнка к «религиозному началу».
Теория свободного воспитания:Л.Н. Толстой утверждал, что учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов. В основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися — чему и как они хотят учиться. Дело учителя — следовать и развивать природу ребенка. Эта идея получила отражение в педагогических статьях Л.Н. Толстого и его учебных книгах для начальной школы.
Физическое воспитание: Совершенствование физических качеств детей.Закаливание организма.Развитие физических качеств в народных играх и на природе.
Умственное развитие: Развитие наблюдательности.Развитие способности самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать.Развитие творчества.Умственное развитие, связанное с обучением по книгам Толстого.
Яснополянская школа. Толстой решительно восстал против всякой регламентации и дисциплины в школе. Всё в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли прекрасно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.
Образование
В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развития творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования. Он отстаивал тезис о единстве воспитания и образования: нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно, полагал он. Л.Н. Толстой писал: " Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного". Однако самым важным в образовании, по мнению Л.Н. Толстого, является соблюдение условия свободы воспитания и обучения на основе религиозно-нравственного учения. Образование, по его мнению, должно быть плодотворным, т.е. содействовать движению человека и человечества ко все большему благу. Это движение возможно лишь при условии свободы учащихся. Однако, чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания. Такими основаниями являются религия и нравственность. Особую роль уделял таким методам обучения, как слово учителя (рассказ, беседа).Развитие творчества детей: самостоятельная работа, сочинения. Сознательное усвоение знаний. Приучение учащихся к наблюдательности. Широкое использование экскурсий, опытов, таблиц и картин, наблюдение подлинных предметов. Критическое отношение к звуковому методу обучения грамоте.
29. Педагогические воззрения Н.И.Пирогова
В классической статье «Вопросы жизни» рассмотрел фундаментальные проблемы российского воспитания. Показал нелепость сословного воспитания, разлад между школой и жизнью. Выдвинул в качестве главной цели воспитания формирование высоконравственной личности, готовой отрешиться от эгоистических устремлений ради блага общества. Считал, что для этого необходимо перестроить всю систему образования на основе принципов гуманизма и демократизма. Система образования, обеспечивающая развитие личности, должна строиться на научной основе, начиная начальной и заканчивая высшей школой, и обеспечивать преемственность всех систем образования.
Педагогические взгляды: считал главной идею общечеловеческого воспитания, воспитание полезного стране гражданина; отмечал необходимость общественной подготовки к жизни высоконравственного человека с широким нравственно кругозором: «Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание»; воспитание и обучение должно быть на родном языке. «Презрение к родному языку позорит национальное чувство». Указывал, что основанием последующего профессионального образования должно быть широкое общее образование; предлагал привлечь к преподаванию в высшей школе крупных учёных, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами; боролся за общее светское образование; призывал уважать личность ребёнка; боролся за автономию высшей школы.
Критика сословного профессионального образования: выступал против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, против ранней преждевременной специализации детей; считал, что она тормозит нравственное воспитание детей, сужает их кругозор; осуждал произвол, казарменный режим в школах, бездумное отношение к детям.
Дидактические идеи: учителя должны отбросить старые догматические способы преподавания и применять новые методы; надо будить мысль учащихся, прививать навыки самостоятельной работы; учитель должен привлечь внимание и интерес учащегося к сообщаемому материалу; перевод из класса в класс должен проводиться по результатам годовой успеваемости; в переводных экзаменах есть элемент случайности и формализма.
Телесные наказания. В этом отношении он был последователем Дж. Локка, рассматривая телесное наказание как средство, унижающее ребенка, наносящее непоправимый ущерб его нравственности, приучающее его к рабскому повиновению, основанному лишь на страхе, а не на осмыслении и оценке своих поступков. Рабское повиновение формирует натуру порочную, ищущую возмездия за свои унижения. Н. И. Пирогов полагал, что результат обучения и нравственного воспитания, действенность методов поддержания дисциплины определяются объективным по возможности оцениванием учителем всех обстоятельств, вызвавших проступок, и назначением наказания, не пугающего и унижающего ребенка, а воспитывающего его. Осуждая применение розги как средства дисциплинарного воздействия, допускал в исключительных случаях применение физических наказаний, но лишь по постановлению педагогического совета. Несмотря на такую двойственность позиции Н. И. Пирогова, следует отметить, что поднятый им вопрос и развернувшаяся вслед за этим на страницах печати дискуссия имели положительные последствия: «Уставом гимназий и прогимназий» 1864 г. телесные наказания были отменены.
Система народного образования по Н. И. Пирогову:
1. Элементарная (начальная) школа (2 года), изучается арифметика, грамматика;
2. Неполная средняя школа двух типов: классическая прогимназия (4 года, общеобразовательный характер); реальная прогимназия (4 года);
3. Средняя школа двух типов: классическая гимназия (5 лет общеобразовательный характер: латинский, греческий, русские языки, литература, математика); реальная гимназия (3 года, прикладной характер: профессиональные предметы);
4. Высшая школа: университеты высшие учебные заведения.
30. Педагогические воззрения Ф.Фребеля
Фридрих Фребель (1782 - 1852) предлагал организовать воспитание и обучение в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов. В своих педагогических воззрениях он исходил из всеобщности законов бытия: "Во всем присутствует, действует и царит вечный закон... и во внешнем мире, в природе, и во внутреннем мире, духе". Назначение человека, по Фребелю, - включиться в осеняемый этим законом "божественный порядок", развивать "свою сущность" и "свое божественное начало".
Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний.
В основном педагогическом сочинении Фребеля "Воспитание человека" (1826) подчеркнуто, что человек по своей сути - творец.
Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.
31. Педагогические традиции России XIXв.
В общественно-педагогическом движении 60-х гг. выделились три направления, противостоящих официальной, казенной педагогике: буржуазно-либе- ральное, буржуазно-демократическое и революционно-демократическое. Представители этих направлений отличались по своим общественно-политическим взглядам, с позиции которых они рассматривали цели и задачи школы и педагогики.
Бурж-либ (Н. И. Пирогов, В. Я. Стоюнин, Н. А. Корф, В. П. Острогорский). требовали реформы школы, рассуждая о необходимости воспитания высококультурного человека, но при этом считали, что высоты культуры доступны только им да отдельным выходцам из народа.
Бурж-демокр направление отразило настроения широких демократических кругов интеллигенции.( К. Д. Ушинский, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов,А.Я. Герд ) разработали дидактику начального обучения, обосновали содержание и методику работы, создали целый ряд школьных учебников.
Революц-демокр( Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев) идейно опиралось на педагогическую теорию В. Г. Белинского и А. И. Герцена. подвергли уничтожающей критике официальную педагогику, казенную школу и политику самодержавия в области просвещения. Они боролись за демократическую систему образования, отвергая утверждение о том, что положение и место человека в обществе, как и возможности развития его способностей, предопределяются происхождением человека, его наследственностью.
Развитие образования во второй половине XIX в. связано с преобразованием существовавших учебных заведений (в основном средних и высших), открытием новых типов учебных заведений (народные училища, средние женские, педагогические и профессионально-технические учебные заведения) и созданием сети школ в национальных регионах.
Школьная система, законодательно оформленная еще в начале XIX в., тем не менее, в первой половине столетия реально не существовала: в ней фактически отсутствовал фундамент - начальная народная школа.
Под влиянием общественно-педагогического движения в период царствования Александра II был проведен ряд школьных реформ. Сословно-крепостническая школа была заменена школой бессословной, буржуазноклассовой.
Сохранялись церковноприходские школы.
Устав университетов 1863 г. был принят после пятикратной переработки. Он предоставлял ученому совету университета право выбора ректора и проректора на четыре года; советам факультетов осуществлять избрание по конкурсу деканов и профессоров. Увеличивалось количество кафедр, которым разрешалось вести научную работу.Устав гимназий и прогимназий 1864 г. устанавливал два типа таких заведений: классический и реальный. Прогимназии были неполными средними школами, имели четыре класса, соответствующие первым четырем классам гимназии, открывались чаще всего в небольших городах. Выпускники реальных гимназий могли поступать в технические и сельскохозяйственные институты, право поступления в университеты было только у выпускников классических гимназий.
Рождение средней женской школы связано со второй половиной XIX в. - с принятием Положения о женских училищах (1860) и Положения о женских гимназиях (1870). В 1853 г.. Женские училища для девочек всех сословий могли быть двух разрядов: с 6-летним и 3-лет- ним сроком обучения. В училищах первого разряда преподавали закон Божий, русский язык и словесность, арифметику, геометрию, географию, историю (всеобщая и русская), естествознание, физику, чистописание и рукоделие. Дополнительно, по желанию, изучались французский, немецкий языки, рисование, музыка, пение и танцы. В училищах второго разряда - закон Божий, русский язык, географию, русскую историю, арифметику, чистописание и рукоделие. В 1870 г. женские училища были преобразованы в женские гимназии и прогимназии (37 и 94 соответственно).
Согласно новой реформе 1871 г. - Устав гимназий и прогимназий - все гимназии были превращены в классические с 8-летним сроком обучения, реальные гимназии ликвидированы. Из учебного плана было исключено естествознание, химия, по математике главное внимание обращалось на знание формул и развитие математического мышления; курс физики был резко сокращен, преподавание географии сводилось к заучиванию номенклатуры (географические названия). Латинский язык преподавался в течение всех 8 лет обучения, ему уделялось в разных классах от 5 до 8 часов в неделю. Преподавание греческого языка начиналось с 3-го класса и длилось 6 лет, по 5-7 часов в неделю в каждом классе. (Латинский язык открывал ключ к успешному овладению иностранными языками в письменном виде, греческий - к живой разговорной форме.)
Реальные гимназии были преобразованы в реальные училища, в которых резко сократилось изучение общеобразовательных дисциплин. В 1872 г. был издан Устав реальных училищ, который закрепил их как неполноправные средние школы с 6-7-летним курсом обучения и профессиональным уклоном в старших классах. Этот тип учебных заведений осуществлял подготовку обслуживающего персонала торговых и промышленных предприятий.
Реализация реформ 60-х гг. совпала в Беларуси с подавлением восстания 1863—1864 гг. и массовыми репрессиями, которые охватили систему образования. Были закрыты Горецкий земледельческий институт (это было первое в России высшее учебное заведение, в котором готовили агрономов и зоотехников, созданное в 1840 г. в Горы-Горках Могилевской губернии)
Большую роль в подъеме национально-культурно го движения в начале XX в. сыграла газета «Наша нива». Ассимиляция уничтожает национальные особенности белорусов, доказывала «Наша нива», наносит огромный непоправимый вред не только белорусам, но и всемирной культуре.Российские власти запрещали выписывать «Нашу ниву» всем учителям Виленского учебного округа, священникам, почтовым служащим, военным и полицейским чинам, уездным правлениям. Тем не менее, ее популярность постепенно росла, укреплялись ее связи с народом.
32. Педагогические традиции стран Запада(конец XVIII- началоXXвв)
В 17-18 в. в западноевроп странах шёл процесс становления национальных гос-тв, утверждались рыночные отношения и новые способы ведения хоз-ва. Получаемое людьми образование должно было обеспечить им овладение необходимыми для практической жизни реальными знаниями. В этих условиях вопросы народного образования стали занимать всё более заметное место в жизни общества и государства.
Характерным для большинства зап.европ. стран в 17-18 в. было то, что инициатива открытия школ начинает постепенно переходить от церкви к гос-ву, к-ое использовало церковь как исполнителя своих планов, в первую очередь это относилось к начальной школе.
В различных странах ЗапЕвр государственное законодательство о нач. обучении было введено в разное вр. В нем. гос-вах указы и школ. уставы о нач. обуч. детей 6-12 лет принимались на протяжении 17-18 в. В Англ, Итал, Фран соответствующие законодательства появились лишь в 19 в. Однако во Франции и ранее издавались указы о нач. обуч.
Так или иначе, в разных зап.европ странах на про-нии 18 в. посещение нач школы постепенно становилось гражданской обязанностью. Начальные школы создавались не только для мальч, но и для дев. След., однако, иметь в виду чрезвычайно низкий образовательный уровень, нищету и неустроенность школ, особенно сельских.
Попечительство о школах в немецких княжествах, б. отдано в руки местного дворянства и протестантского духовенства. В таких странах, как Анг, Фран, Итал и др., устройством ведали церков. Организац.: в Англ. — англиканск. церковь; в Италии и Франции — католич. Нач.школы влачили жалкое существование, рост их числа шёл очень медленно. Большей частью они устраивались в частных домах, часто в жалких лачугах, ученики ютились в тесноте. Народная школа скупо поддерживалась как властями, так и церковью. Содержание занятий ограничивалось по-прежнему заучиванием азбуки, чтением по слогам, зазубриванием молитв и церковным пением. Учебными книгами служили катехизис, Псалтырь и сборник церковных песнопений. Народная школа по старой традиции должна была, прежде всего, заботиться о религиозном воспитании.
Грамматические школы в Англии, дававшие повышенное образование, были частными учреждениями интернатного типа с высокой платой за обучение и содержание учащихся, что определяло их аристократический состав. В 16-17 в. большинство французских средних учебных заведений находилось в руках иезуитов, вплоть до их изгнания из Франции. Однако в отличие от многих средних учебных заведений того времени «грамматико-риторический» классицизм иезуитских коллегий отличался тем, что включал некоторые элементы знаний по истории, географии, естествознанию и математике, которые под общим названием «эрудиции» — «учёности» осваивались при чтении латинских текстов. Однако всё подчинялось одной цели — воспитанию фанатической преданности католич.церкви и соблюдению её иерархии. Учение, игры и досуг воспитанников иезуитских коллегий жёстко регламентировались и проходили при неусыпном надзоре, в который вовлекались и сами воспитанники, — каждый должен был доносить старшим обо всём дурном, что усматривал в своих соучениках. Принципы и организация иезуитского воспитания отвергались прогрессивными деятелями французской культуры 17-18 в., такими как философ, физик и математик Рене Декарт; философ, математик и писатель Блез Паскаль, религиозный деятель и педагог Франсуа, писатель и публицист Мари Франсуа Аруэ, известный под псевдонимом Вольтер и др. Они подвергали резкой критике царившую в иезуитских коллегиях жёсткую регламентацию жизни и деятельности воспитанников, изгнание духа античной культуры из содержания образования, утверждение узкорелигиозного воспитания и насаждение специфических этических норм, основанных на принципе «цель оправдывает средство».
33. Педагогические традиции США в XIXв.
Почти весь 19в. развитие сев. и центр. штатов Америки происходило под эгидой борьбы за «америк. свободу». Её идея ассоц-сь с понятием личной независимости и самостоятельности каждого гражданина. Для этого периода было характерно то, что 14—15-летние подростки оставляли семьи, не имевшие возможности обеспечить их материально или дать им образование, чтобы они могли вступить в самостоятельную жизнь. В целях развития у молодёжи нравственности, интеллекта и социальной активности, возник вопрос о необходимости создания гос. системы обр-ния, поскольку существовавшая до того врем. школа оставалась по преимуществу привилегией богатых и уже не отвечала возрастающ. потребностям гос-ва.
Одним из основных положений при разработке концепции новой школы было требование её доступности для всех и единые права на обучение. Самым значительным достижением 19 в. в этой связи можно по праву считать принятие в 70-е гг. в США закона о введении бесплатного образования.
На первый план выступали идеи подготовки молодёжи к жизни, обучения её видам деятельности, необходимым для жизни и связанная с этим необходимость расширения учебных предметов практического цикла, таких как математика, химия, естествознание, минералогия и др.
Начиная с 30-х гг. значительное распространение получили так называемые трудовые школы, вызванные к жизни широким общественным движением за введение ручного труда в систему школьного обучения. Эта идея была в значительной степени порождена новыми течениями в европейской педагогике, в частности деятельностью И.Г. Песталоцци и Ф.Э. Фелленберга, которые пытались соединить обучение с производительным трудом. В американских штатах ещё в больших масштабах стали открываться школы, где обучение связывалось как с с/х-нным, так и с промышленным трудом. Обучение в этих школах было рассчитано на 3 г.
Суще-ую роль в реализации идеи соединения обучения школьников с их участием в производительном труде сыграл англ. соц. утопист Р. Оуэн, много занимавшийся проблемами обр-ния. На нек-е вр. переселился в Америку. К работе в школе при этой колонии он привлёк видных учёных из раз. стран. Среди них были и амер. специалисты. И.Неф возглавлял школу в Нью-Хармони, счит-уюся индустриал. и с/хоз-ой и состоявшую из 3х ступеней: 1ая — для малыш.(от 2 -5 л), ср-(для дет. 6—12 л.) и 3 (для подростк). К сер.19в. сложивш-ся гос. система народного обр-ия в США представляла собой трёхступенчатую структуру, включающую нач.школу для детей с 6 до 14 лет, сред. — для детей с 14 до 18 лет, и высшую.
В дальнейшем существенную лепту в развитие обр-ия в Амер. внёс высокообразов. чернокожий деятель, добившийся уважения в стране, где безраздельно правили белые. Это был Букер Тальяферро Вашингтон. Он выступил с программой обучения негров. Он доказывал, что единств. ключом к жизненному успеху для людей его расы может быть полноценное обр-ие. Он призывал чернокож. американ. не к борьбе за свои права, а к достижению гармонии в обществе через обр-ие и воспит., к-ые помогают становлению любой цивилизованной нации. Вскоре ему удалось частично реализовать свои идеи в том же самом уч.завед., к-ое он закончил. Став учителем, Б.Т. Вашингтон организовал вечерние занятия для учащихся, работающих днём. Несмотря на то, что школьные программы США этого периода были направлены на связь школы с жизнью и давали учащимся довольно широкий круг практических умений, научный уровень обучения в школах был крайне низким.
34. Педагогические традиции Беларуси в конце XIX – начале XXвв