Человек в процессе социализации
На развитие человека в процессе социализации влияют разнообразные факторы, они могут быть благоприятными для человека, а могут быть неблагоприятными.
Виктимизация – процесс и результат превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.
Объективные факторы, предопределяющие или способствующие тому, что те или иные группы или отдельные люди становятся жертвами неблагоприятных условий социализации, следующие:
- природно-климатические условия региона, например суровые климатические условия или экологические особенности местности;
- государственная политика в области социальной сферы;
- особенности типа поселения;
- неблагополучная семья.
Субъективными предпосылками того, станет или нет человек жертвой неблагоприятных условий социализации, являются его индивидуальные особенности. От этого зависит и субъективное восприятие человеком себя жертвой.
На индивидном уровне виктимизация человека зависит от темперамента, от генетической предрасположенности к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению. На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой неблагоприятных условий социализации, зависит от таких личностных характеристик, как устойчивость и гибкость, рефлексия и саморегуляция, ценностные ориентации и др.
От наличия и развитости у человека этих характеристик во многом зависит его способность противостоять различным социальным опасностям и негативному влиянию окружающей среды. Так, человек со слабо развитой рефлексией может стать жертвой внушения, примером этого является опыт вовлечения людей в различного рода тоталитарные организации.
Субъективное восприятие человеком себя жертвой непосредственным образом связано и во многом определяется его личностными особенностями. Так, одни сироты и инвалиды считают себя жертвами, а другие – не считают, что отражается на их самоотношении и поведении.
Индивидуальные особенности могут приводить к тому, что благополучный и обычный человек считает себя неудачником, несчастным, относится к себе как жертве жизненных обстоятельств.
Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.
Е.В.Руденский считает, что факторы риска обусловлены дефицитом культурного и психологического потенциалов личности подростка, делающие невозможным конструктивное разрешение трудных жизненных ситуаций, в которых оказывается подросток. В результате у личности возникает напряжение в виде тревоги, дискомфорта. Этот механизм деформирует Я-концепцию подростка, формируя у него такие качества, как конформизм, конфликтность, зависимость от других людей и др. Е.В.Руденский выделяет три источника виктимности:
- психотравмирующий источник, когда подросток переживает травматическое событие как значимый факт личной жизни;
- переживание невозможности удовлетворить значимую для подростка потребность;
- насильственно-манипулятивное отношение к ребенку, что формирует у него противоречивую самооценку;
Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т.д.).
Виды жертв неблагоприятных условий социализации условно можно обозначить как реальные, потенциальные и латентные.
Реальные жертвы (инвалиды, сироты),
Потенциальные (дети имеющие акцентуации характера, мигранты, дети из малообеспеченных семей),
Латентные (дети, которые не могут реализовать свои задатки, одаренность).
А.В.Мудрик определяет социально-педагогическую виктимологию как отрасль знания, в которой:
1. Изучается развитие людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус в условиях конкретного общества создает условия для неравенства, дефицит возможности самореализации.
2. Разрабатывается профилактика, компенсация и коррекция тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.
Социальная адаптация является одним из основных процессов социализации.
Социальная адаптация – способность человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для собственного развития.
Успешная адаптация характеризуется равновесием между ценностями, особенностями личности и правилами, требованиями окружающей его социальной среды. Проблемы возникают у личности, если она становится конформной или неспособной выполнять требования среды.
Процесс утраты или несформированность социально значимых качеств личности, которые препятствуют успешной социализации, вызывает процесс дезадаптации.
Дезадаптация – это неспособность личности приспособиться к требованиям и условиям социального окружения.
Типы дезадаптации:
1. Патогенная – ограниченные возможности развития и социализации в результате физического дефекта и нервного развития: потеря слуха, зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, сложные нарушения, невротизация, эмоциональная возбудимость, импульсивность, аффективность.
2. Психическая – ограниченные возможности развития и социализации в результате отклонения в психическом развитии: ЗПР, умственная отсталость, речевые отклонения, аутизм, одаренность.
3. Педагогическая – педагогически запущенные дети, это такая категория детей, чей уровень психического развития соответствует возрасту, но в силу безнадзорности ребенок не успевает по школьным предметам, прогуливает занятия, недисциплинированный.
4. Социальная – к этому типу дезадаптации относятся социально-запущенные дети. Социальная дезадаптация характеризуется следующими признаками:
- деформацией системы ценностных установок;
- нарушением процессов самоанализа и самооценки;
- принятием отрицательных социальных ролей: «вор», «попрошайка», «бродяга»;
- сопротивлением воспитательному воздействию, неприятие педагогических требований;
- отклоняющимся от норм морали и права поведением.
Социальная дезадаптация не является врожденной и не возникает неожиданно, ее развитию предшествует целый ряд этапов негативных личностных новообразований.
И.А.Невский ввел понятие механизма формирования отклоняющегося поведения, который состоит из четырех этапов, характеризующих, с одной стороны, социально-психологическое состояние ребенка, а с другой, степень отклонения в поведении.
Первый этап – дезориентация ребенка в новых, непривычных для него социальных условиях, где наработанные привычные способы поведения теряют свою эффективность, а новые еще не выработаны.
Второй этап – дестабилизация ребенка, которая характеризуется неэффективными попытками восстановления личностно и эмоционально значимых контактов с окружающей средой. Возникает неуверенность в собственных силах, рост раздражения и неприятия окружающей среды, формируется база для социально негативных форм поведения.
Третий этап – дезадаптация, для ребенка складывается психологически нетерпимая ситуация, у него отсутствуют знания, каким образом выйти из данной ситуации социально положительным способом, поведение становится непредсказуемым, непоследовательным, нелогичным, носит импульсивный, аффективный характер.
Четвертый этап - поведение становится деструктивным и асоциальным: самообвинение, снижение самооценки, состояние постоянного психологического перенапряжения. Формируется искаженная система морально-ценностных установок: прав тот, кто сильнее, хорошо то поведение, которое мне нравится, за деньги все можно купить и т. д.
Причины возникновения дезадаптации различны.
1. Социальные причины. В настоящее время большинство исследователей первоисточник отклонений в поведении видят в этой группе причин – в результате ошибок семейного воспитания и нарушения межличностного взаимодействия происходит деформация процесса накопления социального опыта, особенно в детском и подростковом возрасте (стиль воспитания, взаимоотношения с родителями, психические травмы в детстве).
2. Биологические – врожденные патологии или травмы головного мозга, которые влияют на эмоционально-волевую сферу ребенка. Такие дети быстро утомляются, испытывают затруднения в общении, раздражительность, не способны к длительным и систематическим нагрузкам, не способны проявить волевые усилия. Неблагополучная семья усиливает тенденцию к отклоняющемуся поведению.
3. Психологические причины – особенность строения нервной системы, акцентуации характера при неблагоприятных условиях воспитания формируют патологические черты характера и отклонения в поведении (повышенная возбудимость, импульсивность поступков, неуравновешанность, болезненная активность, безудержность, и др.).
4. Возрастные – свойственные подростковому возрасту возбудимость, лабильность ускоряют формирование признаков гедонизма, стремление к беспечности, праздности.
5. Социально-экономические причины – чрезмерная коммерциализация общества, низкий материальный уровень семьи, криминализация общества.
Отклоняющееся поведение
История человечества свидетельствует о том, что люди для своего существования и развития используют образцы, создаваемые природой, учатся у нее, перенимают способы и принципы саморегуляции, приспосабливают, преобразуют их с учетом своих социальных условий и потребностей.
Принято понятие «нормальное» считать соответствующим норме, эталону, присутствующему большинству людей. С помощью нормы возможно контролировать деятельность людей, ориентируя личность в поведении, норма позволяет оценивать поведение, прогнозировать его развитие, воспитывать подрастающее поколение. Социально-нормативный критерий поведения: нормальное поведение - то, которое соответствует требованиям общества в данное время.
Система норм зависит от уровня социально-экономического, политического, духовного развития общества. Благодаря нормам общество избавляется от необходимости регулировать одни и те же акты индивидуального поведения. Поведение человека является адекватным только тогда, когда человек хорошо осознал и освоил соответствующие социальные нормы. Нежелание или пренебрежение социальными нормами приводит человека к социальным отклонениям, конфликтам, девиантному поведению. Социальные нормы действенны в том случае, если они становятся компонентом индивидуального сознания личности. Именно тогда они действуют как факторы и регуляторы поведения и самоконтроля, и социальная норма выступает как добровольное самообязательство.
В социальной педагогике под критерием нормального или отклоняющегося поведения выделяют уровень социальной адаптации личности.
Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности: «адаптация – дезадаптация – изоляция». Признаки отклоняющегося поведения:
- не соответствует общепринятым установленным социальным нормам;
- это поведение вызывает негативную оценку со стороны других людей, либо осуждение либо наказание;
- это поведение, которое наносит ущерб самой личности или окружающим людям;
- такое поведение устойчиво повторяется.
Психологи подчеркивают, что термин «отклоняющееся поведение» может применяться к детям не младше 5 лет, раннее 5 лет необходимые представления о социальных нормах в сознании ребенка просто отсутствуют, а самоконтроль еще не сформирован. Только к 9-10 годам можно говорить о наличии у ребенка способности самостоятельно следовать социальным нормам. Если поведение ребенка младше 5 лет существенно отклоняется от возрастной нормы, то его целесообразно рассматривать как одно из проявлений незрелости, невротических реакций или нарушения психического развития.
Отклонения в поведении как феномен полезны для общества, поскольку стимулируют прогрессивные изменения в нем.
Концепции формирования отклоняющегося поведения принято классифицировать на биологические, психологические и социальные.
На основе анализа данных концепций можно выделить разнообразные и взаимосвязанные факторы, обусловливающие генезис девиантного поведения:
- биологические, вызванные генетическими нарушениями, (например лицам, у которых височная область мозга функционирует более сильно, им присуще яркое воображение, легкие уходы в мечты, фантазию, под влиянием семейной обстановки эти особенности могут усиливаться и вызывать отклоняющееся поведение);
- психологические – система ценностей, мотивации человека;
- возрастные – подростковый возраст многие исследователи считают критическим, т.к. в нем проявляются следующие признаки отклоняющегося поведения: высокая аффективность реакций, импульсивность, кратковременность реакций, низкий уровень стимуляции,
- экономические - неадекватный уровень жизни разных социальных слоев населения,
- социальные, которые присущи любой форме отклоняющегося поведения (отсутствие возможности быть задействованным в полезной социальной роли, неблагополучие в обществе). Бестужев – Лада еще в начале 1980 г. обращал внимание на нарастание в советском обществе отклоняющегося поведения, являющегося следствием общественного неблагополучия.
Большинство исследователей считают, что основном фактором формирования отклоняющегося поведения является влияние микросоциума.
1. Обстановка в семье – это уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личности родителей, взаимоотношения в семье, стиль семейного воспитания. А.Е.Личко выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье: гиперопека, гипоопека, ситуации, создающие «золушек» в семье и ситуации, создающие кумира семьи.
Также можно отметить ряд других факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения, – отсутствие родителей, конфликтные отношения в семье между родителями, развод, отсутствие эмоциональной привязанности между супругами, в последние годы широко обсуждаются темы насилия в семье. Оно выражается в физической и психологической форме. Психологическая травматизация чаще всего бывает вызвана отсутствием теплых родительских чувств к ребенку, резкой и грубой критикой в его адрес, оскорблениями, запугиванием, подавляется чувство радости, любви. Жестокость в отношении ребенка в семье нередко вызывает ответные криминальные действия.
2. Окружающая учеников школьная среда значительно влияет на формирование его личности. Исследователи отмечают, что количество подростков-правонарушителей в некоторых школах может быть устойчиво больше, чем в остальных. Отмечено, что многочисленные случаи плохого поведения учащихся чаще всего обусловлены двумя основными факторами: частотой сменяемости учителей и значительными изменениями состава учащихся класса. Особенно значим первый фактор.
Успешно занимающиеся школьники лучше относятся друг к другу и учителям, заинтересованы учебой. В группах слабых учащихся формируются антишкольные взгляды и настроения, высок процент правонарушений. Поэтому важно организовывать процесс обучения таким образом, чтобы успех был возможен для каждого ребенка. Важно, чтобы в школе была создана система поддержки, в настоящее время во всех странах создаются на базе школ психологические и социально-педагогические службы, организуются системы дополнительного образования, дифференциация обучения.
3. Взаимоотношения с учителем. Нередко причиной отклоняющегося поведения школьника становится «смысловой барьер» между ним и учителем. Смысловой барьер - это такое явление, когда ученик, хорошо понимая и умея выполнять то, что требует от него учитель, не принимает и не выполняет этого требования, такая ситуация приводит к конфликтам и отчуждению ученика от школы.
4. Группа сверстников. Анри Валлон подметил, что подростки более решительно предъявляют требования членам своей группы и более жестоко добиваются их выполнения, чем взрослые в своей среде. Необходимо выяснять причину отклоняющегося поведение ученика в классе, т. к. они могут быть разными:
- статусное положение ребенка в классном коллективе негативное отношение к ученику со стороны одноклассников, вызванное его личными неуспехами, например, отставанием в учебе, или особенностями характера, конфликтностью, агрессивностью;
- маскирующееся поведение, когда отстающий школьник, чтобы избежать названий «тупой», «глупый», берет на себя роль «хулигана»;
- попадание ребенка в антисоциальную группу способствует тому, что ребенок «заражается» таким поведением, особенно при наличии психологических и биологических предпосылок.
Основные формы отклоняющегося поведения
Международная классификация психических болезней выделяет в понятии «нарушения социального поведения» шесть диагностических групп:
- нарушения социального поведения, ограниченные рамками семьи;
- несоциализированные нарушения социального поведения;
- социализированные нарушения поведения;
- оппозиционное поведение;
- неуточненные нарушения социального поведения.
Формы отклоняющегося поведения: агрессивное и суицидальное поведение, алкоголизация, наркотизация, нарушение пищевого поведения (переедание, голодание), аномалии сексуального поведения, сверхценные психологические увлечения (трудоголизм, игровая зависимость, фанатизм, «паранойя здоровья»), сверхценные психопатологические увлечения (философские, различные мании – клептомания, пиромания и др.), характерологические реакции (эмансипации, оппозиции и др.), коммуникативные девиации (аутизм, гиперобщительность, конформизм, нарциссизм и др.), аморальное поведение, неэстетическое поведение.
Девиантное поведение – отчужденность от общества – пьянство, наркомания, проституция, беспризорность, бродяжничество, безнадзорность, токсикомания, суицид.
Делинквентное поведение – несовершеннолетний нарушает правовые нормы, не влекущее уголовной ответственности – оскорбление, драки, мелкие кражи.
Криминальное поведение – противоправное поведение, за которое человек несет уголовную ответственность.
Аддиктивное поведение – человек застревает на определенном поведении и не способен к самовыражению ни в чем другом – курение, алкоголь, наркотики, азартные игры и др.
Агрессивное поведение – поведение, направленное на других людей с целью доминирования или властвования над ними.
Социально зрелая личность
Зрелость человека проявляется в осознанном восприятии своей непохожести на других и в то же время в развитой способности интегрироваться в общество, не «растворяясь» в нем и не чувствуя себя чуждым ему. Отчужденность и зрелость не сопоставимы, более того, человек, отчужденный от общества, зависит от своих поступков и их последствий. Отчуждение личности является источником преступного поведения.
В контексте субъект-объектного подхода к пониманию социализации социализированность понимается как сформированность черт, определяемых статусом и требуемых данным обществом.
Другие исследователи, придерживающиеся субъект-объектного подхода к процессу социализации, считают, что человек не может быть заранее подготовлен к тем разнообразным требованиям, с которыми ему предстоит встретиться в жизни, поэтому социализированность должна основываться на усвоении не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований. Успешная социализация предполагает формирование у человека поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний.
В многочисленных исследованиях все больше внимания уделяется выявлению не тех обстоятельств и характеристик, которые обеспечивают соответствие человека требованиям, предъявляемым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают успешную социализацию в дальнейшем. В частности, например, социализированность рассматривается как усвоение личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития.
Достаточно распространенным стало мнение о том, что социализация будет успешной, если индивид научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях.
Существенно иначе трактуют социализированность исследователи, рассматривающие социализацию как субъект-субъектный процесс. Они считают, что социализированный человек не только адаптирован в обществе, но и в состоянии быть субъектом собственного развития и общества в целом.
Так, американские ученые М.Райли и Е.Томас, характеризуя социализированность, особое внимание уделяют наличию у человека собственных ценностных ориентаций. Они считают, что сложности в социализации возникают в том случае, когда ролевые ожидания не совпадают с самоожиданиями индивида. Исследователи считают необходимым, чтобы в этих случаях человек осуществлял ролевые замены или перестройку ценностных ориентаций.
Исследователями, работающими в русле субъект-субъектного подхода, выделены характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли, ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.
Обобщая данные многих исследователей, социализированной личностью можно считать зрелую личность. Основные критерии зрелости социализированности личности: уважение к себе, людям и природе, умение прогнозировать, умение творчески подходить к жизни.