Дифференциация обучения. Дифференциация обучения: история и современность
Дифференциация обучения: история и современность. Общие и частные принципы организации дифференцированного обучения. Классификация форм дифференцированного обучения. Дифференциация по уровню развития способностей. Дифференцированное обучение по интересам детей. Положительные и отрицательные аспекты дифференцированного обучения.
Дифференциация в переводе с латинского difference означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение это:
1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) - это:
1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих осуществление процесса обучения в гомогенных группах.
Принцип дифференциации обучения— положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому саматехнология дифференцированного обучения как применение разнообразных методических средств является включенной, проникающей технологией.
Однако в ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью, и такие системы .могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения»
Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация
(Н.П.Гузик, Дайнеко)
Итак, в силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе базового стандарта появляются и отличники и хорошисты, и отстающие. Поэтому учитель организует уровневую дифференциацию работы этих учащихся на уроке, на всех его этапах: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле знаний, умений, навыков.
При предъявлении нового материала учитель выделяет следующие уровни:
I. Ядро, основное, главное содержание знания, теоретическая сущность предмета, опорные сведения. 1 уровень вскрывает самое главное .и фундаментальное и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляя обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений. Этот уровень зафиксирован как базовый стандарт.
II Дополнительные сведения. Они расширяют материал 1 уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание, показывают функционирование и применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной.
III. Развивающие сведения. Существенно углубляют материал, дают его логическое обоснование, открывают перспективы творческого применения. Данный уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.
На уроке учитель излагает материал на 2 уровне всему классу, объясняя, выделяя, делая особый акцент на том, что надо усвоить для первого уровня (стандартного минимума). Затем идет закрепление: фронтальная самостоятельная работа (с частичным выбором уровня заданий). На этом этапе отслеживается расслоение (дифференциация) учащихся по уровню усвоения. Далее учитель переходит к закреплению в режиме «диалога», привлекая сильную группу детей для разбора заданий с более слабыми учащимися (добиваясь безусловного усвоения первого уровняй стимулируя переход к второму).
3. уровень предъявления предполагает дополнения к объяснению, обобщающее повторение, индивидуальные самостоятельные задания учащимся.
При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Выделяются 3 варианта уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий. 1-й вариант точно соответствует обязательным результатам обучения. 2-й вариант предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника, 3-й — заданий из вспомогательной учебно-методической литературы.
Выбор уровня изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений ). По принципам и содержанию внутрипредметная уровневая методика сходна с методикой «полного усвоения». Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используются следующие формы организации занятий: работа по группам (столам, рядам, командам и т.п.), работа в режиме .диалога (постоянные пары, динамические пары), семинарско-зачетная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на уроке, учет знаний по системе «зачет-незачет».
Различные ступени траектории базового стандарта имеют свои особенности дифференциации.