Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников.

Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений.

Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;

ñ формирование эстетических знаний и идеала;

ñ воспитание эстетической культуры;

ñ развитие эстетических чувств;

ñ приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;

ñ формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

ñ формирование эстетического отношения к действительности;

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться по отношению к природе и произведению искусства.

Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек становится способен привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт.

ПОДРОБНЕЕ

Эстетическое воспитание — процесс формирования способности восприятия, понимания и создания прекрасного в жизни и искусстве.

Задачи

ñ формирование способности выделять в жизни, искусстве, своем собственном внутреннем мире эстетические свойства, образы.

ñ воспитание способности испытывать эстетические чувства, эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к проявлениям прекрасного в действительности и искусстве.

ñ сформировать потребность, нужду в эстетических переживаниях, в общении с художественными ценностями, а в идеале — и потребность в художественном творчестве.

ñ формирование устойчивого эстетического вкуса — способности оценивать произведения искусства, а также проявления прекрасного в быту, труде, во взаимоотношениях людей, а также в своих собственных мыслях и делах.

Реализация этих задач требует использования системы методов эстетического воспитания, которые подразделяются на две основные группы.

ñ методы, нацеленные на выявление эстетических компонентов, содержащихся в самой окружающей нас действительности. Эти методы реализуются в процессе тесного общения с природой, произведениями искусства реалистического направления, тесно связаны с методами умственного, нравственного и трудового воспитания. Особую роль в их реализации имеет изучение гуманитарных дисциплин, особенно литературы, музыки, живописи;

ñ другая группа методов связана с созданием оптимальных условий для свободного художественного развития людей, проявления заложенных в них эстетических способностей, умений выражать свое мироощущение, в том числе и с помощью беспредметных образов, абстрактных художественных построений, не связанных с непосредственным отражением реальной действительности. Достоинства этих методов обосновываются с помощью установок о том, что главным источником наших эстетических представлений являются наши внутренние структуры и потенции. Этот комплекс методов эстетического воспитания особенно активно используется на Западе.

В процессе эстетического воспитания используют

художественные и литера­турные произведения музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор.

Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве,

организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художни­ками и музыкантами,

Посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.

Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда, привлекательное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, студентов и преподавателей. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни.

ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ.

Н.М. ТАЛАНЧУК:

Цельвоспитаниязаключается в формированиигармонически развитойличности, готовой и способной пол­ноценно выполнять систему социальных ролей.

Содержаниевоспитательного процесса.

Его основу состав­ляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребен­ку в том или ином возрасте.

Роли: семьянин, профессионал, гражданин страны, гражданин мира.

М.И.РОЖКОВ.

Целевые ориентиры воспитания можно условно разбить на две взаимообусловленные группы целей:

- идеальные(долгое время в качестве такого рода цели выступал идеал гармонично развитого человека, сочетаю­щего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство);

- реальные,которые конкретизируются в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития.

Со­держание воспитаниядолжно обеспечивать развитие всех сущностных сфер человека:интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-прак­тической, экзистенциальной.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения (гуман­ность, солидарность, любовь, представления о долге, спра­ведливости, скромности, самокритичности, честности, от­ветственности за себя). В ценностно-смысловых образовани­ях содержится нравственное значение общественных явлений и ориентиры поведения, которые являются основаниями нравственных оценок. Благодаря им регулируется и органи­зуется поведение и деятельность личности.

В мотивационной сфере целесообразно формировать пра­вомерность и обоснованность отношения к моральным нор­мам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели жизни; смысл жизни; отно­шение к своим обязанностям, потребность в «другом», в контакте с себе подобными. Развитие названных элементов мотивационной сферы является главной движущей силой формирования и развития личности.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или от­клонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, дове­рие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доб­роту. Объяснение этому положению дали психологи: тот пред­мет (идея, цель, отношение), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в са­мостоятельный мотив. Если общение со взрослым идет пло­хо, безрадостно, постоянно приносит огорчения, то весь ме­ханизм не работает, новые мотивационные образования у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-воле­вые устремления в реализации нравственных поступков: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нрав­ственных идеалов Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пой­дет ради достижения целей. Принятие решений — это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психи­ческая устойчивость по отношению к трудностям. Проявле­ние активности в необходимой форме, инициатива, требо­вательность к себе есть особые качества личности, возника­ющие на волевой основе.

В сфере саморегуляции необходимо формировать нрав­ственную правомерность выбора: совестливость, самооцен­ку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с поведением других, добропорядочность, самоконтроль, реф­лексию и др.

В предметно-практической сфере следует развивать спо­собность совершать нравственные поступки, честное и доб­росовестное отношение к действительности; умение оценить нравственность поступков; умение оценить поведение со­временников с точки зрения моральных норм.

В экзистенциальной сфере требуется формировать созна­тельное отношение к своим действиям, стремление к нрав­ственному самосовершенствованию, любовь к себе и дру­гим, заботу о красоте тела, речи, души; понимание морали. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отно­шения с другими людьми. Она характеризуется умением че­ловека управлять своими отношениями. Позиции и ориента­ции, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его экзистенциальной сферы.

Н.Е. ЩУРКОВА:

Цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Жизнь, достойная Человека, — это жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте.

Содержание воспитания — исходя из задач. (в «Программе воспита­ния школьника"). В Программе определены педагогические за­дачи - доминанты в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимо­действия, способствующие их решению. Такими задачами являются следующие:

- формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;

- формирование ценностных отношений к нормам куль­турной жизни;

- формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;

- формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;

- формирование образа жизни, достойной Человека;

- формирование жизненной позиции, развитие способ­ности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Концепция О.С.ГАЗМАНА:

ИДЕАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ – формирование гармоничной всесторонне развитой личности.

/идеальная цель недостижима. Ее нужно оставить в качестве маяка/РЕАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ –

дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общества, государственной власти.

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ: О.С.Газман:

Базовая культура есть некоторая целостность, включающая в себя минимальное (оптимальное) наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих ей развиваться в гармонии с общественной культурой (то есть, не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад).

Основу СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ составляют приоритетные направления базовой культуры:

ñ культура жизненного самоопределения,

ñ культура семейных отношений,

ñ экономическая культура и культура труда,

ñ политическая, демократическая и правовая культура;

ñ интеллектуальная культура,

ñ нравственная культура,

ñ культура общения;

ñ экологическая культура,

ñ художественная культура,

ñ физическая культура.

Центральное звено базовой культуры – культура жизненного самоопределения. Это главное системообразующее понятие, характеризующее процесс полноценного проживания жизни.

Научиться жить – значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней.

Выделяются 4 сферы самоопределения (содержание формирования мировоззрения): человек, общество, природа, интегративные продукты человеческой деятельности.

Анализируя основные сферы деятельности воспитателя /задачи/, О.С.Газман выделяет:

здоровье ребенка,

нравственность,

способности /умственные, трудовые, художественные, коммуникативные/.

Эти задачи он решает, создавая ребенку условия для того, чтобы он успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, производственной, досуговой), в общении, в сфере бытия (образ жизни, материальная и предметно-эстетическая среда) /О.С.Газман/.

+++++++++++++++++++++++++

Наши рекомендации