Нравственное воспитание
Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников.
Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений.
Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.
Задачи эстетического воспитания;
ñ формирование эстетических знаний и идеала;
ñ воспитание эстетической культуры;
ñ развитие эстетических чувств;
ñ приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
ñ формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.
ñ формирование эстетического отношения к действительности;
Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться по отношению к природе и произведению искусства.
Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек становится способен привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт.
ПОДРОБНЕЕ
Эстетическое воспитание — процесс формирования способности восприятия, понимания и создания прекрасного в жизни и искусстве.
Задачи
ñ формирование способности выделять в жизни, искусстве, своем собственном внутреннем мире эстетические свойства, образы.
ñ воспитание способности испытывать эстетические чувства, эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к проявлениям прекрасного в действительности и искусстве.
ñ сформировать потребность, нужду в эстетических переживаниях, в общении с художественными ценностями, а в идеале — и потребность в художественном творчестве.
ñ формирование устойчивого эстетического вкуса — способности оценивать произведения искусства, а также проявления прекрасного в быту, труде, во взаимоотношениях людей, а также в своих собственных мыслях и делах.
Реализация этих задач требует использования системы методов эстетического воспитания, которые подразделяются на две основные группы.
ñ методы, нацеленные на выявление эстетических компонентов, содержащихся в самой окружающей нас действительности. Эти методы реализуются в процессе тесного общения с природой, произведениями искусства реалистического направления, тесно связаны с методами умственного, нравственного и трудового воспитания. Особую роль в их реализации имеет изучение гуманитарных дисциплин, особенно литературы, музыки, живописи;
ñ другая группа методов связана с созданием оптимальных условий для свободного художественного развития людей, проявления заложенных в них эстетических способностей, умений выражать свое мироощущение, в том числе и с помощью беспредметных образов, абстрактных художественных построений, не связанных с непосредственным отражением реальной действительности. Достоинства этих методов обосновываются с помощью установок о том, что главным источником наших эстетических представлений являются наши внутренние структуры и потенции. Этот комплекс методов эстетического воспитания особенно активно используется на Западе.
В процессе эстетического воспитания используют
художественные и литературные произведения музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор.
Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве,
организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами,
Посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.
Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда, привлекательное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, студентов и преподавателей. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни.
ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ.
Н.М. ТАЛАНЧУК:
Цельвоспитаниязаключается в формированиигармонически развитойличности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.
Содержаниевоспитательного процесса.
Его основу составляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребенку в том или ином возрасте.
Роли: семьянин, профессионал, гражданин страны, гражданин мира.
М.И.РОЖКОВ.
Целевые ориентиры воспитания можно условно разбить на две взаимообусловленные группы целей:
- идеальные(долгое время в качестве такого рода цели выступал идеал гармонично развитого человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство);
- реальные,которые конкретизируются в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития.
Содержание воспитаниядолжно обеспечивать развитие всех сущностных сфер человека:интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной.
В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения (гуманность, солидарность, любовь, представления о долге, справедливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности за себя). В ценностно-смысловых образованиях содержится нравственное значение общественных явлений и ориентиры поведения, которые являются основаниями нравственных оценок. Благодаря им регулируется и организуется поведение и деятельность личности.
В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели жизни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям, потребность в «другом», в контакте с себе подобными. Развитие названных элементов мотивационной сферы является главной движущей силой формирования и развития личности.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту. Объяснение этому положению дали психологи: тот предмет (идея, цель, отношение), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив. Если общение со взрослым идет плохо, безрадостно, постоянно приносит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивационные образования у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит.
В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет ради достижения целей. Принятие решений — это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе есть особые качества личности, возникающие на волевой основе.
В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с поведением других, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и др.
В предметно-практической сфере следует развивать способность совершать нравственные поступки, честное и добросовестное отношение к действительности; умение оценить нравственность поступков; умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм.
В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души; понимание морали. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми. Она характеризуется умением человека управлять своими отношениями. Позиции и ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его экзистенциальной сферы.
Н.Е. ЩУРКОВА:
Цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.
Жизнь, достойная Человека, — это жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте.
Содержание воспитания — исходя из задач. (в «Программе воспитания школьника"). В Программе определены педагогические задачи - доминанты в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению. Такими задачами являются следующие:
- формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;
- формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни;
- формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;
- формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;
- формирование образа жизни, достойной Человека;
- формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Концепция О.С.ГАЗМАНА:
ИДЕАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ – формирование гармоничной всесторонне развитой личности.
/идеальная цель недостижима. Ее нужно оставить в качестве маяка/РЕАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ –
дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общества, государственной власти.
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ: О.С.Газман:
Базовая культура есть некоторая целостность, включающая в себя минимальное (оптимальное) наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих ей развиваться в гармонии с общественной культурой (то есть, не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад).
Основу СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ составляют приоритетные направления базовой культуры:
ñ культура жизненного самоопределения,
ñ культура семейных отношений,
ñ экономическая культура и культура труда,
ñ политическая, демократическая и правовая культура;
ñ интеллектуальная культура,
ñ нравственная культура,
ñ культура общения;
ñ экологическая культура,
ñ художественная культура,
ñ физическая культура.
Центральное звено базовой культуры – культура жизненного самоопределения. Это главное системообразующее понятие, характеризующее процесс полноценного проживания жизни.
Научиться жить – значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней.
Выделяются 4 сферы самоопределения (содержание формирования мировоззрения): человек, общество, природа, интегративные продукты человеческой деятельности.
Анализируя основные сферы деятельности воспитателя /задачи/, О.С.Газман выделяет:
здоровье ребенка,
нравственность,
способности /умственные, трудовые, художественные, коммуникативные/.
Эти задачи он решает, создавая ребенку условия для того, чтобы он успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, производственной, досуговой), в общении, в сфере бытия (образ жизни, материальная и предметно-эстетическая среда) /О.С.Газман/.
+++++++++++++++++++++++++