Компьютерные и мультимедиа технологии обучения
Компьютерные технологии обучения (КТО) основываются на применении персональных компьютеров (персональных электронно-вычислительных машин – ПЭВМ) в их органичной связи с учебными целями, содержанием обучения, компьютерными программами и дидактическими приемами применения ПЭВМ как средства обучения.
КТО характеризуются тем, что они функционируют в системе «обучающийся-ПЭВМ» и включают следующие компоненты:
•техническую среду (вид используемой вычислительной техники);
•программную среду (набор программных средств для реализации технологии обучения);
•предметную среду (содержание конкретной предметной области науки, техники, знаний);
•методическую среду (инструкции, методы оценки эффективности и др.).
На данной основе в настоящее время реализовано большое количество компьютерных средств обучения – это автоматизированные обучающие системы (АОС), автоматизированные обучающие курсы (АОК), компьютерные тренажеры, обучающие компьютерные игры, электронные учебники и др.
Применение ПЭВМ в процессе обучения способствует реализации дидактических принципов и наполняет их новыми возможностями:
•принцип научности – использование современной вычислительной техники позволяет отражать в образовательном процессе сегодняшние рубежи науки и выводить обучающихся на уровень опережающих знаний;
•принцип наглядности реализуется в достаточной степени на основе технологий мультимедиа, имиджмедиа, гипермедиа и гипертекста;
•принцип активности – работа с ПЭВМ обеспечивает повышение у обучающихся творческой деятельности и психических процессов (восприятия, ассоциации, интуиции и др.), что в итоге оказывает положительное влияние на формирование уровня знаний;
•принцип системности и последовательности обеспечивается за счет программированного представления учебной информации, что обусловливает успешное усвоение не только предметных знаний соответствующей науки, но и ее структуры, логики и методики изучения;
•принцип индивидуализации обучения реализуется с помощью адаптивных программных средств, обеспечивающих каждому обучающемуся свой уровень сложности предоставляемой информации.
КТО с каждым годом находят все большее применение в процессе обучения. Однако следует учитывать, что ПЭВМ только помогает преподавателю в обучении, но не заменяет его.
Компьютеризация обучения неизбежно сводится к процессам передачи знаний, на которые опирается традиционная система обучения. В то же время подобно тому, как печатные материалы и технические средства передачи информации смогли привести к гигантскому расширению возможностей человеческого познания, фиксации и передачи опыта, компьютер должен увеличить потенциал человеческого мышления, вызвать определенные изменения в структуре мыслительной деятельности. В обучающей среде, созданной компьютером, основные процессы – это организация и интерпретация информации. Эта среда формирует такие характеристики мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Условия обучения, создаваемые «электронной средой», должны способствовать развитию творческого мышления обучающихся, ориентировать их на поиск неочевидных связей и закономерностей, на решение проблем. Нельзя просто добавить информационную технологию обучения с компьютером к традиционной системе обучения и надеяться, что произойдет революция в образовании. Очевидно, что для этой системы нужны специальная организация деятельности, взаимодействие преподавателей и обучающихся, специальная учебная среда.
Стандартными формами представления информации на экране персонального компьютера (ПК) являются текстовая и графическая. Они позволяют широко использовать ПК как средство обучения, но это средство является лишь вспомогательным, в большей или меньшей мере дополняющим основные, традиционные средства и методы. При использовании только двух форм передачи информации за пределами возможности персонального компьютера оказывается представление информации в естественной и привычной для человека форме: аудио, видео и анимация (мультипликация, оживление).
Не менее важным недостаток компьютерного обучения является отсутствие интерактивности, т. е. возможности обучающегося активно вмешиваться в процесс, задавать вопросы, осуществлять самоконтроль, получать более подробные и доступные пояснения по неясным для него разделам и фрагментам учебного материала, а ведь именно эти приемы составляют основу обучения.
Новое КТО, позволяющие качественно расширить и поднять обучающие возможности ПК и обеспечить интерактивность процесса общения с ним, стали называть средствами мультимедиа(от англ. multi – много и media – средство), а их использование в обучении – мультимедийными технологиями. Считается, что их появление позволит совершить прорыв и небывалый скачок в области образования.
Мультимедиа означает одновременное наличие звуковой, видео, графической и компьютерной среды. Объединение этих средств обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: человек, работающий с этой технологией на ПК, не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем, в процессе обучения. Именно этот феномен, а также большие успехи разработчиков и производителей компьютерного оборудования и мультимедийных продуктов определили настоящий бум мультимедиа в последние годы на рынке образовательных услуг, в сфере развлечений, в справочных системах, презентациях фирм, в рекламе товаров и услуг.
Под мультимедийнойтехнологией понимают совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают такое представление информации, при котором человек воспринимает ее одновременно и параллельно несколькими органами чувств. Ведь в реальной жизни это происходит именно так, когда более 90% информации получает от совместной деятельности органов зрения и слуха, а не последовательно, как это сохраняется в ПК.
Столь же принципиальны различия мультимедиа и традиционных средств представления аудиовизуальной информации (видеозапись, кинолента). Конечно, видеомагнитофон позволяет реализовать параллельную передачу изображения и звука, но в видеозапись и в кинофильм заложен жесткий сценарий, который в принципе исключает интерактивный режим, поскольку не позволяет произвольно переходить от одного места записи к другому, осуществлять поиск разделов и фрагментов по содержанию, организовать режим вопросов и ответов и т. д. Все это может выполнить преподаватель или же компьютер.
Для реализации мультимедийных технологий обучения необходимо иметь современные ПК, выполняющие большое число функций.
Несмотря на всего лишь десятилетний жизненный возраст данной технологии, в мире накоплен достаточно большой опыт разработки, создания и использования аппаратных средств и программных продуктов обучения. По мере их совершенствования программной продукции выявляются главные преимущества этой технологии.
Преимущество заключается в наличии точек разветвления в программах обучения, что позволяет обучающимся индивидуально регулировать процесс восприятия информации. Причем, чем больше точек разветвления, тем выше интенсивность программы и гибкость ее использование в процессе обучения. Другим из достоинств мультимедиа является возможность осуществлять обучаемому выбор из нескольких альтернатив с последующей оценкой правильности каждого шага. Текущий самоконтроль особенно необходим в процессе самообразования, самообучения.
Важным преимуществом является сочетание аудиокомментариев с видеоинформацией или анимацией, что позволяет постепенно, шаг за шагом разъяснять самые сложные процессы в развитии объектов.
Данный вид обучения обладает еще одним достоинством – занимательностью и эмоциональностью. Построение процесса обучения в виде развивающих интерактивных игр резко повышает интерес и внимание к учебному материалу, а музыкальное сопровождение приносит эстетическое удовлетворение и повышает качество информации.
При использовании мультимедиа существенно изменяется и роль преподавателя, который стал более эффективно расходовать учебное время, сосредоточив внимание на индивидуальной помощи обучающимся, на обсуждении информации, на развитии у них творческого подхода.
В настоящее время достаточно много различных обучающих курсов. Из них наиболее подготовленными методически являются языковые интерактивные курсы иностранных языков, которые сочетают разговорный словарь с пояснительными картинками, методику обучения грамматике, набор ситуационных диалогов с аудио– и видеосопровождением, а также тесты и возможность коррекции произношения путем записи речи обучающегося.
В процессе обучения весьма широко используются образовательные энциклопедии, сопровождаемые дикторским голосом, иллюстрациями, анимациями, картами и видео.
Наибольшее количество образовательных программ задействуется в гуманитарных науках (история, литература, искусство, психология), медицине, анатомии, зоологии, астрономии. В последние годы активную деятельность по созданию мультимедийных программных продуктов развернули многие военно-учебные заведения нашей страны.