Тема 15: Диагностика учебно-воспитательного процесса школы, класса, как основы управления. Основы внутришкольного управления
План:
1. Основы управления общеобразовательным учреждением.
2. Содержание управления общеобразовательным учреждением.
3. Планирование – основа управления и важнейшая стадия управленческого цикла.
4. Формы организации методической работы в школе.
5. Повышение квалификации и аттестация работников школы.
Ключевые слова:внутришкольное управление, внутришкольный контроль, квалификация и аттестация работников.
Центральное место в процессе решения многих задач школьного управления принадлежит руководителю школы и учителю, которым приходиться сталкиваться с новыми задачами возрастающей сложности и нести ответственность за принятые решения и конечные результаты. Опыт и инструкция все чаще оказываются не в состоянии на практике обеспечить принятые удовлетворительные и тем более оптимальные решения. И здесь приходит на помощь теория.
Что же дает нам на практике знание системы внутришкольного управления?
Во- первых,позволяет психологизировать процесс управления, создать атмосферу уважения, доверия и успеха для каждого члена школьного коллектива.
Во- вторых,уйти от вертикального командно-административного стиля управления и перейти на горизонтальный, профессиональный стиль сотрудничества. Корпоративный стиль управления учитывает индивидуальные качества каждого человека и осуществляет личностно-ориентированный подход к его деятельности.
В-третьих,открывает возможность для развития каждой личности, которая опирается, прежде всего, на мотивационные ориентации педагогов.
В-четвертых,предоставляет возможность для формирования внутришкольной культуры, которая создает психолого-педагогический комфорт всем участникам учебно-воспитательного процесса.
Понятие «управление»относиться к числу наиболее общих, наиболее универсальных, оно используется во всех областях человеческой деятельности. В Советском энциклопедическом словаре (М.,1981) находим следующее определение : «Управление –элемент, функция организованных систем различной природы (биологически, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей».
Предмет теории управлениясоставляют законы управления как целостного, комплексного явления.
Структура –это система органов управления, каждый из которых имеет свою внутреннюю структуру.
Процессом управленияобычно называют функционирование органов и работников управления. В различных школах процесс управления протекает по-разному. Основную роль здесь играет содержание процесса управления, которое определяется сущностью управления, его целями, принципами, методами, функциями, спецификой отрасли, уровнем данного органов общей системе органов управления.
Общей тенденцией в управленческом стиле является демократизация.
Планированиеможно определить как деятельность по оптимальному выбору идеальных и реальных дел и разработке программ их достижения. Ключевым элементом планирования является постановка целидеятельности школы.
Цель –это осознанный желаемый результат. Выбор цели– исходная позиция, первый этап управления, его наиболее творческая составная часть. По источнику и способу образования целей как на уровне отдельного человека, так и на уровне какой – либо организованной социальной системы цели могут быть внутренними (инициативными), т.е. формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно, либо внешним, если они задаются извне. Это имеет место в случае педагогических систем, для которых цели задаются обществом.
При постановке целей особую важность приобретает вопрос о разграничении понятий «задача», «цель», «идеал».
Задача –это реально достигаемый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат. Цель предполагает достижение желаемо результата за более продолжительный отрезок времени. Идеал или сверхзадача –это тот редко достигаемый желаемый результат, к которому можно постоянно приближаться.
Процесс управления требует надежной обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами на любом уровне. Именно контроль в различных его формах и методах (способах, средствах и взаимодействиях) обеспечивает такую обратную связь.
Внутришкольный контрольпредставляет вид деятельности руководителей школы совместно с преподавателями общественных организации по установлению соответствия системы учебно-воспитательной работы школы общегосударственным требованиям и школьным планам развития. Контроль удобно проводить с помощью диагностических средств.
Наряду с постоянным внутришкольным контролем (самоконтролем) для обеспечения единого государственного базисного уровня знаний, умений, навыков и уровня воспитанности школьников проводиться и государственный контроль деятельности школы. Этот контроль осуществляется органами управления образованием. Объектом их инспектирования (экспертизы) является управленческая деятельность руководителей школы, а не работа учителя.
Контроль за качеством работы учителя, качеством знаний учащихся, их воспитанностью проводиться и оценивается внутришкольным управлением педагогического процесса.
Закон РК «Об образовании»ясно и четко определяет круг обязанностей директора школы. Последний несет ответственность перед государством за организацию и качество учебно-воспитательной работы с учащимся, укрепления их здоровья и физическое развитие, повышение квалификаций работников, связь школы с семьей, а также за хозяйственно-финансовое состояние школы.
К важнейшим направлениям деятельности директора общеобразовательного учреждения относиться:
- организация деятельности членов администрации и всего коллектива школы.
- контроль над их деятельностью
- контроль над качеством педагогического процесса
- решение всех кадровых вопросов (прием на работу, увольнение, определение учебной нагрузки для учителей)
- организация работы с родителями
- организация разработки и реализация перспективных программ общеобразовательного учреждения.
Формы организации методической работы в школе многообразны и динамичны. Они изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов, основные из которых:
- государственная политика в сфере образования, законодательные акты и документы .
- уровень подготовки культуры учителей, их методическая грамотность, выявленная в процессе диагностических измерении личностных и профессионально – деятельностных показателей.
- морально-психологический климат в коллективе школы, материально-технические возможности организации методической работы.
- изучение внутришкольного педагогического опыта, инновационная открытость и активность учителей, уровень профессиональной готовности руководителей школы к осуществлению методической работы.
- конкретная ситуация в коллективе школы (в отношениях между учителями, учителями и учениками, учителями и руководителями и др.).
С целью стимулирования педагогических и руководящих работников, роста их профессионального уровня, повышение качества учебно-воспитательного процесса, развитие творческой инициативы, а также обеспечения социальной защищенности педагогов в условиях рыночных экономических отношений в рыночных экономических отношении в 1972 году была введена их аттестация.Одной из задач аттестацииявляется также установление соответствия между качеством работы учителя и его зарплатой, что осуществляется путем присвоения педагогической квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионализма.
Принципы аттестации – добровольность, открытость, системности целостность экспертных оценок, обеспечивающие объективное, корректное, бережное и доброжелательное отношение к педагогическим работникам..