Теория элементарного образования и развивающего обучения И. Г. Песталоцци. Влияние педагогических взглядов И. Г. Песталоцци на развитие теории и практики начального образования
Швейцарский педагог, один из основоположников дидактики, начального обучения. Родился в семье врача, принимал активное участие в движении швейцарской интеллигенции. Возглавлял «Учреждение для бедных в Нейгофе», приют для сирот в Станце, институты в Бургдорфе и Ивердоне.
Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность «романы» «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей»), а также «Письмо к другу о пребывании в Станце» и трактат «Лебединая песня». В мировоззрении Песталоцци идеи французских просветителей, гл. обр. Ж. Ж. Руссо, сочетались с теориями немецких философов Г. Лейбница, И. Канта, И. Г. Фихте и др.
С юных лет И.Г. Песталоцци проникся желанием облегчить участь крестьянских детей, лишённых элементарных условий для полноценного физического, умственного и нравственного развития. Основную роль в осуществлении своих социальных замыслов Песталоцци отводил воспитанию. Развивая и практически воплощая идеи Руссо, И.Г. Песталоцци утверждал, что цель обучения – в развитии человечности, в гармоничном развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно дать детям из народа хорошую трудовую подготовку и одновременно развить их физические и духовные силы, что в дальнейшем поможет им избавиться от нужды. Воспитание должно быть природосообразным, т.е. строиться в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы, начинаться с младенческих лет («Час рождения ребёнка является первым часом его обучения»), развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребёнку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путём последовательных упражнений вначале в семье, затем в школе в определённой системе и последовательности. В отличие от Руссо И.Г. Песталоцци расставил иные акценты в соотношении биологических и социальных факторов воспитания, выдвинув тезис «жизнь формирует». Воспитание И.Г. Песталоцци рассматривает как многообразный социальный процесс и утверждал, что «обстоятельства формируют человека, но и сам человек формирует обстоятельства. Человек имеет в себе силу многообразно гнуть их по своей воле. Делая это, он сам принимает участие в формировании себя и во влиянии обстоятельств, действующих на него». Совершенный человек, по И.Г. Песталоцци, определяется развитием трех сторон: способности и умения действовать, здравого делового разума и возвышенных (нравственно-религиозных) чувств.
Педагогическая система И.Г. Песталоцци базируется на следующих принципах:
- Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.
- процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому.
- Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлений, развития мышления и речи.
- Необходимо бороться с вербализмом, «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов».
- Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.
Указывая на различия в становлении умственных, физических и нравственных способностей ребёнка, Песталоцци подчёркивал важность их связи и тесного взаимодействия в обучении, которое движется от простого к более сложному, чтобы в итоге обеспечить гармоничное развитие человека. Идею Песталоцци о развивающем обучении К.Д. Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци». Развивающее обучение должно быть природосообразным, согласованным с законами мышления, поэтому на основании наблюдений и опытов выясняются законы саморазвития умственных сил и вытекающие из них естественные принципы развивающего обучения: обучение должно быть постепенным, последовательным, элементарным, наглядным и самодеятельным. Все эти принципы должны быть в обучении вместе, их нельзя отделять друг от друга.
Основной целью обучения Песталоцци считал возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Он разработал систему упражнений, расположенных в определённой последовательности и имеющих целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности; однако задаче развития учащихся Песталоцци в некоторой степени подчинял другую, не менее важную задачу обучения — вооружение учащихся знаниями. Критикуя современную ему школу за вербализм и зубрёжку, притуплявшие духовные силы детей, Песталоцци стремился психологизировать обучение, построить его в соответствии с «естественным путём познания» у ребёнка. Исходным моментом этого пути Песталоцци считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Поэтому Песталоцци придавал большое значение наглядности в обучении как средству развития у детей наблюдательности, умений сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. Песталоцци значительно расширил прежние трактовки наглядности, указав на возможность её использования в интересах формирования логического мышления.
И.Г. Песталоцци разрабатывает метод элементарного образования. Суть этого метода заключалась в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке. Метод элементарного образования – это определенная система развития способностей, а также система упражнений. Он предполагал взгляд на обыденное как нечто неизведанное и любопытное, т.е. намечалось поощрять детское свойство удивляться миру и познавать его. Метод предполагал самостоятельность воспитанников. Учащиеся сначала с учителем, а потом сами должны развивать свои силы и способности. И.Г. Песталоцци разложил педагогический процесс на первичные элементы. Числу, форму, язык он определил как первичные элементы умственного воспитания; отношения матери с ребенком, чувство гармонии, упорядоченности, красоты – как элементы нравственного воспитания; череду взаимосвязанных простых телодвижений – как элементы физического воспитания. Указанные элементы И.Г. Песталоцци предлагает сделать первоосновой для разностороннего развития личности. Элементы – своеобразные «кирпичики», из которых по И.Г. Песталоцци, складывается воспитание. Число кирпичиков постепенно увеличивается.
Для облегчения и упорядочения наблюдений ребёнка Песталоцци выделил простейшие элементы умственного воспитания, которые являются общими для всех предметов и потому должны служить исходным моментом для всякого обучения: число, форма и слово (простейший элемент числа — единица, формы — прямая линия, слова — звук). В требованиях Песталоцци к постановке обучения родному языку раскрывалось его социальное и педагогическое значение. Песталоцци считал, что речь надо развивать планомерно и последовательно, начиная со звуков и их сочетаний в слогах, через освоение различных речевых форм, при одновременном обогащении и углублении представлений ребёнка об окружающем мире. Песталоцци расширил и содержание начального образования, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику. Обучение счёту Песталоцци предлагал начинать не с заучивания арифметических правил, а с сочетаний единичных предметов и формирования на этой основе представлений о свойствах чисел. Изучение формы он подразделял на обучение детей измерению (геометрии), рисованию и письму. Ему принадлежит мысль о введении в начальной школе элементов геометрии. Песталоцци стремился настолько упростить методику начального обучения, чтобы ею с успехом могли пользоваться и учитель начальной школы, и любая мать-крестьянка. Отправляясь от простейших элементов, он стремился вести ребёнка шаг за шагом к познанию целостного предмета. Предложенный им путь обучения содержит большие дидактические возможности, но попытка Песталоцци придать ему универсальный характер не совсем правомерна. В обучении может иметь место и обратный путь: от целого к его элементам.
Исходным элементом физического развития Песталоцци считал способность ребёнка к движению. Начало физического воспитания, по мнению Песталоцци, закладывается в семье, когда мать постепенно приучает ребёнка стоять, делать первые шаги и ходить. Упражнения суставов были положены им в основу «естественной домашней гимнастики», на основе которой Песталоцци предлагал строить систему школьной «элементарной гимнастики». Элементарное трудовое обучение Песталоцци рассматривал как неотъемлемую, органическую часть своего метода. Он высказал мысль о создании «азбуки умений», усвоение которой помогло бы ребёнку развить свои физические силы и овладеть необходимыми ему в жизни трудовыми навыками. О развитии практических умений и навыков больше всего говорится в известном романе «Лингард и Гертруда». Практический труд, работа, дело – основной элемент народного образования. И.Г. Песталоцци хотел, чтобы человек был практичным, умел помогать себе и другим людям и деятельно служил Богу, в любви помогая ближним. Серьезный практичный труд, наставление и воспитание в нем может быть лучшей опорой для нравственности, целомудрия, уважения к собственности, деятельной доброты и истинного, деятельного, «тихого благочестия». И.Г. Песталоцци, конечно, не отрицал словесного обучения, он протестует против педагогического пренебрежения практическими умениями, делом, которые должны быть связаны с воспитанием и обучением. Считая практическую работу существенным основным элементом образования, И.Г. Песталоцци не замыкался на узкой цели обычного профессионального, ремесленного образования. Он обращался к высшим запросам духа – стремлением к умственным и нравственным интересам. Деловое практическое образование должно подниматься к высшим педагогическим целям: с ним должно быть связано развитие умственных интересов и возвышенных чувств.
Песталоцци критиковал современную ему профессиональную подготовку молодёжи, сводившуюся к овладению ею «односторонними рутинными умениями». Он выдвинул требование особого «элементарного образования для индустрии», чтобы помочь молодёжи овладеть основными приёмами и общей культурой труда. Для этого рекомендовалась «специальная гимнастика, готовящая к индустрии», которая должна строиться на базе школьной «элементарной гимнастики». «Образование для индустрии» рассматривалось им как «средство гуманизации промышленности». В произведениях Песталоцци содержится ряд не утративших своего значения высказываний об овладении молодёжью «внутренней сущностью промышленного производства» и теми «внешними приёмами, которые необходимы для успешного участия в ней». Высказывания эти отражают широкое применение в практике ручного труда. Но они, несомненно, представляют собой движение в сторону идеи трудовой школы.
При нравственном воспитании происходит расширение круга детской любви: родители, братья и сестры, учитель, школьные товарищи и т.д. Инстинктивно возникшая любовь младенца к матери в дальнейшем ребёнком осознаётся и переносится сначала на отца, сестёр, братьев, затем на учителя и всё человечество. Нравственное элементарное образование, полагал Песталоцци, в большей мере, чем другие стороны образования, обладает возможностью содействовать общей цели воспитания. Основные задачи этого образования: развитие у детей высоких моральных чувств, выработка у них путём непосредственного участия в добрых и полезных делах соответствующих нравственных навыков и, наконец, формирование у молодого поколения нравственного сознания, убеждений. Об элементарном нравственном воспитании И.Г. Песталоцци писал: «Все элементное нравственное воспитание покоится вообще на трех основаниях: выработать с помощью чистых чувств хорошее моральное состояние; упражнять нравственность на справедливых и добрых делах, превозмогая себя и прилагая усилия; и наконец, сформировать нравственные воззрения через размышление и сопоставление правовых и нравственных условий, в которых ребенок находится». Просвещенная, мыслящая мать, по И.Г. Песталоцци, живет для своего ребенка в служении его любви, а не службе его капризу или эгоизму.
Общественные воспитательные учреждения Песталоцци стремился построить по типу семьи, на началах искренней любви учителя к детям и бережного подхода к ним. В школе учитель только тогда является учителем в нравственном воспитании, когда он – отец, любящий, помогающий, воспитывающий. Школа тесно связана с деревенской жизнью, и чем ближе, теснее связи школы с деревней, тем ярче будет любовь к человечеству, считает И.Г. Песталоцци. В отличие от схоластической школы, школа И.Г. Песталоцци – школа разных видов деятельности ребенка. Она тесно связана с окружающей социальной средой, в ней дети близки к реальной жизни. Основой всей жизнедеятельности школы является труд, на нем строится и умственное, и нравственное воспитание. За основу воспитания в целом, и нравственного воспитания в частности, берется «деятельная любовь ко всему человечеству».
Сформулированные Песталоцци идеи психологизации обучения оказали глубокое влияние на развитие дидактики и педагогики. В 1792 г. Законодательным собранием Французской республики Песталоцци было присвоено звание «гражданин Французской республики».
Вопросы и задания
1. На каких принципах базируется педагогическая система И.Г. Песталоцци?
2. Назовите основные элементы педагогической теории И.Г. Песталоцци.
3. Дайте характеристику первоэлементам умственного, нравственного и трудового (физического) воспитания.
4. Чем характеризуется развивающее обучение по И.Г. Песталоцци?
5. Каким, по мнению И.Г. Песталоцци, должен быть совершенный человек?
6. Раскройте вклад И.Г. Песталоцци в развитие педагогической теории и практики начального образования.
Литература для самостоятельной работы
1. Андреева, И.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И.Н. Андреева, Буторина Т.С., Васильева З.И. – М.: Академия, 2006. – 430с.
2. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики / А.Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 432с.
3. Корнетов, Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирно-исторического процесса / Г.Б. Корнетов. – М.: Педагогика, 1994. – 353с.
4. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли / В.Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 351с.
5. Константинов, Н.А. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – М.: Просвещение, 1982. – 447с.