Негативные стороны воспитательной системы школы
Мы полагаем, что главной ошибкой является нормативный подход педагогов к организации воспитательного процесса, что выражается в игнорировании природы системы, ее специфического своеобразия.
Зачастую мы выбирает не самый удачный или подходящий путь в формировании воспитания, у школьников ориентируясь на опыт других школ, забывая, что каждый ребенок это, прежде всего личность к которому требуется индивидуальный подход, да и цели с задачами, скорее всего, будут различаться.
Привлекая, учащихся к активной деятельности в школах довольно таки часто проводятся деловые игры, в ходе которых ученики обсуждают и «решают» сложные социальные или социально- педагогические проблемы. С одной стороны участие в этих играх полезно т.к. оно развивает мышление, воображение, коммуникативные навыки и воспитывает толерантность друг к другу, но если рассматривать эту ситуацию с другой стороны – неумеренное увлечение разыгрыванием воображаемой ситуации подменяет реальную, не желание и не умение слушать друг друга чаще всего приводит к разногласием, резким и грубым высказываниям в строну соперников.
Создание воспитательной системы должно сопровождаться прогнозированием расширения воспитательного пространства, освоением социальной, природной, предметно – эстетической среды. Значительную роль в процессе формирования воспитания у ребенка является его самоуправление, к сожалению это не всегда приводит к положительному результату т.к. ученическое самоуправление основано на руководстве одних детей над другими, и практически игнорируется овладением каждым учащимся умениями самоуправлениями своей деятельностью, так же вызывает негодование и обиду детей, над которыми руководят их ровесники.
Другим негативным аспектом является либо копирование в школах черт политической жизни государства, либо полное игнорирование необходимости создания ученических общественных организаций и органов самоуправление.
Так же можно отметить, что конфликты в современной школьной жизни превращаются в явление частое и обыденное. 48% конфликтов[4] в школе приходиться на конфликты между учителем и учеником. (9)
Причиной этих столкновений сами учителя считают:
- нетерпение к другому – 14 %
- вспыльчивость – 33%
- отсутствие такта – 47 %
Но главная проблема кроется в неумении учителя разумно, правильно разрешить его. Вследствие чего у учащихся, особенно у младших школьников, наблюдается серьезное беспокойство, нежелание учиться, а иногда даже нервное расстройство.
И, наконец, отмечается ликвидаторская позиция руководства образованием в отношении воспитания, которая приводит к упразднению внешнего звена управления воспитательной системой. (8)
Позитивные стороны воспитательной системы школы.
Позитивных моментов воспитательной системы в современной школе гораздо больше, чем негативных и это говорит о многом, о желание вырастит достойное поколение, о стремлении педагога передать и научить своих учеников всему самому доброму и лучшему. Заложить в нем качества достойные гражданина Российской Федерации.
Позитивными сторонами воспитательной системы являются:
- знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства
- совместное решение проблем и разделение труда при выполнении, заданий – это наглядно показывает, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество
- приобщение учащихся к культуре
- создание условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки
- развитие умения действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях
- привлечение родителей к внеклассным мероприятиям воспитывает в детях партнерские качества и умения, помогает сблизить родителей с детьми, если в семье имеются некие проблемы с общением
- В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий были убежденны в том, что педагогически организованное созерцание красоты труда человека положительно воздействует на нравственность ребенка
- формирует у подростков уверенность в себе, своих силах, ближнем окружении
- воспитывает любовь к природе
-ребенок воспитывается в коллективе и через коллектив, т.е. происходит адаптация к внешним требованиям, к правилам социума и под его контролем за счет которых и происходит воспитательный процесс
Практическая часть.
Для технологии и методики индивидуального воспитания в современной школе используется такая форма как ситуационный классный час. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из событий, явлений, фактов которые оказывают влияние на поведение человека и в которых проявляется его характер, привычки, культура общения и поведения. Классные часы позволяет проанализировать собственное поведение «после события», чтоб учиться на собственном опыте и уметь планировать стратегию поведения на будущее. Поэтому мы предлагаем Вашему вниманию разработку классного часа, посвященную «Итогам четверти».
Классный час «Итоги четверти».