Реформы в странах Восточной Европы характеризовались рядом особенностей

Во-первых, проведение структурных преобразований в отличие от ряда традиционалистски настроенных стран старой Европы (например, Германии) в данных странах проходило более гладко. Это обусловлено, с одной стороны, стремлением быстрее интегрироваться в структуры ЕС, а с другой финансированием (а, следовательно, и контролем) ряда проектов соответствующими структурами ЕС.

Во-вторых, наблюдался существенный рост частных вузов и внебюджетных источников финансирования. Данная тенденция объясня­лась как полным отсутствием подобного типа заведений в советский период, так и недостаточностью объемов финансирования из источников госбюджета. Большинство программ, предлагаемых частными вузами, готовят специалистов для популярных сфер бизнеса и управле­нии, информатики и педагогики (обучение иностранным языкам).

Имеются существенные различия в уровне социально-экономичес­кого развития стран (так, можно выделить группу «богатых» стран -Словения, Чехия, Венгрия и приближающихся к ним - Словакия, прибалтийские государства, Польша, и группу «бедных» стран - Румыния и Болгария).

Венгрия

Система высшего образования в Венгрии, как и в других странах Восточной Европы, берет свое начало от прусской модели, которая характеризуется мощным государственным аппаратом и полуавтономной профессурой. За сорокалетний период развития по советской моде­ли система государственного контроля и централизации была усилена в большой степени. Второй важной структурной характеристикой Восточноевропейского высшего образования, и венгерского в частности, была высокая степень институциональной раздробленности, что характеризовалось большим количеством мелких узкоспециализированных вузов - институтов, которые предлагали небольшое число программ. Третьей особенностью советской эпохи было разделение в значительной степени образовательных и научных учреждений; послед­ние находились под контролем венгерской Академии наук.

Реформа венгерского высшего образования с начала 90-х гг. XX в., ставила целью решение двух на первый взгляд противоположных задач: во-первых, расширение доступа к высшему образованию, и, во-вторых, расходов на эту сферу. Решение первой задачи было напрямую связано со стремлением страны соответствовать общеевропейским cтандартам, и в частности, в образовательной сфере. Очевидно, что решсние обеих задач было невозможно без коренных реформ.

Ответом на вызовы изменяющихся социальных и экономический условий было принятие венгерским правительством и Всемирным бан­ком программы реформ, основными целями которой стали:

• эффективное использование имеющихся ресурсов;

• привлечение негосударственных источников финансирования;

• объединение небольших узкоспециализированных учебных заведений;

• создание новых более гибких и вариативных программ и учебних планов, конвертируемых как в рамках национальной, так и общеевропейской системы.

В основу реформы был положен региональный (а не отраслевой) принцип объе динения . Так, объединению подлежали вузы разной специализации в пределах одного региона, в то время как университеты близкого профиля в различных регионах сохраняли свою самостоятельность.

В результате проведенных реформ к 2000 г. число высших учебных заведений было сокращено с 41 университета и 22 колледжей до 17 университетов и 13 колледжей (при увеличении числа студентов!).

Вторым элементом реформы было создание Специальных Советов (lay boards) как на национальном, так и институтском уровнях. Нацио­нальный Совет (ГТТ) состоит из 21 члена: 1 член представляет прави­тельство, оставшиеся места делят поровну представители высшей школы и соответствующих профессиональных ассоциаций.

Вторая группа проблем была связана с соперничеством двух групп университетов: изначально более мощных и крупных центральных вузов и региональных учебных заведений. Последующие реформы системы высшего образования в Венгрии напрямую связаны с двумя событи­ями: подписанием Болонского соглашения в 1999 г. и вступлением в Европейский союз в 2004 г.

В настоящее время в Венгрии идет трансформация традиционной системы высшего образования (пятилетняя подготовка специалиста -кандидат наук - доктор наук). Вместо нее внедряется англо-саксонская Модель высшей школы (трехлетний бакалавриат - двухлетняя магистра­тура - трехлетняя докторантура).

Польская Республика

Средняя школа. Реформа системы образования началась в Польше в сентябре 2000 года. За год до начала реформы Министерство образования Польской республики представило на обсуждение обществен­ности проект будущих преобразований. Если в целом охарактеризовать направленность реформы, то это смена курса: поворот от централиза­ции к автономии и предоставление большей самостоятельности учреж­дениям образования. Согласно проекту школа становится автономным организмом: государство формирует социальный заказ, как его выпол­нять учебные заведения решают самостоятельно.

Образовательная реформа устанавливает следующую структуру системы образования в Польской Республике: начальная школа (3 года) гимназия (3 года) - лицей (3 года) или профессиональная школа (4 года). После окончания школы и сдачи выпускного экзамена (матура) выпус­кник может продолжать учебу в вузе (академическая магистратура) или 3-4-летнем лиценциате с получением специальности инженера. После­дипломное образование представлено докторантурой, аналогом нашей аспирантуры со сроком обучения 4 года. Любая реформа стоит денет. В 2000 г. на образование было выделено только 4,7%. Успешное выпол­нение поставленных задач, даже по самым осторожным оценкам, требует увеличение расходов на образование вдвое. Ситуацию несколько облегча­ет полученный Польшей под низкий процент кредит Мирового Банка.

В ходе польской образовательной реформы были апробированы ряд идей западного образца. В качестве примера можно привести образова­тельный бон (аналог американского школьного ваучера). Эта идея была предложена заместителем министра образования К. Марцинкевичем в 1992-1993 гг. Образовательный бон представляет собой сумму государ­ственного финансирования, которое выделяется государством в расчете на обучение одного ребенка. Поскольку родители ребенка вправе выби­рать школу (государственную или частную), эта сумма следует за ребенком, порождая, таким образом, конкуренцию между школами за учащихся, чем больше учащихся в школе, тем лучше ее финансирование. Анализ основных положений польской образовательной

рефорМы свидетельствует о большом внимании к подготовке учителя для рефор­мируемой школы. В целях стимулирования интереса к учительской про­фессии и дифференциации оплаты труда педагогов образовательная ре­форма предусматривает ряд ступеней в их профессиональной карьере (таблица 3.4).

Таблица 3.4 - Ступени профессионального роста педагога

Ступени

1. Учитель-стажер

2. Учитель-контрактник

3. Учитель

4. Учитель-специалист

5. Дипломированный специалист

6.Профессор образования

Сроки

1-2 года

3 года

3 года

Условия перехода на следующую _ступень

Прохождение квалификационного собеседования

Сдача экзамена npeдметной комиссии

Экзамен

Экзамен

Экзамен (защита диплома)

Экзамен/Защита

Соотношение оплаты труда стажера и профессора: 1:3. Большие из­менения коснулись и системы переподготовки педагогических кадров. Значительное внимание уделяется методическому аспекту в системе подготовки учителей. В рамках специальной программы «Новая школа» учителей будут знакомить с достижениями современной педагоги­ки, оказывать помощь в создании школьных программ. На переподго­товку учителей выделяются специальные средства, из которых большая часть будет направляться школе (60%). Курс на модернизацию польской системы образования ориентирован на поощрение участия учителей в разработке авторских программ, которые будут использоваться нарав­не с программами, утвержденными Министерством образования. Пре­дусматривается, что авторские программы будут утверждаться дирек­тором школы, а лучшие программы будут популяризироваться Министерством образования.

Высшая школа. 1990-е были чрезвычайно динамические периодом для польского высшего образования. После десятилетий относительной стабильности, (которые характеризовались существенным ограничени­ем политических свобод, а также авторитарной системой образования), принятый в 1989 г. новый закон о высшем образовании предоставил вузам широкую автономию.

Последующие 10 лет были периодом серьезного дисбаланса между изменившимися реалиями в общественно-политической жизни с грани и действующим на то время старым законодательством в сфере образования. Одновременно наметился значительный рост числа частных учебных заведений и сокращение числа бюджетных мест в государственных вузах. Переход от централизованного авторитарного управления системой образования к самоуправлению, широкой автономии вузов, ориентации на потребности рынка и учета интеллектуальной и личной свободы граждан сопровождался хроническим недофинансированием государственных вузов. После более чем десяти лет преобразований, польская система образования нуждалась в более углубленной реформе по cpaвнению с реформой начала 90-х XX в.

В начале нынешнего 10-летия польская высшая школа встала перед необходимостью проведения глубоких реформ в сфере образования и принятия нового закона.

На протяжении последних пяти лет Польша готовилась к вступле­нию в Евросоюз. Результатом стало принятие нового закона о высшей школе. Согласно ему, высшее образование в Польше будет состоять из трех уровней: бакалавриата, магистратуры и докторантуры. В Польше сушествует проблема диспропорции количества специалистов. Напри­мер, экономистов в Польше можно не выпускать еще лет десять, а кад­ров в области психологии, педагогики, социологии, рекламы не хвата­ет. Вводятся также ограничения для научных работников (скажем, профессор может одновременно преподавать лишь в двух вузах). Повышена оплата труда профессорского состава. Установлено ограничение по оплате обучения в вузе - 700-1000 дол. в год.

Уровень образования в Польше невысок - высшее образование имеют только 11-13% населения, а безработица огромна - 25-30%. Чтобы иметь шанс трудоустроиться, люди должны учиться. Поэтому перед системой высшего образования кош задачи, которые необходимо будет решать на протяжении ближайших пяти лет. Перспективы развития польского высшего образования включают:

• уменьшение доли государственного финансирования;

• изменения в структуре вузов;

частичную приватизацию;

замену бессрочных контрактов возобновляемыми 5-летними;

• укрепление частного сектора и повышение мобильности ППС [118].

Наши рекомендации