Вопрос Критерии готовности педагога ДОО к организации образовательной деятельности по приобщению воспитанников к словесному искусству
Критерии готовности педагога ДОО к организации образовательной деятельности по приобщению воспитанников к словесному искусству.
В современном российском обществе на первый план выходит проблема коммуникации людей, т.е. взаимодействия посредством общения, где оно, в свою очередь, играет важную роль как средство развития личности. Формирование личности начинается с рождения в процессе общения ребенка с близкими взрослыми (это и родители, и братья, сестры, а также другие члены семьи). Приобщение детей к общественным нормам происходит в дошкольном возрасте, когда ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни.
Характеризуя современного ребенка, Д.И. Фельдштейн отмечает такую неблагоприятную тенденцию как обеднение и ограничение общения детей. Уже в младшем школьном возрасте у 25% детей наблюдается беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. Поэтому именно в дошкольном возрасте должны развиваться коммуникативные навыки, строиться межличностные отношения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Отметим, что согласно введенному стандарту дошкольного образования, предполагается выделение социально-коммуникативной образовательной области. Организация коммуникативной деятельности должна способствовать конструктивному общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками, овладению устной речью как основным средством общения.
Именно речь обслуживает основную, генетически исходную функцию речи – коммуникативную. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка и является основной формой общения детей дошкольного возраста. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения.
Общение— один из ведущих факторов психического развития ребёнка. Ребенку свойственно стремление к общению. Он ищет пути к личностным контактам, но для этого необходимо быть коммуникабельным, доброжелательным, открытым, приветливым. Немаловажную роль играет при этом и «техника общения» — приемы установления контакта, умение почувствовать состояние речевого партнера, готовность к общению, умение поддерживать беседу, вести диалог.
Дети у которых возникают трудности во взаимоотношениях предпочитают одиночную игру совместной и ревниво оберегают ее от вмешательства сверстников. Неприятие ребенка в коллективе отрицательно сказывается не только на его эмоциональном состоянии, но и на дальнейшем формировании речи, характера. Оно порождает замкнутость, неверие в свои силы, повышенную обидчивость, упрямство, агрессивность. Особое значение приобретают первые контакты ребенка со взрослыми и детьми, добрые взаимоотношения его со сверстниками. Если ребенок не владеет культурой общения, навязывает сверстникам свое мнение, то те будут избегать его, и он может оказаться в изоляции.
Поэтому, умению вести диалог со сверстниками – важнейшей сфере коммуникативной самодеятельности – необходимо учить. Умение общаться со сверстниками диалогически – актуальная сторона социального, личностного развития ребенка, источник развития его речи, становления коммуникативной компетенции, важная сфера самодеятельной активности, саморазвития. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого.
Таким образом, целью работы является изучить коммуникативные умения старших дошкольников в ДОО и выявить методы и приемы в работе с ними.
Теоритические основы коммуникативной деятельности детей в ДОО.
Организация коммуникативной деятельности в ДОО в условиях внедрения ФГОС.
Согласно статье 64 «Об образовании в Российской Федерации», в процессе реализации образовательных программ дошкольного образования на основе индивидуального подхода к детям и специфических видов детской деятельности обеспечивается разностороннее развитие детей.
Одна из видов детской деятельности - коммуникативная. Всем известно, что дети приходят в детский сад уже со стремлением к общению, но у них ещё нет навыков коммуникативного общения.
В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой выделены основные цели коммуникативной деятельности детей:
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников;
развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;
формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Формирование коммуникативной компетентности современных детей одна из самых актуальных и сложных задач воспитателя.
Программа определяет задачи образовательного процесса, которые необходимо решать в ходе коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста:
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу;
формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;
развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности;
формировать умение спокойно отстаивать свое мнение;
обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).
Развитие определённых навыков способствует:
улучшению соц. статуса в группе;
помогает понять и принять другого человека;
выражать свои мысли и эмоции.
Умение общаться поможет будущему первокласснику легче адаптироваться в новом социуме, наладить контакт со сверстниками и взрослыми.
Что и обеспечит ему чувство психологической защищенности и ощущение комфорта.