Тема: Воспитание в целостном педагогическом процессе
1. Особенности воспитательного процесса.
Воспитательный процесс обладает следующими особенностями.
1) Воспитательный процесс – необходимый компонент целостного педагогического процесса. Воспитание и обучение – две взаимосвязанные его части. При этом педагогами установлено, что воспитывать сложнее, чем обучать.
Задачи воспитания более широкие. Они связаны с выработкой у человека глубоких убеждений, чувств, привычек, качеств, потребностей и т.п.
Результаты воспитания не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживаются, как в обучении.
Проверить степень воспитанности того или иного качества гораздо труднее, чем степень усвоения знаний: об уровне воспитанности судят не только по внешнему поведению, необходимо выявить мотивы поступков. Сложность в том, что мотивы составляют внутреннюю сущность человека, и не каждому захочется рассказывать, почему он поступил так, а не иначе.
Воспитание – всегда целенаправленный процесс или процесс целенаправленного формирования личности.
Воспитание - один из факторов формирования личности. Это – проявление действия социальной среды на личность. Но среда может влиять на личность как стихийно, так и целенаправленно. Целенаправленные воздействия осуществляются посредством воспитания.
Главная, глобальная цель воспитания – формирование личности, нужной и полезной обществу, всесторонне и гармонично развитой личности.
В концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в республике Беларусь цель воспитания определена как: формирование социально, духовно и морально зрелой личности, субъекта своей жизнедеятельности.
Эта цель достигается посредством достижения ряда частных целей или задач воспитания.
3) С позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации.Он основан на переходе внешних по от ношению к человеку опыта, знаний, ценностей, норм, правил в её внутренний психический мир – в её убеждения, установки, качества, привычки.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Он идёт от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Это – процесс взаимодействия воспитателя воспитанников.
Управление этим процессом основано главным образом на обратных связях, то есть на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше её в распоряжении учителя, тем эффективнее воспитательное воздействие. Поэтому изучение внутренней позиции каждого ребёнка обязательно для педагога. Огромную роль в воспитательном процессе играет личность воспитателя.
К.Д.Ушинский считал, что влияние личности воспитателя составляет воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями. (Сентенция – нравоучительное изречение)
Именно воспитатель направляет процесс воспитания. Но не менее важна в этом процессе активность воспитанников, которые могут и должны выступать в качестве субъектов воспитания. Таким образом, воспитание носит как субъект-субъектный, так и субъект-объектный характер.
Воспитание – комплексный процесс.
Ребёнок развивается как целостная личность. Формирование личностных качеств происходит не поочерёдно, а одновременно, в комплексе.
Например, честность, доброта, правдивость формируются в комплексе, а не поочерёдно: сначала честность, потом добора, затем правдивость. На каждом из этапов воспитания воспитатель выдвигает комплекс воспитательных задач, хотя на определённых этапах развития личности или коллектива воспитатель может ускорить работу по воспитанию того или иного качества, выдвигая ведущую задачу (это может быть воспитание навыков и привычек культурного поведения).
Кроме этого, комплексность означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания (в воспитательном процессе должны присутствовать все перечисленные компоненты).
Воспитательный процесс отличается непрерывностью, длительностью, устремлённостью в будущее. Он начинается с момента рождения ребёнка и продолжается всю его жизнь.
По выражению известного французского философа Клода Адриана Гельвеция (18-й в.) «… вся жизнь есть одно лишь длинное воспитание». (Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и о его воспитании. – М., 1938, с. 10)
Воспитание осуществляется ежедневно, ежечасно, в школе, дома, на улице. Этот процесс характеризуют непрерывные систематические воздействия воспитателя и воспитанников.
Если процесс воспитания идёт от случая к случаю, то воспитателю приходится заново прокладывать след в сознании ученика, вместо того, чтобы углублять его, вырабатывать устойчивые привычки.
При этом в воспитании нельзя рассчитывать на быстрый успех. Для него характерна отдалённость результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.
Педагог Г.М. Коджаспирова утверждает: результат воспитания, скорее всего, выяснится тогда, когда воспитанник станет взрослым и будет проявлять себя самостоятельно.