Теория естественного общечеловеческого воспитания Жанн-Жако Руссо
Философ, писатель, один из представителей эпохи просвещения. Сын часовщика из Женевы. Путем самоподготовки достиг в науке очень высоких рубежей и стал одним из образованных людей своего времени. Из Женевы в 1741 году попадает в Париж. Знакомится с французской философией. Начал заниматься литературной деятельностью. Он написал ряд работ, в которых выступали противоречивые неравенства. Но своему мировоззрению Руссо выражал взгляды мелких собственников. Он писал, что власть и богатство создали неравенство. Человек испорчен современным обществом. Существование людей должно поддерживаться личным трудом. А в действительном мире многие присваивают результат чужого труда. Мировую известность принес Руссо роман "Эмиль" или "О воспитании" (1762 г.)
Руссо показывает путь воспитания свободного человека нового общества. Он утверждал, что дети должны воспитываться естественно, вместе с природой, т.е. в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности. Воспитание человек получает от 3-х источников: от природы, окружающих людей, вещей.
Воспитание природой осуществляется путем внутреннего развития этих способностей и органов.
Воспитание вещами это собственный опыт человека. Правильным бывает воспитание тогда, когда все факторы действуют согласовано. Руссо подчеркивал, что воспитание должно быть свободным, ибо первое из естественных прав человека, это свобода. Он выступал против тогдашней школы. Руссо считал, что воспитание должно быть естественным. А также роль воспитателя понимал своеобразно. Считал, что воспитатель наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам ребенок этого не замечает. В романе он делит своего воспитанника на 4 периода: 1- от рождения до 2 лет. В центре лежит физическое воспитание: 2 - от 2 лет до 12 лет. Это период сна-разума: 3 - с 12 до 15 лет — период широкого умственного воспитания: 4 - с 15 до 18 лет — период нравственного воспитания.Высказывания Руссо о воспитании женщин: ее специальное назначение в том, чтобы быть матерью, вести хозяйство, создавать семейный уют. Естественное воспитание девушки должно отличаться от воспитания юноши, в ней должно быть повиновение, покорность. Несмотря на ряд противоречий идеи Руссо оказали большое влияние па развитие педагогической мысли.
31.Школа и педагогическая мысль в России в 12-18 веках.(только о 18 в.!) Серьезные изменения в политической экономической, культурной жизни России, начавшиеся еще в середине XVII в. и связанные с ее постепенным выходом из средневековой изоляции по отношению к Европе, продолжились и усилились в петровскую эпоху. Эти годы были переломными в истории отечественной школы и педагогической мысли. Россия пережила реформы воспитания и образования. Наметился переход от сословного общества к гражданскому. Россия вступила на дорогу общеевропейского развития. Образование стало рассматриваться как один из основных путей карьеры. История школы и педагогической мысли в России 18 в. делится на 2 периода: первую и вторую половину столетия.Произошли существенные изменения в школьном деле, в трактовке вопросов воспитания и образования. В первой половине столетия происходил поворот к школе и педагогике Нового времени.В начале 18 в. в России появились государственные школы различных типов. Подобная реформа была одним из направлений преобразовании Петра I. Эти школы отличались практической направленностью. Первым из созданных при Петре I учебных заведений была школа математических и навигационных наук (1701 г.).В1715 году старшие классы математических навигационных наук были переведены в Петербург. На этой базе была организована Морская Академия. В 1707 г.хирургическая шкода, рассчитанная на 50 учащихся.В учебных заведениях обучали на русском языке. Была усовершенствована русская азбука - чтобы облегчить усвоение родною языка. Во второй четверти реформирование образования замедлилось. Появились учебные заведения новою типа. В конце 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук. В ее состав входили университет и гимназия. Заботой государства являлась организация обучения дворянства.Одним из первых представителен русского Просвещения был Татищев. Он считал, что воспитание и обучение должны соответствовать возрасту человека. Он обосновывал идею, что учитель должен не только знать свой предмет, но и обладать умением обучать. Особую роль в реформах сыграл Ломоносов. Он был инициатором демократизации состава учащихся гимназии при Академии наук. Ввел в число обязательных предметов химию и астрономию. Первым стал читать лекции для студентов на русском языке.
Периодом наивысшего развития школьного дела в России 18 в. стало царствование Екатерины II. Она проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования.
Журналист Новиков финансировал 2 частные школы и определял в воспитании 3 главных направления: телесное, нравственное и умственное. Такое воспитание содействовало формированию человека и гражданина. Настаивал на гражданском воспитании, на формировании сынов отечества требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его доступным и для крестьян.
Устав 1786 г. провозглашал воспитание как единое средство общественного блага. Согласно Уставу 1786 г. в юродах открывались малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек. Обучение длилось 5 лет. Устав утвердил классно-урочную систему. Реформа, предпринятая уставом, была важным этапом в развитии школьною дела. Число народных училищ быстро росло. Но из-за нехватки учителей многие училища постепенно снижали качество обучения, а некоторые, едва успев открыться, прекращали свое существование.
Тенденции и развитие образовательной школы в странах Западной Европы в 19 веке. В 19 в. завершается формирование классической педагогики Нового времени. В поле ее зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Была осознана самооцененность, неповторимость человеческой личности. В педагогике Запада происходило приумножение знаний за счет информации, заимствованной из философии и иных наук о человеке и его воспитании. Особенно внимательно изучались цели, содержание и методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса. Зарождались новые теории социального воспитания, созвучные своему времени.
Вершинами педагогической мысли 19 века стали идеи немецкой классической философии, творчество И.Г. Песталоцци, И.Ф. Герберта, Г. Спенсера. Произошло становление национальных школьных систем. Школа существовала в ситуациях социальных потрясении (Европейские революции и воины). Школа развивалась при поступательном движении экономики, интенсивном росте промышленности, и поэтому создание новой системы образования стало исторически неизбежным. К концу столетия и ведущих странах Западной Сиропы были заложены основы повои школы. В Западной Европе сказывались традиции сословной школы. Эпоха Нового времени знаменуется творчеством педагогов: Песталоцци, Герберта и др.
24.Педагогическая деятельность и теории Песталоцци (1746 - 1827 гг.). Родился в Швейцарии, в семье врача. Большое влияние на его воспитание оказывали мать и служанка. Образование получил сначала в начальной, а затем в латинской средней школе и в высшем учебном заведении гуманитарного направления. В 1769 г. - купил имение, в котором хотел организовать показательную ферму, чтобы научить крестьян рационально вести своё хозяйство. Позже он разорился. В 1774 г. открыл «учреждение для бедных», в котором собрал беспризорников. Обучал детей чтению, письму, счёту, занимался их воспитанием, ремесленники учили их прясть и ткать. Но позже, из-за неудач, он закрыл приют. В 1781-1787 гг. - издаёт социально-педагогический роман: «Лингард и Гертруда». В 1792 г. – получил высокое звание французского гражданина. 1779 год - проводит экспериментальную работу в школах г. Бургдофа. 1805 год - создал большой институт, который вскоре получил мировую известность. 1826 год - написал последнее произведение: «Лебединая песнь». Цель воспитания, по Песталоцци - развитие всех природных сил и способностей человека, это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Содействие воспитания на ребенка должно находиться и согласии с ею природой. Основной принцип воспитания согласие с природой. Песталоцци стремится создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка должно начаться с первою дня появления на свет. Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, которая включает физическое, трудовое, умственное и нравственное образование.Цель физического воспитания по Песталоцци - развитие и укрепление всех его физических сил и возможностей, основа физического воспитания - естественное стремление ребенка к движению. Физическое воспитание проходит в теснейшей связи с нравственным и трудовым воспитанием.Нравственность, по мнению Песталоцци, вырабатывается в ребёнке путём постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. В семье закладывается основы нравственного поведения ребёнка. Дальнейшее нравственное развитие продолжается в школе. Нравственное поведение у детей формируется благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей.Песталоцци тесно связывает умственное образование с нравственным воспитанием. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте. Обучение способствует накоплению учеником запаса знаний, развивает ею умственные способности. Важнейшей основой обучения является наглядность. Обучение должно идти в строгой последовательности, наряду с умением мыслить надо развивать у детей практические навыки. Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования.
25.Педагогическая деятельность и теория И. Герберта. Родился в Германии. Получил образование сначала и латинской классической школе, а затем в Иенском университете. Ознакомился с учениями представительных немецких идеалистических философов. Педагогические идеи получили, развито в его книгах «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Учебник психологии», «Очерк лекций по педагогике». Он предпринял попытку разработать систему педагогической науки на основе идеалистической философии, главным образом этики и психологии.По своему мировоззрению Герберт метафизик. Своё понимание сущности воспитания он выводил из идеалистической философии, а цель воспитания - из этики. Он разработал крайне метафизическую этическую теорию (Общественная и личная нравственность покоятся, на определенных нравственных идеях - вечных и неизменных). Он постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествовало овладение педагогической теорией. Искусство воспитания приобретается учителем в повседневной педагогической деятельности.
Он предавал большое значение установлению целей воспитания, в зависимости, от которой должны определяться воспитательные средства. Цель воспитания закладывается в формировании добро деятельного человека. Будущие цели ученика подразделены на:
1.цели возможные
2.цели необходимые.
Процесс воспитания он делит на 3 раздела:
1.Управление:
2.Обучение;
3.Нравственное воспитание.
Управлениеимеет своей задачей не будущее ребёнка, а только поддержание порядка в настоящее время, т.е. в процессе самого воспитания. Управление должно занять время ребёнка. Вся система управления детьми, имеющая своей задачей отвлекать их от беспорядка и нарушения дисциплины, построена у него на насилии, на дрессировке и муштре.
Обучение он считал главнейшим и основным средством воспитания: ввел в педагогику термин «воспитывающее обучение». Он говорил, что нет воспитания без обучения, что не признаёт обучение, которое не воспитывает. Обучение, по Герберту, должно основываться на многосторонности интересов (эмпирические, умозрительные, эстетические, сипатические, социальные, религиозные). Он различал 3 вида обучения: описательное, аналитическое, синтетическое.
Нравственное воспитание. Он разработал такую систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом. В отличие от обучения нравственное воспитание непосредственно воздействует на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки.
Классическая средняя школа Европы и США в значительной мере строилась на основах его педагогики. В то же время он мною сделал для разработки педагогики как научной дисциплины. Большое значение разработка им вопросов дидактики.
26.Педагогическая деятельность и теория Дистервега (1790 - 1866 гг.). Родился в Вестфалии. В 1808 году поступил и Герборнский университет, а потом перевелся в Тюбингенский университет. Он решил посвятить себя делу образования народа, и длительное время возглавлял учительские семинарии, где преподавал педагогику, математику, немецкий язык. В 1835 г. - издал «Руководство к образованию немецких учителей». Он выступал за улучшение дела подготовки учителей начальных школ. Дистервег выступал защитником идеи общечеловеческого воспитания, по его мнению, задача школы заключается в воспитании гуманных людей и сознательных граждан. Важнейшим принципом воспитания считалприродосообразность. Природосообразность - это следование за процессом естественного развития человека, учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника. По его мнению, воспитание должно носить и культуросообразный характер. Необходимо установление тесной связи между воспитанием и духовной жизнью общества. Высшая цель воспитания - самодеятельность на служении истине, красоте, добру. Главная задача обучения - развитие умственных сил и способностей детей. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и ею нравственному воспитанию. Большое место он отводил в образовании детей истории, географии, родному языку и литературе. Учитель должен обратить особое внимание на развитие всех органов чувств путем наглядного обучения.
Дистервег создал дидактику начального обучения. Большое значение он придает сознательному освоению изучаемого материала. Мною внимания уделяет закреплению материала. Успешное обучение всегда пост воспитывающий характер. Для начального обучения он рекомендует «элементарный» или развивающий метод. Роль учителя должна быть руководящей. Обучение должно проходить по чётко разработанному учебному плану и хорошему учебнику. Но успех обучения определяется учителем. Огромное значение он придавал систематической работе учителя над собой. Строгий, требовательный учитель должен быть в то же время и справедливым. Дистервег придавал большое значение вооружению учителей практическими педагогическими умениями и навыками. Дидактика развивающего обучения Дистервега и его учебники оказали большое влияние на дальнейшее развитие начальной школы.
Педагогические воззрения Г. Спенсера. Спенсер Герберт (1820- 1903), английский философ, социолог и психолог. Основоположник органической школы в социологии. В области психологии, соединив принципы ассоцианизма с эволюционной теорией, выдвинул концепцию, согласно которой сознание - это процесс, развивающийся по общим законам биологической эволюции и выполняющий функцию приспособления организма к среде. Идеи С. придали психологии биологическую направленность, стимулировали развитие функционализма и сравнительно-психологических исследований поведения.
Свои педагогические воззрения С. изложил в серии статей, посвящённых проблемам содержания образования, умственного, нравственного и физического воспитания, позднее изданных в виде отдельной книги. С. резко критиковал европейскую школу 19 в. за её отставание от уровня науки и нужд практической жизни. Касаясь дидактических проблем, С. требовал, чтобы содержание и методика обучения соответствовали этапам умственного развития ребёнка. Педагогические идеи С., связанные с пропагандой утилитарного, естественно-научного образования, были созвучны общественным настроениям конца 19 в. и оказали большое влияние на развитие педагогики, особенно в Англии и США
39.Развитие школ России в 19 веке. В первой половине 19 в. в развитии школы и педагогики наступает важный этап. Немалым препятствием на этом этапе являются сохранившиеся ещё к этому времени крепостные отношения, а так же традиции сословного обучения и воспитания. Эволюция школы и педагогической науки происходила в условиях нараставшего общественного кризиса.В первой половине 19 в. школа продвинулась вперед, скорее, в качестве, чем в количестве. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие европейской и мировой культуры. В годы царствования Александра I (1801-1825 п.) школьная политика прошла 2 различных этапа. Первый (до 1815 гг.) правительство намеривалось провести реформы в духе Просвещения. В 1820 г. было создано Министерство народною просвещения. В 1802-1804 гг. произошла реформа народного образования. Обучение и приходских училищах было рассчитано на 1 год и уездных училищах на 2 года. В программу последних вошли 15 учебных дисциплин: грамматика русского языка, география, история, арифметика, геометрия, история, физика, естествознание, начала технологии и др. Курс гимназического образования составлял 4 года.
Первым объектом реформ оказалась высшая школа. К уже существующим университетам в Москве. Вильно и Дерпте прибавились новые: Харьковский, Казанский и Петербургский.
Заметную роль в школьном деле приобретала частная инициатива. Возникли частные учебные заведения, которые успешно конкурировали с государственными. Многие дворяне предпочитали обучать своих детей в частных пансионах. Пансионное воспитание осуществляли иностранцы. По-прежнему было популярно домашнее воспитание. Воспитание и обучение рассматривалось как непременное условие умственного и нравственного формирования граждан общества. В 1830-1840 гг. школьная политика разрабатывалась на основе идей народности. Радикальные педагогические идеи высказывали Герцен и Белинский.
Педагогические взгляды Герцена складывались под влиянием свободолюбивой отечественной мысли, Белинский определил гуманистический и демократический подход к образованию и воспитанию.Значительное развитие школы педагогики пришлось на вторую половину 19 в. Правительство занялось перестройкой школьной системы. Ноябрь 65 г. приняты новые правила поступления в университеты. Устав 64 г. объявлял о создании гимназии с 7-ми летним курсом обучения. Конец 50-х возникают воскресные школы. В 64 г. принят устав о начальном образовании. Представители этого времени: Чернышевский. Добролюбов, Ушинский, Пирогов, Толстой и др.
32.Педагогическая теория К.Д. Ушинского (1824-1870 гг.) Родился в Туле, получил среднее образование и Новгород северской гимназии, затем поступил в Московский университет на юридический факультет. В 1854 г. ему удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания. Являлся автором статей "О пользе педагогической литературы". "О народности в общественном воспитании", "Три элемента школы" и др. Он провёл реформу института, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики. Им была составлена хрестоматия по русскому языку "Детский мир". Ушинский подошел к разработке теории педагогики, вооружённый глубокими знаниями о человеке, как предмете воспитания. Он указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, истории и других наук. Он требовал единства теории и практики. Ушинский стремился исходить из опыта, придавал значение наблюдению. Он считал, воспитание зависит от исторического развития народа. Подчёркивает, что одной из характерных черт воспитания русскою народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. В основу обучения русских детей должен быть положен русский язык, ознакомление детей с русской историей, географией России, с ее природой, общие интересы ставить выше личных.
Средствами нравственного воспитания, но Ушинскому, являются: обучение, личный пример учителя, убеждение, умелое обращение с учащимися, меры предупреждения с учащимися, поощрения и взыскания. Деятельность и активность ребёнка считает одним из важнейших условий его воспитания и обучения. Подчеркивает большое значение воли. Считал, что необходимым условием правильного развития человека является труд. Воспитание должно развить привычку и любовь к труду.
Обучение, как говорил Ушинский, должно быть построено на принципах посильности его для ребенка и последовательности. Большое значение придавал принципу наглядности. Характерными чертами классно-урочной системы считал класс с твердым составом учащихся как основное звено школы. Преподавание, по Ушинскому, имеет три задачи: развить речь ребенка, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и усвоить грамматику языка. Учебники считал фундаментом хорошего преподавания. Высоко оценивал роль учителя. Считал,чтоличность воспитателя значит всё в деле воспитания. Своей деятельностью значительно повысил образовательный уровень начальной школы, расширил методику наглядного обучения, а также развития активности и деятельности детей.Особенно ценной является идея Ушинского о связи школы сжизнью. Он говорил, что истинное воспитание должно быть посредником между школой, с одной стороны, и жизнью и наукой с другой. Ряду учебных заведений присвоено имяУшинского,учреждены стипендии его имени, учреждена медаль имени Ушинского.
Особ-ти проведения реформы обр-я в Бел. Начала 19в. Хар-ка сист. Обр-я в Виленском учебном округе. Присоединение белорусской территории к России и конце 18 в. положило начало новому периоду и развитии Просвещения и педагогической мысли. Официально Беларусь называлась северо-западным краем. В Беларуси постепенно складывалась система образования такая же, как и в русской. О России в 1803-1804 гг. начинается реформа в системе образования. Было создано Министерство образования и 6 учебных округов. Беларусь входила в состав виленского учебного округа. Он имел свою самостоятельность, т.к. большое место здесь занимали католические и униацкие учебные заведения. Официально обучение велось на польском языке. Согласно этой реформе создавалась следующая система учебных заведений: приходские училища, уездные, гимназии, университеты.
В Беларуси длительное время существовала неоднородная сеть учебных заведений и реформа, начавшаяся в 1804 году, протянулась почти на четверть века. Созданию в округе единой системы образования мешало слабое финансирование, а также и то, что в области просвещения свои права отстаивали и иезуиты. Они включали 5 учебных заведений, где обучалось 20% от общего числа всех учащихся гимназий и училищ. Согласно реформе уездные училища и гимназии провозглашались общедоступными. Обучение длилось 6-7 лет. Там изучались польский, латинский, французский, немецкий языки, математика, естественные науки, научные предметы, история, география, логика, право. Основной язык - русский по желанию родителей. Главным считался виленский университет. Он имел факультеты: моральных и политических наук, физико-математический, медицинский, литературный, свободных искусств. При университете были ботанический сад, консерватории, одна из самых богатых библиотек.
В 1830 году было восстание под руководством Костюшки. После его подавления из школ Беларуси и Литвы были уволены многие учителя. Власти начали вести работу по преобразованию католических и униацких школ в русские.
В 1834 г. для подготовки учителей в Витебске открылась учебная семинария. В конце 30-х гг. на территории округа было 6 гимназий. 17 уездных училищ, 160 начальных школ, в которых обучалось 12000 учеников и работало 553 учителя.
В политике царизма на Беларуси утвердилась идеология западного русизма, которая исходила из признания белорусов западной ветвью русского племени и отрицала существование определённого белорусского этноса, языка и культуры.
В связи с развитием сельского хозяйства возникла необходимость подготовки специалистов. Первым учебным заведением стала Горецкая земельная школа 1840 г. В 1848 г. создаётся институт. К 60-м гг. численность учебных заведений всех типов увеличилась до 576, а число учащихся до 17000. Несмотря на изменения большинство было не грамотным. Согласно документам реформы предусматривается функционирование 3-ёх основных типов общеобразовательных учебных заведений: народных училищ, прогимназий, гимназий. Проведение школьной реформы в Беларуси совпало с периодом реакции, наступившим после подавления восстания 1763-1764 годов К. Калиновского. Образовательная политика царской власти репрессивный характер, её главной целью стала русификация белорусского населения, искоренение польско-католического влияния, были закрыты все школы на польском языке. Все создаваемые школы были доступны для всех. Допускалось совместное обучение мальчиков и девочек. Начальное звено реформируемой школы было представлено народными училищами, в среднем звене создавались гимназии классического и реального образования. Срок обучения был 7 лет, и хотя в средней школе отменялись сословные ограничения, она оставалась недоступной для широких слоёв населения. В 1875 году в гимназии дети дворянв. и чиновников составляли 5% из села 3%.
44.Общество-пед. Движение в России и Бел.2-й пол. 19в и его причины. Во второй половине 19 вв. получило развитие женское образование, для обучения девочек открывались народные женские училища и женские гимназии. К концу 19 вв. по уровню развития экономики Беларусь была одним из отсталых районов. В 1897 грамотными было лишь 27,7% населения. Начало 20 вв. характеризуется заметным расширением сети школ всех типов. Заметно возросло число учащихся. Получает развитие профессионально-техническое и педагогическое образование. В 1905 году насчитывается 11 профессиональных учебных заведений. Было открыто ряд учительских семинарий: Молодечинская, Полоцкая, Несвижская. Существенных шагов в улучшении подготовки учителей 3-ёх институтов: Витебского, Могилёвского, Минского.
В конце 19-начала 20 вв. получает развитие общественно – педагогическое движение. Представители разных слоёв населения активно выступают за обучение на родном языке, за расширение доступа в среднюю школу. В этот период было творчество бел. Писателей демократического населения (Колас, Купала, Богданович), отстаивали право бел. народа за обучение на родном языке. Вклад в развитие педагогической мысли внесла поэтесса А. С. Пашкевич (Цётка). Она явилась инициатором открытия белорусских школ, автор первых белорусских учебников для детей. В 1796 году издала книгу для детей «Першае чытанне для дзетак беларусау». Активным пропагандистом был Колас, выступал за просвещение на белорусском языке. Им был создан учебник «Другое чытанне для дзетак беларусау».
Был Богданович (1862-1940) он получил известность, статья «педагогические воззрение белорусского народа». В целом в развитии школы в Белоруссии в начале 20-го века произошли позитивные изменения, они явились результатом как объективных условий, все увеличивающегося спроса на образование.
52Движение за реформу школьного обр-я в начале 20 в.Основные направления Конец 19 в. отмечен вступлением крупных стран западной Европы в такую стадию общественных экономических отношении, которая потребовала технического перевооружения производства. В этих условиях стало более явным, ощущавшееся ранее в обществе, несоответствие традиционной школы практики воспитания и обучения новым экономическим требованиям этих стран.
Старая школа не готовила детей к применению полученных знаний на практике. Не способствовала развитию активности, самостоятельности. Поэтому в обществе идут поиски путей перестройки школ. Появляются многочисленные концепции, течения. Они получили название реформаторской педагогики или движения нового воспитания. Теории были разные. Каждая из таких теорий имела свои особенности. Но основная идея, которая объединяла педагогов реформаторов, состояла в том, чтобы сделать школу местом подготовки самостоятельных и инициативных людей, умеющих творчески использовать полученные знания на практике.
Ряд педагогов (Руссо) доказывали, что систематическое обучение и воспитание детей по заранее разработанным программам противоречит природе развития ребёнка. Поэтому педагогический процесс следует строить исходя из интересов детей в ходе обучения. Они заранее предлагали отказаться от придуманных программ. Эта идея легла в основу теории свободного воспитания(Элен Кей - шведка, немец Фриц Гансберг, Мария Монтессори). По их мнению, только домашнее воспитание дает процесс развития индивидуальности ребенка, а система школьного образования вредит. Одной из интересующих форм теории новою воспитания был Дальтон План, цель которого выровнять различные уровни. Каждый ученик получал план работы на год, разделенный на ежемесячные задания. Давались письменные рекомендации, т.е. ученик работал самостоятельно.
В начале 20 века возникло направление, получившее название экспериментальная педагогика(Эрнст Мейман и Вильгельм Лай). Цель - получить опытным путем объективных данных для педагогического процесса. Экспериментировали педагоги, используя методы наблюдения, тестирования, анкетирования. Содержание экспериментов педагогики представляло свод различных сведений из анатомии и физиологии и педагогики.
Возникновение экспериментальной педагогики послужило важным импульсом в развитии науки о детях - педологии, оно представляло собой синтез психологических, биологических, социальных знаний о развитии детей. Она основывалась на представлении о ребенке как о субъекте, судьба которого предопределена наследственностью.
В США возникла прагматическая педагогика (Джон Дьюи) накопление ребенком индивидуального опыта ведет к формированию его личности. Педагогическое обучение, по его мнению, должно сводиться к игровой и трудовой деятельности.
В Германии в начале века возникла идея трудовой школы и гражданского воспитания (Георг Кершинштейнер). Он считал, что дети трудящихся должны обучаться в школах, которые имеют трудовой характер. Эти школы должны приучать.
37.Создание и развитие советской системы образования в России и Беларуси в 1917-1945гг.
После октябрьской революции 1917 г. в ходе, которой в России и в Беларуси утвердилась советская власть, начинается работы по созданию системы образования. Специальным декретом все учебные заведения, находящиеся во владении церкви, преобразовывались в светские. Был создан новый комиссариат просвещения. В начале 1918 г. принят декрет о свободе совести в церковных и религиозных обществах, провозглашавший отделение церкви от государств и школы от церкви. Была утверждена 2-ступенчатая система образования (1-4 классы и 5-7 классы).
Новая власть уделяла большое внимание школе. Но из-за разрухи положение оставалось тяжелым, не хватало средств. В 1920 г. в стране было около 118 тыс. школ, где обучалось 9.7 млн. учащихся. Это было выше, чем перед 1919 г. В 1919 г. был принят декрет о "Ликвидации безграмотности", который обязывал всех жителей до 50 лет обучиться грамоте. В соответствии с декретом в стране возникли десятки тысяч пунктов ликвидации неграмотности. В начале 20-х гг. были предприняты попытки разработать новые программы для школ, которые отличались от предыдущих, как по содержанию, так и по структуре. Весь объём знании намеченных к изучению проблемы был представлен в виде единого комплекса сведении о природе, труде и обществе. Эти программы не дали желаемого результата, т.к. учащиеся не получали системных знаний по общеобразовательным предметам.
В 1929 году правительство приняло решение о 10 летнем сроке обучения. При школах начали создаваться мастерские по труду. В программу включалось изучение трактора, автомобиля. Новым этапом стали 30-е гг. Перед школой ставилась задача улучшить организационно-учебный процесс. Учебные планы построены на основе предметного преподавания. Министерству образования было предложено улучшить обеспечение школ учебниками. В 1933 г. было издано более 100 учебников по различным предметам.
В 20-е и. происходит становление советской педагогики (Крупская, Лучарский). В 20-е г. появляются первые советские руководства по педагогике. В этот период заметную роль сыграл Блонский, который написал работы "Педагогика", "Основы педагогики" и др. Развернул свою педагогическую и научную деятельность Шацкий. Им было создана опытная станция по народному образованию, которая разрабатывала практические и теоретические проблемы развития образования в современной республике. Большую работу и 30-е гг. проводил Макаренко. Написал ряд работ, как "Педагогическая поэма", где отобразил свой опыт по воспитанию правонарушителей. В 1931 г. было введено обязательное начальное образование. Повышалась квалификация учителей. В развитии педагогики важную роль стал играть журнал, "Советская педагогика", который начал издаваться в 1937 г. Начавшаяся война 1941 г. нанесла огромный урон системе образования школы.
42 Развитие школы и педагогики в 1930-гг В 1920г. в стране было около 118 тыс. школ, где обучалось 9.7 млн. учащихся. Это было выше, чем перед 1919г. В 1919г. был принят декрет о "Ликвидации безграмотности", который обязывал всех жителей до 50 лет обучиться грамоте. В соответствии с декретом в стране возникли десятки тысяч пунктов ликвидации неграмотности. В начале 20-х гг. были предприняты попытки разработать новые программы для школ, которые отличались от предыдущих, как по содержанию, так и по структуре. Весь объём знании намеченных к изучению проблемы был представлен в виде единого комплекса сведении о природе, труде и обществе. Эти программы не дали желаемого результата, т.к. учащиеся не получали системных знаний по общеобразовательным предметам.
В 1929 году правительство приняло решение о 10 летнем сроке обучения. При школах начали создаваться мастерские по труду. В программу включалось изучение трактора, автомобиля. Новым этапом стали 30-е гг. Перед школой ставилась задача улучшить организационно-учебный процесс. Учебные планы построены на основе предметного преподавания. Министерству образования было предложено улучшить обеспечение школ учебниками. В 1933 г. было издано более 100 учебников по различным предметам.
В 20-е и. происходит становление советской педагогики (Крупская, Лучарский). В 20-е г. появляются первые советские руководства по педагогике. В этот период заметную роль сыграл Блонский, который написал работы "Педагогика", "Основы педагогики" и др. Развернул свою педагогическую и научную деятельность Шацкий. Им было создана опытная станция по народному образованию, которая разрабатывала практические и теоретические проблемы развития образования в современной республике. Большую работу и 30-е гг. проводил Макаренко. Написал ряд работ, как "Педагогическая поэма", где отобразил свой опыт по воспитанию правонарушителей. В 1931 г. было введено обязательное начальное образование. Повышалась квалификация учителей. В развитии педагогики важную роль стал играть журнал, "Советская педагогика", который начал издаваться в 1937 г. Начавшаяся война 1941 г. нанесла огромный урон системе образования школы.
41.Практическая и теоретич. Деят-ть Макаренко.ее влияние на разв. Отеч и заруб. Теории и практики восп. Концепция гражданского воспитания Л.С. Макаренко.
Выдающийся