Получение обратной связи от учащихся младших классов
Учитель (психолог или старшеклассник) входит в класс (в данном случае важны искренность и артистизм), держа в руках красочный конверт, из которого достает письмо и «фотографию» зверят (портреты нарисованы или наклеены).
Психолог.Ребята, вам пришло письмо. А в нем — сказочная история. Послушайте ее.
СКАЗОЧНАЯ ИСТОРИЯ
В одном большом и настоящем лесу стояла школа. А учились в ней разные-преразные зверята: большие и маленькие, толстенькие и худенькие, послушные и непослушные, сильные и слабые, добрые и не очень. Были там зверята-отличники, зверята-драчуны, зверята-фантазеры... Были и зверята в очках.
Когда звенел звонок, в лесной школе, начинались уроки. Обычные, как и везде. Учителя рассказывали зверюшкам о повадках лесных обитателей, о том, как найти дорогу в лесу, если вдруг заблудишься, как узнавать по голосам разных зверей и птиц. На уроках математики зверята считали, на уроках письма — писали, на уроках рисования — изображали на бумаге разные звериные следы, на уроках хореографии — танцевали, лазали по деревьям, раскачивались на ветках. Был у зверюшек даже урок сюрпризов, на котором они учились делать приятное друг другу. Уроки там действительно были разные: и такие, которые зверята очень любили, и такие, на которые им совсем не хотелось идти.
Особенно весело было в этой школе на переменах. Мальчики-зверята превращались в самолеты, быстроходные машины, ракеты... И все они носились по коридорам, обгоняя друг друга и громко бибикая. Девочки-зверюшки обычно прыгали через резиночку или играли в куклы. Шум и гам в школе стоял невообразимый, так что учителя иногда затыкали уши.
Так было всегда. Так было и в тот день, когда два друга — медвежонок Тимоша и бельчонок Кеша — задержались в столовой. Кеша, как всегда, быстро съел два бутерброда с ореховым маслом и сушеными грибами, а вот Тимоша не спешил. Он с аппетитом уплетал свои бутерброды с медом и малиновым джемом. Кеша знал, что Тимоша — большой сладкоежка, поэтому не очень на него сердился и даже смеялся, когда тот сладко урчал от удовольствия.
Когда друзья поняли, что опоздали на урок рисования, то изо всех сил бросились бежать. Конечно, быстро бежать после сытного обеда Тимоша не мог, он все время сопел и охал. Кое-как они добежали до конца коридора, где находился их класс, и вдруг увидели маленького беленького зайчонка. Он сидел в углу и горько-горько плакал. Кеша с Тимошей остановились возле зайчонка и стали спрашивать, что с ним случилось и кто его обидел. Но зайчик вместо ответа плакал еще сильней.
Друзьям стало очень жалко зайчика, они хотели ему помочь, но не знали, как это сделать. Кеша трогал длинное зайкино ухо, а Тимоша гладил зайчика по голове. Они угостили беднягу орехами и любимым Тимошиным морсом из малинового джема. Когда наконец зайчонок перестал всхлипывать, Кеша предложил всем пойти в лес и забраться в дупло большого дуба, где они с Тимошей любили мечтать, играть в морской бой и где никто не мог их отыскать.
Так и сделали. И там зайчонок, его звали Степа, рассказал, что у него сегодня очень несчастливый день. Во-первых, его побил самый сильный в классе мальчик — волчонок Чип. Никто из ребят не пожалел Степу, даже учительница Настасья Михайловна. Она сказала: «Как вы мне надоели!» А еще Степа не успел нарисовать дома заячьи следы. У него заболела мама, и он ходил за лекарством в лесную аптеку. Там была большая очередь, поэтомупришлось задержаться. А на уроке Марья Петровна назвала его лентяем и поставила двойку в дневник. И теперь Степе очень плохо. Ему не хочется нести домой двойку и огорчать маму. Зайка снова заплакал.
Тимоше и Кеше стало грустно, и они вспомнили те ситуации, когда и им бывало плохо и хотелось плакать. Тимоша рассказал, как однажды, когда он забыл дома еду, никто из ребят его не угостил, и он весь день был голодный. А еще учительница Елизавета Матвеевна почти всегда почему-то называла его по фамилии, а других учеников — по имени. От этого Тимоше было очень обидно.
И Кеша поделился своим горем. Когда он нечаянно разбил стакан в столовой, Наталья Петровна при всех крикнула на него и назвала бестолковым. Кеша сказал, что у него тогда слезы побежали от обиды и стало очень жалко себя.
Степа слушал очень внимательно, и постепенно его слезы высохли. Зайчонок понял, что каждому когда-нибудь бывает плохо и что у него теперь появились новые друзья. Ему стало легче и он даже заулыбался.
Тимоша и Кеша решили Степу совсем развеселить. «Давайте вспомним что-нибудь хорошее! — предложил Кеша. — А кто вспомнит плохое или грустное, тот будет кукарекать». «Давайте!» — согласились все. Тимоша вспомнил, что однажды, когда он сильно ударился об угол и у него на лбу вскочила шишка, Антонина Егоровна обняла его, вытерла слезы, погладила по голове и сказала: «Не плачь, Тимоша, у тебя скоро все заживет, потому что мы тебя очень любим». Тимоша почувствовал что от этого ему стало очень хорошо, Как будто мама оказалась рядом. И сразу шишка перестала болеть.
Степа рассказал про то, как он потерял свой портфель. Долго искал, но не мог найти. Он хотел уже заплакать, но все зверята дружно бросились ему на помощь. Они искали Степин портфель в каждом углу и наконец нашли его под лестницей. Оказалось, что лисенок Рыжик решил подшутить над Степой: портфель спрятал, а сам убежал домой.
Кеша тоже кое-что вспомнил. Когда он не выполнил задание по лесной географии, Дарья Тимофеевна подошла, посмотрела ему в глаза и сказала: «Кеша, ты не выполнил задание, наверное, потому, что у тебя что-то случилось. Сегодня я не поставлю тебе двойку, так как ты — честный мальчик, и я тебе верю». Кеше было очень хорошо от того, что его назвали честным. Он пришел домой и выполнил домашнее задание.
Друзья совсем развеселились. Они покачались на ветках, спустились с дерева, попинали шишку и пошли в школу. Зверята не знали, что сделают учителя: будут ли их ругать, поставят ли им «двойку» за поведение, напишут ли замечание в дневник, но им было хорошо оттого, что они помогли в беде другому. Все трое поняли, что, когда звери и люди помогают друг другу, веселей становится жить.
Вдруг Тимоша сказал: «А вы хотите узнать, как учатся и живут дети в других школах, не только зверята, но и ребята?» «Конечно хотим, но как это сделать?» - ответили друзья. «Очень просто: разослать всем письма. А если кому-то плохо, мы поможем», — сказал Тимоша. «Мы будем помогать другим?! Здорово придумано! Мы будем спасателями! Ура!» — весело закричали зверята.
Вскоре они записали свою историю. Сбегали в лесную фотографию и втроем сфотографировались на память. В конверт положили письмо, фотографию и вопросы для ребят.
Вот что Тимоша, Кеша и Степан пишут:
Дорогие зверята и ребята! Расскажите нам о своей жизни в школе, о своих друзьях, о своей учительнице, нам очень хочется знать о вас все. Пожалуйста, ответьте на наши вопросы.
1. Когда человек часто улыбается, он похож на солнышко, а если редко — то на тучу. На солнышко или на тучку похожа твоя учительница? Если на солнышко, то нарисуй солнышко, а если на тучку, то нарисуй тучку.
2. Фея в сказках добрая, ласковая, от нее веет теплом. А Снежная королева — красивая, строгая. Когда к ней подойдешь, то от нее веет холодом. Твоя учительница — Фея или Снежная королева? Если Фея, нарисуй цветок, а если Снежная королева, нарисуй елочку.
3. Когда мама рядом, она обнимет, погладит по голове, возьмет за руку. От этого становится так приятно, словно тебя касается кто-то мягкий и нежный. Твоя учительница обнимает тебя, гладит по голове или берет за руку, как это делает мама? Если да, то нарисуй цветок, а если нет — елочку.
4. У каждого мальчика или девочки есть тайна, которую не каждому человеку можно рассказать, а только такому, который внимательно выслушает, не будет смеяться и никому о ней не расскажет. Как ты думаешь, твоя учительница такой человек? Ей можно доверить тайну? Если да, то нарисуй цветок, а если нет — то елочку.
5. Некоторые мальчики и девочки боятся высоты, некоторые — темноты, а есть и такие, которые боятся учителя. Ты, случайно, не боишься своего учителя? Если нет, то нарисуй цветок, а если боишься — нарисуй елочку.
6. Если человеку плохо, он страдает. Ему становится горько и одиноко, как Степе. Когда тебя обидят или ты получишь двойку, приходят ли тебе на помощь ребята и учительница? Защищают ли тебя, сочувствуют ли? Или тебе в классе никто не помогает, и от этого хочется плакать? Если помогают, то нарисуй цветок, а если нет — елочку.
7. У кого есть волшебная палочка, тот счастливый человек, так как любое его желание сбывается. А если у тебя была бы волшебная палочка, захотел бы ты взмахнуть ею и оказаться в другом классе, где ребята лучше и добрее? Или тебе и в этом классе хорошо? Если тебе и в этом классе хорошо, то нарисуй цветок, а если плохо — елочку.
Дорогие ребята! Спасибо вам за то, что ответили на наши вопросы. Теперь скорее пришлите свои письма. А если вам сейчас очень плохо, напишите об этом, мы постараемся вам помочь. Можете прислать свои рисунки.
До свидания!
Ваши друзья Тимоша, Кеша и Степа.
После прочтения письма детям предлагается срочно дать ответ и отправить его зверятам в другом конверте (тоже красочном и гораздо больше первого), куда каждый ребенок должен опустить свое письмо.
ВОЗРАСТ | 6-7 ЛЕТ | 7-10 ЛЕТ | |||
КЛАСС | 1 КЛАСС | 2-4 КЛАСС | |||
Особенности возрастного периода | Возрастной перелом (кризис) | Стабильное психическое развитие | |||
Социально-педагогичес-кая ситуация | Меняющаяся | Стабильная | |||
Основные задачи развития | Полноценная социально-психологическая адаптация к новой ситуации развития. | Развитие познавательных возможностей детей, прежде всего – образного и логического мышления; формирование социальной позиции школьника; формирование чувства полноценности и умелости у каждого ребенка; овладение навыками конструктивного общения со сверстниками. | |||
Перспективные задачи развития | Развитие интеллектуальных возможностей, в частности – логического мышления, освоение культурного опыта. Формирование чувства полноценности – умелости, прежде всего – в предметной деятельности и общении со значимыми взрослыми. Развитие произвольности, способности ориентироваться на сложную систему социальных требований новой среды. К решению этих задач в первом классе можно приступать на фоне успешной адаптации, при постоянной поддерживающе-профилактической работе. | Достижение детьми такого уровня социальной и личностной зрелости, который бы позволил детям успешно занять новую социальную позицию в среднем звене: развитие мыслительной гибкости, способности приспосабливаться к различным системам учебных требований, формирование навыков контроля и самоконтроля в учебной деятельности. | |||
Проблемы, связанные с возможными отклонениями | Возможны нарушения в мотивационно-личностной сфере, связанные с возникновением и закреплением чувства неполноценности (неумелости), агрессивно-конкурентной установкой в общении, разрушением познавательной мотивации, ориентацией не на реальный мир, а на мир фантазий. | Возможно комплексное психолого-педагогическое нарушение, «хроническая школьная неуспешность»: снижение учебной мотивации и самооценки, неэффективная учебная деятельность, нарушения поведения. Под воздействием чувства неполноценности (неумелости) возможны психосоматические и невротические нарушения. | |||
Проблемы, связанные с возможным регрессом | Возможен регресс на предшествующую стадию возрастного развития, фиксация на семье или других значимых взрослых (демонстрация сверхзависимого поведения), снижение способности к произвольному контролю поведения и психических процессов, школьная дезадаптация. | При хронической школьной неуспешности все еще возможен регресс на стадию дошкольного детства. Часто неуспешность вызывает состояние школьной дезадаптации, как в первом классе. | |||
ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ | Диагностика эмоционального состояния первоклассников. Групповая и индивидуальная работа, направленная на развитие навыков конструктивного общения, опыта сотрудничества. Формирование уверенности в себе, адекватной самооценки в предметной деятельности вообще и учебной – в особенности. Формирование навыков саморегуляции, снятие страхов и эмоционального напряжения. Помощь учителю в создании условий обучения, соответствующих интеллектульным и эмоционально-волевым возможностям детей. Создание ситуаций успеха в предметной и учебной деятельности для каждого ребенка. Ориентация учебного процесса не на передачу новых знаний, а на закрепление навыков и приемов, необходимых для успешного обучения. Просвещение педагогов и родителей по вопросам возрастных особенностей их детей. | Выявление индивидуальных особенностей познавательной деятельности, контроль эмоционального состояния детей. Индивидуальная и групповая работа, направленная на развитие слабо функционирующих психических процессов или на их компенсацию. Психотерапевтическая работа по индивидуальным запросам. Построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся. Создание успеха в учебной деятельности для каждого ребенка. Поддержка чувства полноценности в учебной деятельности. | |||
КОРРЕКЦИЯ СЛУЧАЕВ РЕГРЕССА | Преимущественно – работа, предполагающая возврат к игре и проживание в коллективной или индивидуальной игре эмоциональных проблем Создание щадящего учебного режима, постоянная эмоциональная поддержка ребенка, соблюдение режима дня и отдыха вне школы. Семейное консультирование. В отдельных случаях – обсуждение вопроса о целесообразности обучения ребенка в текущем учебном году. | Комплексная психолого-педагогическая работа, направленная, прежде всего на достижение успеха. В частности – в учебной деятельности. Такая работа должна проходить на фоне психологической поддержки решения эмоциональных проблем. Аналогично предыдущему возрастному этапу. Кроме того, анализ и корректирование различных аспектов учебного процесса с точки зрения его деструктивного влияния: эмоциональные перегрузки, повышение требования к мыслительным или волевым возможностям психики ребенка, игнорирование индивидуальных особенностей, отсутствие эмоциональной поддержки детей и т.д. | |||
РАЗВИТИЕ ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ | Групповые (преимущественно) формы работы по развитию образного и логического мышления, воображения, формированию новой позиции в общении. Развитие способности к децентрации, эмпатии. Создание учебной ситуации, способствующей удовлетворению познавательных потребностей детей, развитию логического и образного мышления. Использование групповых форм учебной деятельности. | Проведение работы, направленной на сознание детьми индивидуальных особенностей собственной учебной деятельности, формирование индивидуального стиля деятельности. Развитие навыков конструктивного общения, совместного решения проблем; расширение социального опыта детей. Развитие логического мышления, умения оперировать информацией. Создание в рамках учебного процесса возможностей для развития логического мышления, освоения приемов логической переработки информации; развитие самостоятельности детей в учебной и внеучебной деятельности. Ориентация учебного процесса на осознанные детьми индивидуальные особенности их познавательной деятельности. Создание условий для совершения детьми нравственных выборов, сотрудничества детей друг с другом и более старшими учениками. Разработка системы мер, направленных на успешную адаптацию детей в среднем звене: ориентация на систему учебных и социальных требований, принятых в средней школе, знакомство с учителями и т.д. | |||
РАЗВИТИЕ ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ | Групповая (преимущественно) работа по обучению навыкам общения и анализа социальных отношений. Обучение навыкам самоанализа в общении. Диагностика умственного развития, отслеживание его динамики. Создание условий конструктивного общения школьников друг с другом и с педагогами в учебной и внеучебной ситуациях. Переориентация учебного процесса с передачи знаний на развитие мышления учащихся. | Обучение навыкам самопознания и саморегуляции, общения. Начало профориентационной работы. Расширение социального опыта. Развитие интереса к собственной интеллектуальной деятельности и ее процесс-анализу, поиску наиболее оптимальных форм организации своей учебной деятельности. Создание условий для изменения социального статуса старшеклассников в школе: делегирование ответственности, наделение определенными правами. Построение учебного процесса, способствующего развитию интереса школьников к исследовательской деятельности, логической переработке информации. Развитие учебной самостоятельности школьников в вопросах целеполагания и планирования учебой деятельности. | Профориентационная работа. Развитие навыков ближайшего и перспективного целеполагания. Создание психологически безопасных условий для «примерки» и проживание новых социальных ролей и позиций. Создание условий для проявления максимальной самостоятельности школьников в учебной и общественной жизни школы. Представление возможностей для совершения серьезных жизненных выборов, принятия ответственности за себя и других людей. Построение учебного процесса на принципах, способствующих формированию приемов гипотетико-дедуктивного мышления. | ||