Дидактика как раздел пед.Предмет,объект ,задачи дид.Взаимосвязь дидактики с частными методиками
В переводе с греческого - didaktikos означает «поучающий, относящийся к обучению, didasko - «изучающий». Данное понятие введено известным немецким ученым Ратке (Ратихием) (16 век), который рассматривал дидактику как искусство обучения. Трактовка этой категории изменялась в различные исторические периоды:Я.А. Коменский (кон 16 века) в своем теоретическом трактате «Великая дидактика» высказал идею о том, что дидактика представляет собой «универсальное искусство обучения всех всему», «формирование нравов в направлении всесторонней моральности»;И.Ф. Гербарт (18-19 век), разрабатывая теоретические основы дидактики, понимал ее как внутреннюю, целостную и непротиворечивую теорию «воспитывающего обучения», объединяя процесс преподавания и учения;К.Д. Ушинский (1824—1870) выдвинул проблему необходимости установления связей между теорией и практикой обучения, психологией и педагогикой на основе единства чувственного и рационального в познании;Д. Дьюи (1859—1952) основное внимание обращал на активную роль ребенка в процессе обучения, принцип практической деятельности на основе личного опыта и формирования способности к интеллектуальной деятельности.Педагогика — многоотраслевая наука, т.к. она изучает человека всесторонне, при этом решая комплексную задачу: обучения, воспитания и развития.Кроме того, педагогика занимается организацией и управлением образования и воспитания.Для более целенаправленного и предметного решения каждой из этих компонент, педагогика делится на подразделы (составные части): общие основы педагогики, дидактику, теорию и методику воспитания, организацию управления и др.Дидактика — это раздел педагогики, который занимается изучением и разработкой вопросов образования и обучения, это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Она должна дать ответ на два наиболее общих вопроса: «Чему учить?» и «Как учить?».Однако при решении этих вопросов возникает и много других, среди которых есть и такие «Как протекает обучение, какие ему свойственны закономерности?», «Кого учить?», «Для чего учить?» и «Где учить?».Итак, дидактика — это педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом уровне.Знание дидактики необходимо каждому педагогу, т.к. в педагогической деятельности нельзя решить ни одной практической задачи обучения без опоры на науку, на теоретические знания.Дидактика, среди прочего, разрабатывает способы прогнозирования последствий введения в практику школы новых методов, новых учебных материалов. А учителя нуждаются в научном обосновании своей работы и в ее осмыслении с позиции науки.Однако неправильно было бы понимать, что дидактика может дать практике окончательное и универсальное решение всех вопросов.Дидактика не разрабатывает рецептурных рекомендаций, а дает общие рекомендации, позволяющие учителю, учитывая многие факторы, творчески конструировать свою деятельность, сопоставлять цели и результаты и тем самым оптимизировать процесс обучения. Однако изучением процесса обучения, содержания образования занимается не только дидактика, но и методики преподавания отдельных предметов, которые еще называют «частными дидактиками».Таким образом, задачи дидактики состоят в том, чтобы:с научной точки зрения описать и объяснить процесс обучения и условия его организации;разработать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы.Данные задачи решаются в ходе выполнения двух функций исследования:научно-теоретической, когда выявляются знания о реализованном или реализуемом процессе обучения, т.е. это знания о сущном;конструктивно-технической, когда ученый переходит от отображения обучения к конструированию его новых моделей.В решении своих задач общая дидактика использует достижения других наук: философии, психологии, кибернетики, информатики. Объект - реальные процессы обучение во всех их объемах и во всех их аспектах (закономерности, тенденции,Предметом дидактики является дидактическая деятельность, т. е. взаимосвязь деятельности учителя и деятельности учащихся.Основная задача дидактики — конструирование общей стратегии организации бинарного процесса преподавания и учения в целях оптимизации соотношений между ними и преодоления существующих противоречий. Это возможно за счет четкого определения специфики основных дидактических категорий — целей, содержания и методоворганизации двустороннего педагогического процесса.
Существует следующая иерархия задач, которые призвана решить теория обучения.1. Генеральная задача:приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям посредством овладения наиболее значимыми достижениями человеческой цивилизации с целью приобретения знаний о закономерностях природы, общества и человека . 2. определение объема и содержания научного знания.создание оптимальных условий организации учебного процесса и их коррекция.3. конструирование модели обучения в соответствии с ее структурными характеристиками. Связь:Дидактика анализирует и обобщает конкретные данные частных дидактик, вместе с тем общая дидактика сама служит научной основой частных методик и выполняет для них роль методологии. Дидактика имеет непосредственную связь с гносеологией (теорией познания), формальной логикой (воспитание культуры мышления), психологией, социологией, историей педагогики, кибернетикой (организация обратной связи в процессе обучения) и другими науками.
11Закономерности и принципы процесса обучения. Их характеристика. Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты – учитель и ученик. Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями:
Принцип наглядности -80% зрение.открыл Коменский,золотое правилоВ своем знаменитом учебнике «Видимый мир в картинках», который был издан во многих странах мира и в течение ряда лет считался лучшим, Я.А.Коменский попытался воплотить в жизнь ту новую педагогику, которая была изложена им в его книге «Великая дидактика».2 научности и доступности-опора на фундаментальные науки. В переносном значении под этим понимается объем накопленных человеком знаний, умений, способов мышления.3Системности и последовательности в обучении-система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности; если систематически не упражнять навыки, то они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности; 4активности и сознательности-вовлечение в учебу. приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучаемости. Закономерность цели: цель обучения зависит от потребностей и возможностей об-ва.
Закономерность содержания: содержание обучения (образования) зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научнотехнического прогресса, возрастных возможностей школьников, уровня развития теории и практики обучения, от материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.
Закономерность качества обучения: эффективность каждого нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов, характера и объема изучаемого материала, организационнопедагогического воздействия обучающих, обучаемости учащихся и времени обучения.
Закономерность методов обучения: эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели и содержания обучения, возраста учащихся, учебных возможностей (обучаемости) учащихся, материально-технического обеспечения и организации учебного процесса.
Закономерность управления обучением: продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения и обоснованности корректирующих воздействий.
Закономерность стимулирования: продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения и внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
12.Педагогический процесс. Задачи и функции педагогического процесса. Понятия «знание», «умение», «навыки», «способности», «учебные компетенции».Педагогический процесс - специально организованное взаимодействиестаршего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и трудав обществе. Педагогический процесс рассматривается в педагогике как целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей (Б. Т. Лихачев).Понятие «педагогический процесс» употребляется в узком и широком смысле.В широком смысле - это совокупность всех условий, средств, методов и др., направленных на решение одной глобальной задачи. Например, педагогический процесс дошкольного учреждения направлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста.В узком смысле, имеется в виду сосредоточение содержания обучения, его средств, методов, форм организации на какой-то более конкретной задаче. Например, педагогический процесс, направленный на решение задач нравственного, эстетического и других сторон воспитания; или еще более узко - направленный на воспитание честности, навыков культурного поведения, начал творчества и т.д.Сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе, состоит во взаимодействии педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств.Процесс обучения призван выполнять три функции - образовательную, воспитательную и развивающую.Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен на усвоение научных знаний, формирование специальных знаний и умений.Научные знания - факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенная картина мира.Специальные умения и навыки - только специфические для конкретной отрасли науки. Например, по физике и химии это решение задач, проведение лабораторных опытов, осуществление исследовательских работОдновременно с образовательной функцией, процесс обучения реализует и воспитательную функцию.Суть воспитательной функции обучения состоит в том, что она придает процессу обучения определенную целенаправленность и общественную значимость. У обучаемых формируется мировоззрение; нравственные, трудовые, эстетические, этические представления и взгляды; убеждения; способы соответствующего поведения и деятельности в обществе; система идеалов и ценностей, отношений к личности.Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области.Задачи педагогического процесса● Внедрять новые формы организации физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья детей. Совершенствовать здоровьесберегающую среду дошкольного образовательного учреждения.● Создать условия для формирования художественно-эстетического вкуса и творческого выражения личности посредством искусства. Развивать позитивную эмоциональную сферу детей в процессе активизации творческой активности в музыкальной, театрально-художественной, изобразительной деятельности детей.● Совершенствовать педагогическое мастерство, применяя передовые методики и технологии воспитания и обучения.● Развивать познавательную активность детей через проектно-исследовательскую деятельность в процессе интегрированного сотрудничества педагогов, специалистов ДОУ и семьи.● Развивать преемственные связи в рамках реализации единой линии развития дошкольника на этапах детского сада и начальной школы. Формировать у детей навыки социальной жизни через различные формы коммуникативного сотрудничества.
13Развитие познавательных интересов и учебной мотивации школьников. По мнению большинства учёных, занимающихся проблемами школьного образования, эффективность познавательной деятельности непосредственно зависит от степени её мотивированности, то есть развивающий учебный труд должен быть осмыслен учащимися. Согласно современной концепции научения (Л. Б. Ительсон), для того чтобы новые знания усваивались учащимися, он должен «видеть» («чувствовать») их полезность; чтобы новые действия усваивались учащимися, он должен «видеть» («чувствовать») их успешность. В связи с этим ведущим направлением воздействия на мотивационную сферу учащихся является развитие познавательного интереса как ведущего мотива учения и увеличение успешности процесса учения путём создания ситуаций успеха.Развитие познавательного интереса способствует осознанию учащимися актуальности формирования знания и зависит от многих факторов: возраста, характера деятельности, уровня педагогического руководства, степени самостоятельности и самоорганизации, степени обучаемости школьников и др. Одним из наиболее прогрессивных на сегодняшний день методов обучения является метод проектов, который способствует развитию творческой активности, познавательного интереса и мотивации учения школьников [2]. Работа над проектом включает в себя несколько этапов, каждому из которых соответствует определённая организация умственного труда учителя и ученика. Основными этапами проективной деятельности являются: организационно-подготовительный, технологический и заключительный. На заключительном этапе -представление результатов и контроль деятельности учащихся. Проекты могут быть как индивидуальными, так и в группах. Работа над проектом ведётся в основном во внеурочное время и рассчитана на 1,5–2 месяца. Тематика может быть разной. Параллельно с организацией различной по характеру познавательной деятельности необходимо создавать ситуации успеха в учебной деятельности, которые способствуют развитию эмоциональной сферы личности школьников. Ситуация успеха обеспечивается за счёт поощрения учителем положительных результатов деятельности, а также отслеживанием и оцениванием даже незначительных продвижений учащихся относительно предшествующих результатов. Предоставление школьникам возможности выбора сложности задания и учёт их индивидуальных особенностей также приводит к укреплению эмоционального отношения к процессу обучения.
14 школьник как субъект учебной деятельности.Система учебно-познавательных действий учащихся по овладению учебным материалом. характер потребностей и мотивов, лежащих в основе деятельности, определяет направление и содержание активности личности. из всех видов деятельности , осуществляемых человеком, познавательный процесс- самый сложный для личности. Деятельность- это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого школьник выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект. Согласно Д.Б. Эльконину , « учебная деятельность-это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий». Такая деятельность должна побуждаться мотивами; ими могут быть мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Школьник является субъектом собственного развития. Если уч-ся ставить перед необходимостью решать учебные проблемы, то в процессе их решения у них развиваются многие качества, характеризующие сформировавшуюся индивидуальность и творческую личность. Другими словами, субъект должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого им самим должен быть найден выход. Одно из условий постановки проблемы- она должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т.е. включена в систему его потребностей и мотивов. Как преподавателю добиться сотрудничества с учеником, научить его учиться. Одним словом, учитель решает, останется ли ученик объектом обучения или станет полноправным субъектом учебного процесса. И если учитель выступает за подлинное сотрудничество с обучаемым, он во-первых, определяет цель урока так, чтобы она соответствовала реальным целям общения. Тогда школьник сможет понять, какую пользу принесет ему каждый новый тип задания, почему задания нельзя поменять местами. Более того у школьника будет возможность выбрать свой способ решения задачи из ряда предложенных, а иногда и отказаться от выполнения задания, если этот отказ мотивирован.( Задание может казаться ученику непосильным или слишком легким, или, с его точки зрения, другие ребята все уже сказали по данной проблеме и он не хочет повторять сказанное.) Учащийся сможет объективно оценивать результаты своей деятельности на каждом уроке не на основе полученной отметки, а в том, чему научился. И тогда сам процесс обучения окажется для ученика не менее интересным, чем его результат. Даже путь осмысления нового материала- это не только средство достижения коммуникативной цели, но в какой-то степени и самоцель
15организационно-коммуникативные основы обучения. Организация учебного процесса – система взаимоотношений и взаимодействий учителя с учеником, способ структурирования учебного материала и деятельности учащихся.Основная задача - создать образовательное пространство3 параметра: 1) физическое окружение (архитектура и тд), 2) человеческое окружение (распределение статусов и ролей, личные особенности и успеваемость учащихся, пространственно-социальная плотность) 3) программа – структура, преподавание, содержание программы.Этапы процесса обучения:1) Цель2) Организация восприятия3) Закрепление информации4) Проверка знаний5) Обобщение изученного материалаТенденции в восприятии учебного материала:Первые 5 мин – 80%, 5 – 23 минута 35-70%, 35 минута – 60%, потом – до 6%Этапы учебной деятельности:1) Мотивационный (создание учебной ситуации, формулировка учебной задачи, рассмотрение вопросов самоконтроля)2) Организация познавательной мотивации (учебной мотивации)3) Оценочный (анализ+оценка)Основные формы обучения в школе:Урок, экскурсия, лабораторная работа, практикум, дидактическая игра, производственная практика, проф. ориентация.Современные формы обучения: 1) Эвристическая беседа2) Дискуссия3) Мозговая атака4) Круглый стол5) Деловая игра6) Ролевая игра
16Форма организации учебного процессаФорма – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, которая совершается в определенном порядке и режиме.Критерии формы6- По количеству учащихся – индивидуальная, микрогруппа, группа-По месту учебы: школьные, классные, лабораторные, мастерские, экскурсии, домашняя работа-По длительности обучения: 45 мин, спаренное, уроки без звонков.История развития образования:Средневековье: индивидуально-групповые формы.;17-19 век: Беллокастерская система. 20 чиновников в индии. Форма взаимного обучения.В германии: Манеймская – дифференциированное обучение по способностям (в классы по способностям) – в одном городеВ СССР: бригадное
Дистанционное образование: не позволяет социализироваться человеку и тяжело усваивать предметы в электронном виде.Домашнее: распространено редкоЛекционно-семинарское: + - больше материала, больше времени и слушателей- - все зависит от умения преподавателяКлассно-урочная: постоянный состав учащихся, уровень подготовки, свой план для каждого класса, части учебного процесса – уроки, урок имеет свой предмет, есть расписание, руководящая роль учителя, вариативность деятельности.+ - экономично, предпосылки для взаимообучения- - рассчитан на среднего ученикаТребование к уроку:1. Использование новейших достижений науки2. Реализация дидактических принципов и правил3. Условия для продуктивной деятельности и учет интересов и склонностей учеников4. Установление между учащимися межпредметных связей5. Связь с ранее изученным6. Активизация и мотивация развития всех сфер личности7. Логичность и эмоциональность8. Эффективность использование педагогических средств9. Связь с жизнью и опора на опыт10. Формирование практически необходимых ЗУНов11. Формирование умения учиться12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование.Типы уроков:1. Объяснение нового материала2. Уроки обобщение и систематизация изученного3. Уроки контроля и коррекции4. Уроки практического применения знаний5. Комбинированный урокЭтапы подготовки урока: Диагностика, прогнозирование, проектирование.Домашняя работа:Цель – расширить, углубить знания и умения на уроках, предотвратить забывание, развить индивидуальные качества и способности. Сроится при учете программ и интересов школьника.Использование учебных пособий. Существует мнение, что дз – вредно, но Минобранауки рекомендует делать его в школе.Предметный кружок: цель – положительное отношение к обучению. Входят экскурсии, отчетность в виде докладов. Необходима техника безопасности. При экскурсии учитель должен разработать маршрут.Факультатив: учреждается в школе или при общественной потребности. Тесно связаны с образовательными предметами.Консультация: организация по просьбе учащихся. Позволяет увидеть пробелы в знаниях. Носит систематический характер.