Фрагмент программы «Введение в письменную речь», 1-й класс
Загадки слова (5 ч.)
Исходные странности слова. Слово и предмет. Слово как то, что называет предает, и слово как само себя называющее. Слово в сказке и мифе. Слово оракула. Звучащее и написанное слово.
Загадки письма (10 ч.)
Письмо как письмо. Адресат и адресант письма. Создание коммуникативных ситуаций, требующих письма. Первые письма-рисунки. Игра в почту (по Н.М.Ломако). Написание писем условным персонажам и реальным людям. Особенности эпистолярного жанра.
Предпосылки введения буквенного письма (10 ч.)
Пиктограммы. Трудности понимания письма без знания букв. Письмо древних индийцев. Письмо египтян. Письмо скифов. Китайские иероглифы. Разные типы письма в истории (по И.Манко).
Загадки буквы (5 ч.)
«Изобретение» букв. Придумывание различных вариантов буквенного письма. Буквы древних греков и римлян. Как произошли буквы русского алфавита?
Каллиграфия (30 ч.)
Необходимость каллиграфического письма. Письмо тушью, карандашом, фломастером, авторучкой. Овладение листом. Наклон и размеры букв. Большая и маленькая буквы. Прописи. Умение правильно сидеть и пользоваться принадлежностями письма. Овладение собственным почерком. Типы почерков в истории культуры. Почерк и время. Почерк и характер. Загадки античных и средневековых рукописей. Письмо человека XIX в. Письмо человека XX в.
Загадки звуков речи (20 ч.)
Деление слов на звуки. Обозначение звуков «домиками». Выделение мягких и твердых, звонких и глухих звуков (по Д.Эльконину). Изобретение собственных изображений звуков с учетом их индивидуальных качеств. Поэтика звука. Чтение и обсуждение статьи Хлебникова «Художники мира!». Сравнение работ первоклассников с идеями Хлебникова о всемирной звуковой азбуке. Слоги. Ударение.
Гласные и согласные буквы (35 ч.)
Две «работы» гласных букв (по В.Репкину и П.Жедек). Введение всех гласных букв. Введение всех согласных букв, кроме х, ш, ч, ц, ь, ъ.
Автор программ для каждого класса — сам педагог. Вместе с учениками он обнаруживает некую сквозную «проблему-воронку», которая может стать основой 10-летней программы. Эта воронка есть уникальное для каждого класса средоточение удивлений, втягивающее в себя все проблемы, культуры и возрасты.
Функции диалога в школе: а) диалог — форма организации обучения; б) диалог — организация самого содержания изучаемых наук.
Особенности ведения урока-диалога:
1. Переопределение общей учебной проблемы каждым учеником. Порождение им своего вопроса.
2. Смысл занятий в постоянном воспроизведении ситуации ученого незнания, сгущения учеником своего видения проблемы.
3. Выполнение мысленного эксперимента в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель: не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные проблемы бытия.
4. Позиции учителя: выслушивает все варианты решения проблемы, помогает в проявлении разных логик.
5. Позиция ученика: оказывается в промежутке культур, что требует наличия от него собственного видения. Обучение строится на основе не учебников, а текстов-первоисточников.
6. Диалог в данной школе не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.
Методологический колледж.Проектно-методологический колледж (школа-лаборатория № 1314, г.Москва) заявлен как принципиально новый этап отечественного гимназического образования (Н.В.Громыко).
Идея организации образования в колледже связана с противопоставлением классических образцов дореволюционного образования в России мыследеятельностным принципам развития мышления.
Цель: в ходе развертывания образовательной практики переинтерпретировать и тем самым присвоить гимназическую традицию, сделать ее приемлемой по отношению к новой социальной ситуации.
Задача колледжа: воспитание теоретико-мыслительных структур, воспроизводство культуры мышления посредством воспроизводства самих мыслительных средств, обеспечивающих этот процесс, т. е. путем преподавания традиционных дисциплин — древних мертвых языков, логики, математики и т. д., в которых закреплено знание о нормах мышления и сконцентрирован соответствующий инструментарий.
Обоснование проблемы. Классическое гимназическое образование, перенесенное из Германии в Россию, было построено на аристотелевском понимании формы. Аристотель рассматривал форму независимой от процессуально-деятельностного «материала» мышления, от специфики конкретного субъекта, осуществляющего мыслительные акты. Это понимание легло в основу как немецкой, так и российской гимназии. Именно оно определяло набор и устройство преподаваемых дисциплин (формальная логика, древние языки, богословие, математика), а также принципы, на основе которых строился процесс образования в гимназии. Гимназическая форма закрепила разрыв между теорией и практикой, служа механизмом воспроизводства определенных дисциплин, переносимых из эпохи в эпоху в качестве неизменных и независимых от социальных практик. Не предполагалось, что гимназическая форма может стать механизмом трансляции тех форм отношений, которые складываются между людьми.
В противоположность аристотелевской форме в колледже предлагается идея «органической формы», которая связана:
а) с тем, что в процессе мышления сама форма строится всякий раз заново;
б) с идеей трансляции, предполагающей воспроизводство мыслительного образца в другой, нежели та, в которой он был порожден, практической ситуации.
Это переопределяет и содержание гимназического образования, и его организационное устройство: принципы организации конкретного предметного материала, принципы связи между предметами, форму обучения. Иначе начинает выглядеть и форма связи российской культуры с другими, прежде всего, с немецкой культурой, возникает иное понимание всего исторического процесса.
В качестве одной из важнейших линий преемственности античной, немецкой и отечественной культур выделяется линия непрерывного наращивания самой «органической формы». Основные этапы ее становления связаны со следующими именами: Платон (начало трансцендентальной линии), И.Г. Фихте (систематическое развитие трансцендентальной философии), Г.П. Щедровицкий (мыследеятельностный подход).
Пример построения «органической формы» на материале литературы.
Если подходить к литературе с точки зрения развертывания логической формы, то в ней можно выделить следующие основные этапы:
1. Классицизм — введение в язык литературы как особый тип языка (Софокл, Державин).
2. Романтизм — постановка в отношение к форме (через сравнение с классицизмом) (Гоффман, Пушкин, Лермонтов, Одоевский).
3. Реализм — постановка в отношение к четко фиксированному объекту (Белль, Гоголь, Достоевский).
4. Сюрреализм — поиск новых характеристик объекта, которые могут быть «взяты» только через создание новых языковых форм (Белый).
5. Историзм (Манн, Шолохов) — соединение усложненной работы с логикой и с объектом через наращивание форм рефлексии, т. е. фокуса субъективности, фокуса антропологического.
Метапредметные связи:
Связь литературы с музыкой как другим типом искусственного языка.
Связь литературы с естественным языком.
Связь литературы с методологией как особым типом работы с искусственным и естественным языками, формой, объектом.
Способ построения каналов трансляции для форм практических отношений (включение детей в совместное проектирование гимназии):
Что такое «органическая» мыслительная форма в филологии? Как можно транслировать мыслительный образец, стоящий за порождением какой-то языковой конструкции? Версия: например, путем этимологического анализа и демонстрации общих для разных языков лексических оснований, путем демонстрации схожести грамматических конструкций. Исторический генезис. Трансляция ребенку фрагмента исторического генезиса языка. В отличие от работы с идеализационными конструкциями отдельных ученых, здесь приходится иметь дело с естественным процессом формирования языковой формы, за которым надо вскрывать мыслительный процесс.
Содержание и форма обучения
Среди учебных курсов ведущую роль занимают метапредметы: «Знание», «Знак», «Проблема» и др. Приведем в качестве примера вопросы для учащихся 10-11 классов из учебника «Метапредмет «Знание» (Н.В. Громыко):
Тема«Понятие». Понятие функции. (Автор сценария урока А.А. Устиловская).
1. В чем состоит для вас понятие функции? Приведите пример функции.
2. Постройте (если это возможно) формулу, которая не задает функцию.
3. Подумайте, каким еще способом можно было бы усомнить (проблематизировать) первую гипотезу?
4. Предложите пример функции, которую нельзя было бы задать формулой.
5. (Этап 5 = этапу 1). В чем состоит для вас понятие функции? Приведите пример функции.
6. Постройте график, не задающий функцию.
7. (Этап 7 = этапу 3). Подумайте, каким еще способом можно было бы усомнить (проблематизировать) вторую гипотезу?
8. Для всякой ли функции можно построить график? Приведите пример, когда этого сделать нельзя.
9. Выявите и проанализируйте, что фиксируется в функции Дирихле? А также во всех других приведенных примерах функций?
10. (Этап 10 = этапу 7 = этапу 3). Подумайте, каким способом можно было бы усомнить (проблематизировать) третью гипотезу?
11. Исчерпывает ли понятие зависимости понятие функции?
12. (Задача). Даны два отрезка. Один длиной 1 см, другой — 3 см. Верно ли утверждение, что второй отрезок содержит в три раза больше точек, чем первый?
13. Приведите сами примеры задач, построенных на понятии функции как соответствия.
14. Чем отличаются две функции, рассмотренные при решении задания №12, от тех, которые рассматривались раньше?
15. Как вы думаете, между какими еще объектами могут выстраиваться функциональные отношения, т. е., какие объекты могут быть значениями аргумента и значениями функции? Приведите примеры.
Рефлексивный комментарий для ученика. Дорогой читатель! Постарайся восстановить, как в только что изученном тобой уроке были связаны логика развертывания предметного материала и логика метапредметного движения. Выдели центральную схему, положенную в основу данного урока. Попытайся самостоятельно осуществить работу по ней на любом другом предметном материале.
Далее в учебнике «Метапредмет «Знание» приводится рефлексивный комментарий для учителя, который содержит описание дидактической схемы его работы. В этой схеме поясняются моменты урока, на которых происходит проблематизация различных пониманий, восстановление культурного образца, стоящего за тем или иным пониманием функции и т. д.
На методологических основах строят свою деятельность также другие школы: Центр образования (г. Междуреченск), Гуманитарный колледж Азиатско-Тихоокеанской школы (г.Владивосток) и др. Для создания интеллектуально-элитарных групп, способных усваивать учебную школьную и вузовскую программы, формировать способность в дальнейшем учиться на протяжении всей своей жизни, создана Меташкола (Центр дополнительного образования детей «Диалог наук», г. Москва).
Школа самоопределения.Автор: Александр Наумович Тубельский, кандидат педагогических наук, директор школы №734 г.Москвы. Школа самоопределения — комплексное образовательное экспериментальное учреждение, в котором обучаются дети с 3 до 17 лет.
Концепция школы основывается на следующей антропологической позиции: появившись на свет, индивид начинает осуществлять свою предзаданность, которая реализуется в онтогенезе в определенных культуросообразных формах мышления и деятельности (философии, религии, науке, искусстве, экономике, производстве и т. п.). Процесс образования есть развертывание этой предзаданности, поиск, узнавание, формирование ребенком образа «Я». Роль школы — создавать систему благоприятных условий для осуществления такого процесса.
Принципы Школы самоопределения:
1. Личностный смысл учебы. Каждый учитель раскрывает свой собственный смысл курса или предмета, свое понимание его содержания, свое представление о деятельности, в которой это содержание становится моментом образования личности. Овладевая материалом учебного предмета, каждый ученик учится находить в нем свой личностный смысл, в этом состоит его деятельность и ее осмысление.
2. Межпредметные «погружения». В течение нескольких дней учителя вместе с детьми работают над одними понятиями или универсальными умениями. Работа над понятиями (например, «круг», «окружность», «движение») строится на основе тех смыслов, которые имеются у ребят, причем учителя не спешат дать правильный ответ или подвести к нему. Вместо «правильного» вывода в конце «погружения» организуется рефлексия: что понял ученик про себя и про то, чем занимались на уроке.
3. Рефлексия позволяет учителям осмысленно, вместе с детьми проектировать и осуществлять образовательный процесс.
4. Творческий экзамен является той образовательной ситуацией, где возможно накопление опыта самоопределения, где создается своеобразное поле для сопоставления своих представлений с представлениями других людей: товарищей, младшеклассников, учителей, различных субъектов культуры — писателей, поэтов, филологов и т. п.
5. Разновозрастное взаимодействие и самоуправление учеников. Старшеклассники проводят уроки в младших классах. Это не столько готовит ребят к выбору педагогической профессии, сколько расширяет опыт самостоятельного действия и рефлексии. Старшеклассники проходят стажировки в других школах, по месту предполагаемой учебы или работы.
6. Совокупность образовательных пространств: учебного, игрового, трудового, художественно-творческого, в которых ребенок приобретает опыт жизни. Предполагается взамен классно-урочной системы создать насыщенную среду — пространство, наполненное людьми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл. В свободном взаимодействии со всем этим ребенок сможет образовывать себя.
7. Педагогическая деятельность как искусство и исследование. Большинство учителей школы вовлечены в поисковую педагогическую работу. Достигается это путем создания образовательных ситуаций для профессионально-личностного развития учителя. Ежемесячные семинары для коллег из разных школ России являются способом профессионального существования учителей школы.
Структура школы. Подготовка детей к школьному периоду состоит не в формировании первоначальных навыков чтения, письма и счета, а в подготовке к жизни в свободном образовательном пространстве школы, умению ориентироваться во взаимодействии с природой, культурой, другими людьми.
В начальной школе освоение общекультурных навыков чтения, письма, счета ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и рефлексии, умения выстраивать собственную деятельность. Содержание уроков определяется учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы.
В основной школе главная задача состоит в обеспечении «пробы сил» подростка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной деятельности. Кроме обязательных предметов выделяется время для уроков по выбору, а также для занятий в кабинетах-лабораториях для работы над самостоятельно выбранными темами и проектами.
В старшей школе за исключением нескольких обязательных предметов обучение ведется по индивидуальным учебным планам, которые составляет сам ученик. Основная форма учебного процесса — мастерская, которой руководит учитель или приглашенный специалист. В них преимущественно осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и др. деятельности от мастера к ученику. Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана введены «интенсивы», где за короткое время можно освоить государственный образовательный минимум.
Учебный процесс. Основной организационной формой учебно-воспитательного процесса является «погружение», когда в течение нескольких дней изучается только один предмет, причем тема, виды работ, критерии оценки продвижения и форма зачета вырабатываются детьми вместе с учителем.
В разновозрастных группах вместе с воспитателями дети «проживают» различные события индивидуальной и коллективной жизни, смену времен года, традиционные праздники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия взрослых, сюжетные игры в театр, цирк, музей и т. п.
Принципиальным является отказ от программирования деятельности детей, воспитатель должен угадать их сегодняшнюю потребность в той или иной деятельности, преобладающее настроение группы и отдельного ребенка, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодеятельности.
Особенностью учебного занятия в школе самоопределения является его версионныи характер, когда содержание курса или темы представляется в виде нескольких равноправных гипотез, различных способов работы, предлагаемых учителем, учениками и существующих в культуре.
Один день в неделю посвящается трудовой подготовке — учащиеся сами определяют виды деятельности, которыми хотят овладеть: изготовление изделий из дерева, металла, шитье и конструирование одежды, кулинария, художественные ремесла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т. п. Через два месяца ученик может сменить мастерскую. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда.
Особое место занимают мастерские по общеобразовательным и дополнительным предметам, в которых происходит передача способов работы: естественно-научного исследования, текстологического анализа художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике или батике и др. Учителя-мастера ученик выбирает сам из числа учителей, работающих в школе (с их согласия). Позиция ведущего мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.
Балльной системы оценивания не существует, в конце учебного периода составляется качественно-содержательная характеристика, в которой отмечаются продвижения ребенка в освоении и выращивании способов работы, даются рекомендации, как повысить эффективность учебы, при этом успехи связываются не в сравнении с нормами оценок и не с успехами товарищей, а в сравнении с самим собой, совершается также переход от оценки к самооценке.
Учебный год завершается творческими экзаменами, на которых проводится защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Такая защита, проводимая открыто в присутствии приглашенных учениками родителей и товарищей, является демонстрацией и показателем индивидуального продвижения детей.
РЕЗЮМЕ
Инновационные дидактические системы делятся на личностно-ориентированные, природосообразные, культуросообразные, креативные, интенсивные, оргдеятельностные, ремесленные. Системы занятий могут быть образованы путем трансформации методов обучения до уровня форм обучения.
Основные принципы обучения в школе М.П.Щетинина: 1) каждый человек — источник своего развития, уникальный многомерный мир, нуждающийся в сообразной его природе среде; 2) для сохранения образовательной доминанты (А.А. Ухтомский) необходима концентрация содержания (концепты) и учебного процесса («погружение»); 3) природосообразность ритмов деятельности ученика и всей школы. Работает система ученических кафедр — дети приходят к учителю и планируют свою деятельность, выполняют углубленное изучение предмета, готовят опыты и демонстрации для уроков, учатся выступать в роли учителей на общеклассных занятиях.
Эвристическое «погружение» — форма занятий, которая обеспечивает сохранение образовательной доминанты на протяжении нескольких дней путем организации познания учениками различных образовательных объектов с помощью эвристических методов.
Особенности конструирования занятий по методу «погружения»: чередование рационально-эмоциональных уроков; многообразие форм уроков при единстве содержания; наличие «разности потенциалов» учеников; систематизация и структурирование знаний; совместное планирование работы с учителем и учеником; многообразие форм в системе оценок.
Смысл образования в Школе свободного развития (А.В. Хуторской) — не столько передача ученику опыта прошлого, сколько расширение его собственного опыта, обеспечивающего как личностный, так и общекультурный рост ребенка. Учителя составляют и обсуждают ведущие образовательные установки по изучаемым предметам. Окончательные учебные программы в их общепринятом виде появляются не до обучения, а после него, как результат работы конкретного учителя с конкретными детьми. Для оформления возникающих в учебном процессе межпредметных образовательных блоков вводятся метапредметы — предметно оформленные связки образовательных направлений.
Русская школа (И.Ф. Гончаров) объединяет три направления русской национальной школы: историко-этнографическое (былины, сказания, русские народные песни и музыка, хоровое пение, родиноведческий материал); православное (молитвы, Жития святых, духовная музыка, церковное песнопение); общеобразовательную и общекультурную подготовку. Главные идеи школы: душевная и нравственно-духовная красота как идеал отечественной культуры; соборность как единение и сотворчество учителя и ученика вокруг общего дела; самоусовершенствование человека. Кроме общеобразовательных курсов ведутся курсы «Русская душа», «Святыни России», «Светочи России» и др.
В Школе диалога культур (В.С.Библер, С.Ю.Курганов) диалог является сущностной методологической характеристикой всего образования. Ученик проживает в ходе своего образования основные этапы развития человечества, ведя с ними диалог с позиций современности. Диалог выступает как форма организации обучения и как организация содержания изучаемых наук. Ученик оказывается в промежутке культур, что требует наличия от него собственного видения, свободного от монокультурного восприятия действительности.
Идея организации образования в Проектно-методологическом колледже (Н.В.Громыко) связана с противопоставлением классических образцов дореволюционного образования в России мыследеятельностным принципам развития мышления. Предлагается идея «органической формы», которая строится всякий раз заново и предполагает воспроизводство мыслительного образца в другой практической ситуации.
Школа самоопределения (А.Н.Тубельский) основывается на антропологической позиции предзаданности ребенка. Процесс образования — развертывание этой предзаданности, поиск, узнавание, формирование ребенком образа «Я». Роль школы — создавать систему благоприятных условий для осуществления такого процесса.
ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1. С какой целью в школе М.П.Щетинина дети на кафедрах обучаются навыкам обучения других? Не ведет ли это к уменьшению качества их общеобразовательной подготовки по учебным предметам?
2. Возможно ли сохранение образовательной доминанты в классно-урочной системе занятий?
3. Какие методы репродуктивного обучения могут быть эффективны во время эвристического «погружения»?
4. Чем творческая неделя отличается от эвристического «погружения»?
5. Какая из заповедей учителя Школы свободного развития более всего отвечает вашему педагогическому мировоззрению? Почему? Какая из них является наиболее трудной для реализации в традиционной школе?
6. Выскажите свое мнение о предложении, чтобы Русская школа стала массовой регулярной школой в России, составной частью национального русского организма, продукт которого — образованные и преданные России люди.
7. Что общего в дидактических системах обучения Школы диалога культур и Методологического колледжа?
8. Что вы понимаете под самоопределением в образовании ученика? Учителя? Школы?
Дидактический практикум Тема 18. Системы занятий в авторских школах
1. Разработайте план трехдневного эвристического «погружения» в 11-м классе по биологии или другому курсу. Для этого сформулируйте тему каждого из пяти ежедневных уроков (всего 15 уроков) и дайте краткую характеристику видам деятельности учеников на уроке. Необходимо, чтобы создаваемые учениками образовательные результаты были сопоставлены с культурно-историческими аналогами. Разработанный план обсудите во время семинара, обращая внимание на его соответствие принципам организации обучения методом «погружения».
2. На основе концепции Школы свободного развития составьте фрагмент урока по метапредмету «Числа» во 2-м классе. Для этого воспользуйтесь следующей таблицей:
1. Тема урока | |
2. Ведущая образовательная установка (не меняется во время урока) | |
3. Качества учеников, которые будут развиваться на уроке | |
4. Перечень видов деятельности детей по отношению к математике | |
5. Предполагаемые результаты (выражаются в открытой форме, т. е. содержание результатов заранее учителю неизвестно) | |
6. Основной вопрос или проблема урока | |
7. Несколько вариантов ученических ответов на вопрос или решений проблемы |
3. Опираясь на свой педагогический «конек», любимую учебную тему или хобби, определите название мастерской, которую вы предложите детям на выбор вместе с другими учителями. Составьте текст презентации своей мастерской для учеников. Цель презентации: помочь детям самоопределиться в их предстоящей двухмесячной деятельности (ваша мастерская будет работать 2 раза в неделю) и увлечь именно тех учеников, которые в наибольшей степени смогут проявить себя в вашей мастерской.
ЛИТЕРАТУРА
Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994.
Амонашвши Ш.А. Здравствуйте, дети! — М., 1988.
Берлянд И.Е. Загадки числа. М., 1996.
Библер В.С. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование. 1996. № 4. С. 66-73.
Волков И. П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутова Московской обл. М., 1988.
Тин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М., 1999.
Гончаров И.Ф. Русская национальная школа: Концепция. Спб., 1992.
Гончаров И.Ф. Школа уходящая и восходящая//Народное образование. 1993. № 1.
Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. М., 2000.
Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема». Учебное пособие для учащихся старших классов. М., 1998.
Жестоканова А. и др. Своеобразие культурной модели ноосферной школы-лицея // Новые ценности образования: Культурные модели школ. Вып.7 / Ред. серии Н.Б. Крылова. М., 1997. С. 77-84.
Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.
Курганов СЮ. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.
Остапенко А.А. Концентрированное обучение: модели образовательной технологии. Краснодар, 1998.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Хуторской А.В. Человекообразующее обучение // Физика в школе. 1990. № 5. 1991. № 2.
Хуторской А.В. Школа свободного развития // Частная школа. 1994. № 2. С. 21-27.
Хуторской А.В. Свободное развитие как пространство образования // Школьные технологии. 1998. № 5. С.105-113.
Хуторской А.В. «Погружение» в школу будущего//Физика в школе. 1989. № 5. С. 68-77.
Школа диалога культур. Методические рекомендации / Сост. СЮ. Курганов. Красноярск, 1991.
Школа диалога культур. Основы программы / Под общей редакцией В.С. Библера. Кемерово, 1992.
Школа самоопределения. Шаг второй / Ред. и сост. А.Н. Тубельский. М., 1994.
Школа творчества: Сборник ученических работ / Ред. и сост. А.В. Хуторской. Ногинск, 1996.
Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. М., 1986.
Ямбург Е.А. Школа для всех: Адапт. модель: (Теорет. основы и практ. реализация). М., 1996.
Итоговая рефлексия — глава 4
1. Восстановите этапы своего изучения главы. Назовите свои самые яркие чувства и ощущения, вызванные изучением темы.
2. Каковы основные результаты вашей деятельности по отношению к теме «Формы и методы обучения»?. Результаты рефлексии оформите в виде таблицы (заполните те пункты, в которых вами получены наиболее существенные результаты):
Проблематика форм и методов обучения | Мои основные результаты освоения данного компонента (обнаруженная проблема, противоречие, личное приращение и т.д.) | Виды деятельности, благодаря которым достигнуты эти результаты | |
1. Общие формы обучения(индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные). 2. Внешние формы организации обучения (урок, лекция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен и т.д.). 3. Внутренние формы организации обучения (вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, знание по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий). | |||
Проблематика форм и методов обучения | Мои основные результаты освоения данного компонента (обнаруженная проблема, противоречие, личное приращение и т.д.) | Виды деятельности, благодаря которым достигнуты эти результаты | |
4. Организационные формы обучения: 1) индивидуальные; 2) коллективно-групповые; 3) системы занятий. | |||
5. Классно-урочная система и ее альтернативы | |||
6. Лекционно-семинарс-кая форма обучения. | |||
7. Групповые формы обучения | |||
8. Классификации методов обучения | |||
9. Эвристические методы обучения | |||
10. Образовательный проект | |||
11.Эвристическое «погружение» | |||
12. Творческая и научная недели | |||
3. Вспомните обнаруженные вами противоречия между различными дидактическими системами, ход ваших мыслей и действий при этом. Обозначьте свою деятельность по отношению к дискуссионным вставкам в текст учебника, блокам самоопределения, вопросам и заданиям в конце параграфов, дидактическому практикуму. Не забудьте отметить наиболее яркие ситуации, возникшие во время семинарских занятий по отношению к дидактическим системам.
4. Выберите и проанализируйте свою деятельность по отношению к наиболее значимым событиям, изложенным в таблице. Результаты анализа оформите в следующем виде:
- Мое понимание сути дидактической системы.
- Что для меня является (было, остается) проблемой в данной теме.
- Как я решал(а) актуальную для меня проблему.
- Что явилось результатом этой деятельности.
- Мои гипотезы по отношению к дальнейшей своей деятельности по данной теме.
5. Сформулируйте свое личностное педагогическое приращение по теме «Формы и методы обучения» и причины, благодаря которым оно произошло. Запишите цели своего дальнейшего освоения данного курса.
ГЛАВА 5 СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
Средства обучения — обязательный элемент оснащения образовательного процесса, составляющий вместе с содержанием образования его информационно-предметную среду. Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения, средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы.
Особыми средствами обучения, с помощью которых корректируется образовательный процесс и определяется достижение поставленных целей, являются контроль и оценка.
Глава посвящена рассмотрению особенностей компонентов дидактической системы — средствам обучения и контроля.
§ 1. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Классификация средств обучения.Средствами обучения называют орудия деятельности учителя и учеников, применяемые ими как по отдельности, так и совместно. Например, демонстрационное оборудование предназначено в основном для учителя, а лабораторное — для ученика; а вот традиционные мел и доска могут использоваться ими совместно.
Средства обучения — материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.
Орудия познавательной деятельности увеличивают ее эффективность, поскольку служат средством достижения целей образовательной деятельности. Изготовление учениками и учителем средств обучения (моделей, плакатов, приборов, а также теоретических идеализации, мысленных экспериментов и т.п.) ведет к освоению тех предметных знаний, которым эти средства соответствуют. Развивающий и обучающий эффект в данном случае оказывается значительно большим, чем при простой передаче ученикам информации. Например, составление с учениками карты местности позволяет им в собственной деятельности осваивать принципы работы с картой, понятия масштаба, условных обозначений, соотношения между реальным и идеальным.
Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака, например:
— по составу объектов — материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной);
— по отношению к источникам появления — искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);
— по сложности — простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);
— по способу использования — динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);
— по особенностям строения — плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);
— по характеру воздействия — визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);
— по носителю информации — бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD-Rom, DVD);
— по уровням содержания образования — средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), на уровне предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);
— по отношению к технологическому прогрессу — традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки); современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).