Тема 2.6. Условия организации процесса обучения конструированию детей с особыми образовательными потребностями
Средовые и педагогические условия организации процесса обучения конструированию детей с ООП
Общепедагогические, коррекционные и специфические принципы организации работы по обучению конструированию детей с ООП: 1) комплексный характер реализации задач развития, обучения и воспитания ребенка в конструктивной деятельности; учет возрастных особенностей развития; единство обучения и воспитания, доступность, повторяемость, концентричность учебного материала; 2) развивающая направленность обучения; единство диагностики и коррекции отклонений в развитии; учет соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии; генетический принцип, принцип коррекции и компенсации; деятельностный принцип и др.; 3) принцип комплексного использования разных форм конструирования и видов занятий по конструированию; принцип этапности овладения конструктивной деятельностью; принцип движения в обучении от общего к частному; принцип связи обучения конструированию с умственным, речевым развитием ребенка и его представлениями о предметах и явлениях окружающей деятельности, игровым опытом; принцип активности ребенка в процессе обучения и др.
Принципы и содержание развивающей предметной среды по развитию конструктивной деятельности детей с ООП. Особенности использования предметной среды в реализации задач обучения конструированию детей с ООП. Специфика организации среды в разных возрастных группах.
Педагогические условия развития конструктивной деятельности детей с ООП.
Проектирование педагогической работы по обучению конструированию детей с ООП
Значение педагогического проектирования в реализации задач воспитания, обучения и коррекции развития детей с ООП средствами конструктивной деятельности. Этапы проектирования: педагогическая диагностика и анализ, целеполагание, проектирование содержания, моделирование процесса обучения детей конструированию, планирование.
Показатели овладения детьми конструктивной деятельностью. Значение, содержание и технология диагностики развития конструктивной деятельности детей с ООП. Связь результатов анализа диагностики и определения целей, задач и содержания процесса обучения конструированию детей с ООП.
Виды планов воспитательно-образовательной работы по обучению конструированию: перспективные, календарные, планы отдельных форм обучения, интегрированные и др. Структура разных видов планов.
Субъекты планирования педагогического процесса по обучению конструированию. Специфика и содержание деятельности планирования дефектолога, воспитателя, психолога. Взаимосвязь содержания педагогической работы разных специалистов СДОУ по реализации задач обучения конструированию детей с ООП.
Технология составления планов работы по обучению детей конструктивной деятельности.
Раздел 3. Методика обучения труду
Тема 3.1. Основные категории методики обучения труду. Связь трудовой деятельности с психическим развитием ребенка
Категория «труд» в широком смысле слова. Определение категории «труд» в философской трактовке. Л.А. Венгер, В.С. Мухина о труде как «создании общественно полезных вещей». В.И. Тютюнник о мотиве труда и характере процесса труда как основаниях для классификации форм труда. Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец о труде как «продуктивной» и «практической деятельности». Категория «трудовое воспитание» в работах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. Педагогическая технология освоения позиции субъекта детской деятельности В.И. Логиновой, Е.Н. Герасимовой, М.В. Крулехт. Определение общетрудовых и специальных трудовых умений.
Сведения из истории методики обучения труду детей с проблемами развития. Воспитание положительного отношения к труду у дошкольников с нарушениями зрения (И.В. Ремейкайте). Система обучения глубоко умственно отсталых детей бытовым навыкам (А.И. Долженко). Особенности формирования общетрудовых умений у дошкольников с тяжелой умственной отсталостью (Г.С. Гоголева). Педагогические условия формирования социально-бытовых навыков у детей со спастическими формами ДЦП (А.А. Наумов).
Труд в филогенезе и историческом развитии человека. Труд как вечное и естественное условие человеческой жизни. А.В. Запорожец о роли труда в развитии человека, его психики. В.И. Мясищев, А.Г. Ковалев о труде как движущей силе развития способностей человека. С.Л. Рубинштейн о месте труда в ряду основных видов деятельности человека. Позиция Б.Г. Ананьева в вопросе о формировании готовности ребенка к труду. В. И. Тютюнник о двух линиях развития труда (в филогенезе и онтогенезе) и их преемственности. Механизм влияния труда на развитие познавательной сферы ребенка, произвольности психических процессов, на психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Место труда в ряду других видов деятельности ребенка дошкольного возраста.