Общие принципы работы вальдорфского детского сада 4 страница

45

эгоцентричностью детского мышления Пиаже понимает свойство детского мышления, которое в ослабленной форме сохраняется и на протяжении всей жизни человека, — видеть предметы и явления со своей, индивидуальной точки зрения и неспособность сменить перспективу. Пиаже видит в игре очень важную функцию, а именно компенсацию постоянно требуемого внешним миром от ребенка согласованности его поведения и мышления с внешней реальностью (аккомодацией). В игре детей с куклами Пиаже видит не выражение материнского инстинкта и упражнение в нем — как это делают многие другие теоретики игры — но возможности в символической форме перерабатывать все содержание внутренней жизни. Кукла для ребенка — повод повторить пережитое, чтобы лучше ассимилировать его, а также преодолеть конфликты, возникающие в повседневной жизни, реализовать нереализованные желания. «Можно быть уверенным, что все события, радостные или печальные, которые происходили в жизни ребенка, повторяются на куклах» (Пиаже).

Особое развивающее значение вальдорфские педагоги придают тому, что дети, играя с предметами, переиначивают их значение. Кусок дерева может стать корабликом, телефонной трубкой, ракетой и т. д. Пиаже называет этот феномен детским «лудическим (игровым) символизмом» и видит в нем наглядный пример «расщепляющей ассимиляции», то есть специфической для ребенка-дошкольника формы усвоения мира. (О воздействии игры на развитие ребенка см. Экскурс 3).

Игра. Экскурс 3

Игра и готовность к школе*

Исследования игры последних десятилетий показали, что дети, которые много и интенсивно играли, показывают успешность в следующих областях:

1. Эмоциональной сфере — лучшее понимание, переживание и переработка чувств; дети лучше справляются с негативными переживаниями, разочарованиями и неудачами; менее выражена агрессивность; выше способность выдерживать «эмоциональные перегрузки»; повышенная общая психологическая стабильность; большая удовлетворенность; более уравновешенное соотношение основных чувств страха, радости, печали, гнева;

46

2. В социальной сфере — дети лучше слушают партнера; повышена готовность к кооперации (взаимодействию с другими); лучше признают правила взаимодействия; повышенная чувствительность к несправедливости; повышенная способность завязывать дружеские отношения;

3. В моторной сфере — более высокая способность к быстрой реакции; улучшенная координация глаз-рука; более дифференцированная грубая и мелкая моторика; лучше ощущение баланса тела; более высоко развитая произвольность;

4. В когнитивной сфере — дети показывают более высокое развитие осмысленного (логического) мышления; более высокую способность к концентрации внимания; лучшую память; более дифференцированную и развитую речь; развитую фантазию; лучшее понимание чисел и фигур; дети лучше распознают попытки манипулировать ими и т. д.

Таким образом, дети научаются в игре таким навыкам и развивают такие способности, которые необходимы человеку для самостоятельной, ответственной и частично автономной жизни. Именно игра способствует развитию таких качеств, которые необходимы при дальнейшем обучении в школе.

Мысль о том, что ребенок в игре не просто усваивает готовое содержание, предлагаемое ему миром взрослых, а создает свой собственный, детский мир, отражающий потребности самого ребенка, а не требования взрослых, высказывает и выдающийся советский психолог Л. С. Выготский. В своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте» он пишет следующее: «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка... Расхождение видимого и смыслового поля — новое в дошкольном возрасте. Это — основа игры — создание мнимых ситуаций. Игра — новая степень абстракции, произвольности и свободы». В записях-конспектах к лекциям, опубликованным в книге «Психология игры» Д. Б. Эльконина, Выготский прямо называет игру «источником развития»*.

47

ОБОБЩЕНИЕ

В своем отношении к игре, ее значению, воплощенных в работе детского сада, построенном на антропософских принципах, практика вальдорфского дошкольного воспитания может опираться как на многие традиционные подходы и взгляды (Фробель, Шиллер, Жан Поль), также и на данные современной психологии и дошкольной педагогики (психоанализ, когнитивная теория Пиаже, Л. С. Выготский, данные современных исследований и др.). Вальдорфская педагогика, как и психоанализ и теория игры Пиаже видят в спонтанной, свободной игре специфическую для ребенка-дошкольника форму усвоения мира, компенсации переживаний и учения, которую нельзя заменить в пользу дидактических, учебных игр, направленных на осознанно поставленные взрослыми цели развития. Кроме этого, Штайнер видит в способности к отдаче ребенка, к самозабвению в игре то, что, пройдя метаморфозу, становится у взрослого человека способностью к активной, инициативной деятельности и самостоятельности в суждении. Эта точка зрения, включающая идею метаморфозы, является специфически антропософской идеей в понимании развития.

Другие виды игр

Помимо свободной игры, в которой дети предоставлены собственной творческой фантазии, в вальдорфском детском саду используются также и другие виды игр — игры по заданным сценариям. Особо следует отметить музыкально-ритмические игры-хороводы, часто называемые немецким словом «райген» — специфическая вальдорфская разработка, а также хорошо известные нам пальчиковые и жестовые игры, традиционные подвижные игры, игры-ожидания и проч. Расскажем кратко о райгенах и пальчиковых играх. Что касается других видов игр, то они всем хорошо известны из богатой литературы.

РАЙГЕН, ИЛИ ЕЖЕДНЕВНАЯ
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА

«Райген» — это немецкое слово, которое обычно переводится на русский язык словом «хоровод». Однако традиционный русский хоровод не совсем то же самое, что имеют ввиду, когда говорят «райген», хотя понятие «хоровод» входит в понятие «райген», и традиционные хороводы часто используются в практике вальдорфских детских

48

садов. Вальдорфские воспитатели часто употребляют слово «райген» для обозначения ежедневной музыкально-ритмической игры, как правило, разрабатываемой самими вальдорфскими воспитателями. В несколько измененном виде мы встречаем подобия райгена и в школе — на ритмической части урока, когда дети хором декламируют стихи, сопровождая их образными жестами.

Постараемся рассказать о том, что же представляет собой райген. Райген — это ежедневная общая ритмическая игра-действие, иногда с включением музыкального элемента, в которой дети вместе с воспитательницей проигрывают и проговаривают какой-нибудь игровой сюжет, представленный в виде стихотворения, песни или образно-ритмической прозы. При этом дети выполняют определенные характерные движения-жесты, иллюстрирующие содержание действия, ритмически движутся, демонстрируя движением и позой соответствующие сюжету образы. Поясним читателю на конкретном примере, о чем идет речь.

Если встать на корточки и положить на пол ладони с широко раздвинутыми в стороны пальцами так, чтобы мизинец твоей руки касался бы мизинца руки соседа, а большие пальцы левой и правой руки соприкасались бы между собой, то на полу образуется большой круг с лучиками — это «солнце спит». Но вот приближается утро, и солнышко медленно встает — дети отрывают ладошки от пола и медленно встают, широко раскрыв руки, направленные к небу, — эвритмический жест А, выражающий удивление, восхищение, радость.

А если присесть и сделаться совсем-совсем маленьким, сложив ладошки рук над головой и широко раскрыв пальцы, — то можно стать гномиком с короной на голове. Гномы, как известно, живут в глубоких пещерах, собирают сокровища, шлифуют драгоценные камни и кристаллы — дети ударяют одной вытянутой рукой о другую, изображая грани больших кристаллов, но есть и совсем маленькие камушки — тогда нужно работать мелким инструментом — и в ход идут пальчики и кулачки. Гномы собирают сокровища в мешочки и уносят их в пещеры, двигаясь осторожно и мягко, на цыпочках. Но в это время как раз проснулись великаны, от каждого шага которых содрогается земля... и т. д.

От смены таких контрастных движений и характеров, как движения гномов и великанов, дети получают громадное удовольствие. Смена контрастов — большого и маленького, быстрого и медленного и т. д. характерна для многих райгенов. Во время райгенов дети могут превращаться во всевозможные существа, изображая как растет и распускается цветок, деревья качаются на ветру, как движутся разные животные или работают люди различных профессий — строители, каменщики, плотники, портные и т. д. Разрабатывая райгены и используя

49

в них детские стихи или народные песни, мы решаем целый ряд важнейших педагогических задач и, прежде всего, задачу гармонизации воображения, — внутренней жизни с движением, — внешней, телесной формой. Благодаря этому, как считают вальдорфские педагоги, они помогают ребенку решить важнейшую задачу развития этого возрастного периода: достигнуть гармоничного взаимодействия, взаимопроникновения души и тела (на антропософском языке — гармоничное воплощение «Я» и индивидуализация тела).

Игра. Экскурс 4

Хоровод — сердце детского сада

Маленький ребенок в первом семилетии — это единый орган чувств. Мир вливается в него, как звуки вливаются в ухо. Воспитатель всегда должен помнить о той ответственности, которую он берет на себя, входя в детский сад. Каждое слово, каждое движение откладывают отпечаток на душу и тело ребенка.

Одним из главных составляющих занятий в детском саду является хоровод. Эта музыкально-литературная композиция помогает строить органы чувства ребенка.

Важное правило хоровода — жест предшествует слову. В хоровод дети выходят из утреннего круга, после того, как встретили все вместе новый день и приветствовали друг друга. Воспитатель находится в центре внимания, и дети смотрят и равняются на него. Они всем телом вживаются в жесты взрослого и подражают ему. Впоследствии все это отразится на строении тела ребенка. Если воспитатель будет выполнять все движения четко и слаженно, то у ребенка правильно будет развиваться речь.

В первую очередь воспитатель должен верить в то, что он показывает, и осознавать это. Его жесты должны быть простыми и жизненными, поэтому воспитатель сначала должен сам изучить все движения, а потом демонстрировать их детям. Любой жест имеет продолжение в ребенке. Что переживает ребенок? Сначала — это чувства, потом — движение и понимание.

Хоровод может занимать как 10—15 минут, так и 20 минут. По детям можно понять, как долго он должен длиться. Каждый хоровод проводится 2—3 недели. Первая неделя — это погружение в хоровод, на второй неделе дети уже все знают, а на третьей повторяют сами. Все эти части взаимосвязаны.

50

Благодаря длительному повторению одного и того же хоровода, у ребенка развивается память и формируется воля. Хоровод может быть сложным и простым. Есть хороводы-сказки, в которых можно распределить роли. Это мы делаем со старшими детьми, потому что малыши должны только повторять.

Стихи и песни для композиции мы подбираем так, чтобы слова и сюжет были зримы. Этому помогают движения, жесты воспитателя, его голос, интонация, выразительность исполнения. Поэтому в хоровод мы включаем элементы противоположных ощущений и переживаний ребенка — полярности. Быстрые движения чередуются с медленными, легкие — с тяжелыми, веселое сменяется грустным, тихое — громким. Желательно, чтобы дети сильно не топали, так как это их сильно «приземляет». Чрезмерная утонченность также вредит, так как позволяет ребенку «улететь», оторваться от действительности. Очень важным в хороводе является то, что мы всегда ходим по солнцу.

В группе всегда может найтись ребенок, который не захочет встать в общий круг и будет наблюдать со стороны. Мы не должны настаивать и силой заставлять его включиться в занятие. Даже наблюдая, он является участником, так как сопереживает и находится в настроении, созданном в хороводе. Через некоторое время ребенок сам захочет встать в круг.

Все хороводы связаны с кругооборотом года, с изменениями в природе. Таким образом, дети естественно включаются в смену времен года и переживают во всей полноте их сущность: холод зимы, пробуждение весной, цветение летом, засыпание осенью. Например, осень мы начинаем с хоровода «Урожай», где через движение и песню раскрываем содержание различных видов человеческого труда: сев, жатву, молотьбу, сбор урожая.

Рождественский хоровод длится три недели и захватывает православное Рождество. Мы проводим хороводы, связанные с жизнью различных животных, насекомых, рыб или сказочных существ (эльфов, гномов) или с элементами природы (река, лес, море, небо, облака, звезды, солнце, луна).

Хороводы заканчиваются праздниками. Родителей приглашают не на все праздники — по желанию и ощущению воспитателя. Дети очень меняются в присутствии

51

родителей, и это откладывает отпечаток на их переживания. Родители на празднике должны сопереживать, а не наблюдать за детьми!

Жизнь ребенка в хороводе — это переживание им окружающего мира, и каждый ребенок берет для себя что-то свое из трех недель хоровода.

Гармоничная связь между жестом, движением, образом — золотое правило хоровода.

Содержание сюжета райгенов может быть самым разнообразным, но, в основном, стараются подбирать материал в соответствии с временем года или праздником. В детских садах Германии, которые мне довелось посещать в рождественские дни, я видел совершенно замечательные и трогательные рождественские райгены, где дети становились Царями, Пастухами и Ангелом с рождественской Звездой. Посредине действия в голубом покрывале сидела Дева Мария, сложив ручки так, как будто она держит Младенца-Христа...

Позже мне рассказали, что у этой девочки больны ноги, и она не может двигаться, поэтому для нее всегда стараются найти какое-нибудь особое место, чтобы включить в общую жизнь группы.

На этом примере видно, насколько индивидуальной каждый раз может быть воспитательная ситуация в группе, так что посыл — исходить из абстрактных программ или требований в работе в детском саду — не соответствует его реальным педагогическим задачам, которые всегда связаны с конкретной своеобразной ситуацией.

Один и тот же райген повторяется в течение многих дней. «При разучивании райгенов начинают осваивать текст и сопровождающие его жесты, постепенно достраивая и расширяя до полного варианта. Через ежедневное повторение дети усваивают стихи, жесты и мелодию. Они движутся, подражая движениям взрослого» (Ф. Яффке).

ПАЛЬЧИКОВЫЕ И ЖЕСТОВЫЕ ИГРЫ

Пальчиковые и жестовые игры хорошо знакомы отечественному читателю. Иногда их называют пальчиковой гимнастикой. Их широкое распространение в последние годы объясняется тем, что исследования детского развития — как отечественных, так и зарубежных психологов — показали связь мелкой моторики рук с развитием речи и мышления. Каждый палец руки, как, собственно, и все тело, имеет свое представительство в коре больших полушарий мозга. Благодаря детской двигательной активности формируется образ тела в мозгу, при этом центры речи и движения кистей и пальцев рук наиболее тесно связаны между собой.

52

Существуют традиционные, народные пальчиковые игры. Мы все помним «Сороку-белобоку», как она варила кашу и кормила своих деток, «Ладушки» с птичками и другие игры, в которые мы играем с самыми маленькими детьми. В детсадовском возрасте эти пальчиковые игры могут становиться гораздо более сложными, так что для некоторых игр требуется значительная сноровка. Ознакомление с так называемой «пальчиковой гимнастикой», то есть с обычной литературой и методами работы и сравнение их с разработками, сделанными вальдорфскими воспитателями, показывают во многом сходство подходов, однако не могут не броситься в глаза и существенные различия. Вальдорфские педагоги смотрят на пальчиковую игру, прежде всего, как на искусство, а не только как вспомогательную технику, нужную для развития речи. Многие воспитатели постоянно ищут новый материал, сочиняя и выдумывая все новые и новые игры. На частых встречах — общих конференциях, учебных семинарах — вальдорфские детские садовницы, обмениваясь между собой опытом, отбирают лучшие находки. Без такой творческой работы сообщества вальдорфских дошкольных педагогов, без частых встреч и обмена опытом вообще невозможно себе представить живого вальдорфского движения. Именно на таких встречах вырабатывается дух педагогического сообщества, помогающий сохранять и развивать вальдорфское качество. Как следствие такого подхода в вальдорфском сообществе собран очень интересный материал как райгенов, так и пальчиковых игр.

По поводу пальчиковых игр следует заметить, что воспитатель в течение многих дней играет с детьми в одну и ту же игру. Новые игры вводятся постепенно, после того, как предыдущая была хорошо усвоена детьми.

53

Ритм и повторение

Ритм и такт

Слово «ритм» относится прежде всего к области органической жизни. В отличие от такта, представляющего собой совершенно равномерное, «мертвое» деление времени на равные отрезки, ритмические процессы характеризуются наличием смещений, качественных интонаций, ударений, то есть такими особенностями, которые характерны именно для живых систем. Именно поэтому в вальдорфской педагогике стараются не употреблять такие слова, как «режим дня», «программа» и т. д., но говорят о ритме дня, недели, года как о чем-то живом и одушевленном. Такой язык не является чем-то незначительным, лишенным смысла излишеством, ведь глубоко небезразлично, как человек выражает свою деятельность, говорит о своей работе и жизни. Главные фазы ритма — систола и диастола, вдох и выдох — являются качественными характеристиками состояния и настроения дня, природы летом и зимой, а также человеческой души. Благодаря такому языку исчезает ощущение механического и мертвого, и возникает чувство живого, подвижного и одушевленного в отношении к жизни и быту группы.

Ритм — носитель здоровья

Согласно Штайнеру, «ритм является носителем здоровья» как вообще всех жизненных процессов. Ритмическая система организма, имеющего своим центром сердце и легкие, представляет собой срединное звено трехчленного организма, располагаясь между полюсом нервной системы и органов чувств, концентрирующегося, главным образом, в голове, и системой обмена веществ и конечностей. То или иное заболевание можно трактовать как смещение равновесия в сторону одного из этих полюсов. Ритмическая же система, которая в течение жизни никогда не устает, представляет собой некое динамическое

54

равновесие — источник здоровья. Поэтому соблюдение ритма смены различного рода деятельностей в течение дня, недели, года, многократные повторения уже бывших мотивов рассматриваются как важнейший принцип с гигиенической точки зрения. «Если вы станете каждый день, например, в течение недели в половине одиннадцатого утра съедать бутерброд, то на следующей неделе в это время вы будете испытывать желание съесть бутерброд. Так человеческий организм предрасположен к формированию ритма. Но не только внешний организм, но весь человек ориентирован в своих предрасположенностях на ритм» (Р. Штайнер).

Маленькие дети не могут сами организовать свою жизнь в соответствие со здоровыми ритмами. Как совершенно открытый «орган чувств» ребенок отдан всему, что происходит в его окружении. Если окружающие его люди будут днем спать, а ночью бодрствовать и заниматься какой-либо деятельностью, то, соответственно, у ребенка будет формироваться именно такой ритм, который будет запечатлеваться всем его организмом, всеми внутренними органами. Поэтому «так важно, чтобы мы, взрослые, сознательно помогали ребенку войти в здоровый жизненный ритм. Чем более ритмична жизнь маленького ребенка, тем его развитие протекает более здоровым образом. Поэтому мы в детском саду уделяем большое внимание тому, чтобы дневной, недельный и годовой ритмы сохранялись бы неизменными» (Кречман).

Для ребенка-дошкольника упорядоченное в общих чертах, ежедневно повторяющееся течение первой половины дня в детском саду — или всего дня в группах полного дня — является существенным облегчением. Не происходит ничего непредвиденного; не происходит травмирующей психику ребенка хаотической смены различного рода деятельностей, выходящих за пределы доступного сознанию ребенка кругозора; по выражению Хебенштрайта, известного немецкого дошкольного педагога, «ребенок приобретает опыт постоянства и последовательности, укрытости и защиты; будущее становится предсказуемым». Повторение и ритм, таким образом, — важнейшее условие душевного благополучия для ребенка.

Недавно проведенные исследования психологии окружающей среды подтвердили предположение, что стабильность, предсказуемость и регулярность окружающей среды ребенка коррелирует с когнитивным развитием. Исследования показали, что «окружающая среда детей-дошкольников с нарушениями развития характеризуется повышенной нерегулярностью и недостатком предсказуемости» (Шульц-Гамбард). Хотя в данном исследовании речь шла прежде всего о семейной атмосфере, все же можно с основанием предположить, что хаотическая, нерегулярная, непредсказуемая организация

55

работы детской группы еще в большей степени будет действовать на ребенка дестабилизирующим образом — и следствия будут еще более разрушительными.

Расскажем об одном дне в вальдорфском детском саду, дабы на наглядном примере показать, что конкретно означает принцип ритма и повторения в жизни группы.

Один день в вальдорфском детском саду

ПЕРВАЯ ФАЗА РИТМА ДНЯ — «ВЫДОХ»:
«СВОБОДНАЯ ИГРА»

Ритм дня выглядит примерно так: начало дня жестко не зафиксировано. Родители приводят детей в сад, скажем, от 8 до 8.30. В Германии, как правило, группа создается не по территориальному признаку. Многие родители живут достаточно далеко, и поэтому разброс бывает довольно значительным. В российских условиях заметна та же тенденция — в вальдорфские сады приходят дети родителей, интересующихся воспитанием и развитием своих детей. Они, читая литературу, распрашивая знакомых, «находят» вальдорфский детский сад и иногда проделывают довольно долгий путь и во внутреннем, и во внешнем смысле. Поэтому «детская география» вальдорфских детского сада и школы может быть довольно широкой. Это одна из причин, почему не стоит строго фиксировать начало работы группы.

Каждого ребенка воспитательница приветствует, здороваясь с ним отдельно — персонально. Таким образом, как бы символически, удостоверяется, что ребенок «принят» в группу. Этот жест индивидуального принятия не лишен значения для самочувствия ребенка в группе. В группе, как правило, около 20—25 детей, что как для ФРГ, так и других стран Европы, считается нетипично большим количеством. Почти всегда основной воспитательнице помогает практикантка. Первая часть дня, как правило, это «Свободная игра» (см. выше).

Когда дети входят, воспитательница уже на месте и занимается какой-нибудь работой: может быть она готовит завтрак, занимается рукоделием или мастерит украшения для предстоящего праздника. Дети могут присоединиться и начать делать что-то вместе с воспитательницей. Но, в большинстве случаев, они идут в игровой уголок и, как правило, сразу, без дальнейших пояснений, начинают играть. Кто-то строит дом, кто-то идет на прием к врачу, кто-то начинает играть в дочки-матери. А, может быть, сегодня у куклы Кати день

56

рождения, к ней собираются гости и нужно готовить обед?.. и т. д. В богатом природном игровом материале — желуди, шишки, кора и прочее, о чем мы упоминали выше, — дети находят для своей игры пластичное «сырье», из которого можно сделать все, что угодно.

Общие принципы работы вальдорфского детского сада 4 страница - student2.ru

Очень важно, чтобы дети удовлетворили бы свою потребность в свободной игре. Поэтому на «Свободную игру» должно быть выделено не менее 1,5—2 часов. Свободная игра — это, на языке вальдорфских педагогов, «выдох», то есть ребенок предоставлен самому себе, дабы он мог раскрыть свои собственные творческие силы, переработать индивидуальный опыт в игре.

Но важно также, чтобы игра имела свой конец, и все было убрано на свои места. Однако воспитательница не говорит детям: «Теперь игра закончена, пожалуйста, убирайте все на место». Такого в вальдорфском детском саду стараются не произносить. Поступая так, мы обращаемся к представлению ребенка через слово. Но, как было сказано выше, воля ребенка не направляется осознанным решением, мотивом которого у взрослого выступают представления, выражаемые вербально, посредством слова. Ребенок идет от действия к представлению, а от восприятия к действию. Таким образом, задача воспитательницы: необходимое завершение игры и порядок «развить» из самой игры. Например, если дети играли в театр, то спектакль должен окончиться, и все разъезжаются по домам. Если же дети очень увлечены получившейся сценой, тогда может наступить «антракт», и сцену не убирают до следующего дня.

ВТОРАЯ ФАЗА — «ВДОХ»: «УТРЕННИЙ КРУГ»

После свободной игры, кончающейся обычно около 10 часов, наступает «вдох», т. е. дети делают нечто вместе и под руководством воспитательницы. И это обычно так называемый «утренний круг». На несколько минут наступает покой и концентрация на общей песне или ритмической игре. Как правило, песня или игра — стихотворение — сопровождаются движениями детей, изображающими содержание песни или стиха — это и есть «райген», описанный в особом

57

разделе выше. Дети могут изображать плотника или портного, деревья, раскачивающиеся на ветру, или восход солнца, гномов и великанов. Очень важно, что эти движения носят художественный характер. Они тоже возникают из подражания: воспитательница делает, дети свободно воспроизводят. Никакого давления или корректуры не производится, каждый делает, как получается, и все — хорошо.

Раз в неделю может прийти эвритмист — и тогда будет небольшой урок эвритмии. Эвритмия* — это искусство движения, в котором выражается звуковая сторона речи, а также музыка. Затем дети вместе идут в туалет, изображая, быть может, поезд или что-либо подобное.

После туалета все моют руки и показывают воспитательнице. Та подтверждает чистоту рук каждого ребенка символически, например, капнув на ладошку капельку масла. Дети растирают это масло так, что руки становятся теплыми. (Детям очень нравится эта процедура). Эти символические действия («ритуалы») сопровождают многие моменты детской жизни, например, прием пищи, отход ко сну и т. д. Приведенные выше примеры с поездом, каплей масла есть, естественно, не жесткие рекомендации, а лишь примеры, как это можно осуществлять. Каждая «детская садовница» находит свои формы для таких переходных моментов. Это могут быть песенка или стишок, звонок колокольчика или зажигание свечки и т. д.

ПРИЕМ ПИЩИ — «ТРАПЕЗА» —
ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ГРУППЫ

После возвращения из туалета все садятся завтракать. В противоположность широко распространенной сегодня практике, завтрак готовится вместе с детьми — часть детей участвует в этом во время утренней свободной игры — самой воспитательницей и ее помощницей. Это крайне важный момент: дети видят, как готовится пища! Все происходит естественно, как дома. В каждом детском саду есть «печка», где, может быть, пекут вместе с детьми замешанное тесто, которое получили из муки, размолотой на ручной мельнице также вместе с детьми. Процесс принятия пищи, таким образом, перестает быть чем-то абстрактным и безличным, так что с приемом пищи — этим бичом государственных детских садов, — проблем, как правило, не возникает.

Отношение к пище связано с нравственно-религиозным аспектом воспитания. Атмосфера благодарности, благоговения ко всему

58

что дается, дарится человеку, по мнению вальдорфских педагогов, есть основа нравственной жизни личности. Перед завтраком дети поют песенку или читают изречение, в которых выражается благодарность Земле, Солнцу, Хлебу. Это выражение благодарности может принимать самые разные формы. Может быть взят стих из псалма Давида, общепринятая в данной местности молитва перед едой или свободное изречение, например, стихотворение Христиана Моргенштерна «Всякий плод в земле растет». Содержание здесь не столь важно, так как дети улавливают прежде всего не абстрактное содержание, а отношение к этому взрослых. Важно только, чтобы предлагаемые образы носили наглядно чувственный и одновременно «духовный» характер.

Атмосфера благодарности, пробуждение благоговения перед всем, что дается, дарится человеку, есть необходимый компонент формирования здоровых основ развития личности. Согласно Рудольфу Штайнеру, ребенок не безразличен в своем отношении к нравственным категориям. В период дошкольного детства у ребенка есть совершенно непосредственное, естественное внутреннее отношение к добру*. Доброе для ребенка одновременно и красивое, и истинное, правдивое. И если он не находит этого «добра» в своем окружении, то он просто заболевает и часто даже физически. В сказке добро должно непременно побеждать, а зло быть наказано. Мир добр — таков девиз этого периода воспитания. Атмосфера добра — условие здорового развития ребенка. Этот аспект зачастую упускается из виду и не учитывается в программах дошкольного воспитания в нашу интеллектуалистическую и прагматическую эпоху.

Наши рекомендации