Педагогическое наследие Я.А.Коменского

Вот мы и дошли до педагогики как целостной теории воспитания и обучения человека. Совершен­но справедливо ее связывают с именем великого чешского мыслителя-гуманиста, выдающегося об­щественного деятеля, философа, лингвиста и исто­рика Яна Амоса Коменского (1592-1670). Это про­изошло в переходную от средневековья к новому

времени эпоху.

Заняться проблемами педагогики заставила Ко­менского сама жизнь, полная лишений и трагизма. Спокойно и счастливо он жил лишь в детстве, ког­да его заботливый отец прививал ему любовь к зна­ниям и обучал его дома, как это было принято в протестантских общинах. В 1604 г. умерли его ро­дители и две сестры. Старшая сестра и опекуны мало о нем заботились, учиться приходилось урывками в братской школе. Только в 16 лет Коменский по­ступил в латинскую школу, где испытал все ее тя­готы на себе. Проучившись там всего 2 года (1608—1610), он уже в то время пришел к груст­ным размышлениям (обратите внимание, ему было тогда 18 лет): «Меня печалило то, что людям (осо­бенно моим согражданам) было скучно изучать на­уку» /8, с. 96/. В его книге «Лабиринт света и рай сердца» лирически слилось все, о чем он думал и что пережил: боль утраты, страстное желание по­мочь людям, упорная мысль о создании новой шко­лы. В 1611 г. руководители протестантской общи­ны Чешских братьев отправили его для подготовки к проповеднической деятельности в Пражский уни­верситет, но ректором там был католик, а католи­ки, как вам известно, до сих пор являются против­никами протестантов. Естественно, Ян Амос не был принят и отправился в Германию. Учился сначала в Хернборнской академии, затем около года в Гейдельбергском университете. В 1614 г. из-за болез­ни вынужден был прекратить учебу. Больной, без денег, он пешком возвращается на родину с твер­дым намерением служить своему народу. В 22 года начинает свою педагогическую деятельность в той же братской школе, где сам познавал азы грамоты. Будучи проповедником и одновременно учителем, он много занимался самообразованием, вниматель­но изучая педагогическое наследие Древнего мира, произведения гуманистов эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, X. Л. Вивес и др.), обоб­щая все положительное, что было достигнуто его предшественниками и современниками в области методики обучения. В результате он создал строй­ную педагогическую систему, прогрессивную по своему основному содержанию. Его работы /9, с. 499/ опираются на многовековый опыт обучения детей и юношества. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию вос­питания. Причем именно Коменским была выска­зана мысль о непрерывности образования (сравни­те современный подход: учить не на всю жизнь, а через всю жизнь). Он разработал систему дошколь­ного и школьного обучения и воспитания, говорил о том, что в каждом государстве должны быть ака­демии — высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет, расширял и добавлял к ним «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподает» сама жизнь» /9/.

Здесь мы пошли дальше Коменского, создав фа­культеты и Центры переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений. Не так ли? Но в наше время до сих пор бытует мнение, что совер­шенствование человека прекращается вместе с окон­чанием его трудовой деятельности. Коменский же, занимаясь всю жизнь самообразованием, говорил о совершенствовании человека и в старости.

Над своим капитальным трудом «Великая дидак­тика» Я. А. Коменский работал с 1627 по 1638 г. /10/. Века не состарили ее, а приблизили к нам в период реформы средней и высшей школы. Не слу­чайно в 1982 г. в издательстве «Педагогика» по­явились «Избранные сочинения» Я. А. Коменского, куда включена «Великая дидактика». Прикоснем­ся к ней и мы.

Права М. Шагинян, делая вывод, что многое про­изошло из его дидактики: «...современная школа, всеобщее образование (без различий наций, класса, пола), метод наглядного обучения, звуковой метод, преимущество родного языка перед иностранным, режим и порядок школьного образования, значе­ние физических упражнений, обязательность музы­ки в числе школьных предметов, чередование за­нятий и отдыха, сад или площадка при школе и целый ряд других практических вещей — все это выросло из дидактики Коменского, всем этим че­ловечество обязано ему» . Нельзя не согласиться с М. Шагинян, что «Великая дидакти­ка» является «краеугольным камнем педагогичес­кой мысли» .

Метод учения, который предлагал Коменский, в отличие от схоластической школы не отвращал де­тей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превращая овладение знаниями в прият­ное занятие, позволяя пройти путь к вершинам на­уки без трудности, скуки, окриков и побоев, как бы играя и шутя. Школа, по Коменскому, — дом радости. Его дидактика построена на принципе це­лесообразности и природосообразности (вспомните Аристотеля). Его девиз: никакого насилия над че­ловеком! Он был убежден, подразумевая не только детей, но и студентов, что «академические работы будут продвигаться вперед легче и успешнее, ... если каждый посвятит себя тому виду занятий, к ко­торому, как это можно заключить по верным при­знакам, его предназначила природа (выделено Ко­менским). Ибо по природным дарованиям один яв­ляется музыкантом, поэтом, оратором, физиком и т.д., в то время как другие более склонны к бого­словию, медицине, юриспруденции. Именно здесь слишком часто делается ошибка, т.к. по своему произволу, не обращая внимание на природную склонность, из каждого чурбана мы хотим сделать ге­ния» .

А как современно звучат слова Коменского:

«...натуры высокоразвитые надо поощрять ко всему, чтобы не было недостатка в людях, полу­чивших всестороннее образование и вполне обла­дающих мудростью.

Надо, однако, следить за тем, чтобы академии воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей (выделено Коменским). Они не должны терпеть лжестудентов, которые, подавая другим вредный пример бездействия и роскоши, расточают отцовское имущество и губят свои годы» . Вот вам еще один наказ из прошлого. У нас ведь тоже, к сожалению, встречаются спо­собные лодыри. А слово «студент», между прочим, переводится с латинского как "усердно занимаю­щийся». Стоит напомнить об этом некоторым сту­дентам.

Не сомневаюсь, что каждому педагогу будет ин­тересно и полезно прочитать «Великую дидактику» Я. А. Коменского. Содержание глав просто зовет нас ознакомиться с ней. Многое в «Великой дидак­тике» было поступком со стороны Коменского. Так, глава I называется «Человек есть самое высшее, са­мое совершенное и превосходнейшее творение» /10, с. 261/. Провозгласить такое в эпоху господ­ства религии, когда человек считался плодом и со­судом греха, глубоко религиозному Я. А. Коменскому было нелегко, но истина, очевидно, для него была дороже. Далее три главы посвящены «приго­товлению к вечности», в которую он верил. Но тра­диционное церковное утверждение человеческой греховности и ее искупления приобретает у Комен­ского гуманистическое содержание. Причем его гуманизм значительно отличается от гуманизма эпо­хи Возрождения. Если ее представители призыва­ли к изучению человека и его качеств, то Коменский пошел дальше: он твердо верил в огромные твор­ческие силы и способности человека, которые мо­гут и должны быть развиты в процессе обучения и воспитания.

В своей педагогической деятельности Я. А. Коменский пережил два периода: девизом первого было — учиться у всего, у каждой книги. Это был период «всеохватывающего образования», «пансофического» (от гр. софия — «мудрость», пансо-фия — «всемудрствование, всезнание»). Но затем он понял, что невозможно объять необъятное. Тог­да наступил второй период его деятельности, пери­од самоограничения, отбора самого необходимого ма­териала, чтобы учить не пустому, а полезному. Важ­на была и остается его идея: «сообщить ученикам не отдельные, разрозненные знания, а систему знаний, энциклопедию, которая могла бы связно удер­жаться в памяти, снабдить сведениями о самом ос­новном в каждой науке и сделать учащегося уни­версально образованным человеком» /М. Шагинян, 11, с. 434/. Широко известны слова Я. А. Коменского: «Человек, обученный основательно, есть де­рево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно рас­тущее, приносящее плоды».

Стремясь оживить преподавание и вызвать у де­тей интерес к знаниям, Коменский написал ряд пьес на основе материала учебника «Открытая дверь к языкам». Эти пьесы вошли в его книгу «Школа — театр» или «Школа — игра». (Сравните наши ро­левые и деловые игры!)

В Венгрии по приглашению царя Ракоци Комен­ский создает пансофическую школу (кабинеты фи­зики, механики, естественноисторических наук, ти­пографию, где он напечатал «Школа — театр»). Вы­ступая за разгрузку учащихся, Коменский боролся не с количеством наук, а с методами их освоения. Он считал, «что все имеющее между собой связь должно быть преподаваемо одновременно, парал­лельно друг с другом» .

Коменский главную роль от­водил чувствам, при этом обучение и воспитание он рассматривал в неразрывном единстве.

«Я. А. Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практи­ки. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения» /9, с. 499/. Хочет­ся особо подчеркнуть, что, разрабатывая педагоги­ческую систему дошкольного, школьного и акаде­мического обучения и воспитания, он прекрасно понимал, что обучение стоит денег, и поэтому обра­щался к власть предержащим с просьбой не жа­леть средств на обучение молодежи и приводил слова отца протестантского движения М. Лютера: «Где на построение городов, крепостей, памятников, ар­сеналов расходуется одна золотая монета, там нуж­но израсходовать сто золотых монет на правильное образование одного юноши, который, возмужав, мо­жет показать путь другим ко всему честному; он имеет большее значение, чем блестящие дворцы, груды золота и серебра, медные ворота и железные засовы» /10, с. 476/. Не мешало бы и нашим влас­тям руководствоваться этим давним мудрейшим принципом. Согласны?

Наши рекомендации