I I. Заполните пропуски
Наблюдения показывают, что между
Возрастом и развитием человека су- связь
ществует................................................. зависимость
периодов |
Чтобы правильно управлять процес
сом развития, нужна классификация
........................... человеческой жизни
особенностей |
Возрастная периодизация основывается на выделении возрастных
1 Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. — М., 1982. — Т. I. — С. 329.
Возрастными особенностями назы ваются.................................. для опре деленного периода жизни анатомо- физиологические и психические |
Характерные качества
II. Заполните таблицу
Период | Возраст |
Младенчество | |
От 1 до 3 лет | |
Младший школьный возраст | |
От 5 до 6 лет | |
Средний школьный возраст | |
От 15 до 17— 18 лет |
Акселерация |
Отмечая условность и известную подвижность выделенных периодов, обратим внимание на новое явление, приведшее к пересмотру границ между некоторыми возрастными группами. Речь идет о так называемой акселерации, получившей широкое распространение во всем мире. Акселерация (от латинского «ак-селерацио» — ускорение) — это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи — с развитием психических функций, а педагоги — с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности. Педагогическая интерпретация акселерации представлена на рис. 4.
Развитие |
Возраст
Рис.4
До появления акселерации в 50— 60-е гг. физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансированным. На рисунке это показывает кривая 1, выражающая общую тенденцию нормального физиологического и социального созревания. В результате акселерации, наступившей в середине 70-х гг., физиологическое созревание организма (кривая 2) начинает опережать темпы умственного, психического, социального развития (кривая 3). Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств. К тринадцати— пятнадцати годам у девочек, а к четырнадцати— шестнадцати годам у мальчиков, живущих в средних регионах нашей страны, физиологическое развитие организма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в том числе половых, социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. Возникает напряжение, приводящее к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подска-
зывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия акселерации, создавшей немало трудностей как для самих подростков, не умеющих совладать с происходящими в них переменами, так и для взрослых — родителей, учителей, воспитателей. Если с чисто техническими проблемами акселерации — обеспечением школ новой мебелью, учеников одеждой и т. п. еще как-то справились, то в области нравственных последствий акселерации, в первую очередь проявившихся в широком распространении половых контактов среди несовершеннолетних со всеми вытекающими отрицательными последствиями, проблемы остались.
О темпах акселерации говорят следующие сравнительные данные. За три десятилетия длина тела у подростков увеличилась в среднем на 13-15 сантиметров, а вес - на 10-12 килограммов по сравнению с их сверстниками 50-х годов.
Среди основных причин акселерации назовем: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Указываются и другие причины — радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда; уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, влекущей рост всего организма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.
С середины 80-х годов акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.
III. Что такое акселерация? Выберите более точный, пол- [ ный ответ