В) Методическая разработка учебной лекции (алгоритм)
I. Тема лекции. Обоснование выбора темы.
1. Определение места и значения темы в системе целого курса (контекст).
2. Отбор библиографии по теме (литература для преподавателя, литература, рекомендуемая студентам).
II. Формы организации лекции.
1. Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей).
2. Цель лекции (замысел, основная идея лекций, объединяющая1 все предметное содержание).
3. Задачи лекции, реализующие основной замысел: а) состав и последовательность задач; б) характер задач (информационные, аналитические, систематизирующие, проблемные); в) средства, необходимые студентам для решения указанных задач (категории, системы представлений, функциональные, генетические, структурные, вероятностные, причинные связи); г) эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач.
4. Организационная форма лекции: а) монологическое высказывание; б) монолог с опорой на аудиовизуальные средства; в) монолог с элементами эвристической беседы; г) эвристическая беседа; д) диалог-дискуссия (двух преподавателей, выражающих противоположные точки зрения по обсуждаемой проблеме).
III. Содержание лекций.
1. План и конспект содержания лекции.
2. Учебные средства и дидактические приемы, обеспечивающие целостность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, доказательность и др. (выделить на полях конспекта).
IV. Целостный образ преподавателя в процессе лекции.
1. Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство).
2. Языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика).
3. Эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомима, вокальная мимика- интонация, громкость, темп, ритм, паузы).
Г) Примерная схема анализа и оценки лекции:
1. Тема лекции, ее цель (триединая) и задачи: дидактическая и др. по таксономии Толлингеровой (см. приложение Е).
2. Содержательность лекции (ее научность, сложность, популярность, соотношение теории и практики).
3. Наличие или уровень проблемности (уровень проблемного изложения; частично-поисковый уровень - преподаватель ставит проблему, студенты самостоятельно или под руководством преподавателя решают её; исследовательский уровень - студенты сами ставят проблему, решают проблему совместно, в малой группе, в паре или индивидуально).
4. Использование наглядности и моделирования.
5. Наличие инновационных подходов или методов активного обучения
6. Доказательность (декларативно, доказательно).
7. Связь с профессиональной деятельностью студентов.
8. Четкость структуры лекции.
9. Отношение лектора к студентам (требовательное, равнодушное, придирчивое, внимательное).
10.Контакт с аудиторией и отдельными студентами.
10. Посещаемость лекции.
11. Легкость конспектирования.
12. Поведение лектора (скован, уверен, свободен).
13. Манера чтения (увлекательно, живо, скучно).
14. Достиг ли лектор поставленных целей и насколько он реализовал
основные функции лекции:
а) эвристическую - активизации мышления;
б) эмоциональную - сопереживания;
в) этическую - вызвал доверие, расположил к себе;
г) методическую - обеспечил внимание и интерес;
д) коммуникативного контроля и обратной связи (ответы на вопросы);
е) управленческую - как интеграцию всех перечисленных функций.
Д) Критерии анализа лекции:
1.степень использования диалогического взаимодействия и общения в ходе лекции;
2.создание проблемной ситуации в достижении целей, а именно:
3. усвоение студентами теоретических знаний;
4. развитие теоретического мышления;
5. формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста;
6. диалогическое включение преподавателя в общение со студентами:
7. количество проблемных вопросов;
8. количество информационных вопросов:
9.степень использования наглядности;
10. пространственное расположение слушателей (в виде амфитеатра);
11. привлечение внимания слушателей учебного предмета;
12. актуализация имеющихся у студентов знаний;
13. внешний и внутренний стили чтения лекции.
Ниже названы два стиля, влияющие на чтение лекции, их необходимо придерживаться. Внутренний стиль можно охарактеризовать как методические аспекты чтения лекции
Внешний стиль | Внутренний стиль | |
слышимый | видимый | |
Темп | Мимика | Структура (членение) |
Методика | Жестикуляция | Цель и формулировка |
Акцентирование | Микродвижения тела | Характер аргументации |
Паузирование | Словесное оформление | |
Артикуляция |
Е) Формы лекционных занятий
Проблемная лекция –учебное занятие, создающеепроцесс усвоения, начинающийся не с предъявления обучающемуся известного образца, а с создания преподавателем таких условий учебной деятельности, которые вызывают потребность в усваиваемых знаниях, а само знание выступает как неизвестное, подлежащее усвоению. В этом случае студент усваивает знания не потому, что преподаватель сообщает их ему, а потому, что у него самого возникла потребность в этих знаниях. Главной характеристикой проблемной лекции выступает наличие проблемной ситуации.
Проблемная ситуация включает три главных компонента:
1. неизвестное усваиваемое отношение, способ или условие действия, раскрываемое в проблемной ситуации;
2. действие, необходимость выполнения которого в поставленном задании вызывает потребность в новом, подлежащем усвоению знаний или способе действия;
3. возможности обучающегося в анализе условий поставленного задания и усвоения (открытии) нового знания. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации.
Процесс проблемного обучения оказывается как бы слагающимся из двух необходимых этапов:
1. этапа постановки практического или теоретического задания, вызывающего проблемную ситуацию;
2. этапа поиска неизвестного в этой проблемной ситуации либо путем самостоятельного исследования обучающегося, либо путем сообщения педагогом сведений, необходимых для выполнения проблемного задания, эти сведения и составляют усваиваемые учеником знания.
Иногда упрощая формулировку проблемного обучения, исследователи трактуют его так: обучение решению нестандартных задач, в ходе которого обучающиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности.
Выделяют 4 уровня проблемности в обучении:
1. Уровень проблемного изложения (преподаватель сам ставит проблему (задачу) и сам решает при активном слушании и обсуждении студентами).
2. Частично-поисковый уровень (преподаватель ставит проблему, студенты самостоятельно или под руководством преподавателя решают её – открывается простор для размышлений).
3. Исследовательский уровень (студент(ы) сам(и) стави(я)т проблему, решают проблему совместно, в малой группе, в паре или индивидуально).
Поиск неизвестного в проблемной ситуации составляет главное звено проблемного обучения. Он совпадает с процессом усвоения новых знаний,
Лекция - эвристическая беседа является той разновидностью проблемной лекции, которая позволяет наиболее полно продемонстрировать различные аспекты управления процессом формирования у студентов всех структурных компонентов анализа и решения проблемы. Диалогизация проблемной ситуации в эвристической беседе - это своеобразный прием, рассчитанный на перестройку внутреннего плана действия, образа мышления и личностной позиции субъекта мышления. Можно сказать, что эвристическая беседа - это прием конструирования определенного образа мыслей путем преобразования точек зрения индивида в условиях совместного исследования проблемы.
Эвристическая беседа требует от преподавателя импровизационных умений, которые основываются на свободном владении различными аспектами и уровнями решения проблемы, с одной стороны, и способами построения диалога, формами взаимодействия с аудиторией на всех этапах решения проблемы - с другой.
Там, где, исходя из задач курса, преподаватель вводит принципиальные, значимые в последующем анализе содержания всего курса подходы к решению центральных проблем, эвристическая беседа необходима для создания особой интеллектуальной ситуации, особого прецедента - размышления студентов над основами собственного понимания предмета изучения, так или иначе уже достигнутого в результате предшествующей работы. Поэтому чаще всего собственно эвристической беседе предшествует проблемная лекция - монолог, в котором преподаватель вводит слушателей в проблему, намечает возможные подходы к ее анализу на материале сопоставления различных факторов и теорий и знакомит с некоторыми условиями и прецедентами ее решения, создавая тем самым почву для последующей проблемализации внешнего диалога.
Ж) Студенты должны приучиться в процессе слушания лекции:
1) выделять главное;
2) записывать основные тезисы и аргументы;
3) составить самостоятельно план лекции (прослушав его в виде доклада без плана);
4) отмечать вопросы на полях конспекта;
5) держать в уме основные исходные положения лекции, чтобы при обращении преподавателя к деталям студенту был ясен и общий подход;
6) вести краткое аннотирование литературы со слов преподавателя (сразу записать на библиографические карточки с краткой аннотацией);
7) прорабатывать лекцию вскоре после прослушивания;
8) повторять материал предыдущей лекции перед каждой последующей;
9) просматривать перед лекцией соответствующие разделы программы.
З) Преподаватель должен:
- Знать и уметь применять виды лекций (вводную, формационную, проблемную, лекцию-визуализацию, лекцию вдвоем, лекцию с заранее запланированными ошибками, лекцию-пресс-конференцию).
- Обеспечивать творческое усвоение будущими студентами принципов и закономерностей изучаемой науки, методов получения новых для студентов знаний, а также методов применения усвоенных знаний на практике.
- Активизировать учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу.
- Использовать разные виды наглядности (натуральной, изобразительной, символической), каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала.
- Использовать комплекс технических средств обучения (ноутбук, проектор, интерактивная доска и др.).
- Входить в контакт со студентами не как «законодатель», а как собеседник, пришедший на лекцию «поделиться» с ними своим личносгным содержанием.
- Признавать право студента на собственное суждение и быть заинтересованным в нем.
- С помощью систем рассуждений уметь доказывать истинность новых знаний.