Приложение № 6 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Авторитарность- характеристика личности, отражающая ее тенденцию подчинять в максимальной степени партнеров по взаимодействию и обще­нию.

Авторитет- признание за индивидуумом права на принятие от­ветственных решений в условиях совместной деятельности.

Аксиология(греч. axia - ценность и logos - учение) - теория, рассматри­вающая философские вопросы моральных ценностей.

Альтруизм- ориентация личности на интересы других людей, готовность жертвовать для их блага личными интересами.

Аморальность- противоположность морали, отказ от законов нрав­ственности, оправдание безнравственного, игнорирование общечеловеческих ценностей.

Аскетизм(греч. askeo - упражняться) - категория, предписывающая лю­дям самоотречение, отказ, от мирских благ и наслаждений, подавление чув­ственных стремлений ради достижения каких-либо целей, нравственного са­мосовершенствования.

Бесстыдство- сознательное и демонстративное пренебрежение общепри­знанными нормами поведения.

Благо- понятие, употребляемое для обозначения положительной ценно­сти тех или иных предметов, явлений действительности.

Благодеяние— действие, имеющее положительное нравственное значе­ние и объективный результат, последствия которого полезны окружающим людям.

Благородство— качество, характеризующее действия, поступки лично­сти, совершающиеся на основе возвышенных мотивов. Включает такие каче­ства, как самоотверженность, верность нравственным принципам и идеалам, мужество, великодушие и др.

Благотворительность- оказание помощи (материальной, лечебной, культурной) нуждающимся.

Вежливость- качество, характеризующее поведение человека. Основыва­ется на уважении к другому человеку, внимании, доброжелательности к лю­дям.

Верность- качество, характеризующее нравственную линию поведения личности, приверженность тем нравственным нормам, которыми руково­дствуется личность в повседневном поведении.

Взаимопомощь- категория, выражающая отношения между людьми, возникающие в условиях общности интересов, целей и предполагающая объ­единение усилий, взаимную поддержку.

Выбор нравственный— акт нравственной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении нравственной линии поведения или конкретно­го поступка в ходе самостоятельного принятия решений личностью.

Выдержанность- качество, включающее умение человека конт­ролировать собственные чувства, действовать в соответствии с целями во-

преки трудностям. Проявляется в самообладании.

Высокомерие— качество, характеризующее неуважительное отношение к другому человеку. Связана с себялюбием, преувеличением собственных достоинств.

Гордость- моральное чувство, в котором отражается осознание соответ­ствия высшим ценностям и стандартам. Отражает также внутреннее достоин­ство человека, самодостаточность и независимость личности.

Грубость- качество, характеризующее пренебрежение, недобро­желательность к людям, невнимание к интересам других, неумение сдержи­вать раздражение, неспособность быть тактичным.

Гуманность- любовь, внимание к человеку, уважение личности, доброе отношение ко всему живому.

Деонтология(греч. deon - должное и logos - учение) - раздел этики, в ко­тором рассматриваются проблемы долга, должного.

Добро- нравственная категория, отражающая поведение людей, содейст­вующее росту человечности в отношениях между ними. В идее добра лежит стремление человека и человечества к совершенству.

Добродетель- обобщенная характеристика нравственных положительных качеств личности (группы, коллектива людей), указывающая на их мораль­ную ценность, на деятельную форму освоения добра.

Доверие- отношение к действиям другого человека (группы людей), ос­новывающееся на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, порядочности.

Долг- категория, означающая превращение нравственного императива в личную задачу конкретного человека, продиктованную или его социальным статусом или побуждением совести.

Достоинство- этическая категория, обозначающая глубоко осознанную моральную потребность человека в признании, уважении окружающими, в справедливом отношении к нему людей за его полезную деятельность и весь стиль жизни. Важнейшей предпосылкой достоинства человека является на­личие у него положительных личностных качеств.

Духовность- стремление к общечеловеческим идеалам добра, спра­ведливости, чуткости, честности, уважения индивидуальности каждого чело­века и его культуры.

Жизненная позиция- категория, характеризующая жизнедеятельность личности и ее направленность в жизни, определяемая убеждениями, сове­стью, идеалами личности. Выражается в отношении к идеалам, целям, уста­новкам, характеризуя последовательность, принципиальность, решитель­ность в отстаивании личностью своих взглядов, убеждений, в реализации их на деле, в единстве слова и дела.

Заносчивость- кичливость, спесь, чванство.

Заповедь- нравственная норма, выработанная и закрепленная в опыте че­ловеческого поведения. Обозначает определенное требование общества, кол­лектива, обращенное к каждому члену коллектива.

Золотое правило- одно из древних нормативных требований, выражаю-

щее общечеловеческое содержание нравственности. Его наиболее распро­страненная формулировка: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Идеал(греч. idea - представление, идея) - категория морального сознания. Нравственный идеал указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания личности, дает образец, к которому необходимо стремить­ся.

Императивность- понятие, фиксирующее долженствование, по­велительный характер нравственных требований.

Инвариант— неизменная часть чего-либо. Десять библейских заповедей являются моральным инвариантом для многих народов.

Индивидуум(индивид) (лат. individuum - неделимое; особь) -1. Человек как единичное природное существо, представитель человеческого рода, но­ситель индивидуально своеобразных черт; 2. Отдельный представитель чело­веческой общности, использующий орудия, знаки и через них овладевающий собственным поведением и деятельностью. Индивидуальность рассматрива­ется как высший уровень саморазвития личности.

Интериоризация- «присвоение» человеком нравственных ценностей, пе­ревод их в личностно значимые, собственные ценностные ориентиры.

Искренность— качество, характеризующее личность и ее поступки. Вы­ражается в том, что личность делает и говорит, в верности самой себе.

Конфликт моральный- специфическая ситуация морального выбора, в которой необходимо разрешить противоречие во имя нравственной нормы и цели.

Личность- это человек, способный совершать поступки и ответственно к ним относиться. Личность обладает мировоззрением, в котором центральное место занимают нравственные взгляды. Цельной личности свойственны сила характера, стремление к истине, умение отличать добро от зла, честность мыслей и поступков, искренность, верность своему слову.

Любовь- чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо. Устремленность на другую личность, человеческую общность или идею.

Милосердие- принцип поведения, основанный на сочувствии, со­страдании, соучастии и готовности делать добро. Адресуется не только лю­дям, но и всему живому.

Мировоззрение- система обобщенных взглядов на мир и место в нем че­ловека, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы. Носи­тель мировоззрения - личность и социальная группа, воспринимающие дей­ствительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огром­ный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремле­ния, интересы, труд и быт людей.

Мораль(лат. moralis - нравственный; mores - нравы) - предмет изучения этики, форма общественного сознания. Регулирует поведение человека.

Моральная свобода- свобода выбора формы и линии поведения челове­ком, не стесненная самореализация индивида, определяемая его внутренним

убеждением, моралью. Моральная свобода предполагает ответственность че­ловека перед другими людьми и перед собой за мотивы и последствия выбо­ра.

Ненасилие- моральный принцип, форма общественного сознания, выра­жающая интеллектуальное, физическое и нравственное развитие людей, а также гуманизацию общественной жизни (в труде, в быту, в политике, в нау­ке, в педагогическом процессе, в семейных, внутри групповых и междуна­родных отношениях). Ненасилие как моральный принцип проявляется как качество личности, неотъемлемая черта индивида, сообразно с которой он строит свою деятельность.

Норма моральная(лат. norma - правило, образец) - форма нравственного требования, выступающая как нравственный закон для личности.

Нравственная культура- степень восприятия личностью культуры об­щества; показатель того, насколько глубоко требования нравственности во­плотились в поступках личности, в ее поведении. Включает освоенный лич­ностью опыт человечества, который помогает поступать нравственно во всех жизненных ситуациях, решать проблемные вопросы, проявлять культуру чувств и поведения.

Общение- установление и развитие контакта между людьми, в процессе которого происходит обмен мыслями, чувствами, действиями, образцами по­ведения.

Обязанность— нравственное требование, раскрывающее содержание предписываемых личности поступков в зависимости от сферы человеческой жизнедеятельности.

Оптимизм(лат. optimus - наилучший) - воззрение на окружающие собы­тия, явления, согласно которому существует возможность приблизить дейст­вительность к идеалу добра.

Патриотизм(греч. patris — родина) — моральный принцип, включающий уважение человека к историческому прошлому и традициям народов, насе­ляющих территорию данной страны; гордость за ее экологические, социаль­ные и культурные достижения; заботу об интересах, независимости и буду­щем своего народа; стремление к национальной независимости и свободе страны и личности; любовь к родным местам.

Пенитенциарный(лат. poenitentia — раскаяние) - относящийся к наказа­нию, преимущественно уголовному.

Предрассудок- букв. - мнение, предшествующее рассудку, усвоенное не­критически, без размышления; иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания - суеверия, предубеждения; неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению; не основанные на критически проверенном опыте эмоционально окрашенные стереотипы. Особенно живу­чи национальные и расовые предрассудки.

Принцип «середины» Аристотеля:

Уравновешенность - середина между гневливостью и безгневием.

Щедрость - середина между расточительностью и скупостью.

Благородство - середина между кичливостью и приниженностью.

Широта - середина между мотовством и мелочностью.

Негодование - середина между завистью и злорадством.

Чувство собственного достоинства - середина между своенравием и под­халимством.

Скромность - середина между бесстыдством и стеснительностью.

Чувство юмора - середина между шутовством и дикарством.

Дружелюбие - середина между лестью и враждой.

Правдивость - середина между притворством и хвастовством.

Проксемика- дисциплина, изучающая коммуникативное значение дис­танции между общающимися людьми и расположения партнеров.

Прощение.Простить - перестать упрекать человека за нанесенную обиду, не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.

Психологическая защита- система стабилизации личности, на­правленная на уменьшение чувства тревоги, связанного с осознанием внут­ренних противоречий, конфликтов.

Релятивизм— способ интерпретации морали, основанный на абсо­лютизации условности, относительности, изменчивости нравственных пред­ставлений и этических понятий.

Репутация(лат. reputatio - обдумывание, размышление) - сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике той или иной личности, осно­ванное на ее предшествующем поведении и выражающееся в признании тех или иных заслуг личности, авторитета ее.

Рефлексия- способ мышления, направленный на самопознание, осмыс­ление специфики духовного бытия человека.

Ригоризм(лат. ragor - твердость, строгость) - строгое проведение кем-либо принципа в действии, поведении или мысли, исключающее какие-либо компромиссы. Нередко является своеобразным выражением этического фор­мализма.

Роль- соответствующий принятым нормам способ поведения человека, зависящий от его положения в обществе.

Самооценка— нравственная оценка собственных поступков, качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и со­вести личности.

Совесть- категория этики, характеризующая способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля. Через совесть человек форми­рует для себя систему нравственных обязанностей, требует их выполнения, осуществляет нравственную самооценку совершаемых поступков.

Сострадание— это сочувствие чужому горю и страданию, соединенное с желанием помочь.

Сострадать- значит заботиться, утешать, проявлять доброту, дарить ду­шевное тепло как друзьям и близким, так и незнакомым людям.

Социализация- процесс и результат усвоения и воспроизводства соци­ального опыта, осуществляемый в деятельности и общении, протекающий как стихийно, так и в условиях воспитания.

Справедливость- категория морально-правового и социально-по-

литического сознания, понятие о должном. Содержит требование соот­ветствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т.п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как не­справедливость .

Счастье- этическая категория, выражающая полное, высшее удов­летворение поступком, событием, делами или даже итогом всей своей жизни.

Тактичность— вежливость, учтивость.

Терпимость- качество, характеризующее отношение к интересам, убеж­дениям, верованиям других людей.

Толерантность(лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Требовательность- предъявление высоких моральных требований к че­ловеку и признание его ответственности за их выполнение.

Трудолюбие— качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности. Проявляется в старании, усердии личности.

Уважение- это вежливое, предупредительное отношение к людям, готов­ность выслушать другого, соблюдение законов и правил поведения в общест­ве. Вместе с тем уважение - это еще и самоуважение, вера в собственные си­лы.

Фамильярность(лат. familiaris - семейный, близкий) - бесцеремонное, развязное обращение с кем-либо.

Честность- качество, отражающее одно из важнейших требований нрав­ственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, убежденность в правоте проводимого дела, искренность.

Честь- этическая категория, выражающая общественное признание дея­тельности человека, чувство гордости, восхищения. Выражает осознание са­мим человеком своей социальной значимости и необходимости ее постоян­ного утверждения и поддержания.

Чуткость— качество, характеризующее отношение личности к окру­жающим. Предполагает заботу о других, внимание к их проблемам, тактич­ное, вежливое отношение к людям.

Эмпатия- постижение индивидом эмоциональных состояний других лю­дей, проникновение в их переживания.

Этика(греч. ethika - касающийся нравственности, выражающий нравст­венные убеждения) — наука, изучающая мораль, ее специфику и роль в об­ществе, систему нравственных ценностей и традиций. Определяет границы нравственной свободы и ответственность личности, моральную ценность ее поступков.

Этика личная- способность человека на деле соблюдать те этические принципы, которые он считает истинными.

Этика педагогическая- специфическое проявление нравственных пози­ций человека в условиях педагогического процесса, выражающееся в любви

педагога к детям, в стремлении передать им часть знаний о человеке и окру­жающем мире, сеять «разумное, доброе, вечное». Это и наука о формирова­нии морали в условиях педагогического процесса, исследующая этические проблемы педагогического труда.

Этика социальная- сложившиеся в обществе представления о системе нравственных ценностей и традиций.

Приложение № 7 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЭТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ*

Мы все привыкли думать, что нравственное учение есть самая пошлая и скучная вещь, в ко­торой не может быть ничего нового и интересно­го; а между тем вся жизнь человеческая, со всеми столь сложными и разнообразными, кажущимися независимыми от нравственности деятельностями, - и государственная, и научная, и художественная, и торговая — не имеет другой цели, как большее и большее уяснение, утверждение, упрощение и общедоступность нравственной истины.

Л.Н. Толстой

Основные идеи: мораль мыслителей античного общества. Этико-педагогические идеи эпохи Возрождения. Педагог-гуманист Я.А. Коменский о нравственности. Система нравственного воспитания И.Г. Песталоцци, И. Гербарта. Гуманистическое содержание учения о морали Канта, Гегеля в истории этики. Этико-педагогические идеи в истории отечественной педаго­гики. Теория нравственного воспитания К.Д.Ушинского. Образ нравственно­го человека в педагогике Л.Н. Толстого. Вопросы педагогической этики в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Этика современного учителя.

Основные понятия: элементы педагогической морали, сущность педа­гогической этики, гуманистическое содержание учения о морали; этические требования, предъявляемые к личности педагога.

Истории этико-педагогических учений известны имена великих мысли­телей, которых волновали вопросы моральной атмосферы общества, нравст­венного воспитания личности, этической культуры.

Так, афиняне считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физи­ческом и нравственном отношениях, и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

В публичных выступлениях и трудах древнегреческих ученых и фило­софов Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля содержатся интересные вы­сказывания о воспитании и обучении.

Обратимся к суждениям этих мыслителей. К примеру, Демокрит (460— 370 гг. до н.э.) считал необходимым:

—в воспитании учитывать природу ребенка;

—опираться на детскую любознательность;

—предпочитать средства убеждения средствам принуждения;

—воспитывать на положительном примере.

Сократ (469—399 гг. до н.э.), несмотря на свое демократическое проис­хождение (сын сельского ремесленника-ваятеля), был идеологом консерва­тивной земельной аристократии, что отразилось в его философских и педаго-

* Наумчик В.Н., Савченко Е.А. Этика педагога: Учеб.-метод, пособие. - Мн.: Ушверсггэцкае, 1999. -216с.

ПО

гических воззрениях. Он считал, что люди могут познать только самих себя, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью вос­питания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а по­знание самого себя, совершенствование нравственности.

Сократ - философ-трибун. Он вел беседы по вопросам нравственности на площадях и в других общественных местах, побуждал своих слушателей пу­тем вопросов и ответов отыскивать «истину» самим, не давая им готовых по­ложений, выводов. Этот метод был назван сократовским, откуда позднее раз­вилась сократовская беседа методом наводящих вопросов .

В этико-педагогическом учении Платона (427—347 гг. до н.э.) все было основано на подчинении детей воле воспитателя, на послушании и благонра­вии.

Аристотель (384—322 гг. до н.э.) - ученик Платона, считал воспитание делом государственной важности. Аристотель в своих этических трудах «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика» создал энцик­лопедическое содержание нравственности, лозунгом которого может слу­жить истина: «Платон — мне друг, но истина еще больший друг».

Этика, по Аристотелю, — это учение о морали человека как обществен­ного существа. Нравственность дана человеку от природы лишь в возможно­сти, и только общественная жизнь делает ее действительной. Очень со­временно звучит положение Аристотеля, что нравственность прежде всего сфера поведения, зависящая от самого индивида. Поэтому этику, занимаю­щуюся изучением нравственности, в отличие от философии, Аристотель счи­тает практической наукой. Цель этики — «не познание, а поступки». Этика нужна «не затем, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать доброде­тельными, иначе от этой науки не было бы никакого проку...».

В центре этики Аристотеля стоят понятия «благо» и «добродетель». Бла­го — это цель, ради которой осуществляется любая деятельность. Для одних благо - наслаждение, получаемое от богатства, для других — почести, обыч­но связанные с властью и общественной деятельностью, для третьих — ум­ственная деятельность. Однако высшее благо как главная цель жизни челове­ка не может состоять ни в материальном богатстве, ни в наслаждении, ни да­же в одной добродетели. Оно определяется назначением человека, которое воплощается в разумном выполнении профессиональной деятельности. Уст­ремленная к высшему благу жизнь может быть только деятельной: добрые качества, не обнаруженные в действии, не дают блаженства. Следовательно, благо присутствует в самих делах и поступках. Причем, самое большое удо­вольствие человеку доставляет не любой поступок, а именно добро­детельный, ибо «прекрасного и благого достигают те, кто совершает пра­вильные поступки».

1 Этот метод иногда называют майевтикой. Майевтика (греч. maieutike, букв. — повивальное искус­ство), метод диалектических споров, диалогическое искусство, позволяющее активизировать мышление со­беседника, влиять на его эмоциональное состояние и в конечном результате приводить к истинному реше­нию вопроса. Сократ помогал родиться в человеке личности, способствовал раскрытию его нравственных позиций.

Аристотель отмечает, что приоритет в решении вопроса о том, что есть добродетель, принадлежит не ему. «Первым взялся говорить о добродетели Пифагор, но рассуждал неправильно. Он возводил добродетели к числам и тем самым не исследовал добродетели как таковые. Ведь справедливость, на­пример, — это вовсе не число, помноженное само на себя.

Потом пришел Сократ и говорил о добродетелях лучше и полнее, однако тоже неверно. И именно он приравнивал добродетели к знаниям, но это не­возможно. Дело в том, что все знания связаны с суждением, суждение же возникает в мыслящей части души, так что, если верить Сократу, то все доб­родетели возникают в разумной части души. Получается, что, отождествляя добродетели с науками, Сократ упраздняет внеразумную часть души, а вме­сте с нею и страсть, и нрав. Этим его подход к добродетели неверен».

Нравственная добродетель не дается людям от природы. Природа дает человеку предпосылки быть добродетельным, а таковым он становится в собственной деятельности. Так, творя справедливые дела, человек будет справедливым, действуя умеренно, — умеренным, поступая мужественно, — мужественным. Этика и должна научить человека добродетельной жизни.

Основным нравственным правилом, следование которому может обу­словить моральное поведение, Аристотель считает принцип «середины», на­званный позднее принципом золотой середины, Для Аристотеля же это — умение верно ориентироваться, выбирать среднюю линию между излишест­вами и недостатком. Эту линию нельзя искать только в рамках дурного, в хо­рошем также нужно избирать середину. Моральному выбору подлежит не среднее из хорошего, а наилучшее из него. Добродетельный член общества должен избегать как чрезмерности, так и недостатка: нравственность - это соблюдение известной меры во всем. Однако мера, золотая середина, по Ари­стотелю, не абсолютно одинаковая для всех. Она зависит от «деятеля: кто он таков и каковы его средства». Как и Платон, Аристотель требовал для каж­дой общественной группы своей меры добродетели и счастья.

Чтобы жить и действовать нравственно, человек должен постичь три ус­ловия, необходимые для совершения добродетельных поступков: первое — осознать свое действие; второе — поступать так, чтобы действия были не средством, а самоцелью; третье - твердо придерживаться определенных принципов. Для того, чтобы научиться действовать нравственно, нужны со­ответствующая практика, многократные упражнения в добродетели. Кто ду­мает, что стать нравственным можно только философствуя, так же не станет нравственным, как не станет здоровым больной, который внимательно вы­слушивает врачей, но ни в чем не следует их предписаниям.

И.Р. Стремякова, философ-исследователь проблемы моральной атмо­сферы и нравственного состояния различных эпох, считает, что несомненный интерес представляет сегодня аристотелевский анализ десяти основных доб­родетелей: мужества, благоразумия, щедрости, великолепия, величавости, честолюбия, ровности, правдивости, дружелюбия, любезности.

Знание этих добродетелей, а главное — превращение их в «состояние души» обусловливает, по Аристотелю, нравственное поведение человека и

гражданина, характер общения с людьми. Позднее, в истории этики десять аристотелевских добродетелей были подвергнуты классификации и объеди­нены в три группы: 1 — добродетели, свойственные человеку как индивиду (мужество и умеренность), 2 — добродетели, свойственные человеку как гражданину (щедрость, великолепие, честолюбие, величавость, ровность), 3 — добродетели, свойственные человеку как субъекту общения (дружелюбие, правдивость, любезность). Таким образом, указывает И.Р. Стремякова, в третьей группе представлены такие нравственные качества личности, кото­рые можно рассматривать как общечеловеческие нормы общения и следова­ние которым создает благоприятную атмосферу для этого общения.

Нравственные добродетели социально и природно обусловлены, зависят от опыта общения, обычаев и представлений. Они являются своеобразной мерой господства человека над самим собой, а также общественной мерой поведения в различных сферах жизни. Следование нравственным добродете­лям характеризует уровень нравственной культуры личности и общества.

Целью Аристотеля было формирование нравственно совершенной лич­ности. Этические проблемы занимали Аристотеля главным образом как про­блемы этики гражданина. Государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои политиче­ские права и быть полезным обществу.

В этике Аристотеля прослеживается влияние общего состояния нравов на становление моральной личности, а также обратное воздействие такой личности на характер нравственных отношений в обществе. В моральной личности Аристотель старается преодолеть противоречие между реальным бытием нравственности и должным нравственным поведением как нормой.

Моральная личность стремится к высшему благу и совершенству. Выс­шая ценность для нее - не жизнь сама по себе, а жизнь достойная, умеренная, щедрая, великолепная, великодушная, в меру честолюбивая, кроткая, любез­ная, правдивая, общительная, без грубости моральная личность добродетель­на по отношению к согражданам. Будучи справедливой, она не стремится обеспечить преимущества для себя. Моральная личность ищет общения с се­бе подобными, и только она может совершенствовать свои нравственность и характер.

Изображенный Аристотелем этический идеал содержит в себе много общечеловеческих элементов, и поэтому он ценен сегодня, когда мы говорим о совершенствовании нравственных отношений. Однако в целом этот идеал отражает черты общества, в котором он сложился и был осознан. А в этиче­ском принципе «середины» ярко проступают социальные черты носителя этой нормы — греческого гражданина второй половины IV в. до н.э. Вместе с тем этика Аристотеля явилась величайшим достижением науки древнего ми­ра.

Рассмотрим этические ценности эпохи Возрождения (XV-XVI вв.).

М. Монтень (1533—1592), французский философ и писатель, в своем произведении «Опыты» обращает внимание на качества личности учителя, наставника. Он считает ум и нравственность более ценными, чем ученость, и

из

рекомендует учитывать душевные склонности ребенка, развивать «самостоя­тельность и активность». «Я не хочу, — писал Монтень, — чтобы наставник один все решал и только один говорил, я хочу, чтобы он тоже слушал своего питомца». Монтень призывает соединять строгость с мягкостью, отказывать­ся от насилия и принуждения: «Пусть ученик из нескольких точек зрения сделает выбор самостоятельно или останется при сомнении... Кто рабски следует за другим во всем, тот ничему не следует», «Где для детей польза, там же должно быть для них удовольствие».

Более основательно вопросы педагогической морали были рассмотрены в работах чешского философа, религиозного и государственного деятеля Я.А. Коменского (1592—1670). Отметим основные черты его системы.

1.Как и Монтень, великий реформатор педагогического дела критикует схоластическую школу своего времени (это пугало для детей, место истяза­ния умов), хотя и признает, что школа без дисциплины, что мельница без во­ды.

2.Автор «Великой дидактики» уделяет огромное внимание отношениям между учителем и учеником: порицает учителей за высокомерие, неуважи­тельное отношение к учащимся, советует учить легко и радостно, «чтобы на­питок науки проглатывался без побоев, без отвращения, словом, приветливо и приятно». Идеал учителя-гуманиста: «Учителями должны быть лучшие из людей, выдающиеся своей нравственностью».

Человек — это гармония в отношении как тела, так и души. Школу Я.А. Коменский считал «мастерской гуманности».

В отличие от многих своих предшественников, Я.А. Коменский создал систему воспитания избранных не для аристократической верхушки общест­ва, а для демократических слоев населения, для народных масс.

По мнению Я.А. Коменского, имеются три ступени, три задачи воспита­ния: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управле­ние собой (нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное вос­питание). В отличие от средневековых педагогов он считал весьма важным решение первой задачи.

Великий гуманист оценивал роль воспитания очень высоко. Человек де­лается человеком, — говорил он, — только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте — в детстве. Нравственное воспитание, дисциплина, управление человека собой, по мнению Я.А. Коменского, является одной из трех целей воспитания.

Следуя Платону и Аристотелю, Я.А. Коменский основными добродете­лями считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Истинное суждение о вещах - основа добродетели, поэтому мудрость является руково­дительницей добродетельной жизни. Умеренность нужна человеку, чтобы соблюдать во всем меру, никогда ни в чем не доходить до пресыщения и от­вращения. Мужество — это добродетель, включающая такие черты, как са­мообладание, выносливость, готовность принести пользу, когда того требуют время и обстоятельства, выполнение долга.

Кроме этих главных добродетелей Я.А. Коменский советовал развивать

у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, оп­рятность, аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие.

Средствами нравственного воспитания Я.А. Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении (в частности, при воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, не­дисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного вос­питания имеет выработка положительных привычек.

Большая заслуга Я.А. Коменского и в том, что он выступил против отуп­ляющей палочной дисциплины средневековой школы, рекомендовал гуман­ный подход к детям, но вместе с тем требовал, чтобы учитель поддерживал среди учащихся должную дисциплину. Он писал, что следует поддерживать дисциплину преимущественно «хорошими примерами, ласковыми словами и всегда искренним и откровенным благорасположением».

Я.А. Коменский протестовал против телесных наказаний детей. «Я ре­шительно стою за то, что розги и палка, эти орудия рабства, совершенно не подходящие для людей свободных, совсем не должны иметь места в школах, должны быть изгнаны из них».

В своем сочинении «Законы хорошо организованной школы» Я.А. Коменский дал много ценных указаний, сформулированных в виде кратких правил, касающихся правильной организации школьного режима, управления школой, обязанностей учителей, поведения учащихся.

Одним из виднейших представителей педагогической мысли эпохи Воз­рождения был французский писатель-гуманист Ф.Рабле (1494-1553). В зна­менитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он дал блестящую сатиру на схоластическое средневековое воспитание и противопоставил ему гумани­стическое воспитание с продуманным режимом для ребенка, многосторон­ним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и ак­тивности.

Идеи педагогов-гуманистов развивались Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвецием, Д. Дидро, П. Гольбахом, Ж. Ламетри и др.

Ж.-Ж. Руссо (1712—1778), выдающийся французский мыслитель, крити­ковал зараженную пороками феодальную школу и воспитателей, которые могли лишь уродовать «прекрасную от рождения» душу ребенка; утверждал, что воспитание детей возможно только в рамках семьи высокообразованным воспитателем, гуманным и добрым другом семьи.

К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри — великие француз­ские просветители — проповедовали нравственные отношения между участ­никами учебно-воспитательного процесса; подчеркивали огромную роль об­щественного воспитания.

Д. Дидро (1713—1784) был диалектичен в вопросах воспитания. Он счи­тал, что «воспитание может многое»; учителя он наделял рядом необходи­мых качеств, основными из которых являются глубокое знание предмета, ко­торый преподается, и честная и чувствительная душа воспитателя. Условие успешного воспитательного процесса по Дидро: профессия учителя должна

быть почтенной и хорошо оплачиваться, тогда учитель будет стараться.

И.Г. Песталоцци (1746—1827) - швейцарский педагог. Он осуждал низ­кое положение учителя в обществе, учительствование ради заработка; идеа­лом отношения к ребенку со стороны учителя считал отношение матери к своему ребенку, отношение деятельной любви, без которой невозможно нравственное воспитание; требовал соблюдения принципа природосообраз-ности, то есть в воспитании и обучении исходить из природных задатков ре­бенка.

Наши рекомендации