Приложение № 6 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Авторитарность- характеристика личности, отражающая ее тенденцию подчинять в максимальной степени партнеров по взаимодействию и общению.
Авторитет- признание за индивидуумом права на принятие ответственных решений в условиях совместной деятельности.
Аксиология(греч. axia - ценность и logos - учение) - теория, рассматривающая философские вопросы моральных ценностей.
Альтруизм- ориентация личности на интересы других людей, готовность жертвовать для их блага личными интересами.
Аморальность- противоположность морали, отказ от законов нравственности, оправдание безнравственного, игнорирование общечеловеческих ценностей.
Аскетизм(греч. askeo - упражняться) - категория, предписывающая людям самоотречение, отказ, от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо целей, нравственного самосовершенствования.
Бесстыдство- сознательное и демонстративное пренебрежение общепризнанными нормами поведения.
Благо- понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности тех или иных предметов, явлений действительности.
Благодеяние— действие, имеющее положительное нравственное значение и объективный результат, последствия которого полезны окружающим людям.
Благородство— качество, характеризующее действия, поступки личности, совершающиеся на основе возвышенных мотивов. Включает такие качества, как самоотверженность, верность нравственным принципам и идеалам, мужество, великодушие и др.
Благотворительность- оказание помощи (материальной, лечебной, культурной) нуждающимся.
Вежливость- качество, характеризующее поведение человека. Основывается на уважении к другому человеку, внимании, доброжелательности к людям.
Верность- качество, характеризующее нравственную линию поведения личности, приверженность тем нравственным нормам, которыми руководствуется личность в повседневном поведении.
Взаимопомощь- категория, выражающая отношения между людьми, возникающие в условиях общности интересов, целей и предполагающая объединение усилий, взаимную поддержку.
Выбор нравственный— акт нравственной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении нравственной линии поведения или конкретного поступка в ходе самостоятельного принятия решений личностью.
Выдержанность- качество, включающее умение человека контролировать собственные чувства, действовать в соответствии с целями во-
преки трудностям. Проявляется в самообладании.
Высокомерие— качество, характеризующее неуважительное отношение к другому человеку. Связана с себялюбием, преувеличением собственных достоинств.
Гордость- моральное чувство, в котором отражается осознание соответствия высшим ценностям и стандартам. Отражает также внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.
Грубость- качество, характеризующее пренебрежение, недоброжелательность к людям, невнимание к интересам других, неумение сдерживать раздражение, неспособность быть тактичным.
Гуманность- любовь, внимание к человеку, уважение личности, доброе отношение ко всему живому.
Деонтология(греч. deon - должное и logos - учение) - раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга, должного.
Добро- нравственная категория, отражающая поведение людей, содействующее росту человечности в отношениях между ними. В идее добра лежит стремление человека и человечества к совершенству.
Добродетель- обобщенная характеристика нравственных положительных качеств личности (группы, коллектива людей), указывающая на их моральную ценность, на деятельную форму освоения добра.
Доверие- отношение к действиям другого человека (группы людей), основывающееся на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, порядочности.
Долг- категория, означающая превращение нравственного императива в личную задачу конкретного человека, продиктованную или его социальным статусом или побуждением совести.
Достоинство- этическая категория, обозначающая глубоко осознанную моральную потребность человека в признании, уважении окружающими, в справедливом отношении к нему людей за его полезную деятельность и весь стиль жизни. Важнейшей предпосылкой достоинства человека является наличие у него положительных личностных качеств.
Духовность- стремление к общечеловеческим идеалам добра, справедливости, чуткости, честности, уважения индивидуальности каждого человека и его культуры.
Жизненная позиция- категория, характеризующая жизнедеятельность личности и ее направленность в жизни, определяемая убеждениями, совестью, идеалами личности. Выражается в отношении к идеалам, целям, установкам, характеризуя последовательность, принципиальность, решительность в отстаивании личностью своих взглядов, убеждений, в реализации их на деле, в единстве слова и дела.
Заносчивость- кичливость, спесь, чванство.
Заповедь- нравственная норма, выработанная и закрепленная в опыте человеческого поведения. Обозначает определенное требование общества, коллектива, обращенное к каждому члену коллектива.
Золотое правило- одно из древних нормативных требований, выражаю-
щее общечеловеческое содержание нравственности. Его наиболее распространенная формулировка: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Идеал(греч. idea - представление, идея) - категория морального сознания. Нравственный идеал указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания личности, дает образец, к которому необходимо стремиться.
Императивность- понятие, фиксирующее долженствование, повелительный характер нравственных требований.
Инвариант— неизменная часть чего-либо. Десять библейских заповедей являются моральным инвариантом для многих народов.
Индивидуум(индивид) (лат. individuum - неделимое; особь) -1. Человек как единичное природное существо, представитель человеческого рода, носитель индивидуально своеобразных черт; 2. Отдельный представитель человеческой общности, использующий орудия, знаки и через них овладевающий собственным поведением и деятельностью. Индивидуальность рассматривается как высший уровень саморазвития личности.
Интериоризация- «присвоение» человеком нравственных ценностей, перевод их в личностно значимые, собственные ценностные ориентиры.
Искренность— качество, характеризующее личность и ее поступки. Выражается в том, что личность делает и говорит, в верности самой себе.
Конфликт моральный- специфическая ситуация морального выбора, в которой необходимо разрешить противоречие во имя нравственной нормы и цели.
Личность- это человек, способный совершать поступки и ответственно к ним относиться. Личность обладает мировоззрением, в котором центральное место занимают нравственные взгляды. Цельной личности свойственны сила характера, стремление к истине, умение отличать добро от зла, честность мыслей и поступков, искренность, верность своему слову.
Любовь- чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо. Устремленность на другую личность, человеческую общность или идею.
Милосердие- принцип поведения, основанный на сочувствии, сострадании, соучастии и готовности делать добро. Адресуется не только людям, но и всему живому.
Мировоззрение- система обобщенных взглядов на мир и место в нем человека, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы. Носитель мировоззрения - личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.
Мораль(лат. moralis - нравственный; mores - нравы) - предмет изучения этики, форма общественного сознания. Регулирует поведение человека.
Моральная свобода- свобода выбора формы и линии поведения человеком, не стесненная самореализация индивида, определяемая его внутренним
убеждением, моралью. Моральная свобода предполагает ответственность человека перед другими людьми и перед собой за мотивы и последствия выбора.
Ненасилие- моральный принцип, форма общественного сознания, выражающая интеллектуальное, физическое и нравственное развитие людей, а также гуманизацию общественной жизни (в труде, в быту, в политике, в науке, в педагогическом процессе, в семейных, внутри групповых и международных отношениях). Ненасилие как моральный принцип проявляется как качество личности, неотъемлемая черта индивида, сообразно с которой он строит свою деятельность.
Норма моральная(лат. norma - правило, образец) - форма нравственного требования, выступающая как нравственный закон для личности.
Нравственная культура- степень восприятия личностью культуры общества; показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках личности, в ее поведении. Включает освоенный личностью опыт человечества, который помогает поступать нравственно во всех жизненных ситуациях, решать проблемные вопросы, проявлять культуру чувств и поведения.
Общение- установление и развитие контакта между людьми, в процессе которого происходит обмен мыслями, чувствами, действиями, образцами поведения.
Обязанность— нравственное требование, раскрывающее содержание предписываемых личности поступков в зависимости от сферы человеческой жизнедеятельности.
Оптимизм(лат. optimus - наилучший) - воззрение на окружающие события, явления, согласно которому существует возможность приблизить действительность к идеалу добра.
Патриотизм(греч. patris — родина) — моральный принцип, включающий уважение человека к историческому прошлому и традициям народов, населяющих территорию данной страны; гордость за ее экологические, социальные и культурные достижения; заботу об интересах, независимости и будущем своего народа; стремление к национальной независимости и свободе страны и личности; любовь к родным местам.
Пенитенциарный(лат. poenitentia — раскаяние) - относящийся к наказанию, преимущественно уголовному.
Предрассудок- букв. - мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления; иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания - суеверия, предубеждения; неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению; не основанные на критически проверенном опыте эмоционально окрашенные стереотипы. Особенно живучи национальные и расовые предрассудки.
Принцип «середины» Аристотеля:
Уравновешенность - середина между гневливостью и безгневием.
Щедрость - середина между расточительностью и скупостью.
Благородство - середина между кичливостью и приниженностью.
Широта - середина между мотовством и мелочностью.
Негодование - середина между завистью и злорадством.
Чувство собственного достоинства - середина между своенравием и подхалимством.
Скромность - середина между бесстыдством и стеснительностью.
Чувство юмора - середина между шутовством и дикарством.
Дружелюбие - середина между лестью и враждой.
Правдивость - середина между притворством и хвастовством.
Проксемика- дисциплина, изучающая коммуникативное значение дистанции между общающимися людьми и расположения партнеров.
Прощение.Простить - перестать упрекать человека за нанесенную обиду, не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.
Психологическая защита- система стабилизации личности, направленная на уменьшение чувства тревоги, связанного с осознанием внутренних противоречий, конфликтов.
Релятивизм— способ интерпретации морали, основанный на абсолютизации условности, относительности, изменчивости нравственных представлений и этических понятий.
Репутация(лат. reputatio - обдумывание, размышление) - сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике той или иной личности, основанное на ее предшествующем поведении и выражающееся в признании тех или иных заслуг личности, авторитета ее.
Рефлексия- способ мышления, направленный на самопознание, осмысление специфики духовного бытия человека.
Ригоризм(лат. ragor - твердость, строгость) - строгое проведение кем-либо принципа в действии, поведении или мысли, исключающее какие-либо компромиссы. Нередко является своеобразным выражением этического формализма.
Роль- соответствующий принятым нормам способ поведения человека, зависящий от его положения в обществе.
Самооценка— нравственная оценка собственных поступков, качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности.
Совесть- категория этики, характеризующая способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля. Через совесть человек формирует для себя систему нравственных обязанностей, требует их выполнения, осуществляет нравственную самооценку совершаемых поступков.
Сострадание— это сочувствие чужому горю и страданию, соединенное с желанием помочь.
Сострадать- значит заботиться, утешать, проявлять доброту, дарить душевное тепло как друзьям и близким, так и незнакомым людям.
Социализация- процесс и результат усвоения и воспроизводства социального опыта, осуществляемый в деятельности и общении, протекающий как стихийно, так и в условиях воспитания.
Справедливость- категория морально-правового и социально-по-
литического сознания, понятие о должном. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т.п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость .
Счастье- этическая категория, выражающая полное, высшее удовлетворение поступком, событием, делами или даже итогом всей своей жизни.
Тактичность— вежливость, учтивость.
Терпимость- качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям других людей.
Толерантность(лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Требовательность- предъявление высоких моральных требований к человеку и признание его ответственности за их выполнение.
Трудолюбие— качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности. Проявляется в старании, усердии личности.
Уважение- это вежливое, предупредительное отношение к людям, готовность выслушать другого, соблюдение законов и правил поведения в обществе. Вместе с тем уважение - это еще и самоуважение, вера в собственные силы.
Фамильярность(лат. familiaris - семейный, близкий) - бесцеремонное, развязное обращение с кем-либо.
Честность- качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, убежденность в правоте проводимого дела, искренность.
Честь- этическая категория, выражающая общественное признание деятельности человека, чувство гордости, восхищения. Выражает осознание самим человеком своей социальной значимости и необходимости ее постоянного утверждения и поддержания.
Чуткость— качество, характеризующее отношение личности к окружающим. Предполагает заботу о других, внимание к их проблемам, тактичное, вежливое отношение к людям.
Эмпатия- постижение индивидом эмоциональных состояний других людей, проникновение в их переживания.
Этика(греч. ethika - касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения) — наука, изучающая мораль, ее специфику и роль в обществе, систему нравственных ценностей и традиций. Определяет границы нравственной свободы и ответственность личности, моральную ценность ее поступков.
Этика личная- способность человека на деле соблюдать те этические принципы, которые он считает истинными.
Этика педагогическая- специфическое проявление нравственных позиций человека в условиях педагогического процесса, выражающееся в любви
педагога к детям, в стремлении передать им часть знаний о человеке и окружающем мире, сеять «разумное, доброе, вечное». Это и наука о формировании морали в условиях педагогического процесса, исследующая этические проблемы педагогического труда.
Этика социальная- сложившиеся в обществе представления о системе нравственных ценностей и традиций.
Приложение № 7 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЭТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ*
Мы все привыкли думать, что нравственное учение есть самая пошлая и скучная вещь, в которой не может быть ничего нового и интересного; а между тем вся жизнь человеческая, со всеми столь сложными и разнообразными, кажущимися независимыми от нравственности деятельностями, - и государственная, и научная, и художественная, и торговая — не имеет другой цели, как большее и большее уяснение, утверждение, упрощение и общедоступность нравственной истины.
Л.Н. Толстой
Основные идеи: мораль мыслителей античного общества. Этико-педагогические идеи эпохи Возрождения. Педагог-гуманист Я.А. Коменский о нравственности. Система нравственного воспитания И.Г. Песталоцци, И. Гербарта. Гуманистическое содержание учения о морали Канта, Гегеля в истории этики. Этико-педагогические идеи в истории отечественной педагогики. Теория нравственного воспитания К.Д.Ушинского. Образ нравственного человека в педагогике Л.Н. Толстого. Вопросы педагогической этики в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Этика современного учителя.
Основные понятия: элементы педагогической морали, сущность педагогической этики, гуманистическое содержание учения о морали; этические требования, предъявляемые к личности педагога.
Истории этико-педагогических учений известны имена великих мыслителей, которых волновали вопросы моральной атмосферы общества, нравственного воспитания личности, этической культуры.
Так, афиняне считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношениях, и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
В публичных выступлениях и трудах древнегреческих ученых и философов Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля содержатся интересные высказывания о воспитании и обучении.
Обратимся к суждениям этих мыслителей. К примеру, Демокрит (460— 370 гг. до н.э.) считал необходимым:
—в воспитании учитывать природу ребенка;
—опираться на детскую любознательность;
—предпочитать средства убеждения средствам принуждения;
—воспитывать на положительном примере.
Сократ (469—399 гг. до н.э.), несмотря на свое демократическое происхождение (сын сельского ремесленника-ваятеля), был идеологом консервативной земельной аристократии, что отразилось в его философских и педаго-
* Наумчик В.Н., Савченко Е.А. Этика педагога: Учеб.-метод, пособие. - Мн.: Ушверсггэцкае, 1999. -216с.
ПО
гических воззрениях. Он считал, что люди могут познать только самих себя, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.
Сократ - философ-трибун. Он вел беседы по вопросам нравственности на площадях и в других общественных местах, побуждал своих слушателей путем вопросов и ответов отыскивать «истину» самим, не давая им готовых положений, выводов. Этот метод был назван сократовским, откуда позднее развилась сократовская беседа методом наводящих вопросов .
В этико-педагогическом учении Платона (427—347 гг. до н.э.) все было основано на подчинении детей воле воспитателя, на послушании и благонравии.
Аристотель (384—322 гг. до н.э.) - ученик Платона, считал воспитание делом государственной важности. Аристотель в своих этических трудах «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика» создал энциклопедическое содержание нравственности, лозунгом которого может служить истина: «Платон — мне друг, но истина еще больший друг».
Этика, по Аристотелю, — это учение о морали человека как общественного существа. Нравственность дана человеку от природы лишь в возможности, и только общественная жизнь делает ее действительной. Очень современно звучит положение Аристотеля, что нравственность прежде всего сфера поведения, зависящая от самого индивида. Поэтому этику, занимающуюся изучением нравственности, в отличие от философии, Аристотель считает практической наукой. Цель этики — «не познание, а поступки». Этика нужна «не затем, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от этой науки не было бы никакого проку...».
В центре этики Аристотеля стоят понятия «благо» и «добродетель». Благо — это цель, ради которой осуществляется любая деятельность. Для одних благо - наслаждение, получаемое от богатства, для других — почести, обычно связанные с властью и общественной деятельностью, для третьих — умственная деятельность. Однако высшее благо как главная цель жизни человека не может состоять ни в материальном богатстве, ни в наслаждении, ни даже в одной добродетели. Оно определяется назначением человека, которое воплощается в разумном выполнении профессиональной деятельности. Устремленная к высшему благу жизнь может быть только деятельной: добрые качества, не обнаруженные в действии, не дают блаженства. Следовательно, благо присутствует в самих делах и поступках. Причем, самое большое удовольствие человеку доставляет не любой поступок, а именно добродетельный, ибо «прекрасного и благого достигают те, кто совершает правильные поступки».
1 Этот метод иногда называют майевтикой. Майевтика (греч. maieutike, букв. — повивальное искусство), метод диалектических споров, диалогическое искусство, позволяющее активизировать мышление собеседника, влиять на его эмоциональное состояние и в конечном результате приводить к истинному решению вопроса. Сократ помогал родиться в человеке личности, способствовал раскрытию его нравственных позиций.
Аристотель отмечает, что приоритет в решении вопроса о том, что есть добродетель, принадлежит не ему. «Первым взялся говорить о добродетели Пифагор, но рассуждал неправильно. Он возводил добродетели к числам и тем самым не исследовал добродетели как таковые. Ведь справедливость, например, — это вовсе не число, помноженное само на себя.
Потом пришел Сократ и говорил о добродетелях лучше и полнее, однако тоже неверно. И именно он приравнивал добродетели к знаниям, но это невозможно. Дело в том, что все знания связаны с суждением, суждение же возникает в мыслящей части души, так что, если верить Сократу, то все добродетели возникают в разумной части души. Получается, что, отождествляя добродетели с науками, Сократ упраздняет внеразумную часть души, а вместе с нею и страсть, и нрав. Этим его подход к добродетели неверен».
Нравственная добродетель не дается людям от природы. Природа дает человеку предпосылки быть добродетельным, а таковым он становится в собственной деятельности. Так, творя справедливые дела, человек будет справедливым, действуя умеренно, — умеренным, поступая мужественно, — мужественным. Этика и должна научить человека добродетельной жизни.
Основным нравственным правилом, следование которому может обусловить моральное поведение, Аристотель считает принцип «середины», названный позднее принципом золотой середины, Для Аристотеля же это — умение верно ориентироваться, выбирать среднюю линию между излишествами и недостатком. Эту линию нельзя искать только в рамках дурного, в хорошем также нужно избирать середину. Моральному выбору подлежит не среднее из хорошего, а наилучшее из него. Добродетельный член общества должен избегать как чрезмерности, так и недостатка: нравственность - это соблюдение известной меры во всем. Однако мера, золотая середина, по Аристотелю, не абсолютно одинаковая для всех. Она зависит от «деятеля: кто он таков и каковы его средства». Как и Платон, Аристотель требовал для каждой общественной группы своей меры добродетели и счастья.
Чтобы жить и действовать нравственно, человек должен постичь три условия, необходимые для совершения добродетельных поступков: первое — осознать свое действие; второе — поступать так, чтобы действия были не средством, а самоцелью; третье - твердо придерживаться определенных принципов. Для того, чтобы научиться действовать нравственно, нужны соответствующая практика, многократные упражнения в добродетели. Кто думает, что стать нравственным можно только философствуя, так же не станет нравственным, как не станет здоровым больной, который внимательно выслушивает врачей, но ни в чем не следует их предписаниям.
И.Р. Стремякова, философ-исследователь проблемы моральной атмосферы и нравственного состояния различных эпох, считает, что несомненный интерес представляет сегодня аристотелевский анализ десяти основных добродетелей: мужества, благоразумия, щедрости, великолепия, величавости, честолюбия, ровности, правдивости, дружелюбия, любезности.
Знание этих добродетелей, а главное — превращение их в «состояние души» обусловливает, по Аристотелю, нравственное поведение человека и
гражданина, характер общения с людьми. Позднее, в истории этики десять аристотелевских добродетелей были подвергнуты классификации и объединены в три группы: 1 — добродетели, свойственные человеку как индивиду (мужество и умеренность), 2 — добродетели, свойственные человеку как гражданину (щедрость, великолепие, честолюбие, величавость, ровность), 3 — добродетели, свойственные человеку как субъекту общения (дружелюбие, правдивость, любезность). Таким образом, указывает И.Р. Стремякова, в третьей группе представлены такие нравственные качества личности, которые можно рассматривать как общечеловеческие нормы общения и следование которым создает благоприятную атмосферу для этого общения.
Нравственные добродетели социально и природно обусловлены, зависят от опыта общения, обычаев и представлений. Они являются своеобразной мерой господства человека над самим собой, а также общественной мерой поведения в различных сферах жизни. Следование нравственным добродетелям характеризует уровень нравственной культуры личности и общества.
Целью Аристотеля было формирование нравственно совершенной личности. Этические проблемы занимали Аристотеля главным образом как проблемы этики гражданина. Государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои политические права и быть полезным обществу.
В этике Аристотеля прослеживается влияние общего состояния нравов на становление моральной личности, а также обратное воздействие такой личности на характер нравственных отношений в обществе. В моральной личности Аристотель старается преодолеть противоречие между реальным бытием нравственности и должным нравственным поведением как нормой.
Моральная личность стремится к высшему благу и совершенству. Высшая ценность для нее - не жизнь сама по себе, а жизнь достойная, умеренная, щедрая, великолепная, великодушная, в меру честолюбивая, кроткая, любезная, правдивая, общительная, без грубости моральная личность добродетельна по отношению к согражданам. Будучи справедливой, она не стремится обеспечить преимущества для себя. Моральная личность ищет общения с себе подобными, и только она может совершенствовать свои нравственность и характер.
Изображенный Аристотелем этический идеал содержит в себе много общечеловеческих элементов, и поэтому он ценен сегодня, когда мы говорим о совершенствовании нравственных отношений. Однако в целом этот идеал отражает черты общества, в котором он сложился и был осознан. А в этическом принципе «середины» ярко проступают социальные черты носителя этой нормы — греческого гражданина второй половины IV в. до н.э. Вместе с тем этика Аристотеля явилась величайшим достижением науки древнего мира.
Рассмотрим этические ценности эпохи Возрождения (XV-XVI вв.).
М. Монтень (1533—1592), французский философ и писатель, в своем произведении «Опыты» обращает внимание на качества личности учителя, наставника. Он считает ум и нравственность более ценными, чем ученость, и
из
рекомендует учитывать душевные склонности ребенка, развивать «самостоятельность и активность». «Я не хочу, — писал Монтень, — чтобы наставник один все решал и только один говорил, я хочу, чтобы он тоже слушал своего питомца». Монтень призывает соединять строгость с мягкостью, отказываться от насилия и принуждения: «Пусть ученик из нескольких точек зрения сделает выбор самостоятельно или останется при сомнении... Кто рабски следует за другим во всем, тот ничему не следует», «Где для детей польза, там же должно быть для них удовольствие».
Более основательно вопросы педагогической морали были рассмотрены в работах чешского философа, религиозного и государственного деятеля Я.А. Коменского (1592—1670). Отметим основные черты его системы.
1.Как и Монтень, великий реформатор педагогического дела критикует схоластическую школу своего времени (это пугало для детей, место истязания умов), хотя и признает, что школа без дисциплины, что мельница без воды.
2.Автор «Великой дидактики» уделяет огромное внимание отношениям между учителем и учеником: порицает учителей за высокомерие, неуважительное отношение к учащимся, советует учить легко и радостно, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без отвращения, словом, приветливо и приятно». Идеал учителя-гуманиста: «Учителями должны быть лучшие из людей, выдающиеся своей нравственностью».
Человек — это гармония в отношении как тела, так и души. Школу Я.А. Коменский считал «мастерской гуманности».
В отличие от многих своих предшественников, Я.А. Коменский создал систему воспитания избранных не для аристократической верхушки общества, а для демократических слоев населения, для народных масс.
По мнению Я.А. Коменского, имеются три ступени, три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное воспитание). В отличие от средневековых педагогов он считал весьма важным решение первой задачи.
Великий гуманист оценивал роль воспитания очень высоко. Человек делается человеком, — говорил он, — только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте — в детстве. Нравственное воспитание, дисциплина, управление человека собой, по мнению Я.А. Коменского, является одной из трех целей воспитания.
Следуя Платону и Аристотелю, Я.А. Коменский основными добродетелями считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Истинное суждение о вещах - основа добродетели, поэтому мудрость является руководительницей добродетельной жизни. Умеренность нужна человеку, чтобы соблюдать во всем меру, никогда ни в чем не доходить до пресыщения и отвращения. Мужество — это добродетель, включающая такие черты, как самообладание, выносливость, готовность принести пользу, когда того требуют время и обстоятельства, выполнение долга.
Кроме этих главных добродетелей Я.А. Коменский советовал развивать
у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность, аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие.
Средствами нравственного воспитания Я.А. Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении (в частности, при воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.
Большая заслуга Я.А. Коменского и в том, что он выступил против отупляющей палочной дисциплины средневековой школы, рекомендовал гуманный подход к детям, но вместе с тем требовал, чтобы учитель поддерживал среди учащихся должную дисциплину. Он писал, что следует поддерживать дисциплину преимущественно «хорошими примерами, ласковыми словами и всегда искренним и откровенным благорасположением».
Я.А. Коменский протестовал против телесных наказаний детей. «Я решительно стою за то, что розги и палка, эти орудия рабства, совершенно не подходящие для людей свободных, совсем не должны иметь места в школах, должны быть изгнаны из них».
В своем сочинении «Законы хорошо организованной школы» Я.А. Коменский дал много ценных указаний, сформулированных в виде кратких правил, касающихся правильной организации школьного режима, управления школой, обязанностей учителей, поведения учащихся.
Одним из виднейших представителей педагогической мысли эпохи Возрождения был французский писатель-гуманист Ф.Рабле (1494-1553). В знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он дал блестящую сатиру на схоластическое средневековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание с продуманным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности.
Идеи педагогов-гуманистов развивались Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвецием, Д. Дидро, П. Гольбахом, Ж. Ламетри и др.
Ж.-Ж. Руссо (1712—1778), выдающийся французский мыслитель, критиковал зараженную пороками феодальную школу и воспитателей, которые могли лишь уродовать «прекрасную от рождения» душу ребенка; утверждал, что воспитание детей возможно только в рамках семьи высокообразованным воспитателем, гуманным и добрым другом семьи.
К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри — великие французские просветители — проповедовали нравственные отношения между участниками учебно-воспитательного процесса; подчеркивали огромную роль общественного воспитания.
Д. Дидро (1713—1784) был диалектичен в вопросах воспитания. Он считал, что «воспитание может многое»; учителя он наделял рядом необходимых качеств, основными из которых являются глубокое знание предмета, который преподается, и честная и чувствительная душа воспитателя. Условие успешного воспитательного процесса по Дидро: профессия учителя должна
быть почтенной и хорошо оплачиваться, тогда учитель будет стараться.
И.Г. Песталоцци (1746—1827) - швейцарский педагог. Он осуждал низкое положение учителя в обществе, учительствование ради заработка; идеалом отношения к ребенку со стороны учителя считал отношение матери к своему ребенку, отношение деятельной любви, без которой невозможно нравственное воспитание; требовал соблюдения принципа природосообраз-ности, то есть в воспитании и обучении исходить из природных задатков ребенка.