Раздел 3. Теоретические основы дидактики
Дидактика в системе педагогических наук
Основные понятия: дидактика, предмет дидактики, дидактическая деятельность, дидактические исследования.
Содержание темы:
Дидактика как наука о сущности и закономерностях учебного процесса; Предмет дидактики как науки. Место дидактики в системе педагогических наук. Функции и задачи дидактики. Источники развития дидактики.
Структура и методы дидактики
Основные понятия: структура и методы дидактики, дидактические исследования, дидактические концепции.
Содержание темы:
Методы дидактических исследований, структура дидактики. Взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов структуры. Современные дидактические концепции. Повышение роли дидактики в условиях непрерывного образования.
Учебный процесс как педагогическая категория
Основные понятия: обучение, виды обучения, стили обучения, субъект обучения, объект обучения, эффективность обучения.
Содержание темы:
Сущность процесса обучения. Обучение как двусторонний процесс. Обучение, преподавание, учение. Виды и стили обучения. Функциональные компоненты обучения. Психологические основы учебного процесса. Личностный характер обучения. Показатели эффективности учебного процесса.
Учебная деятельность и ее характеристики
Основные понятия: учебная деятельность, учебная задача, структура учебной деятельности, мотивы учебной деятельности.
Содержание темы:
Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника. Овладение учебной деятельностью как одна из целей обучения. Отличие учебной деятельности от других видов деятельности. Структура учебной деятельности. Роль учителя в формировании учебной деятельности младших школьников. Мотивация учебной деятельности.
Принципы построения учебного процесса
Основные понятия: закономерности обучения, принципы обучения, правила обучения, классификация принципов обучения, сущность принципа обучения.
Содержание темы:
Закономерности, принципы и правила обучения.
классификация принципов дидактики. Подходы к выделению принципов дидактики. Сущность дидактических принципов. Пути реализации дидактических принципов.
Содержание современного обучения
Основные понятия: содержание обучения, государственный стандарт обучения, учебный план, учебная программа, учебник, гуманизация содержания образования, дифференциация содержания образования.
Содержание темы:
Источники содержания обучения. Критерии отбора и построения содержания обучения. Формальный и материальный подходы к отбору содержания обучения. Единство инвариантного и вариативного содержания современного обучения. Характеристика государственных документов, раскрывающих содержание обучения. Гуманизация и дифференциация содержания современного обучения. Особенности содержания обучения на начальных его этапах.
Методы и средства обучения
Основные понятия: метод обучения, прием, средства обучения, классификация методов, структура метода.
Содержание темы:
Проблема метода в дидактической теории. Назначение и функции методов обучения. Классификация метод обучения и их характеристика. Методы, приемы и средства обучения, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Проблема выбора методов обучения.
Формы организации обучения младших школьников. Урок – основная форма обучения.
Основные понятия: форма обучения, основные формы обучения, структура урока, тип урока.
Содержание темы:
Понятие о формах организации обучения. История развития классно-урочной системы. Урок как основная форма организации учебной работы. Типы уроков. Структура уроков. Урок в системе формирования и развития личности учащихся. Организация групповой работы на уроке. Пути повышения эффективности урока. Домашняя учебная работа учащихся, ее дидактические функции. Виды домашних заданий. Экскурсии, требования к их подготовке и проведению. Особенности использования различных форм обучения.
Контроль в системе процесса обучения учащихся начальных классов
Основные понятия: контроль, проверка, оценка знаний, самоконтроль, самооценка, отметка.
Содержание темы:
Контроль в целостной системе обучения. Соответствие контроля целям обучения. Виды, функции и методы контроля. Возможности ТСО в целях контроля. Психолого-педагогические требования к оценке процесса и результатов обучения. Педагогический контроль и оценка как основа формирования самоконтроля и самооценки.
Организация проблемного обучения в начальной школе
Основные понятия: проблемная ситуация, умственные действия, частично-поисковые методы, исследовательские методы обучения, познавательная активность, интеллектуальное затруднение.
Содержание темы:
Сущность проблемного обучения. Научные основы проблемного обучения.
Проблемные ситуации, их классификация и пути создания. Этапы решения проблемных ситуаций. Методы проблемного обучения. Возможности использования проблемного обучения в начальной школе.