Концепции содержания образования
Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить.
А.Ф. Дистервег
В дидактике существуют различные трактовки понятия «содержание образования». В «Педагогическом энциклопедическом словаре» содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования. При таком подходе в центре внимания оказываются знания, заслоняя самого человека.
Содержание образования – это система знаний, включающая факты и обобщения, умения и навыки (Б.П. Есипов, Н.К. Гончаров), основные знания, умения и навыки соответствующей области научных знаний (Т.А. Ильина), система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-этических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения (И.Ф.Харламов); система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта (В.В. Воронов).
«Содержание образования – это некоторая адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности», – так трактуется содержание образования в «Педагогическом энциклопедическом словаре» (Б.М. Бим-Бад). В данном определении прослеживается личностно ориентированный подход к содержанию образования.
Содержание образования – это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всесторонне развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду (Ю.К. Бабанский). В этом определении присутствуют все элементы социального опыта, накопленного человечеством, и содержание образования рассматривается как один из компонентов процесса обучения.
Содержание образования – это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность (В.С. Леднев).
Содержание образования – специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере (Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин).
В Законе РФ «Об образовании» в ст. 14 обозначены общие требования к содержанию образования: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества».
В.С. Ледневым определены факторы, оказывающие существенное влияние на отбор структурных компонентов содержания образования. К числу таковых им отнесены:
– факторы глобального уровня, на основе которых образование делится на основные отрасли и последовательные ступени;
– определяющие структуру содержания общего, политехнического и специального образования с учетом их разделения на теоретическую и практическую части;
– содержания образования в общеобразовательной школе;
– содержания образования в профессиональных учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
– факторы, лежащие в основе содержания отдельных учебных курсов, практик и учебных проектов.
И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным выделено четыре основных типа содержания образования.
1. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности.
2. Система умений и навыков, т. е. приобретенный опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности.
3. Опыт творческой деятельности, предполагающий поиск новых проблем и их решения на основе творческого преобразования действительности.
4. Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, формирование системы убеждений, идеалов и ценностей.
Представляется важным, что общепринятое понимание образования как усвоения социального опыта прошлого, накопленного человечеством, вступает в современных условиях в противоречие с потребностями отдельно взятой личности в самореализации, достижении определенных личностных целей.
Так, по мнению А.В. Хуторского, содержание эвристического образования включает инвариантную (внешне задаваемую), и вариативную (создаваемую каждым учеником) части. При этом выделяются следующие компоненты содержания эвристического образования:
· образовательная среда;
· образовательный продукт;
· базовое культурно-историческое образование;
· деятельностное образование (общенаучные и частнопредметные способы деятельности, рефлексивно выявленные способы деятельности);
· предметное образование;
· метапредметное образование;
· рефлексивно проявленное и обобщенное эвристическое образование.
К. Сосницким был предложен структурализм как теория отбора и построения учебного содержания. Он считал, что в содержании каждого предмета необходимо выделять основные формообразующие и второстепенные производные элементы. Первые должны иметь научную и образовательную значимость, а знание вторых не является обязательным для учащихся общеобразовательной школы.
М.Н. Скаткин и В.В. Краевский разработали теорию содержания образования на основе системно-деятельностного подхода. Д. Брунер – на основе структурного подхода; Б. Блум – на основе таксономии целей обучения (познавательных, аффективных и психомоторных). Перечень познавательных целей, имеющих первостепенное значение в освоении знаний и развитии интеллектуальных умений, включает знание, понимание, применение, анализ, синтез. Современные концепции образования представлены в табл. 2.
Таблица 2
Современные концепции новых типов содержания образования
Параметры | Содержание образования | ||
Деятельностное (В.В. Давыдов) | Мыследеятельностное и метапредметное (Ю.В Громыко) | Личностно ориен- тированное и метапредметное (А.В.Хуторской) | |
Сущность, ценности | Развитие и саморазвитие, формирование мышления и рефлексивного сознания | Единство процессов мышления, коммуни-кации и действия на основе рефлексии | Личное творчест-во, самоизменение личного опыта |
Функции | Теоретическая, развивающая, выращивание субъекта деятельности | Порождение знаний и самого себя | Актуализация субъ-ективного образа, поиск смысла |
Единица содержания | Понятие | Способ | Личный опыт |
Структура | Система учебных задач, мыслитель-ный акт | Единство мышления, коммуникации и действия | Процедуры и этапы конструирования идеальной системы знаний |
Модель образования | Школа развиваю-щего и развиваю-щегося образования | Мыследеятельностная школа, меташкола | Школа творчества |
«Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации, – гласит закон «Об образовании». – Оно должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений».
Также на формирование содержания образования существенное влияние оказывают различные дидактические теории, которые были рассмотрены выше.
Весьма важным является то, что профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.
2.2. Образовательные стандарты и базисный учебный план.