Развитие речи детей. Методические приемы ее формирования. Значение речи для всестороннего развития ребенка
Цель:формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими.
Первая группа раннего возраста (от рождения – 1год): произносит короткие отрывистые звуки (гы, кхы), 4-5мес – гулит, позже начинает лепетать, произносить слоги их которых образуются слова. Формируются основы понимания. К концу года может использовать простые слова до 8-10.
Вторая группа детей раннего возраста (1-2лет): период интенсивного формирования речи. Но понимание речи окружающих опережает умение говорить. Способность обобщать. Слово в сознании начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе. К 1,5 лет способны поддерживать диалог-воспоминание со взрослым о недавних событиях или вещах (Куда ходили – Гулять). Активный словарь – 1,5г = 20-30сл, к 1,8 – 200-300сл ( много гл и сущ, встречаются простые прил и наречия – тут, туда и т.д.) Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) заменяются обычными. После 1,5 в большинстве случаев правильно произносит звуки – п, б, м, т, д, н, г, х. К 1,5 лет появляются двухсловные предложения, а к 2м годам использует трех и четырех составные предложения. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становится основным средством общения со взрослым.
Первая младшая группа ( 2-3 года ): Интенсивно развивается активная речь. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь 1000-1500 слов. К концу 3го года речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
Вторая младшая группа ( 3-4 года): отвечают на разнообразные вопросы взрослого. Используют все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
Средняя группа (4-5): Улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь персонажей. Развивается грамматическая сторона речи. Занимаются словотворчеством. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а со взрослыми становится внеситуативной. Употребляют слова, обозначающие эмоциональное состояние, эстетические характеристики. Рассказывать о содержании сюжетной картинки. Повторять образцы описания игрушки.
Старшая группа (5-6лет): Совершенствуется речь, звуковая сторона. Дети могут правильно произносить шипящие, свистящие, сонорные звуки. Выразительность речи при прочтении стихов. Используют почти все части речи, активно занимаются словотворчеством. Используют синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая даже детали. Учувствуют в беседе. Оценивают ответы сверстников. Определяют место звука в слове.
Подготовительная группа ( 6-7 ): Продолжает развиваться речь – звуковая сторона, грамм строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражается расширяющийся словарь, характер обобщений. Развивается диалогическая речь, некоторые виды монологической речи. Пересказывают и драматизируют небольшие произведения, составляют по плану рассказ о предмете. Употребляют сложные предложения.
Приемы формирования речи:
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?)
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.