Проблемы воспитания трудных детей
Педагогические взгляды Сорока-Росинского В.Н.
Решительно выступал против понимания трудных детей как морально или психически дефектных. В. Н. Сорока-Росинский считал, что это вполне нормальные дети, попавшие в тяжелые жизненные условия. Они вполне поддаются педагогической коррекции.
В работе с трудными подростками «лучшим орудием воспитания является личность педагога, его пример…», учитель должен быть «породистым».
Классификация учителей:
1. учителя-теоретисты;
2. педагоги-реалисты и утилитаристы;
3. педагоги-артисты;
4. учителя-интуитивисты.
Выступал за смягчение беспрерывной «артельной» жизни в детских домах, предложил создавать специальные уединенные помещения для индивидуального творчества и размышления [4, с.162].
В. Н. Сорока-Росинским были выработаны и сформулированы принципы новой педагогики коллектива как наиболее необходимого инструмента для воспитания трудновоспитуемых детей.
В школе для трудных подростков создал мастерские, в которых дети занимались различными ремеслами.
Разработал методику преподавания русского языка в средних классах.
Организовал детский клуб на дому – «академию», как ,шутя, называл ее В.Н. Сорока-Росинский, где собирались дети из окрестных школ и семей. В тесно набитой комнатке занятия проходили в несколько смен. Дети не только «подтягивали школьные хвосты», но и слушали увлекательные рассказы по истории, литературе, искусству, и вообще говорили про жизнь. 80-летний педагог бродил с детьми по городу, знакомил их с историей. Архитектурой, ездил с ними на море, мечтал о ребячьей флотилии. Это была его давнишняя голубая мечта [3, с.9].
Теоретически обосновал и апробировал в практике оригинальную систему воспитания трудных подростков-сирот на основе развития их творческих способностей. Своих воспитанников В. Н. Сорока-Росинский относил к одарённым натурам, но с отклонениями от нормы в результате специфичного развития и особого душевного и психического склада. Для таких детей В. Н. Сорока-Росинский предлагал создавать учебно-воспитательные учреждения, осуществляющие гармоничное воспитание и специальную коррекцию психики подростков. Главным в учебно-воспитательном процессе он считал фундаментальную образовательную подготовку (10 уроков ежедневно) и самостоятельную, творческую деятельность воспитанников, способную «дать надлежащий выход той буйной беспокойной энергии, которой полны эти дети». Воплощение детских чувств в активные действия позволяло лучше изучать личность и развивать индивидуальность учащихся. Широко использовал метод длительных игр: инсценировки, постановки; журналистское творчество; соревнования.
В. Н. Сорока-Росинский в период всеобщего увлечения трудовой школой – плетением корзин, изготовлением пособий, обработкой грядок – имел незаурядную смелость придать своей школе иную направленность – на творческую интеллектуальную познавательную деятельность.
Тонкий психолог и психиатр, он подобрал верные ключи к исковерканным войной и лишениями душам своих питомцев. Многие из них были богато одаренные натуры, но с искалеченной психикой. Но главным воспитателем в школе оказывалось творчество. Журналы, которые создавали сами подростки, спектакли, постоянно ставившиеся педагогами и их воспитанниками, увлекали всех атмосферой соревновательности, стремления подняться к вершинам творчества. Дух напряженной интеллектуальной деятельности заражал всех. Неудивительно, что из питомцев школы вышли десятки писателей, ученых, художников [2, c.81].
Одной из характерных особенностей воспитательной системы, созданной в школе имени Достоевского, было всемерное стимулирование художественной деятельности, пробуждение и развитие у детей интереса к литературе, создание общей творческой атмосферы. Любой воспитанник имел право на выпуск своей газеты, своего журнала, право на полемику. Здесь не было жесткого контроля и навязывания мнений. В.Н. Сорока-Росинский был сторонником «духа соревнования и состязания», побуждающих к достижению максимальных успехов. Как подлинный педагог-гуманист он умел направлять импульсы, приходящие извне и находящие отклик в школьной среде, в русло работы самопознания, общественной активности, формирования личности. В этом была одна из главных черт педагогической системы В.Н. Сороки-Росинского.
Воспитывая у подростков принципиальность, ответственность, самостоятельность мысли, В.Н. Сорока-Росинский не только формировал их интересы, но в некоторых случаях, когда считал это целесообразным, сам шел навстречу интересам подростков, даже если они не совпадали с его убеждениями. Например, В.Н. Сорока-Росинский считал, что школа должна быть вне политики. Но когда ребята потребовали ввести политграмоту в программу обучения и даже создали «подпольную организацию РКСМ», (для трудновоспитуемых не разрешалось создание такой ячейки в школе), он с пониманием отнесся к их желанию. Вдумчивый педагог увидел в этом не очередное увлечение, а стремление отстоять свое право быть наравне с прочими гражданами страны. В признании гражданских прав ребят – залог их перевоспитания. Даже кружок юных коммунаров был организован при поддержке Виктора-Николаевича.Воспитанию чувства собственного достоинства во многом способствовало и самоуправление, введенное в школе. Само по себе оно вовсе не было оригинальным: учкомы в то время были повсеместно и играли очень заметную роль. Но здесь был особый случай – школа для трудновоспитуемых. И тем не менее В.Н. Сорока-Росинский ввел самоуправление. Выборные старосты были не только по спальням и классам, но даже по кухне и гардеробу, что, учитывая полууголовное прошлое большинства учеников, было нелегким решением. Однако, предоставляя своим подопечным самоуправление, директор ввел и соответствующие методы контроля. Был и изолятор, к которому прибегали лишь в критических случаях, и система пяти разрядов, в зависимости от которых предоставлялись поощрения, в первую очередь отпуска. Самые примерные, если таковые были, имели первый разряд, самые бесшабашные – пятый. Система на первый взгляд кажется антипедагогичной. Но, как это часто бывает, дело заключалось не столько в системе, сколько в практике ее применения. Все опиралось на заработанное во многих испытаниях доверие ребят к своему заведующему и основному коллективу педагогов.
Решая задачи единства обучения и воспитания, В.Н. Сорока-Росинский подчеркивал необходимость формирования тесно спаянного учительского и ученического коллектива. Эта идея была заложена в основу созданной им воспитательной системы. «Лучшим критериумом воспитательской работы любого педагогического коллектива, – отмечал он, – является ответ на вопрос: удалось ли педагогам преодолеть то противостояние «мы» и «они», которое обычно возникает в любом учебном заведении». Для решения этой задачи в таком коллективе, каким являлась школа имени Достоевского, требовались педагоги особого закала, обладавшие тонким педагогическим чутьем. Их отбирала сама жизнь. Из шестидесяти педагогов, в разное время пришедших в школу, удержалось всего десять. Но это были, как писал В. Н. Сорока-Росинский, «породистые», с четко выраженной личностью педагоги. Именно поэтому в школе удалось создать единый дружный коллектив, объединенный общими целями.
Школа, руководимая В.Н. Сорокой-Росинским, не знала социальных различий. Там учились ребята из разных семей – рабочих, ремесленников, интеллигенции, даже аристократов. Столь же различны по происхождению были и педагоги. Учителя и ученики жили общей жизнью, жизнью школы, со всеми ее повседневными заботами, радостями и драмами, не ведая социальных различий. Это было, пожалуй, основное, что отличало школу от внешнего мира, как бы многочисленны ни были взаимосвязи. Работая в условиях антигуманной среды, В.Н. Сорока-Росинский и его сподвижники воспитывали в детях гуманизм.
Опыт школы имени Достоевского, как и других воспитательных учреждений, возглавляемых видными педагогами-гуманистами 20-х годов, неповторим во всех своих деталях, ибо он слагается из бесчисленных обстоятельств, которые никогда не вернутся вновь. Но останется главное, характерное для этих коллективов – общий гуманистический настрой, преданность педагогов своему делу, преданность общечеловеческим ценностям и зреющее на этой почве понимание их воспитанниками чувства гражданственности, веры в будущее, понимание того, что оно достижимо и ради него стоит работать.
Думая о том, чем важен опыт В.Н. Сороки-Росинского для новой российской школы, стоящей на пороге XXI века, хочется, прежде всего, сказать о его понимании роли культуры, значения постижения знаний для гуманистического и гражданского воспитания молодежи. С этим неразрывно связано уважение к личности ребенка или подростка, основанное на сочетании требовательности и доброты. Опыт Виктора Николаевича учит педагога умению уважать интересы ребенка, и, формируя эти интересы, быть готовым к пересмотру своей собственной педагогической позиции, если она оказывается насилием над личностью воспитанника. И, наконец, вся деятельность В.Н. Сороки-Росинского, как и его педагогические размышления, – это постоянный поиск истинно гуманистических отношений между учителями и учащимися, высокая требовательность к профессиональным и личным качествам учителя.
Осмысливая путь, пройденный Виктором Николаевичем, вчитываясь в его работы, видишь главный мотив, звучавший на протяжении всей его жизни: чувство любви к Родине, к своему народу. В.Н. Сорока-Росинский всегда стремился делать то, что было нужно его стране – будь то размышления о путях развития русской национальной школы или перевоспитание трудных детей. Какие бы тяготы ни выпадали на его долю, вера в силы народа позволила ему выстоять и остаться в нашей памяти [1, c.5-15].
Причины успешности взглядов В.Н. Сорока-Росинского
В последние годы значительно возрос интерес широкой педагогической общественности к имени Виктора Николаевича Сороки-Росинского. Этому способствовало появление целого ряда статей и книг, авторы которых высоко оценивают деятельность замечательного педагога и справедливо относят его к числу классиков советской педагогической науки. Он начал осуществлять трудовое воспитание, но только посредством не физического, а умственного труда.
В современных условиях весьма актуальна мысль В.Н. Сороки-Росинского об объединяющей роли русской культуры для представителей многочисленных народностей России, вынужденных в силу исторических, экономических и, культурных условий жить «под одной крышей». Это вовсе не означает насильственного насаждения русской культуры, силовых методов ее внедрения. Будучи высшей этической и художественной ценностью, она может очаровывать, привлекать и пленять любого человека независимо от его национальности.
Думая о том, чем важен опыт В.Н. Сороки-Росинского для новой российской школы XXI века, хочется, прежде всего, сказать о его понимании роли культуры, значения постижения знаний для гуманистического и гражданского воспитания молодежи. С этим неразрывно связано уважение к личности ребенка или подростка, основанное на сочетании требовательности и доброты. Опыт В.Н. Сороки-Росинского учит педагога умению уважать интересы ребенка, и, формируя эти интересы, быть готовым к пересмотру своей собственной педагогической позиции, если она оказывается насилием над личностью воспитанника. И, наконец, вся деятельность Виктора Николаевича, как и его педагогические размышления, – это постоянный поиск истинно гуманистических отношений между учителями и учащимися, высокая требовательность к профессиональным и личным качествам учителя.
Осмысливая путь, пройденный В.Н. Сорокой-Росинским, вчитываясь в его работы, видишь главный мотив, звучавший на протяжении всей его жизни: чувство любви к Родине, к своему народу. Виктор Николаевич всегда стремился делать то, что было нужно его стране – будь то размышления о путях развития русской национальной школы или перевоспитание трудных детей. Какие бы тяготы ни выпадали на его долю, вера в силы народа позволила ему выстоять и остаться в нашей памяти [2, с.82].
Основные идеи:
1.Сформировал принцип новой педагогики коллектива не наказание, а «добровольчество».
2. Отводил семье ведущую роль в национальном воспитании личности.
3. Создал типологию педагогов
4. Выступал против понимания «трудных детей» как «морально дефектных»
5. Выделил типологию трудных подростков
6. Рассматривал виды отклонений от нормы; выделил 3 основных вида.