Структура и трудоемкость учебной практики
Программа практики для направлений подготовки «Педагогическое образование»
Составитель: Карабаева С.И., ассистент
кафедры дошкольной педагогики
Ульяновск, 2011
Пояснительная записка
На современном этапе политика государства в области образования направлена на укрепление в общественном сознании представления об образовании как определяющем факторе развития личности человека. Поэтому формирование профессиональной компетенции педагога на этапе подготовки в высшем учебном заведении приобретает особую важность. Квалификационная характеристика выпускника высшего учебного заведения, представленная в Государственном образовательном стандарте, предполагает наличие у него не только наличие глубоких теоретических знаний, но и навыков профессионального мастерства, умений личностно-ориентированного взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. В связи с этим особое значение имеет педагогическая практика. Важность учебно-ознакомительной практики заключается в развитии интереса у студентов к профессии педагога, в формировании практических умений и навыков, связанных с наблюдением, изучением и анализом различных сторон жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста.
Цель освоения дисциплины.
Целями учебной ознакомительной практики студентов являются: ознакомление с основными видами и направлениями профессиональной деятельности педагога, приобретение начальных практических умений, направленных на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций.
Задачи учебной ознакомительной практики:
1. Формирование профессионального интереса к педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения.
2. Ознакомление студентов со спецификой труда воспитателя, с особенностями организации и проведения воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
3. Формирование умений вести записи наблюдений, обрабатывать, обобщать полученную в ходе наблюдений информацию, полно и правильно отражать ее в дневнике практики.
4. Формирование умений наблюдения, анализа и оценки воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
Компетенции обучающихся, формируемые в процессе прохождения учебной ознакомительной практики:
Общекультурные компетенции:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК- 1 );
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
- способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией(ОК-8);
готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
Общепрофессиональные компетенции:
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1 );
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);
Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).
- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);
Организация практики.
Учебная ознакомительная практика входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС по направлению подготовки «Педагогическое образование». Учебная ознакомительная практика является обязательным этапом обучения бакалавра педагогического образования и предусматривается ФГОС ВПО и учебным планом.
Учебно-ознакомительная практика проводится на 1 курсе во II семестре в сроки, определенные учебным планом.
До начала практики студенты распределяются в дошкольные учреждения и на факультете проводится установочная конференция. Участники знакомятся с задачами, содержанием практики, особенностями ее организации, ведением необходимой документации.
В первый день практики в дошкольном учреждении практиканты распределяются по возрастным группам (по 2 человека в одну смену). В дошкольном учреждении практикант находится в течение 6 часов посменно в соответствии с графиком, утвержденным групповым руководителем и согласованным с ДОУ (1-ая смена – с 8.00 до 14.00; 2-ая смена – с 13.00 до 19.00). Дни, пропущенные студентом по уважительным причинам, должны быть подтверждены документально и отработаны в другое время.
В ходе практики студенты знакомятся с особенностями воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения, выполняют задания, совместно с воспитателем проводят отдельные режимные моменты. Студенты, руководствуясь задачами и содержанием практики, ведут «Дневник практики», в котором фиксируют результаты выполнения заданий, анализируют работу, дают оценку, формулируют рекомендации (приложение 1). Ежедневно работу студентов наблюдает воспитатель группы. Педагогическая деятельность практикантов 1-3 раза в неделю изучается групповым руководителем, старшим воспитателем.
Студенты принимают участие в оснащении педагогического процесса дошкольного учреждения (изготовление учебных пособий, атрибутов к играм, игрушки, костюмы к спектаклям и др.) по согласованию с воспитателями группы.
По окончании сроков практики студентам дается 3 календарных дня на подготовку документации. Осуществляется подготовка и проведение итоговой конференции на базе университета. По итогам практики выставляется зачет.
Структура и трудоемкость учебной практики.
№п/п | Вид практики | недели | Общая трудоемкость | Форма текущего контроля |
1. | Учебно-ознакомительная практика в ДОУ | 2 недели | 3 зачетные единицы | зачет |
Содержание практики
Задание № 1.
Изучение особенностей функционирования дошкольного учреждения: ознакомление с условиями работы дошкольного учреждения, нормативно-правовой базой (Положение о ДОУ, Устав учреждения, штатное расписание, качественная характеристика педагогических кадров, количество и наполняемость групп, режим работы ДОУ, питания, реализуемые программы, основные направления работы детского сада на текущий учебный год, материально-техническая база). Распределение студентов по группам. Ознакомительная экскурсия по дошкольному учреждению.
Знакомство с документацией группы и условиями построения предметно-развивающей среды, организованной в группе (в «Дневнике практики» зарисуйте схему расположения центров и материалов в ней, проанализируйте соответствие созданной среды принципам целесообразности, мобильности, доступности, эстетичности, многофункциональности, развивающих возможностей).
Задание № 2.
Изучение специфики труда воспитателя: функции (профессиональные обязанности) педагога дошкольного учреждения.
Проанализируйте содержание работы воспитателя в 1 половину дня, проделав хронометраж его деятельности. Данные занесите в таблицу:
Таблица 1
время | Режимный процесс | Деятельность воспитателя | Деятельность помощника воспитателя | Деятельность детей |
Задание № 3.
Изучение специфики труда воспитателя: функции (профессиональные обязанности) педагога дошкольного учреждения.
Проанализируйте содержание работы воспитателя во 11 половину дня, проделав хронометраж его деятельности. Данные занесите в таблицу 1.
Задание № 4.
Изучение культуры педагогической деятельности воспитателя:
- сделайте анализ речевого общения воспитателя с детьми, исходя из следующих позиций:
а) содержание общения;
б) стиль общения (авторитарный, демократический, либеральный)
в) культура речи воспитателя в общении
(1. грамматическая правильность речи, соблюдение правильных ударений; лексическое богатство; выразительность, образность речи; техника речи;
2. тон общения, стремление к установлению зрительного контакта, использование невербальных средств общения (мимики, жестов), увлеченность беседой);
- обратите внимание на культуру внешнего вида воспитателя, помощника воспитателя и других сотрудников детского сада.
- подберите из детской литературы пословицы, поговорки, песенки, прибаутки, четверостишья для использования их при проведении режимных процессов. Оформите их в тетрадь «Педагогическая копилка».
Подготовка к совместному с воспитателем проведению режимных процессов в 1 половину дня.
Задание № 5.
Совместное с воспитателем проведение режимных процессов в 1 половину дня: умывание, подготовка к завтраку, завтрак.
Анализ условий, созданных в своей возрастной группе для физического воспитания детей по плану:
1. Имеется ли в группе физкультурный уголок? Если нет, то где и как расположено физкультурное оборудование и инвентарь?
2. Доступность оборудования и инвентаря для детей.
3. Какие задачи решает физкультурный уголок?
4. Чем оснащен физкультурный уголок?
5. Соответствует ли подбор физкультурного оборудования, инвентаря, подвижных игр возрасту детей и как часто они меняются?
6. Эстетическое оформление физкультурного уголка.
7. Рекомендации по улучшению условий для физического развития детей.
Подготовка к совместному с воспитателем проведению режимных процессов во 11 половину дня.
Задание № 6.
Совместное с воспитателем проведение режимных процессов во 11 половине дня: подъем детей, подготовка к полднику, полдник.
Анализ предметно-развивающей среды для развития игровой деятельности детей в своей возрастной группе (перечислите основные группы предметов и игрушек, опишите их влияние на психические процессы или структуру личности ребенка. Укажите степень самостоятельности их использования детьми в своей деятельности, виды действий с ними).
Наблюдение и анализ игровой деятельности детей в своей возрастной группе (приложение 2).
Задание № 7.
Наблюдение и анализ образовательной деятельности, организованной воспитателем (одно образовательное мероприятие) (приложение 3).
Задание № 8.
Проанализировать условия, созданные для литературного образования дошкольников по плану:
1. место расположения литературного уголка (освещенность, подбор мебели, интегрированность с другими уголками)
2. доступность книг для самостоятельного рассмотрения детьми
3. количество выставленных книг, тематическое единство выставленных книг
4. частота обновления книжного материала
5. организация выставок в литературном уголке
6. контроль воспитателя за поведением детей в литературном уголке (по результатам наблюдения)
7. индивидуальная работа с некоторыми детьми (по результатам наблюдения)
8. организация игр «в библиотеку», «книжный магазин»
9. учет читательских интересов детей группы
10. рекомендации по улучшению работы литературного образования дошкольников.
Создание собственного проекта литературного уголка (эскиз или макет оформления с кратким описанием входящих в него материалов). Представляя проект, обоснуйте:
- принцип подбора литературного материала
- художественное оформление
- руководство самостоятельной литературной деятельностью детей.
Задание № 9.
Изучение планирования и организации работы с родителями.
1. Наличие в группе планов работы с родителями (перспективного, календарного плана).
2. В каких формах ведется работа с родителями, имеют ли место нетрадиционные формы работы с родителями (родительские собрания, консультации, дни открытых дверей, открытые просмотры, совместные праздники, «круглый стол», родительские клубы, «родительская почта» и др.).
3. Наличие в группе журнала протоколов родительских собраний (хранится до выпуска детей).
4. Оформление группового родительского уголка (эстетичность, соответствие современным требованиям)
5. Наличие в уголке информации о работе администрации, детского сада и группы.
6. Информационный материал, представленный в родительском уголке, носит конкретный характер, рационален по объему. Имеются ли рекомендации специалистов (например, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.)
7. В родительском уголке представлены наглядные материалы, папки-передвижки в соответствии с тематикой и данной возрастной группой.
8. Проводится ли в группе анкетирование среди родителей с целью изучения контингента группы, изучения родительских запросов и др.
9. Оформлены ли в группе различные выставки детских работ, как часто сменяются?
10. На выставках представлены работы всех детей группы.
Задание № 10.
Изучите особенности работы воспитателя подготовительной группы по подготовке детей к школьному обучению:
- изучите, какие формы работы проводятся с детьми (образовательная деятельность, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, экскурсии в школу и т.д.) (анализ календарного планирования воспитателя и беседа);
- ведется ли работа с родителями, и в каких формах? (родительские собрания, консультации, стендовое консультирование и т.д.) (анализ протоколов родительских собраний, стендовой информации, беседа с воспитателем).
- изучите план взаимодействия дошкольного учреждения и школы, обратите внимание на формы работы, тематику (беседа со старшим воспитателем).
Используя психолого-педагогическую литературу, подготовьте и оформите рекомендации для родителей в виде стендовой информации по подготовке детей к школьному обучению (тему согласуйте с воспитателем). Укажите литературу, которую вы использовали для подготовки рекомендаций.