Основные признаки конфликта
Термин «конфликт» трактуется как столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, как серьезное разногласие, открытый спор, приводящий к борьбе. Упоминание о конфликте часто настораживает людей, не оставляет их равнодушными. В известной степени это связано с тем, как освещается проблема конфликта в философской и психолого-педагогической литературе, а также с обыденным представлением людей о конфликте.
Следует отметить, что довольно долгое время и в исследованиях, и в обыденном сознании сохранялся довольно стойкий взгляд на конфликт лишь как на негативное явление, препятствующее нормальному протеканию общения людей, затрудняющее их совместную деятельность и изматывающее их нервную систему. Превалировало стремление обосновать рекомендации о том, как избежать конфликта, как не создавать конфликтных ситуаций, как защитить себя от возникновения конфликтов. Словосочетания «бесконфликтный человек», «бесконфликтный учитель», «бесконфликтный ученик», «бесконфликтный класс» воспринимались как своеобразные образцы, на которые необходимо ориентироваться в повседневной жизни и особенно в педагогической практике.
В последние годы представления о конфликте как явлении человеческой жизни и о педагогическом конфликте как особом феномене учебно-воспитательного процесса претерпевают значительные изменения. Это происходит благодаря попыткам ученых создать конфликтологию — специальную науку, описывающую особенности возникновения и протекания различных конфликтов и способы выхода из конфликтных ситуаций [2; 31; 45; 107]. В то же время существенно изменяется взгляд на конфликт лишь как на нежелательное и деструктивное явление. Ученые рекомендуют педагогам не бояться столкновения мнений, не уходить от них, а, напротив, смело идти на конфликт, специально создавать проблемные ситуации и готовить учащихся к различного рода конфликтам [70; 85].
Для того чтобы говорить об общении в конфликтных ситуациях, необходимо понимание сущности конфликта и происходящих в нем процессов.
Прежде всего, важно уяснить, что конфликт отражает противоречивое устройство мира, его двойственность и амбивалентность. Мы хорошо знаем, что существуют день и ночь, война и мир, молодость и старость, добро и зло, любовь и ненависть, щедрость и скупость и целый ряд других полярных явлений.
Можно выделить ряд противоречий в сфере образования. Школа ориентирует учащихся на такие качества, как доброта, честность, порядочность, трудолюбие, а окружающая действительность преподносит примеры варварства, нечестности, непорядочности, тунеядства.
С одной стороны, педагоги призваны приобщить воспитанников к соблюдению сложившихся в обществе требований («ты должен»), а с другой — заботиться о развитии свободной личности («ты имеешь право»).
Очевидно, наличие противоречия — это еще не конфликт, а всего лишь возможные предпосылки к его возникновению между людьми. Противоречие не обязательно будет перерастать в конфликт.
При каких условиях противоречия могут стать конфликтами?
То, что где-то в Африке или Латинской Америке произошли военные действия, для нас довольно часто не имеет существенного значения, поскольку не касается ни собственной личности, ни личностей близких нам людей. Хотя там, несомненно, произошло столкновение чьих-то интересов, возникло противоречие между людьми, повлекшее человеческие жертвы. Мы можем как-то обсуждать эти события между собой, но вряд ли станем что-либо предпринимать для их приостановления.
Но если окажется, что в результате этих военных действий пострадал кто-то из наших близких (например, отец или брат, находящийся там в служебной командировке), то эти действия, как столкновение чьих-то противоречий, становятся значимыми для нас. Они приобретают личностный смысл, т. е. достигают такого высокого значения, от которого зависят наше состояние, самочувствие, весь ход нашей жизни. В этом случае мы будем обращаться в различные правительственные и общественные структуры с просьбами о предоставлении нам более подробной информации, об оказании необходимой помощи, а возможно, и с требованиями о вмешательстве в этот инцидент.
Следовательно, одним из признаков конфликта является личностный смыслтого или иного противоречия для конкретного субъекта, когда данное явление оказывает существенное влияние на его чувства, на его поведение. До тех пор пока не происходит столкновения личностных смыслов субъектов, конфликта между ними не возникнет.
Для того чтобы произошло столкновение личностных смыслов, необходимы определенные обстоятельства, называемые конфликтной ситуацией.
Конфликтная ситуация— это сочетание обстоятельств, при которых создаются условия для обнаружения существенных различий во взглядах, интересах и намерениях субъектов, имеющих я них личностный смысл.
Например, в некоторых школах складывается такая практика, когда директор и его заместители требуют от учителей предоставления всевозможной информации: сведений о родителях учащихся, справок о занятости учеников во внеучебное время, различных планов по работе с неблагополучными семьями, слабоуспевающими учениками и иного характера. Подобная оперативная информация личностно значима для директора и его помощников, создает удобства для их работы, поскольку позволяет иметь под рукой необходимые сведения и довольно быстро отчитываться перед вышестоящими органами.
Однако у учителей эта практика вызывает совсем другие чувства: недовольство, возмущение, протесты. Ведь это отрывает их не только от учебной работы, но довольно часто нарушает и семейные планы: вместо того чтобы провести время в кругу семьи, учитель вынужден сидеть вечером или в выходные дни над составлением отчетов и справок. Поэтому для учителя личностный смысл будет заключаться в том, чтобы отказаться от подобных поручений.
Возникновение противоположных личностных смыслов является свидетельством назревания конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация — это второй признак конфликта.
Необходимо обратить внимание на то, что конфликтная ситуация может и не перерасти в конфликт. Например, если учителя будут выражать свое недовольство по поводу излишнего бумаготворчества лишь друг другу либо членам своих семей, но не школьной администрации. Не произойдет прямого столкновения их интересов — не будет и конфликта.
Но если прямое столкновение интересов противоборствующих сторон все же произойдет, то конфликтная ситуация будет обретать вид инцидента. Здесь стороны не будут безмолвствовать, а открыто станут обнажать свои интересы, высказывая их в открытом разговоре либо путем передачи письменных сообщений.
Например, на очередном педсовете учителя выразят открытый протест директору и потребуют от него искоренения подобной практики из их школы, сославшись на своих коллег из других школ, которые не оформляют столько ненужных бумаг. Предъявление их требований создает инцидент, который станет своеобразным механизмом запуска конфликта. Следовательно, инцидент как момент столкновения личностных смыслов — это третий признак конфликта.
Если назревание конфликтной ситуации можно и не заметить, не обратив внимание на чье-то недовольство, на то, что нарушаются чьи-то интересы, то инцидент не заметить нельзя. Инцидент — это внешнее выражение и недовольства, и накопившихся претензий, и желания изменить сложившееся положение вещей в свою пользу. Инцидент имеет внешнее проявление не только в виде высказанных требований или условий, но также в виде раздражения, обиды или угрозы в голосе, в форме резких движений и жесткой лексики. Инцидент — это такое внешнее проявление накопившихся внутренних противоречий между субъектами общения, которое может заявлять о себе словами, криками, угрозами, ругательствами, мольбами, сопровождающимися соответствующими жестами, мимикой, а порой ненормативной лексикой и рукоприкладством. Поэтому довольно часто именно момент возникновения инцидента считают началом конфликта.
Таким образом, для того чтобы судить о возникновении конфликта, необходимо, прежде всего, задуматься над такими вопросами:
♦ имеется ли личностный смысл для конкретных субъектов общения в том или ином противоречии;
♦ назревает ли конфликтная ситуация, в которой может произойти наложение противоположных личностных смыслов субъектов;
♦ возникает ли инцидент между этими субъектами общения?