Тема:Личностно-профессиональные качества педагога: теоретический и практический аспекты
Практическое занятие № 1.
Тема: Профессиональная этика: сущность, основные категории, генезис и классификация видов.(2 час.)
1. Профессиональная этика: понятие, сущность, место в системе наук о мире и человеке.
2. Из зарубежной и отечественной истории становления профессионально-этических традиций.
3. Классификация видов профессиональных этик:. деонтология (медицинская этика), этика бизнес, управленческая этика, этика журналиста, инженерная этика, дипломатическая этика, судебная этика, педагогическая этика, биоэтика, нетикет.
4. Значимость (содержание) профессиональной этики в современном профессиональном, педагогическом и социальном взаимодействии.
Практическая часть
1. Терминологический диктант.
Самостоятельная внеаудиторная работа № 1
1. Разработка проблемных ситуаций о соотношении этики и права, эстетики, педагогики и других наук (по профилю студентов).
Практическое занятие № 2.
Тема: Структура профессиональной этики личности. Моральные и правовые регуляторы поведения должностных лиц
(2 час.)
1. Структура профессиональной этики личности.
2. Структура правил внутренней этики организации.
3. Моральные и правовые регуляторы поведения должностных лиц. Проблемы профессионального самосознания, самовоспитания, самоконтроля.
Практическая часть
1. Терминологическая работа.
2. Решение проблемных ситуаций.
Самостоятельная внеаудиторная работа
1. Знакомство с различными видами этических кодексов: профессии, организации (на основе обращения к кодексам в учебной литературе или в Интернет).
Практическое занятие № 3.
Тема: Диалектика социальной ответственности организации и профессионально-нравственной ответственности личности.
(2 час.)
1. Содержание понятий корпоративная культура, социальная ответственности организации, нравственная ответственности личности.
2. Структура, критерии и функции культуры корпорации.
3. Проблемы корпоративизма профессиональной морали и пути его преодоления.
4. Кодексы профессиональной этики (морали), их место в общей системе нравственности.
Практическая часть
1. Анализ различных этических кодексов.
2. Коллективные презентации и обсуждение результатов работы по анализу текстов этических кодексов.
Самостоятельная внеаудиторная работа
1. Разработка модели костюма делового человека (в рисунке, коллаже, изделии, защите реферата, проведении и обработке результатов анкетирования по теме и т.д.).
2. Подготовка рефератов на тему «Деловой костюм мужчины (женщины)», «Школьная форма для учащихся», «Костюм педагога».
Практические занятия №№ 4-5.
Тема: Этикет и имидж в профессиональной культуре личности(4 час.)
1. Понятие о культуре поведения и этикете. Принципы, функции, виды этикета.
2. Содержание этикетных требований ко взаимоотношениям поколений, полов. Этикетные формы поведения в педагогическом общении
3. Конкретные формы проявления этикета:
4. этикет приветствия, представления, обращения;
5. проведение бесед, переговоров, совещаний, презентаций и др.
6. поведение в официальных учреждениях и общественных местах.
7. 4. Проблемы имиджа педагога в контексте организации профессионального общения.
8. 2. Костюм педагога ХХI-го века глазами студентов (опыт конструирования).
9. 3. Стиль одежды современных школьников: дискуссионные аспекты.
10. 4. Роль и задачи педагога в воспитании культуры внешнего вида учащихся.
Практическая часть
1. Обсуждение рефератов на тему «Деловой костюм мужчины (женщины)».
Самостоятельная внеаудиторная работа
1. Знакомство с книгами Д. Карнеги. Подготовка тематических сообщений по ним.
2. Подготовка рефератов на темы «Этикет приветствия (обращения), поведения в учреждении, театре. Этикет переговоров. Застольный этикет».
Практическое занятие № 6.
Тема: Содержание и специфика педагогической этики
(2 час.)
1. Понятие педагогической этики ее структура, принципы и функции.
2. Основные категории педагогической этики:
- профессиональный педагогический долг;
- особенности и критерии педагогической справедливости;
- профессиональная честь и достоинство;
- педагогическая совесть;
- авторитет педагога и его содержание.
3. Статус и этический имидж учителя в современном обществе.
4. Нравственный облик и требования к учителю ХХ1-го века.
Практическая часть
1. Кейс-технологии . Обсуждение ситуаций, связанных со спецификой педагогической этики (педагогический долг, такт., справедливость и др.).
2. Презентация и обсуждение сообщений по книгам Д. Карнеги.
Самостоятельная внеаудиторная работа
1. Составление рекомендательного (аннотированного) библиографического указателя по теме «Образ учителя в художественной литературе (на кино- и телеэкране»).
Практическое занятие № 7.
Тема:Личностно-профессиональные качества педагога: теоретический и практический аспекты.
(2 час.)
1. Профессионализм как нравственная черта личности педагога.
2. Профессионально-значимые личностные качества педагога:
- педагогическая коммуникабельность,
- дружелюбие и уверенность,
- убежденность и самокритичность,
- искренность и способность владеть собой,
- целеустремленность и гибкость;
- эмпатия,
- толерантность,
- рефлексия:
- индивидуальный подход,.
3. Критерии профессионального мастерства учителя.
Практическая часть
1. Рефлексивная технология (Этические размышления, связанные с необходимостью развития и саморазвития профессионально-личностных качеств педагога).