Педагогическая компаративистика российского зарубежья (1920—30-е гг.)
Значительно более высоким теоретическим уровнем характеризуются сравнительно-педагогические исследования двух видных представителей российского педагогического зарубежья — СИ. Гессена и Н.А. Ганца.
Сергей Иосифович Гессен с 1914 г. был приват-доцентом Петроградского университета, затем профессором Томского университета, а в 1921 г. нелегально эмигрировал. Объясняя мотивы отъезда, он писал: "Мне казалось, что в условиях все более прикручивающейся диктатуры я не смогу открыто высказывать своей точки зрения на марксизм, социализм, правовое государство, цели воспитания и реформу школьной системы. А так как не смогу и затаить своих мыслей на эти темы, то неминуемо попаду в конфликт с правительством, что в лучшем случае окончится удалением меня из университета" [25. С. 745]. В эмиграции Гессен жил сначала в Германии, затем в Чехословакии, а с 1936 г. — в Польше и активно участвовал в общественно-педагогической и научной жизни этих стран.
В центре внимания Гессена находился широкий спектр философских проблем, исследуя которые он исходил из интересов развития русской философской мысли и ее международного влияния. "Мы глубоко верим, — писал он, — в будущее русской философии, а также в то, что основанное на безусловном усвоении западного наследства философское творчество наше неизбежно вберет в себя имеющиеся у нас своеобразные и сильные культурные мотивы... и тем самым бесконечно обогатит мировую философскую традицию" [Там же. С. 719].
Однако европейскую известность Гессен приобрел главным образом как теоретик педагогики, осуществлявший связь своих философских воззрений с разработкой теоретико-методологических проблем воспитания и образования. Эта установка нашла отражение и в его сравнительно-педагогических исследованиях. Считая педагогику прикладной философией, Гессен сопоставлял концепции ряда крупных педагогов прошлого и настоящего, учитывая прежде всего их философские взгляды. Именно в таком ключе рассматривались им педагогические идеи Платона и Канта, Руссо и Толстого, Фребеля и Монтессори, Наторпа, Дьюи и Кершенштейнера.
Вместе с тем Гессен не абсолютизировал значение философской ориентации в педагогическом анализе. Сопоставляя системы образования различных стран, он показывал их непосредственную связь с особенностям государственного строя и правовой системы, подчеркивал, что формирование свободной и ответственной личности может быть подлинно эффективным только в рамках правового государства как важнейшего условия исторического прогресса. Такой подход был реализован в содержательных сравнительно-педагогических исследованиях. В 1928 г. на немецком языке опубликована работа Гессена, содержавшая сопоставительный анализ законодательства в области образования десяти стран США, Англии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Норвегии, Чехословакии, Швейцарии и СССР [26]. В 1934 г. в Риге вышла его книга "Государство и школа во Франции и Англии", показывающая, как специфика государственного строя этих двух стран определила особенности их школьных систем. В то же время Гессен подчеркивал и обратную связь: "Понять систему образования данного общества— значит понять строй его жизни".
Сравнительно-педагогические работы Гессена представляют несомненный интерес, но все же эта проблематика не составляла главного направления его разносторонней научной деятельности.
Из всех российских педагогов-эмигрантов самым крупным компаративистом безусловно являлся Николай Адольфович Ганц (Ханс, Хэнс). Именно вопросы сравнительной педагогики находились в центре его научной и преподавательской деятельности. В этой области он стал ученым европейского масштаба.
Ганц провел детские годы в Одессе, окончил там гимназию, затем учился в Новороссийском университете и в университетах Вены и Лондона, а в 1918—1919 гг. служил в одесском городском управлении народного образования. Первые годы эмиграции провел в Праге, сотрудничал в журнале "Русская школа за рубежом", затем переехал в Англию, где с течением времени вошел в состав английской педагогической элиты, преподавал в Лондонском королевском колледже, с 1957 г. был одним из руководителей "Ежегодника образования", читал лекции по сравнительной педагогике в США, Германии, Дании. Его научная деятельность длилась более 40 лет, до середины 1960-х гг.
Ганцу принадлежат более 300 публикаций, в том числе несколько крупных монографий, в которых нашла освещение разработка ряда теоретических и методологических проблем сравнительной педагогики.
В 1929 г. в Лондоне вышло первое издание его книги "Принципы образовательной политики", где на основе фактического материала нескольких стран в сопоставительном плане анализировались важнейшие социально-экономические факторы и проблемы развития образования: школа и государство, школа и церковь, школа и экономика, национальныеменьшинства в учебных заведениях, финансовое обеспечение образования. Ганц выделял три группы факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие образования. К первой группе он относил расу, язык, природные условия, экономику, ко второй— религию, к третьей — светские идеологии (гуманизм, социализм, национализм); именно под влиянием этих факторов, полагал он, формируется национальный характер. Особое внимание Ганц уделял расовым и национальным проблемам и считал, что "изучение реальных или воображаемых расовых различий и определение степени их влияния на национальные системы просвещения составляет одну из главных задач сравнительной педагогики" .
В развитие педагогической компаративистики деятели российского зарубежья внесли свой ценный оригинальный вклад, который до сих пор не утратил научного значения.
Тема 2. Современная сравнительная педагогика: вопросы теории и методологии (4 ч.)
1. Предмет, задачи и функции сравнительной педагогики на современном этапе ее развития.
2. 2.Междисциплинарные аспекты сравнительной педагогики.
3. Методы сравнительно-педагогических исследований.
Литература
1. Comparative Education: Contemporary Issues and Trends. UNESCO, London; Paris, 1990.
2. Александрова Е.Я., Быховская ИМ Апология культурологии: опыт рефлексии становления научной дисциплины // Общественные науки и современность. 1997. № 3.
3. Vexliard A. La pedagogie comparee. Methodes et problemes. P., 1967.
4. Traite des sciences pedagogiques. T. 3. Pedagogie comparee. P., 1972
5. Методологические проблемы сравнительной педагогики: Сб. науч. тр. М., 1991.
6. Бродфут П. Сопоставительный анализ классной работы английских и французских учителей // Перспективы. 1986. № 2.
7. Перспективы. 1990. № 3.
8. Гарридо X. Сравнительная педагогика в системе педагогических наук // Перспективы. 1990. №3.
9. Маркс К, Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т. 3.
10. Сравнительная социология: Избр. переводы. М., 1995.
11. Шривер Ю. Предметный дуализм сравнительной педагогики // Перспективы. 1990. №3.
12. Холмс Б. Эволюция сравнительной педагогики // Перспективы. 1986. № 2.
13. Никандров Н.Д. Сравнительная педагогика: уроки и надежды // Сов. педагогика. 1989. № 10.
14. Цейтович К.Н., Тарасюк Л.Н. Сравнительный анализ развития образования в России и ведущих странах мира: Статист, обозрение. М, 1994; Гапаган А.И. Сравнительная характеристика образовательной политики России и некоторых зарубежных стран // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 3.
15. Иолойе А. Компаративизм и педагогические исследования // Перспективы. 1991.
№ 1.
16. Assemblee generale du projet OCDE/INES a Lahti, Finlande. 12—-15 juin 1995.
17. Пломб Т. Концептуализация сравнительных педагогических исследований //
Перспективы. 1993. № 3.
18. North DC. Unterstanding the Process of Economic Change. London, 1999.
19. Кинг Э. Эволюция сравнительных исследований в образовании // Перспективы. 1990. № 3.
20. Ashworth К.Н. Scholars and Statesmen. San Francisco, 1972.
21. Перспективы. 1991. № 1. ,/
22. Общие основы педагогики. М., 1967.
На современном этапе развития сравнительной педагогики сложилась противоречивая ситуация: публикуется значительное число работ о состоянии образования в зарубежных странах, но теоретические и методологические аспекты сопоставительных исследований освещаются слабо; между объемом эмпирических данных и состоянием теории существует большой разрыв. Это сказывается определенным образом и на качестве содержательных исследований. Поэтому для сравнительной педагогики — относительно молодой области научных знаний — первостепенную важность представляет дальнейшая разработка ее исходных теоретических посылок и специфических методов, которые были бы адекватны как самому объекту изучения, так и поставленным исследовательским задачам.
1. Предмет, задачи и функции сравнительной педагогики на современном этапе ее развития
Характеристика любой отрасли научного знания начинается с определения ее объекта и предмета. Объект сравнительной педагогики — состояние и основные тенденции развития теории и практики образования в современном мире. Такое общее определение вряд ли может вызвать возражения. Гораздо сложнее вопрос о предмете сравнительной педагогики, иначе говоря, о том, что именно она должна изучать и где проходят ее границы с другими науками.
Известно, что молодая научная дисциплина нередко вызывает недоверие со стороны представителей давно сложившихся отраслей науки. В одних случаях это объясняется искренней озабоченностью тем, что усиление дифференциации в рамках традиционных академических дисциплин может привести к их "размыванию", иногда же оппонентами движут эгоистические интересы, опасения, что в новой системе научного знания они не найдут себе места. Поэтому неудивительно, что в ряде стран сравнительная педагогика долгое время была вынуждена бороться за свое "место под солнцем".
Полемика о предмете сравнительной педагогики длится уже несколько десятилетий. Суть различных подходов попытался выразить видный французский компаративист А. Векслиар: "Должна ли сравнительная педагогика рассматриваться как самостоятельная дисциплина, либо как отрасль общей педагогики, либо как часть истории педагогики? Или она как бы смыкается с другими областями гуманитарного знания, такими как социология, психология, политология, философия образования?" [3. Р. 5]. Эти строки были написаны более 30 лет назад, но вопросы о предмете и границах сравнительной педагогики не утратили своей актуальности. От их решения в значительной мере зависят цели и содержание сравнительно-педагогических исследований. И хотя теперь среди большинства компаративистов наметился определенный консенсус в отношении данной проблематики, но известные различия в нюансах и акцентах сохраняются.
Наиболее влиятельные компаративисты подчеркивают первостепенную важность сопоставительного изучения международного педагогического опыта главным образом на макроуровне (организация систем образования, их место в социальной инфраструктуре, основные тенденции развития образования и т.д.). Вот как писал об этом известный польский педагог Б. Суходольский: "Не следует отождествлять сравнительную педагогику с сопоставительным анализом школьных систем. Предмет сравнительной педагогики значительно шире, так как включает исследование многих других аспектов просвещения, в том числе проблемы идеала воспитания, содержание образования, методы и организацию обучения" (цит. по: [5. С. 69]).
Но существует и другая точка зрения. Так, английский педагог Патриция Бродфут считает подобную направленность односторонней и недостаточно полезной для педагогической практики. По ее мнению, сравнительно-педагогические исследования должны "повернуться лицом" к непосредственной учебной работе на уровне школьного класса. Показательно, что содержательная статья П. Бродфут, где высказывается эта мысль, носит название "Сопоставительный анализ классной работы английских и французских учителей" [6]. Обращение к мировому опыту образования и воспитания не может быть монополией сравнительной педагогики. Некоторые интересные международные сопоставления проводятся в рамках других отраслей педагогической науки (например дидактики), а также в трудах по экономике, социологии, политологии. Такие исследования углубляют наши представления о проблемах образования в современном мире, а сравнительная педагогика использует их данные для наиболее эффективной реализации присущих только ей функций.
Следует признать, что сравнительная педагогика как название отрасли науки может создать ложное представление, будто она использует только один метод — сравнение.
Но сравнительная педагогика содержит значительно больший теоретико-методологический компонент. Правда, в некоторых случаях сравнительная педагогика может выполнять и чисто информационную функцию, но ее первостепенная задача— выявление и анализ важнейших глобальных закономерностей и тенденций развития образования при строгом учете их специфического преломления в разных странах и разных культурах.
Интернационализация современного мира, развитие интеграционных процессов в разных сферах общественной жизни повышают значение международных исследований в области образования, в которых участвуют ученые разных стран. При этом встают сложные вопросы: как найти наиболее целесообразные формы организации и способы проведения международных исследований? Как обеспечить плодотворное использование их результатов в разных странах с учетом специфики национальных систем образования? Как привести к некоему "общему знаменателю" понятийный аппарат, далеко не идентичный в разных странах? Наконец, как добиться необходимой совместимости позиций и взглядов участников международных исследований? Поиски адекватных ответов на эти вопросы объективно вписываются в контекст теоретико-методологической проблематики сравнительной педагогики.
В сопоставительных исследованиях первостепенное значение, естественно, имеют сравнительные процедуры. Сравнения издавна занимали значительное место в арсенале средств научного познания. Уже в XIX в. интерес к международным сопоставлениям в разных сферах общественной жизни проявился весьма выразительно. В наше время, с развитием мировых коммуникационных систем, расширением "экспорта" и "импорта" экономических и социокультурных реалий за пределы национальных границ, значение международных сравнений неизмеримо возросло. "Необходимость в проведении четких, надежных сравнений, — пишет норвежский ученый Э. Ойен, — стала неотъемлемой частью политической и экономической реальности... Целью межгосударственных сравнительных исследований является сокращение числа необъясненных расхождений, несоответствий, установление общих моделей и выявление взаимосвязей" [10. С. 28—29].
Международные сопоставления широко применяются во всех общественных науках, но, разумеется, наиболее полно и последовательно в тех из них, которые по определению являются сравнительными (сравнительная социология, сравнительная политология, сравнительное правоведение). Сравнения — универсальный способ мышления. "Я мыслю, следовательно, я сравниваю" — так перефразирует известный афоризм Декарта классик современноц французской социологии М. Доган. В отличие от сравнений на уровне обыденного сознания сравнение как научный метод предполагает выявление органических связей между различными социальными феноменами, характеристику их взаимозависимости, установление определенной субординации явлений и процессов. Сравнения дают возможность проверить обоснованность предположений, сделанных на основе изучения какого-либо одного объекта, помогают избавиться от устарелых стереотипов, пересмотреть некоторые оценки, еще недавно казавшиеся незыблемыми, открывают путь к широким обобщениям и к получению новых научных знаний. Если же сравнения не выходят за рамки простого сопоставления без попыток теоретического анализа, то они не создают новых знаний и тогда оправдывается известная французская поговорка "Comparaison n'est pas raison" ("Сравнение — не доказательство").
Важность применения сравнительного метода при изучении мирового опыта развития образования не нуждается в подробном доказательстве. Очевидно, что мы гораздо лучше осмысляем незнакомое явление, когда сравниваем его со знакомым (например зарубежную систему образования с отечественной). И мы можем лучше уяснить даже то, что нам знакомо, сопоставляя его с незнакомым, но однотипным явлением. Заметим также, что ученому порой трудно глубоко осмыслить некоторые аспекты отечественной системы образования; они представляются ему настолько очевидными, что на них можно не обращать внимания. Иностранцу же они могут показаться интересными и нетривиальными. Есть немало примеров, когда глубокие и проницательные оценки теории и практики образования той или иной страны принадлежали зарубежному исследователю.
Анализ проблем взаимодействия национальных педагогических культур всегда явно или имплицитно основывается на процедуре сравнения. Одна из функций сравнительной педагогики — выделение специфических черт этих культур, поскольку национальное своеобразие здесь очень велико и даже самые общие тенденции развития педагогики нередко проявляются в каждой стране в своеобразных формах, не имеющих аналогов в других странах.
В полемике вокруг предмета и функций сравнительной педагогики порой ставится вопрос, какой наукой она является — фундаментальной или прикладной? Как известно, фундаментальная наука изучает наиболее общие проблемы развития той или иной сферы бытия или мышления, тогда как назначение прикладной науки — разрабатывать методы и средства практического использования фундаментальных знаний. В таком контексте сравнительную педагогику вряд ли можно однозначно определить как фундаментальную либо прикладную. Она объединяет в себе обе эти функции. Анализируя состояние и тенденции развития образования в мире, педагог-компаративист, как правило, всегда соотносит зарубежный материал с отечественными проблемами и тем самым вносит посильный вклад в поиски их оптимальных решений, в создание научно обоснованных планов развития образования, а также способствует определению приоритетной проблематики отечественных исследований.
Один из сложных вопросов сравнительной педагогики— как осуществляется отбор стран для сопоставительного анализа их систем образования.
В современном мире существуют сотни государств, каждое из них имеет свою систему образования и, естественно, все они не могут стать объектами одновременного сопоставительного исследования, даже если бы его проводил большой коллектив специалистов. Поэтому компаративист непременно вынужден производить отбор стран. Какое их число наиболее целесообразно для сопоставительного анализа? Точных правил такого рода нет, и тут возможны различные подходы.
Мы разделяем мнение ряда специалистов, согласно которому предметом сравнительно-педагогического исследования может быть система образования какой-либо одной зарубежной страны..
Исследования, лежащие в русле педагогического страноведения, углубляют наши представления об оригинальном вкладе каждого народа в развитие воспитания и образования, способствуют ликвидации "белых пятен" на педагогической карте мира. В этот же контекст вписывается сопоставительный анализ особенностей систем образования, функционирующих в разных регионах одного государства — штатов в США, земель в ФРГ, кантонов в Швейцарии, а в рамках Великобритании — своеобразные черты школьных систем Англии и Уэльса, Шотландии, Северной Ирландии. Не менее показательна ситуация в Индии. Многие из входящих в нее 25 штатов по своему размеру, численности населения и этническо-культурному своеобразию не уступают государствам среднего размера. Соответственно, значительные отличия обнаруживаются и в организации образования.
Но все же изучение системы образования какой-либо одной зарубежной страны можно рассматривать лишь как первую ступень сравнительной педагогики; тут выявляется прежде всего неповторимое национальное своеобразие. Следующая ступень— исследования, строящиеся на базе бинарных (парных) сопоставлений. Есть несколько типов таких сопоставлений. При одном из них отечественная система образования является базовой, и тогда сопоставления проводятся по такой схеме: "Россия—США", "Россия—Германия", "Россия—Япония" и т.д. Этот метод используется российскими специалистами (см. [14]). Возможны бинарные исследования иного типа, когда сопоставляются системы образования двух зарубежных государств, например, "Франция— Италия", "США—Япония", "Великобритания—-Испания".
Бинарный анализ делает возможным глубокое и подробное сопоставление образовательных систем двух стран, при котором проблемы образования вписываются в широкий историко-культурный и социально-политический контекст. Для выявления степени воздействия социально-политических факторов на развитие образования особый интерес представляет сопоставление систем образования двух государств, сложившихся на территории существовавшей в недалеком прошлом единой страны. Мы имеем в виду два государства на Корейском полуострове, а в Европе до начала 1990-х гг. •— ФРГ и ГДР. Принципиально разные политические режимы и социальные структуры обусловили огромные различия в организации и содержании образования этих "пар", несмотря на историко-культурную идентичность и языковую общность их населения, сохранявшиеся родственные связи и т.д.
Однако при безусловной ценности страноведческих и бинарных исследований на их основе нельзя выявить глобальные закономерности развития образования. Тут возможно лишь сформулировать своеобразную гипотезу, которая затем потребует проверки на материале значительного числа стран. Только тогда первоначальные предположения могут быть подтверждены или отвергнуты.
При сопоставлении систем образования в глобальном или региональном масштабах закономерно встает задача их классификации. Как известно, классифицирование занимает значительное место в ряду процедур научного познания. Создаваемая на основе учета общих признаков изучаемых объектов и связей между ними классификация содействует движению науки со ступени эмпирического накопления знаний на уровень теоретического синтеза. Это приложимо и к сопоставительному анализу национальных систем образования.
Что касается классификации самих стран современного мира, то она может строиться на основе различных критериев: по континентам, по размерам населения, по определенным экономическим и социально-политическим показателям. Первая ступень классификации — дихотомическая, когда выделяются два типа стран. Простейшая дихотомия: страны мира можно разделить на богатые и бедные. Критерием при этом служит размер ВВП на душу населения. Это важный интегральный показатель, существенно влияющий на уровень социального и культурного развития любой страны. Следует вместе с тем учитывать, что тут не всегда можно обнаружить жесткую линейную связь. В современной России среднедушевой ВВП значительно ниже, чем в развитых странах Запада, но по развитию культуры и по образовательному уровню населения наша страна пока соответствует самым высоким мировым стандартам. Однако такая диспропорция не может сохраняться вечно. Дальнейшее падение среднедушевого ВВП по сравнению с другими странами создает угрозу стагнации и даже деградации образования, поскольку размер ВВП во многом определяет финансовое обеспечение системы образования, возможности модернизации учебного оборудования, масштабы капитального строительства учебных заведений, наконец, от него зависит социальное и материальное положение педагогического персонала.
Тем не менее вряд ли возможен обстоятельный сравнителько-педагогический анализ, строящийся только на социально-экономических показателях. Финансово-материальный аспект— важный, но далеко не единственный фактор развития образования. Нужны иные критерии, отвечающие специфике образовательной проблематики.
Национальные системы образования могут быть разделены на централизованные и децентрализованные. Это реальное различие, существенно влияющее на разные аспекты организации и деятельности образовательных институтов. При этом возможно сопоставление резко контрастных объектов, т.е. наиболее централизованных и наиболее децентрализованных систем, что позволяет особенно наглядно представить их плюсы и минусы.
При выборе для сравнительного анализа двух или нескольких национальных систем образования нужно исходить из целесообразности их сопоставления. Сопоставимы системы тех стран, которые при всех своих особенностях имеют относительно общие историко-культурные традиции. И, наоборот, малопродуктивно сравнивать, например, системы образования европейских и большинства африканских стран, поскольку различия тут колоссальны, а черт сходства пока немного. Об этом со знанием дела пишет африканский исследователь А. Йолойе: "Несмотря на различия, западные страны обладают общим наследием, восходящим к античности и прошедшим затем через Средневековье, Возрождение, Просвещение, национализм к современной эпохе научно-технического прогресса. Африканские же страны оказались в этой эпохе слишком стремительно. Поэтому сравнение систем образования в странах Африки со странами Европы и даже Азии часто оказывается сравнением несравнимого" [15. С. 100]
В этом смысле большой интерес представляет африканский континент. Расположенные там десятки стран долгое время были колониями европейских держав, затем фактически одновременно обрели политическую независимость и столкнулись со сходными проблемами. Почти везде колониальные системы образования строились по образцу метрополий и поэтому в каждом молодом государстве встала задача создания собственной системы образования, отвечающей социальной и этнической специфике. Общий характер имеет проблема сосуществования языка бывшей метрополии (английского, французского, португальского) и местных языков. Крайнюю актуальность приобрела задача глубоких изменений в содержании образования, особенно в гуманитарных дисциплинах. Однако племенная и клановая вражда, трайбализм1, кровавые военные конфликты между молодыми африканскими государствами препятствуют их сближению в разных сферах общественной жизни, включая и образование. ,
В то же время образовательные системы стран, не входящих в один и тот же геополитический регион и весьма удаленных друг от друга, могут обнаруживать значительные сходные черты под влиянием религиозного фактора. От Марокко до Пакистана на много тысяч километров протянулась цепь государств, где господствующей религией является ислам. И как бы ни были велики социально-экономические и политические различия между этими государствами, почти везде там на организацию и содержание образования заметное воздействие оказывают основополагающие тезисы Корана.
До недавнего времени компаративисты уделяли главное внимание общеобразовательной школе; другие образовательные институты рассматривались как бы попутно. Но ведь в значительной мере такой была и вся педагогика. Задача современной сравнительной педагогики — анализировать состояние и перспективы развития всех звеньев системы образования, располагающихся и до школы, и после школы, и рядом со школой. В частности, сопоставительный анализ постановки дошкольного воспитания дает важный материал не только для общей оценки системы образования, но и для характеристики социальной инфраструктуры, семейной политики, положения женщин. Все большую актуальность приобретают сравнительные исследования проблем высшего образования, особенно в связи со значительными изменениями его социальных функций. Крайне важен сопоставительный анализ национальных систем педагогического образования и положения учителя в школе и обществе.
Новой функцией сравнительной педагогики стало изучение деятельности международных организаций по просвещению (прежде всего ЮНЕСКО и Международного бюро просвещения) и действующих под их эгидой исследовательских центров.
Отношения в сфере образования регулируются теперь не только национальным законодательством, но и нормами международного права — двусторонними и многосторонними договорами, конвенциями, протоколами международных форумов. Наиболее важные из них — Декларация прав человека, Декларация о правах ребенка, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Конвенция о правах ребенка. Всего по вопросам образования принято более 30 международных документов. Там формулируются нормы о статусе образовательных учреждений, о правовом положении педагогов и учащихся, о взаимном признании дипломов и т.п. Складывается, таким образом, 'международное образовательное право, положения которого представляют несомненный интерес при изучении глобальных и региональных тенденций развития образования.
В центре внимания сравнительной педагогики долгое время находились прежде всего реальные процессы и явления в сфере образования. Теперь наряду с таким направлением исследований все более актуальным становятся сопоставительные характеристики теоретических конструкций.
Анализируя эту проблематику, исследователь сталкивается с огромными трудностями. Перед ним необозримое множество разнообразных направлений, теорий, концепций, научных школ, интерпретирующих с разных точек зрения вопросы воспитания и образования. Заметим при этом, что термины направление, теория, концепция и т.п. не имеют строго фиксированного содержания и часто употребляются как синонимы. Как оценить множественность и разнообразие концепций — как богатство теоретической мысли или, напротив, как свидетельство ее неспособности адекватно решать насущные вопросы развития образования и воспитания?
Противоречивые процессы интеграции и дифференциации в современной педагогике делают актуальной разработку классификации ее направлений. В конечном счете широкая педагогическая теория всегда придерживается — явно или имплицитно — определенной философской ориентации. Однако ряд важных проблем образования и воспитания не вписываются непосредственно в рамки философской проблематики. Поэтому целесообразно создание такой классификации концепций, в основе которой лежало бы рассмотрение их собственно педагогического содержания. При этом важно избегать соблазна создавать искусственные конструкции: классификацию следует строить на основе выявления реальных различий или, наоборот, сходства в подходе к коренным педагогическим проблемам. Сравнительная педагогика может внести свой вклад в реализацию этой задачи.
Сложность создания такой классификации усугубляется тем, что даже у приверженцев одной и той же концепции возможны значительные расхождения в подходе к некоторым проблемам и, напротив, у представителей конфронтирующих между собой концепций порой обнаруживается существенное совпадение взглядов. Некоторые педагогические концепции, сохраняющие внешнюю обособленность, становятся по сути дела конвергентными и во многом лишь дополняют друг друга. И хотя полемика между ними продолжается, она часто касается трудноуловимых нюансов, так что не только педагогу-практику, но теоретику-компаративисту порой нелегко уяснить разницу в позициях спорящих сторон. Однако выявление существующих различий представляет значительный интерес, поскольку разные теории и концепции используют различную аргументацию, обращаются к разным слоям педагогической общественности, а порой весьма убедительно критикуют друг друга.
Примером может служить постоянно ведущаяся полемика о границах и возможностях воспитательного воздействия на детей и подростков.
Имеет определенное распространение точка зрения, согласно которой строго индивидуальная "внутренняя сущность" ребенка противостоит воздействию "внешних факторов", а поэтому их роль в формировании и развитии личности второстепенна. Значительное распространение таких концепций, умаляющих значение целенаправленного развития духовных интересов и познавательных способностей учащихся, свидетельствует о том, что педоцентризм — не историческая реликвия, а такая система взглядов, которая в несколько модернизированном виде до сих пор претендует на "последнее слово" в педагогической науке.
Педоцентристские идеи, умаляющие роль целенаправленного воспитания, встречают резкие возражения многих педагогов. Но и утверждения о всесилии воспитательных воздействий вряд ли безоговорочно приемлемы. Они могут исходить из бихевиористских представлений, согласно которым побудительные мотивы человеческой деятельности, и особенно поведения ребенка, наиболее адекватно объясняются формулой "стимул—реакция", а это означает, что с помощью новейших средств манипулирования можно в конечном счете "изготовить" человека любого склада, игнорируя неповторимые индивидуальные особенности интеллектуального и эмоционального склада личности. В таком контексте тезис о всемогуществе внешних воздействий имеет глубоко антигуманный характер.
Для сравнительной педагогики центральная теоретико-методологическая проблема — соотношение общего, особенного и единичного. Между этими категориями существует тесная диалектическая связь: единичное и особенное не существуют вне общего — и наоборот. Важнейший аспект этой проблемы — соотношение общечеловеческого и национального.
Существенной особенностью современной эпохи является расширение круга вопросов, выходящих за рамки национальных интересов и приобретающих общечеловеческое значение. Их адекватное разрешение объективно соответствует интересам всех землян. Национальные интересы и ценности, разумеется, не исчезли. Но можно предположить, что существующие границы между общечеловеческим и национальным станут постепенно сглаживаться; общечеловеческие ценности будут более выразительно окрашиваться в национальные цвета, а национальные ценности— все больше наполняться общечеловеческим содержанием.
Эта проблематика находит непосредственное отражение в целях и содержании сравнительно-педагогических исследований.
Компаративисты стремятся прежде всего выявить общее, поскольку современная жизнь предъявляет известный комплекс сходных требований к системе образования разных стран; определенное сходство обнаруживается и в поисках решения ряда общих проблем. Среди них — демократизация, гуманизация и гуманитаризация образования, его соответствие задачам развития личности и объективным требованиям общественного производства, модернизация содержания и методов обучения и т.п. Характеристика глобальных тенденций, выявление и анализ инвариантов представляют первостепенную важность, какой бы локальный вопрос ни был непосредственным объектом изучения. Без этого невозможно составить правильное представление о реальном процессе развития образования в мире, а некоторые побочные явления, связанные с особенностями той или иной страны или региона, могут быть ошибочно приняты за общую закономерность.
Но концентрация внимания на общем отнюдь не снимает задачу тщательного изучения особенного. Игнорирование национального своеобразия может привести исследователей к созданию искусственных "универсальных" конструкций, в угоду которым подбирается материал и отсекается все то, что противоречит априорно созданной схеме.
В связи с этим встает коренной для сравнительной педагогики вопрос о том, в какой мере возможно и целесообразно использование зарубежного опыта.