Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи
Тема 2. Сущностные характеристики профессиональной педагогической этики
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Проявления взаимосвязи педагогики и этики.
2. Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи.
3. Основные функции педагогической этики.
4. Педагогическая этика в контексте исторического развития (Приложение 1).
5. Причины актуализации этической регламентации педагогической деятельности в настоящее время.
Литература
1. Лаврентьева, Н.Б. Педагогическая этика: учеб. пособие / Н.Б. Лаврентьева, А.В. Нечаева. – Барнаул: Изд-во АлтГПУ, 2010. – 155 с.
2. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика : учебное пособие / Т.В. Мишаткина. – Мн., 2004. – С. 11-18.
3. Наумчик, В.Н. Этика педагога: учеб.-метод. пособие / В.Н. Наумчик, Е.А. Савченко. – Мн., 1999. – С. 26-48.
Проявления взаимосвязи педагогики и этики
В первом приближении взаимосвязь педагогики и этики выглядит так:
1. педагогическое сообщество в лице каждого своего представителя в силу естественных причин является носителем моральной установки на общественно полезное поведение; следовательно, оно непосредственно включено в моральные отношения общества в качестве их субъекта;
2. педагоги в процессе профессиональной деятельности приобщают своих подопечных к моральным ценностям и этическим нормам, помогая нравственному просвещению общества; таким образом, педагогика выступает в качестве инструмента морали;
3. при оценке поведения учащихся педагоги исходят из тех критериев нравственности, которые выработало общество; следовательно, в педагогике мораль используется как профессиональный «измерительный» инструмент;
4. противоречия между моральными отношениями (средством саморегуляции общества) и государственно-правовыми отношениями (средством управления), неминуемо проявляются и в педагогике в виде противоречивости ее обязанностей, что вызывает потребность в регулятивных механизмах теперь уже внутрисистемного уровня. В ответ на эту потребность формируется профессиональная педагогическая этика.
Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи
Педагогическая этика – это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности педагога.
Профессиональная педагогическая этика – это теория профессиональной морали педагогов, которая обосновывает систему идеалов и ценностей, принципов и норм поведения, обеспечивающих регуляцию отношений между субъектами образовательно-воспитательной деятельности.
Объектом педагогической этикивыступают педагоги как носители профессионального морального сознания, которое складывается под воздействием специфики профессиональной деятельности, но на основе индивидуального опыта и ценностных ориентаций человека, избравшего данный вид профессиональной деятельности.
Профессиональное моральное сознаниевключает в себя совокупность норм, установок и представлений, которые определяют профессиональную позицию педагога. Это – то общее, что объединяет людей с разным характером, ценностями, нормами поведения, как только они становятся работниками педагогического учреждения. Подразумевает известную стихийность, ненамеренность в образовании профессиональных норм поведения и соответствующей мотивации («профессиональный этос»).
Субъектом педагогической морали выступают 1) педагоги как индивиды, действующие в профессии, а также 2) профессиональные ассоциации, выполняющие координирующие и регулирующие функции внутри профессии.
Предметом педагогической этикиявляются возникающие в процессе работы моральные (аморальные) отношения и поведенческие акты (дилеммы, конфликты), а также принципы и нормы, регламентирующие должное поведение педагогов.
Цель педагогической этики заключается в оказании помощи педагогам в осуществлении морального выбора при выполнении профессиональных обязанностей, поскольку она ориентирует на некий стандарт поведения и отношений, принятых профессиональным сообществом за образец.
Теоретические задачипедагогической этики:
1) исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали;
2) разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида деятельности;
3) выявление требований, предъявляемых к личности педагога;
4) изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога;
5) исследование специфики нравственных отношений в системах «педагог – учащийся», «педагог – педагог», «педагог – руководитель» и др.;
6) разработка вопросов нравственного саморазвития педагога.
Практические задачи педагогической этики:
1) поддержание высокого статуса и престижа профессиональной педагогической деятельности;
2) обеспечение доверия общества (прежде всего учащихся и их родителей) к представителям педагогической профессии;
3) сплочение педагогического сообщества на основе единых этических стандартов;
4) укрепление ценностей ответственности и надежности в педагогической среде;
5) разрешение накопившихся внутренних проблем и конфликтов.
Выделяется 5источников, детерминирующих (определяющих) современную педагогическую этику:
1. общечеловеческие ценности, признанные международным сообществом;
2. традиционные ценности народа, связанные с передачей опыта от старших к младшим;
3. ценности современного общества как совокупность противоречивых компонент;
4. индивидуальные ценностные ориентации педагогических работников, обусловленные их личным опытом;
5. идеальная иерархия ценностей образования, теоретически обоснованная с учетом ее гуманистического смысла.
Структура педагогической этики определяется структурой нормативной этики и включает в себя элементы:
а) моральной аксиологии (учение о ценностях);
б) моральной деонтологии (учение о долге);
в) моральной праксиологии (учение о реализации ценностей);
г) моральной аретологии (учение о личностных качествах);
д) моральной акмеологии (учение о самосовершенствовании).
Основные методы исследования тождественны общенаучным методам: теоретический анализ и синтез, компаративный метод, наблюдение и эксперимент, анкетирование и моделирование.