Логика педагогического исследования. методы и процесс педагогического исследования

Научно-педагогические исследования позволяют сделать открытие новых предметов или явлений, накопить факты, на базе которых раскрыва­ются определенные закономерности, связи и зависимости, складыва­ются и уточняются понятия, суждения и разрабатываются рекоменда­ции для практической деятельности. Они осуществляются с помощью различных методов.

Педагогические исследования в силу специфики предмета представляют исключительную трудность. Дело в том, что во вся­ком педагогическом процессе участвуют педагоги и обучаемые или воспитуемые. Все они отличаются друг от друга по очень многим показателям как общим для некоторых групп людей, так и инди­видуальным. Один и тот же по сути своей педагогический процесс может протекать в самых различных условиях, при разных обстоя­тельствах и т. д. Эта сложность педагогического исследования не допускает использования какого угодно хорошего, но отдельного от других метода, а требует для полноты и точности познания комп­лексного использования нескольких методов, позволяющих наибо­лее всесторонне познать изучаемый предмет.

Педагогические взгляды, суждения, теории, как и педагоги­ческая практика, существуют уже многие века. Естественно, что без знания того, что уже добыто человеческим разумом и опытом, приступать к исследованию любой проблемы бессмысленно, так как можно долго трудиться над "открытием велосипеда". Кроме того, уже известное может стать и становится часто надежной ба­зой для более глубокого и основательного познания нового. По­этому важно, приступая к исследованию, основательно изучить все источники, в которых возможно почерпнуть хотя бы незначитель­ные, "натуральные" высказывания разных авторов по изучаемо­му вопросу.

Самым древним и распространенным в науке методом явля­ется наблюдение, которое ведется в естественных условиях.

"Наблюдение — активная форма чувственного познания, име­ющая целью накопление фактов, образование первоначальных представлений об объектах окружающего мира... Наблюдение есть восприятие, тесно связанное с мышлением".

Наблюдение может быть непроизвольным в процессе постоян­ного общения, как это бывает в практике школьных учителей и вос­питателей. При этом происходит естественное сочетание изучения, воспитания и обучения, познания и самопознания, наблюдения и самонаблюдения.

Наблюдение, как правило, целенаправленное, тематическое: оно может быть длительным или целенаправленно-ситуативным, временным. Такое наблюдение обязательно предполагает нали­чие поставленной цели, плана (программы наблюдения). Неред­ко для всесторонности, полноты познания предмета, наблюдение организуется группой людей, каждый из которых наиболее вни­мательно прослеживает одну из сторон сложного предмета, про­цесса или явления.

Изучение документов и результатов деятельности воспитуемых — чрезвычайно полезный метод педагогического исследо­вания.

Планы и отчеты руководителей школ, учителей, воспитателей, руководителей кружков и др., дневники педагогов и школьников, классные журналы и другие документы, характеризующие жизнь школы, содержат определенную информацию о педагогических процессах, условиях их протекания, эффективности, об особенностях воспитанников и их коллективов. Важно увидеть в них то, что интересует в данный момент исследователя. Еще больше о детях, их интересах, склонностях, психологических типично-возрастных и индивидуальных особенностях говорят продукты (результаты) деятельности. Очень много для познания школьников, особенно подростков и старших, дают сочинения. В них отражаются взгля­ды, суждения, отношение к себе и другим людям, к различным пред­метам и явлениям окружающей действительности.

Кроме сочинений к продуктам (результатам) деятельности учащихся следует отнести различного рода технические поделки, самодельные игрушки, наглядные пособия и др.

Для повышения эффективности педагогических исследований часто используют некоторые технические средства. Они содейству­ют постановке проблемы исследования, организации труда иссле­дователей, эффективности разделения их функций в труде, широ­кой научной информации, научным дискуссиям и обсуждениям. Кроме того, технические средства рационализируют труд, повыша­ют точность исследования, расширяют творческие возможности. При использовании технических средств увеличиваются возмож­ности расширения первичной документации. Создаются, например, такие документы, как кино-, видеофильмы о работе отдельных школ (один день, отдельные виды деятельности и пр.), микрофото-, ксе­рокопии (печатных, графических, рукописных материалов); спра­вочные каталоги по теории и истории вопроса; тематические кар­тотеки из высказываний выдающихся педагогов; звукозаписи бе­сед, докладов, дискуссий (удобно для анализа при повторном слушании); звукозаписи, перепечатанные на машинный текст; фо­тографии видов деятельности учащихся (собрания, заседания, об­щественная работа, виды труда).

Все эти документы имеют особенное значение, позволяя мно­гократно восстановить реальную действительность педагогических явлений для их глубокого анализа, сравнений, сопоставлений, клас­сификаций.

Следующий метод — эксперимент. Педагогический словарь так определяет его: "Эксперимент педагогичес­кий — научно поставленный опыт или наблюдение явлений вос­питания в точно учитываемых условиях. При этом устанавливает­ся зависимость между тем или иным педагогическим воздействи­ем или условием воспитания и обучения и его результатом".

В отличие от наблюдения, которое ведется за тем опытом, ко­торый уже есть, за тем, что уже сформировалось в педагогическом процессе, эксперимент предполагает вмешательство в учебно-вос­питательную практику, обязательно определенное изменение в ус­ловиях протекания опыта, т. е. эксперимент обязательно преобра­зует процесс и те условия, в которых протекает изучаемое явление. Это преобразование заключается в том, что одни условия ослабля­ются или исключаются, другие усиливаются или вводятся вновь. При таких преобразованиях легче и точнее устанавливаются зави­симости между отдельными элементами изучаемого явления (или процесса), что ведет к более верному управлению (овладению) дан­ным процессом.

Определенные достоинства эксперимента как метода исследова­ния заключаются в том, что он позволяет искусственно отделить изу­чаемое явление от других, стало быть, четче "увидеть" его, точнее (чище) описать, позволяет (и даже требует) изменить условия проте­кания процесса обучения и воспитания и проследить результаты этих изменений, рассмотреть отдельные факты и явления, повторяя их в разных условиях, и отобрать наиболее эффективные варианты. Он используется, как правило, для изучения конкретных педагогических явлений или фактов с целью выяснения связей и зависимостей меж­ду педагогическими воздействиями и их результатами для учета или использования их в разработке практических рекомендаций.

Говоря о вмешательстве в естественный педагогический про­цесс при использовании эксперимента, надо иметь в виду, что в нем участвуют люди, поэтому они не должны страдать от неудачно по­ставленных экспериментов. Каждый эксперимент предварительно должен обстоятельно готовиться. Начинается подготовка экспери­мента с определения проблемы (темы) исследования, для чего об­стоятельно изучается литература и практический опыт. На основе полученных знаний формулируется рабочая гипотеза, которая об­стоятельно обосновывается, доказывается.

Оформление рабочей гипотезы представляет значительную трудность. Часто молодые исследователи пытаются сформулировать гипотезу как одно предложение, как краткую, почти математичес­кую формулу. Это необоснованные попытки. В педагогике гипоте­за формулируется довольно пространно и представляет собой иног­да целое описание предполагаемых изменений и ожидаемых ре­зультатов в традиционном педагогическом процессе.

Эксперимент может проводиться в условиях лаборатории или в естественных условиях, где осуществляются процессы обучения и воспитания.

Определив место и объекты для эксперимента, создаются не­обходимые условия, разрабатывается процедура работы, наблюда­ется и фиксируется происходящее. Для этого нередко использует­ся специальная техника, схемы, тесты, анкеты и т. п.

Собранный фактический материал осмысливается, сравнива­ются уровни состояния проблемы до эксперимента и после него, делаются теоретические выводы, разрабатываются рекомендации для практики.

Анкетирование заключается в том, что исследуемой группе (иногда значительному количеству людей) предлагается перечень вопросов (анкета) для письменного ответа по интересующей иссле­дователя проблеме для получения массового материала, отобража­ющего общественное мнение, общие причины и факты. Это, как правило, первичный, ориентировочный материал, который пред­шествует обстоятельной исследовательской работе. Иногда по час­тным вопросам анкетирование проводится в процессе эксперимен­та или опытной работы; выводы, сделанные по анкетам, нередко проверяются и дополняются индивидуальными и групповыми бе­седами. Иногда результаты анкетирования уточняются с помощью социометрии или референтометрии, о которых пойдет речь ниже.

В некоторых случаях анкетирование проводится в форме ин­тервью, когда исследователь сам заполняет анкету. При этом он имеет возможность уточнить мысли ребенка, проверить, правиль­но ли он понимает вопрос, одновременно имеется возможность вы­яснить мотивы содержания ответа.

Процесс анкетирования не только дает возможность собрать необходимый фактический материал, но сам по себе имеет боль­шое воспитывающее значение. Обдумывая ответ, школьник неволь­но осмысливает свое отношение к окружающему, к себе, что содей­ствует развитию самосознания, самокритичности, приводит к само­оценке, формирует ответственность за свое поведение, поступки. Нередко после анкетирования в среде школьников возникают дис­куссии, которые также ведут к формированию их самосознания и других важных личностных качеств.

При проведении анкетирования надо иметь в виду, что уча­щиеся не всегда дают правильные ответы на поставленные вопросы. Это происходит от того, что они не понимают вопросы или, на­оборот, догадываются, какой ответ больше устроит исследователя. Неверные ответы могут быть и от того, что вопросы сформулирова­ны недостаточно четко.

Вопросы могут быть открытого и закрытого типа. Первые предусматривают свободное выражение мысли отве­чающего, но содержат добавку "почему?". Это принуждает отвеча­ющего мотивировать свои взгляды, позицию, свое понимание и ха­рактер отношения к тому, о чем спрашивают. Однако обработка таких анкет составляет значительную трудность. Проще обрабаты­вать анкеты закрытого типа, когда каждому вопросу даны возмож­ные варианты ответа. В этом случае легко подбираются типичные ответы, которые потом складываются в таблицы, анализ которых приводит к необходимым выводам.

Если вопросы составлены правильно, вполне определенно, с учащимися проведена предварительная беседа с целью психоло­гической подготовки их к этой работе и результаты обработаны тщательно по хорошо продуманной методике, анкетный опрос мо­жет дать вполне объективную картину по изучаемой проблеме.

Беседа проводится как с самим воспитанником, так и с его ро­дителями, учителями, товарищами и т. п. Проводятся беседы фронтально, по группам, индивидуально. С помощью бесед удается вы­яснить не только интересы, взгляды, мнения, но и мотивы поступ­ков, действий ребят, что является крайне важным. Успех этого метода зависит от взаимоотношений участников беседы, от их до­верительности, искренности, взаимоуважения.

Социометрия — это метод, который позволяет на основе оп­росов или фиксации поведения выявлять структуру взаимоотноше­ний членов коллектива, их симпатии и антипатии, установить, кто является авторитетом, а кто нет.

"Внутри любой группы может существовать круг лиц, с требо­ваниями которых члены группы считаются, на позиции которых ориентируются. Этот круг лиц обозначен как значимый круг обще­ния... Применяя так называемую референтометрию, мы выясняем значимый круг лиц, с мнением и позицией которых он (часто неосознанно) считается".

Парное сравнение и ранжирование. Сущность метода состоит в том, что в ряду суждений, лиц, качеств сравнение каждого из них проводится последовательно с каждым из данного ряда. Это срав­нение получает математическое выражение: каждое лицо (каче­ства, суждения), если они равны между собой, получает по едини­це. Если одно из них имеет преимущество, оно получает балл "2". При этом из двух сравниваемых, которое уступает по уровню про­явления качеств, получает "О" (нуль). Таким образом, результатом парного сравнения является шкала сравнительных оценок, выраженных в баллах! Обычно они располагаются в порядке возраста­ния или убывания степени их проявления (методика обработки дан­ных дана в источниках для углубленного изучения темы).

В трудах по методике педагогических исследований часто от­сутствует немаловажный метод познания педагогических явлений — ретроспективный анализ собственного опыта.

Каждый исследователь был ребенком, подростком, старшим школьником, студентом, педагогом-практиком. В силу этого у него годами накапливался огромный опыт отношений, переживаний. Он на собственном опыте может проследить определенную динамику в развитии различных понятий, суждений, поступков в разных си­туациях и др. Нельзя ограничиваться только собственным опытом в исследовании, но нельзя и игнорировать его. Он может послужить исходной позицией исследователя, одним из элементов для срав­нения, сопоставления, поможет разобраться в изменениях, проис­ходящих в личности, педагогическом труде, в педагогических про­цессах.

Педагогика — это наука, так как она имеет свой предмет (целостный педагогический процесс, составляющими которого яв­ляются обучение и воспитание); обширную информацию об этом предмете, свидетельством чего является система педагогических наук, понятийный аппарат, обозначающий высокую степень систематизированности имеющейся информации; описание зако­номерностей, характеризующих целостный педагогический про­цесс и отраженных в структурировании педагогических знаний, она занимается педагогическим прогнозированием, что невоз­можно без исследования педагогических проблем, имеющего свою логику, методы, методику.

Процесс исследования педагогической проблемы.

1. определение области познания: науки, ее раздела, направления.

2. Этапы исследования:

- анализ литературы с целью определения путей решения проблемы ↔ изучение литературы, определение «белого пятна» (предмета, проблемы).

- изучение опыта, состояние вопроса на практике ↔ анализ опыта с целью определения путей решения проблемы.

- определение темы ↔ создание рабочей гипотезы, определение методики исследования.

- проверка гипотезы через определенную методику ( а)организация опытной работы; б)эксперимент – серия частных экспериментов).

- анализ полученных данных, построение выводов.

- рекомендации выводов и предложений.

- изучение практики их использования.

- коррективы, уточнения.

- проверка в условиях массовой школы (образовательных учреждений).

- построение теории.

Наши рекомендации