Общая профессиональная культура педагога. Профессиональная компетентность педагога
I. ЗНАТЬ
Культура – критерий достижений в различных областях жизнедеятельности. Культурный уровень отдельного человека зависит от степени присвоения им общечеловеческих ценностей и следование им. Компоненты общей культуры: 1.широкий научный, художественный и политический кругозор; 2.соблюдение общепринятых норм, правил в обществе; 3.разнообразие духовных и физических потребностей. Профессиональная культура базируется на общей культуре человека. Пед. культура – высокий уровень развития проф. – значимых качеств личности и соответствующая ему способность осуществлять пед. деятельность. Компоненты: 1.ценностные ориентации (любовь, ответственность, нравственность, добро, бескорыстие, патриотизм); 2.личностные качества; 3.направленность учителя – активное стремление человека заниматься пед. деятельностью на основе уважения к ученику и заботы о развитии его личности; 4.пед. позиция – установка педагога на определенный способ поведения и стиль взаимодействия с учениками; 5.проф. способности – насколько быстро идет обучение, насколько глубоко, прочно специалист овладевает приемами, способами деятельности.
Проф. компетентность – выражает единство теоретической и практической готовности к осуществлению пед. деятельности и характеризует его профессионализм. Компетентность-сов-ть взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к предмету и необходимые для продуктивной деятельности. Теоретическая готовность предполагает: расчленять пед. явления, проективные умения, прогностические, рефлексивные умения. Практическая готовность выражается в организаторских и коммуникативных умениях.
1.6. Сущность воспитательного процесса, его цели, структура, содержание.
Воспитание в широком смысле – общественное явление, воздействие общества на личность. Понятие воспитания отождествляется с социализацией, так как рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта.
Воспитание в узком смысле – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях пед. процесса.
Суть процесса воспитания в единстве с одной стороны воспитателей, осуществляющих систему пед. воздействий на ум, чувства, волю воспитуемых, а с другой стороны воспитуемых, активно реагирующих на эти воздействия под влиянием своих потребностей, мотивов, жизненного опыта, убеждений. В современной педагогике воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности.
Цель В. – создание условий для совершенствования уровня воспитанности личности, детерминирующего личностный рост и качество выполнения образовательных задач.
Задачи: 1.формирование культуры личности как системы значимых качеств и соответствующие им способности осуществлять культуросозидательную деятельность на высоком уровне; 2.выявление и развитие природных задатков, творческого потенциала растущего человека в сферах социально – полезной, личностно – значимой деятельности в общении; 3.обеспечение максимального развития коммуникативности как условия стабильности межличностных отношений; 4.оказание помощи молодежи в определении смысла жизни ; 5.развитие научного мировоззрения как системы взглядов, убеждений, идеалов; 6.усвоение национальных и общечеловеческих ценностей; 7.развитие чувства собственного достоинства, реализации способности к самопознанию, самоопределению, самореализации, самооценки.
Особенности воспитательного процесса: 1.целенаправленность – идеальное представление о результатах воспитания. Идеальная цель – формирование всесторонне и гармонично развитой личности остается перспективной, так как для ее реализации необходимы кадровые, социальные условия, которыми не располагает общество; 2.двусторонность – взаимодействие воспитателя и воспитанников, руководителя – коллектива, опосредованное влияние, условия для самовоспитания, активность самого воспитанника; 3.целостность – личность формируется целостно, а не по частям, любое воздействие на личность затрагивает все ее сферы и непосредственно и опосредованно влияет на человека; 4.многофакторность – семья, друзья, СМИ, затрудняют или придают воспитательный смысл; 5.длительность – с момента рождения и продолжается всю жизнь, 6.малозаметность результатов воспитания, в воспитании требуется кропотливая, каждодневная работа, которая не может дать быстрых, заметных для внешнего восприятия результата, педагог должен проектировать; 7.противоречивость. Источник и движущие силы В. – внутренние противоречия между новыми задачами и наличным уровнем В., между знанием теории и практическими решениями, между притязаниями личности и ее реальными возможностями. Внешние противоречия: между организованным влиянием воспитателя и стихийными влияниями обстоятельств жизни, между требованиями, предъявляемыми воспитаннику и уровнем его зрелости, между имеющимися старыми привычками и новыми условиями жизни; 7.устремленность в будущее – плоды воспитательных усилий проявляются не сразу.
Структура В.: I этап – подготовительный – диагностика системы, в том числе воспитанников, постановка целей, задач, стимулирование и мотивация деятельности, создание необходимых условий, выбор оптимального варианта форм, методов, средств; II этап организации и осуществления процесса – организация пед. влияния и деятельности, изложение необходимой информации, формирование эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, развитие представлений, взглядов, убеждений, организация практических действий, выработка умений, привычек ; III этап анализа результата – анализ и самооценка результатов воспитания, оценка, выявление недостатков и путей их устранения, определение перспектив.